Основные компоненты введения

Оформление выпускных квалификационных работ

2015-2016 уч.г.

Согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008

I. Структура ВКР

Структура работы должна включать:

- отзыв научного руководителя и рецензию (Приложение 2);

- титульный лист (Приложение 1)

- содержание работы;

- введение (до 15 стр. бакалавриат, до 18 стр. специалитет);

- основная часть (2-3 главы, состоящие из параграфов, последний параграф-методический);

- заключение (2-3 страницы);

- список источников и литературы (Приложение 3);

- приложение.

II. Правила оформления выпускной квалификационной работы

2.1. Общие требования

Выпускная квалификационная работа должна быть напечатана на одной стороне листа белой бумаги форматом А4 по ГОСТ 9327-60, через полтора межстрочных интервала. Рекомендуемый шрифт Times New Roman (14 кегль). Рекомендуемый объем работы – 75 (бакалавриат) -90 (специалитет)страниц.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей; левое –30 мм, правое –10 мм, верхнее –15 мм, нижнее –20 мм. Следует включить режим выравнивание по ширине и автоматический перенос слов. Абзац (отступ) в тексте равен 1,25.

Шрифт должен быть четким. Плотность текста должна быть одинаковой.

Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.

Текст основной части работы делят на главы, параграфы. Заголовкиглав печатают по центру прописными буквами. Заголовки параграфов – по центру строчными буквами кроме первой прописной. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Слова, напечатанные на отдельной строке прописными буквами («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ»), должны служить заголовками соответствующих структурных частей работы.

Расстояние между заголовком и названием параграфа должно быть равно 2 интервалам, а расстояние между названием параграфа и текстом должно быть равно 1 интервалу. Подчеркивать заголовкине допускается.

Каждую главу следует начинать с нового листа.

2.2. Нумерация

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию работы, но номер на нем не ставят. Номерпроставляют на последующих страницах в правом нижнем углу.

Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце (напр., «ГЛАВА 1»). Введение и заключение не нумеруются.

Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера главы и параграфа, разделенных точкой. В конце номера главы должна быть точка, например: «2.3.» (третий параграф второй главы).

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВВЕДЕНИЯ

1. Актуальность

2. Историография проблемы

3. Источниковая база

4. Цель и задачи

5. Хронологические рамки

6. Территориальные рамки

7. Методологическая база.

8. Учебно-методическое обеспечение темы (общая характеристика)

СОДЕРЖАНИЕ

В связи с реализаций компетенции компетенции ПК -12: способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, при написании выпускной квалификационной работы необходимо включить в последнюю главу методический параграф, который ориентировочно может называться «Формирование исследовательских компетенций обучающихся при изучении темы (название темы) на уроках истории и во внеурочной деятельности»

При написании данного параграфа целесообразно:

- обозначить, какое место занимает тема ВКР в структуре школьного курса истории: в каком классе преподается, какие программы, учебники; как в школьных учебниках трактуется эта тема, есть ли противоречия, фактические ошибки и т. д;

-какие формы учебных занятий исследовательского характера (дискуссии, диспуты, круглые столы, кейсы) могут быть использованы при изучении данной темы; краткая методическая характеристика данных форм обучения с опорой на фактический материал темы ВКР;

- охарактеризовать, как данная тема может быть реализована в качестве научно-исследовательского проекта обучающегося: какие аспекты темы наиболее интересны для исследования обучающимся, охарактеризовать план подготовки проекта)

-целесообразно предложить модель урока с элементами исследовательской деятельности школьников: работа с историческими документами, выдержками из исторических трудов (историография) на основе проблемной технологии обучения.

Конспект урока структурно включает:

(вместо традиционных целей урока, в соответствии с реализацией ФГОС в школе, которые целесообразно почерпнуть из типовых технологических карт)

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Далее по стандартной схеме классического конспекта урока.

Примерный образец конспекта урока в конце положения

2.3. Иллюстрации

Иллюстрации (таблицы, чертежи, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах работы, включают в общую нумерацию страниц.

Иллюстрации, кроме таблиц, обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Номер иллюстрации (кроме таблиц) должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: «Рис. 1.2.» (второй рисунок первого раздела). За номером иллюстрации помещают текст поясняющей подписи. Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.

Иллюстрации должны быть расположены так, чтобыихбыло удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации располагают после первой ссылки на них в тексте.

Иллюстрации должны иметь наименования. При необходимости их снабжают поясняющими данными (подрисуночный текст). Наименование иллюстрации помещают над ней, поясняющие данные – под ней.

Ссылки

Ссылки в тексте на источники требуется указывать подстрочно как примечание, вынесенное из текста документа в конец страницы.

Их располагают под текстом каждой страницы, отделяя от него пробелом в 1,5 интервала и строкой. Оформление ссылок следует производить по ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 (подробнее: Приложение 3). В ссылках на иллюстрации указывают порядковый номер иллюстрации, например: Рис.1.2.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «Таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно – если имеет номер, например: В табл.2.6.

В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно слово «смотри», например; см. табл.3.1.

2.5. Список источников и литературы

Список должен содержать перечень источников, использованных при выполнении работы, а также список литературы.

Пример:

Источники

1.1

1.2.

Литература

2.1

2.2.

Источники и литературу следует располагать в алфавитном порядке.

Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5 – 2008.

2.6. Приложения

Приложения, включенные в выпускную квалификационную работу, помещаются после списка литературы и должны иметь номера и заголовки. Страницы приложений включаются в общую нумерацию, но не включаются в объем текстового материала исследования.

Приложение 1.

Образец титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Стерлитамакский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Башкирский государственный университет»

Наименование факультета

Название работы

«Допускается к защите»   Заведующий кафедрой Д.и.н, профессор   Самородов Д.П.   «___» ____________2016 г.   Научный руководитель: К.и.н, доцент   _________________ ФИО   «___» ____________2016 г.

СТЕРЛИТАМАК – 2016

Приложение 2

О Т З Ы В

на выпускную квалификационную работу студента

_______________________________________

Ф.И.О.

Специальность (направление)___________ _____________________________

на тему ______________________________________

Примечание: Отзыв на ВКР должен представлять собой единый текст, без выделения пунктов, но по содержанию должен соответствовать следующему плану:

1. Новизна и актуальность темы, ее соответствие профилю специальности

2. Отношение студента к разрабатываемой теме, желание студента учитывать замечания научного руководителя, общее впечатление о заинтересованности студента как в результатах, так и в повышении уровня своего исследования

3. Научно-теоретический уровень, глубина разработки темы

4. Оценка использованной научной литературы при выполнении выпускной квалификационной работы

5. Характеристика структуры и содержания отдельных глав выпускной квалификационной работы

6. Соответствие требованиям ГОСТа выпускной квалификационной работы

7. Заключение о возможности или невозможности представления данной выпускной квалификационной работы к защите

Научный руководитель

(степень, звание, должность) ________________

(подпись,ФИО)

Р Е Ц Е Н З И Я

на выпускную квалификационную работу студента

_______________________________________

Ф.И.О.

Специальность (направление)_____________________________________________

на тему _______________________________________________

Примечание: Рецензия на ВКР должна представлять собой единый текст, без выделения пунктов, но по содержанию должна соответствовать следующему плану:

1. Объем выпускной квалификационной работы

2. Новизна и актуальность темы, ее соответствие профилю специальности

3. Оценка структуры выпускной квалификационной работы (соответствует ли содержание работы ее наименованию и структуре)

4. Оценка использованной литературы. Умение обобщать и анализировать использованную литературу

5. Теоретический уровень работы

6. Практическая значимость и обоснованность рекомендаций, выдвигаемых автором

7. Недостатки и замечания к выпускной квалификационной работе

8. Оценка выпускной квалификационной работы рецензентом (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и общий вывод о возможности присвоения дипломнику квалификации.

Рецензент

(степень, звание, должность) ___________________

(подпись, печать, ФИО)

Приложение 3

Оформление библиографии

Подстрочные ссылки

основные компоненты введения - student2.ru Подстрочные библиографические ссылки оформляют как примечание, вынесенное из текста документа в конец страницы. Их располагают под текстом каждой страницы, отделяя от него пробелом в 1,5 интервала и строкой. Связь подстрочной ссылки с текстом осуществляют с помощью знака сноски, который набирают на верхнюю линию шрифта. Для оформления подстрочных ссылок используется меню „Вставка, ссылка, сноска“ текстового редактора Microsoft Word, шрифт Times New Roman (12 кегль), интервал одинарный, отступ 1,25

основные компоненты введения - student2.ru Например: _________________________1

основные компоненты введения - student2.ru 1Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки: учеб. пособие. М., 2006. С. 305.

При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразную нумерацию:

основные компоненты введения - student2.ru - для каждой страницы текста нумерация сносок осуществляется заново.

основные компоненты введения - student2.ru основные компоненты введения - student2.ru Если в тексте указан только автор документа, в подстрочной ссылке дают полное описание работы. Фамилию и инициалы автора произведения, опубликованного в собрании сочинений, повторяют.

основные компоненты введения - student2.ru Если в тексте указаны сведения об электронном ресурсе (название, автор и т. д.), допускается в ссылке указать только его электронный адрес.

Примеры подстрочных ссылок:

основные компоненты введения - student2.ru В тексте: основные компоненты введения - student2.ru По мнению Нечкиной, „монография — основа больших обобщений, важных научных концепций“ 1. основные компоненты введения - student2.ru

основные компоненты введения - student2.ru В подстрочной ссылке:

_________________________

основные компоненты введения - student2.ru 1 Нечкина М. В. Монография: ее место в науке и в издательских планах. М., 1965. С. 77.

основные компоненты введения - student2.ru В тексте:
основные компоненты введения - student2.ru Существует следующая точка зрения : „...........“ 1.

основные компоненты введения - student2.ru В подстрочной ссылке:
_________________________
основные компоненты введения - student2.ru 1 Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10. С. 76–86.

основные компоненты введения - student2.ru

В тексте:
основные компоненты введения - student2.ru Т. В. Адорно в статье „К логике социальных наук“ пишет, что ........... 1.

основные компоненты введения - student2.ru

В подстрочной ссылке:
_________________________
основные компоненты введения - student2.ru 1 Вопросы философии. 1972. № 10. С. 76–86.

В тексте:

основные компоненты введения - student2.ru „... Счастье — оно было завоевано длительным общением с романом“, — пишет Л. Погожева в статье „Возвращение к Стендалю“ 1.

основные компоненты введения - student2.ru В подстрочной ссылке:

_________________________

основные компоненты введения - student2.ru 1 Лит. газ. 1976. 7 янв. С. 8.

основные компоненты введения - student2.ru В тексте:

основные компоненты введения - student2.ru Н. А. Некрасов в письме к Л. Н. Толстому писал: «Я люблю еще в Вас великую надежду русской литературы, для которой Вы уже много сделали и для которой еще более сделаете» 1.

основные компоненты введения - student2.ru В подстрочной ссылке: _________________________
основные компоненты введения - student2.ru 1 Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. М., 1952. Т. 1. С. 291.

основные компоненты введения - student2.ru В тексте:

Информация заимствована на сайте „Официальные периодические издания“ 1.

основные компоненты введения - student2.ru В подстрочной ссылке:

__________________________

основные компоненты введения - student2.ru 1 Официальные периодические издания : [Электронный ресурс] : электрон. путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005–2007. URL: http:www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 14.03.2016).

Оформление списка использованной литературы

Монографическое издание

1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. М.: Логос, 2004. 304 с.

2. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография. Волгоград: Перемена, 1999. 274 с.

3. Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы / пер. с англ. М.: Международные отношения, 1980. 318 с.

Несколько авторов

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Моск. филос. фонд, 1995. 322 с.

2. Основы теории коммуникации: учебник / М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов [и др.] / под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. – 615 с.

3. Браславский П.И., Данилов С.Ю. Интернет как средство инкультурации и аккультурации // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: монография: в 2-х ч. / под общ. ред. Л.И. Гришаевой, М.К. Поповой. – Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004. Ч. 1. С. 215 – 228.

Статьи в журналах

Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. 2001. № 11. С. 64 – 79.

Авторефераты и диссертации

1. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2005. 23 с.

2. Школовая М.С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации: дис. … канд. филол. наук. – Тверь, 2005. 174 с.

I. Организационный блок.

II. Мотивационно-целевой блок: на экране одновременно появляется два высказывания (дети читают)

1) Литва в основе та же Русь (Адам Мицкевич)

2) Вся Русь должна принадлежать Литве (Князь Ольгерд)

Учитель: вы прослушали две цитаты. Определите, о каком государстве сегодня пойдёт речь. (ответ обучающихся: о Литве/ о Великом княжестве Литовском).

На экране карта «Великое княжество Литовское и Русское XIII-XV вв.»

Учитель: На западных границах Руси появляется новый, очень сильный сосед – Литовское княжество. Обратите внимание на ленту времени.

На какой период приходится возвышение Литвы.

В каком положении в этот период находилась Русь?

Учитель: обратимся к историческим источникам в учебнике на стр. 175. Что писали в то время о Литовском княжестве?

Что произошло с древнерусской народностью? Какие народы возникли на территории проживания древнерусской народности? (белорусы, украинцы, русские) Какая проблема возникает в связи с изучением документа?

Обучающиеся выводят проблему: Почему древнерусская народность распалась на три народа?

Учитель: почему на ваш взгляд это могло произойти? (обучающиеся предлагают свои гипотезы)

Какие народы оказались в составе Великого княжества Литовского? (ответ обучающихся: белорусы и украинцы)

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с Великим княжеством Литовским и Русским. Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы познакомиться с новым государством?

(Формирование плана урока совместно с учениками) – ответы учеников

1. Образование государства у литовских племен.

2. Порядки в Литовском государстве.

3. Отношения с соседями.

Информационный блок

(Работа с анимированной презентация. Рассказ учителя. Заполнение рабочего листа № 1). В польских и литовских хрониках в 13 веке появились упоминания о литовских племенах – пруссах, литовцах, жмуди, ятвягах. Они занимали территорию к югу от Балтийского моря. Литовские племена жили общинами, занимались земледелием и скотоводством, охотились и ловили рыбу, на побережье Балтийского моря собирали янтарь.

Время от времени христианские миссионеры пытаются просветить диких язычников поклоняющихся множеству богов, в числе которых особо почитался громовержец Перун, перед идолами которого шли священные костры. В 13 в. Литовские племена пытались покорить немецкие рыцари Ливонского и Тевтонского Орденов. Брать дань с литовских племен хотели Польша, Швеция и Русские княжества. В борьбе с захватчиками литовские племена объединялись в союзы во главе с вождями. Из родовых общин выделялись слои воинов дружинников и разбогатевшей от военной добычи знати, Примерно в 1240 году один из литовских князей Миндовг уничтожил или изгнал всех племенных князей и объединил под своей властью литовские племена для борьбы с иноземными захватчиками. Так в начале 13 века образовалось Великое княжество Литовское. В то время вся Русь попала в зависимость от Золотой Орды. Каждый русский город платил тяжелую дань ордынскому хану.

Миндовг начал присоединять западно-русские земли – Полоцкую и Витебскую. Земли, покоренные литовцами, перестали платить дань в Орду. Возможно их тогда стали называть «Белая Русь», Русь, свободная от ордынской дани. В круг своих приближенных Миндовг включал как литовских родовых старейшин, так и русских бояр. При князе Гедимине, основателе династии Гедиминговичей, ВКЛ значительно укрепилось. Со времени правления Гедимина большая часть населения ВКЛ состояла из русских. Гедимин был женат на русской княжне, русичи составляли основу его армии. Русские князья играли большую роль в управлении государством. Гедимин построил город, ставший столицей Литовского княжества. Гедимин продолжил присоединение восточнославянских земель. К концу его правления 2/3ВКЛ составляли русские земли. Гедимин стал первым титуловать себя королем литовским и русским.

(Беседа по рабочему листу № 1) Как изменились отношения между русскими землями, вошедшими в состав Великого Княжества Литовского и Золотой Ордой? (Перестали платить дань Орде).

Какое положение в образовавшемся Литовском государстве заняли русские князья и бояре? (Были включены в круг приближенных князя)

Были ли русские земли заинтересованы во вхождении в Литовское государство. (Да. Литовских князей рассматривали как избавителей от Ордынского ига)

Что еще могло привлечь население русских земель в Литовском княжестве? (Порядки)

Вывод на слайде 7. Литовское государство складывалось при использовании традиций русских княжеств.

Вспомним порядки и традиции Древнерусского государства. (работа с анимированным слайдом № 8)

Кто стоял во главе государства? (Великий князь)

Какое положение при князе занимали бояре? (Советники князя)

Как назывались законы Древней Руси? (Русская Правда)

Какая религия была распространена на Руси? (Православие)

Что было привлекательным в таком управлении для русских земель? (Включение в состав этого государства воспринимались русскими людьми как возрождение Киевской Руси)

Обратимся к рабочему листу № 2 и выполним задание, прочитав п. 2 §16 с. 145-146, отметьте черты, характерные для Русско-Литовского государства при Гедимине. Совместный анализ задания

3. Отношения с соседями.

Как же складывались отношения с соседями?

Обратимся еще раз к карте.

Внимательно посмотрите и назовите соседей Великого княжества Литовского.

(Золотая Орда, Московская Русь, Польша)

Обратимся к документу на рабочем листе № 3 и выясним как складывались отношения с Московским княжеством.

Из московской летописи о походе великого князя Ольгерда в 1368 году.

«….князь Литовский Ольгерд Гедиминович, собрав множество воинов, выступил с большим войском и двинулся к Москве, на великого князя Дмитрия Ивановича. С Ольгердом в походе были его брат Кейстут и сын Кейстута Витовт, и сыновья Ольгерда, и все князья литовские, и Тверской князь Михаил, и смоленское войско…

…Когда же до великого князя (московского) дошли вести, что Ольгерд идет войной, он приказал без промедления рассылать грамоты по городам и начал собирать воинов со всего великого княжества, но было уже поздно, ни откуда из дальних мест военные отряды подойти не могли….

Ольгерд подошел к Москве и встал у крепостных стен…

Великий князь (московский) затворился в крепости с князьями, с боярами, со всем народом….

Вопрос к документу:

Чем летописец объясняет превосходство в силах литовского князя над силами московского князя?

(на стороне Ольгерда выступали не только литовские но и русские князья)

Что же касается Золотой Орды, то на последующих уроках мы будем говорить как литовский князь Ягайло решил выступить на стороне Мамая против Московского князя Дмитрия.

А с Польше был заключен союз о последствиях которого вы изучите дома по § 16. Дату заключения этого союза мы определим решив хронологическое уравнение.

Слайд. «Крещение Руси - призвание варягов +Ледовое побоище +17 = Х» (1385)

Итак, обратимся к нашей проблеме - почему древнерусская народность распалась на три народа?

Могло ли повлиять вхождение Русских земель на разделение древнерусского народа?

Что привело к распаду древнерусской народности на три народа – белорусский, украинский, и русский?

Что мы узнали сегодня на уроке? (У русских земель появился новый сосед ВКЛ)

Слайд. Рядом с русскими землями под их влиянием сложилось новое Литовское княжество.

Какие земли вошли в его состав?

Слайд.Великое княжество Литовское включило в себя западные и южные русские земли, освободив их от Ордынского ига.

Изменились ли условия развития русских земель в составе ВКЛ и Московской Руси?

Слайд. Литовская и Московская Русь стали развиваться в разных условиях – их жители стали образовывать разные, но родственные народы – белорусы, украинцы, русские.

Какой вывод мы можем сделать на основании установленных фактов?

Что стало причиной разделения древнерусского народа?

Слайд.Создание Великого княжества Литовского и Русского привело к разделению древнерусской народности на предков белорусов, украинцев, русских

Белой Русью называли земли, не платившие дань Орде, они вошли в состав Литвы первыми, Украина – потому что на окраине Литовской Руси.

На территории Московской Руси – сформировался русский народы.

Эти три родственных народа подобны трем сестрам, после замужества разошедшимся по разным семьям, но сохранившим свое родство.

Какие еще родственные народы вы знаете? Может быть в нашей республике проживают такие народы?

Оценочный блок. В течение урока учитель раздает рейтинговые карточки, которые можно обменять на оценку или сохранить до следующего урока и дополнить если оценка не устраивает.

Рефлексивный блок:составление синквейна

Домашнее задание. Ученики получают дифференцированное домашнее задание (прописать подробно):

1 уровень (высокий уровень сложности задания, требует использования дополнительных источников информации, в т.ч. Интернета, справочников и т.д.)

2 уровень: повышенный уровень сложности, проблемный вопрос

3 уровень: базовый (номер параграфа конкретного учебника, простой воспроизводящий вопрос или задание на составление хронологической таблицы и т.д.)

Оформление выпускных квалификационных работ

2015-2016 уч.г.

Согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008

I. Структура ВКР

Структура работы должна включать:

- отзыв научного руководителя и рецензию (Приложение 2);

- титульный лист (Приложение 1)

- содержание работы;

- введение (до 15 стр. бакалавриат, до 18 стр. специалитет);

- основная часть (2-3 главы, состоящие из параграфов, последний параграф-методический);

- заключение (2-3 страницы);

- список источников и литературы (Приложение 3);

- приложение.

II. Правила оформления выпускной квалификационной работы

2.1. Общие требования

Выпускная квалификационная работа должна быть напечатана на одной стороне листа белой бумаги форматом А4 по ГОСТ 9327-60, через полтора межстрочных интервала. Рекомендуемый шрифт Times New Roman (14 кегль). Рекомендуемый объем работы – 75 (бакалавриат) -90 (специалитет)страниц.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей; левое –30 мм, правое –10 мм, верхнее –15 мм, нижнее –20 мм. Следует включить режим выравнивание по ширине и автоматический перенос слов. Абзац (отступ) в тексте равен 1,25.

Шрифт должен быть четким. Плотность текста должна быть одинаковой.

Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.

Текст основной части работы делят на главы, параграфы. Заголовкиглав печатают по центру прописными буквами. Заголовки параграфов – по центру строчными буквами кроме первой прописной. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Слова, напечатанные на отдельной строке прописными буквами («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ»), должны служить заголовками соответствующих структурных частей работы.

Расстояние между заголовком и названием параграфа должно быть равно 2 интервалам, а расстояние между названием параграфа и текстом должно быть равно 1 интервалу. Подчеркивать заголовкине допускается.

Каждую главу следует начинать с нового листа.

2.2. Нумерация

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию работы, но номер на нем не ставят. Номерпроставляют на последующих страницах в правом нижнем углу.

Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце (напр., «ГЛАВА 1»). Введение и заключение не нумеруются.

Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера главы и параграфа, разделенных точкой. В конце номера главы должна быть точка, например: «2.3.» (третий параграф второй главы).

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВВЕДЕНИЯ

1. Актуальность

2. Историография проблемы

3. Источниковая база

4. Цель и задачи

5. Хронологические рамки

6. Территориальные рамки

7. Методологическая база.

8. Учебно-методическое обеспечение темы (общая характеристика)

СОДЕРЖАНИЕ

В связи с реализаций компетенции компетенции ПК -12: способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, при написании выпускной квалификационной работы необходимо включить в последнюю главу методический параграф, который ориентировочно может называться «Формирование исследовательских компетенций обучающихся при изучении темы (название темы) на уроках истории и во внеурочной деятельности»

При написании данного параграфа целесообразно:

- обозначить, какое место занимает тема ВКР в структуре школьного курса истории: в каком классе преподается, какие программы, учебники; как в школьных учебниках трактуется эта тема, есть ли противоречия, фактические ошибки и т. д;

-какие формы учебных занятий исследовательского характера (дискуссии, диспуты, круглые столы, кейсы) могут быть использованы при изучении данной темы; краткая методическая характеристика данных форм обучения с опорой на фактический материал темы ВКР;

- охарактеризовать, как данная тема может быть реализована в качестве научно-исследовательского проекта обучающегося: какие аспекты темы наиболее интересны для исследования обучающимся, охарактеризовать план подготовки проекта)

-целесообразно предложить модель урока с элементами исследовательской деятельности школьников: работа с историческими документами, выдержками из исторических трудов (историография) на основе проблемной технологии обучения.

Конспект урока структурно включает:

(вместо традиционных целей урока, в соответствии с реализацией ФГОС в школе, которые целесообразно почерпнуть из типовых технологических карт)

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Далее по стандартной схеме классического конспекта урока.

Примерный образец конспекта урока в конце положения

2.3. Иллюстрации

Иллюстрации (таблицы, чертежи, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах работы, включают в общую нумерацию страниц.

Иллюстрации, кроме таблиц, обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Номер иллюстрации (кроме таблиц) должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: «Рис. 1.2.» (второй рисунок первого раздела). За номером иллюстрации помещают текст поясняющей подписи. Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.

Иллюстрации должны быть расположены так, чтобыихбыло удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации располагают после первой ссылки на них в тексте.

Иллюстрации должны иметь наименования. При необходимости их снабжают поясняющими данными (подрисуночный текст). Наименование иллюстрации помещают над ней, поясняющие данные – под ней.

Ссылки

Ссылки в тексте на источники требуется указывать подстрочно как примечание, вынесенное из текста документа в конец страницы.

Их располагают под текстом каждой страницы, отделяя от него пробелом в 1,5 интервала и строкой. Оформление ссылок следует производить по ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 (подробнее: Приложение 3). В ссылках на иллюстрации указывают порядковый номер иллюстрации, например: Рис.1.2.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «Таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно – если имеет номер, например: В табл.2.6.

В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно слово «смотри», например; см. табл.3.1.

2.5. Список источников и литературы

Список должен содержать перечень источников, использованных при выполнении работы, а также список литературы.

Пример:

Наши рекомендации