Из путевых заметок Д. И. Фонвизина1
<< ... Каждый министр есть деспот в своем департаменте. Фа вориты его делят с ним самовластие и своим фаворитам уде ляют... Кажется, будто все люди на то сотворены, чтоб каж дый был или тиран или жертва. Неправосудие во Франции тем жесточе, что происходит оно непосредственно от самого правительства и на всех простирается. Налоги, частые и тяж кие, служат к одному обогащению ненасытных начальников; никто не подвергаясь беде, не смеет слова молвить против сих утеснений. Надобно точно выбрать одно из двух: или платить, или быть брошену в тюрьму... Всякий делает что хочет.
Народ в провинциях еще несчастнее, нежели в столице. Судьба его зависит главнейше от интенданта; но что есть ин тендант? Вор, имеющий полномочие грабить провинцию без отчетно. Чем дороже стала ему у двора сия привилегия, тем для народа тягостнее. Каждый из них начинает ремесло свое тем, что захватывает откуп хлеба... и принуждает через то жителей покупать у него жизнь за ту цену, которую опреде лить за благо рассуждает.
1 Д.И. Фонвизин (1745-1792) известный русский писатель, путешествовал по Франции и свои впечатления изложил в письмах и путевых заметках.
Франция вся на откупу. Невозможно выехать за несколько шагов из Парижа, чтобы воротясь не быть остановлену та можнею. Почти за все ввозимое в город платится столько по шлины, сколько сама вещь стоит ...
Другой источник казенных доходов во Франции есть про дажа чинов и должностей - зло безмерное... Множество под лых людей душою и происхождением покупали себе права и способы быть орудиями народных утеснений...>>.
1. О каком периоде истории Франции говорится в этом до кументе?
2. Какие явления политической и экономической жизни Франции Фонвизин характеризует как бедствие для страны и ее населения?
3. Сравните организацию государственного управления, судебной и налоговой системы во Франции с тем, как это было организовано в эти же годы в Англии.
Прочтите отрывки из брошюры аббата Сиейеса (январь 1789 г.) с язвительным памфлетом «Что такое третье сосло вие?» и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использо вание информации из источника, а также применение исто рических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«План этого произведения достаточно прост. Нам надо от ветить на три вопроса:
1. Что такое третье сословие? Всё.
2. Чем оно было ДО настоящего момента в политической жизни? Ничем.
3. Каковы его требования? Стать чем-нибудь в политике)).
<с ••• Кто осмелился бы сказать, что у третьего сословия нет всего необходимого, чтобы сформировать совершенную на цию? Третье сословие можно сравнить с сильным человеком, одна рука которого закована в кандалы. И если бы его избави ли от привилегированного сословия, нация от этого ничего бы
не потеряла, а, наоборот, приобрела бы нечто большее. Что же это такое третье сословие? Всё, но «всё•> самое угнетенное и стесненное. Чем бы оно было без привилегированного сосло вия? Всем, но <<всем•> богатым и процветающим. Без третьего сословия невозможно никакое движение вперед, но оно про ходило бы гораздо быстрее, не будь привилегированного со словия•>.
1. Какие факты свидетельствуют о том, что французское общество еще сохраняло некоторые черты общества традици онного?
2. Как вы понимаете слова автора о том, что «без третьего сословия невозможно никакое движение вперед•>?
3. Какое суждение вы можете предложить по поводу того,
что всего лишь за месяц в стране было продано 30 ООО экземп ляров брошюры Сийеса?
[[J
Прочитайте извлечения из исторического источника и от ветьте на вопросы. Ответы предполагают использование ин формации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из записок российской императрицы Екатерины 11 <<0 ме рах восстановления во Франции королевского правительст ва•> (1792)
<<Дело французского короля есть дело всех государей.
Для Европы важно, чтобы Франция снова заняла положе ние, подобающее великому государству.
В настоящее время достаточно десяти тысяч войска, чтобы пройти Францию от одного конца до другого... Кажется, что набрать это войско было бы всего удобнее в землях прирейн ских... К набранному войску неминуемо присоединятся все оставившие родину французские дворяне, а может быть, и полки немецких государей. Посредством этого войска можно освободить Францию от разбойников, восстановить монархию и монарха, разогнать самозванцев, наказать злодеев, избавить
государство от угнетения, тотчас же объявить прощение и забвение всем изъявляющим покорность и признающим за конного государя... Французское духовенство получит назад, что останется нераспроданного из его имущества, дворянст во - свои права сословные ... >>
1. Какое историческое событие нашло отражение в запис ках Екатерины П?
2. Какие суждения об отношении Екатерины II и россий ского дворянства к происходящим во Франции событиям можно сформулировать на основе ее записок?
3. Прокомментируйте суждение Екатерины 11 «Дело французского короля есть дело всех государей•.
[!J
Прочтите извлечение из исторического источника и от ветьте на вопросы. Ответы предполагают использование ин формации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Закон 17 сентября 1793 г. <<0 подозрительных•>
«Ст. 1. Немедленно по опубликованию настоящего декрета все подозрительные лица, которые находятся на территории Республики и еще продолжают пользоваться свободой, будут подвергнуты аресту.
Ст. 2. Подозрительными считаются:
1) те, которые своим поведением, либо своими связями, либо своими речами или сочинениями проявляют себя сто ронниками тирании... и врагами свободы;
2) те, которые не смогут... доказать законность своих средств к существованию и выполнению гражданских обя занностей;
3)· те, которым было отказано в выдаче свидетельств о бла гонадежности;
5) те из бывших дворян, так же как и ихмужей, жен, от цов, матерей, сыновей или дочерей, братьев или сестер, а рав ным образом и агентов эмигрантов, которые не проявляли по стоянно своей преданности революции;
6) те, которые эмигрировали ... хотя они и возвратились во Францию...
Ст. 3. Наблюдательные комитеты ... принимают на себя обязанность, каждый в своем округе, составить список подоз рительных лиц, изготовить приказы об их аресте...
Ст. 5. Лица, арестованные как подозрительные, подлежат первоначальному заключению в арестных домах их местожи тельства. При отсутствии таковых они содержатся под надзо ром у себя на дому.
Ст. 6. В течение недели после ареста они пересылаются в государственные здания, которые департаментские админи страции .. обязаны... приготовить для этой цели.
Ст. В. Расходы по охране возлагаются на самих заключен ных и подлежат равному распределению между ними... >>
1. О каком историческом периоде Великой французской революции говорится в этом документе?
2. Каким органом политической власти мог быть издан этот декрет?
3. На основании этого документа сформулируй·ге суждение
o характере политической власти во Франции в этот период.
[L]
Прочтите извлечения из исторического источника и от ветьте на вопросы. Ответы предполагают использование ин формации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Роберт Бернс (1759-1796).
Дерево свободы (1793)
Есть дерево в Париже, брат.
Под сень его густую Друзья отечества спешат, Победу торжествуя.
Где нынче у его ствола Свободный люд толпится,
Вчера Бастилия была,
Всей Франции темница.
Из года в год чудесный плод На дереве растет, брат.
Кто съел его, тот сознает,
Что человек - не скот, брат.
Его вкусить холопу дай - Он станет благородным.
И свой разделит каравай
С товарищем голодным.
Дороже клада для меня Французский этот плод, брат.
Он красит щеки в цвет огня, Здоровье нам дает, брат.
Благословение тому, Кто пожалев народы,
Впервые в галльскую тюрьму Принес глоток свободы.
Поила доблесть в жаркий день Заветный тот росток, брат,
И он свою раскинул сень На запад и восток, брат.
Но верю я: настанет день, - И он не за горами, -
Когда листвы волшебной сень Раскинется над нами.
1. Какое историческое событие нашло отражение в произ ведении Бернса?
2. :Как вы думаете, что автор называет «чудесным пло дом•, позволяющим людям ощутить свое человеческое досто инство?
3. :Какое значение, по мнению автора, имеет историческое событие, которому он посвятил свое стихотворение?
Темы 28-30. Традиционные общества Востока.Начало европейской колонизации
Задания с выбором ответа
1.
|
А) преобладание государственной и общинной собствен- ности на землю
Б)стремление человека подчинить себе природу
В)господство традиций коллективизма
Г)ценность личной свободы и гражданских прав
Д)стремление человека жить в гармонии с природой Е) господство частной собственности
Укажите верный ответ.
1)БВЕ 2) АБГ 3) АВД 4) БДЕ
2.
|
1)покупались у князя, на земле которого располагалась община
2)передавались по наследству из поколения в поколение
3)покупались у деревенской общины
4)должностные лица избирались на собрании общин
Ников
3.
|
1)ответственность всей общины за проступок одного из ее членов
2)на собраниях общины все соседи становились в круг для принятия важных решений
3) при совершении торговой сделки, по традиции, прода вец и покупатель брались за руки, образуя круг, а за тем ударяли по рукам
4) у старосты деревни имелись расположенные кругом
отпечатки пальцев всех членов общины, что помогало при поимке преступника
4.
|
А) устанавливало цены на важнейшие товары
Б) в болотистых местах создавало плавучие огороды на бамбуковых плотах
В)устанавливало монополию на некоторые отрасли ре-
месла и торговли
Г)увеличивало налоги на ремесленников и купцов
Д) в Китае государство проводило регистрацию всех го родских жителей
Е) устанавливало правила жизни для всех жителей госу
дарства
Укажите верный ответ.
1)БДЕ 2) АВГ 3) АГЕ 4) БДВ
5.
|
1)придворные
2)самураи
3)священнослужители
4)врачи и ученые
6.
|
1)индуизм
2)буддизм
3)синтоизм
4)иудаизм
7.
|
1)ремесленники
2)крестьяне
3)купцы
4)самураи
8.
|
<<Остров Чипингу - на востоке, в открытом море; до него от материка тысяча пятьсот миль. Остров очень ве лик; жители белы, красивы и учтивы; они идолопоклон ники, независимы, никому не подчиняются. Золота, ска жу вам, у них великое обилие: чрезвычайно много его тут, и не вывозят его отсюда с материка ни купцы, да и никто не приходит сюда, оттого-то золота у них, как я вам гово рил, очень много. Жемчугу тут обилие; он розовый и очень красив, круглый, крупный; дорог он также, как и белый. Есть у них и другие драгоценные камни. Богатый остров, и не перечесть его богатства)>.
1)Индия
2)Китай
3)Япония
4)Афганистан
9.
|
|
в каком обществе могли существовать такие отношения?
1)рабовладельческом
2)феодальном
3)капиталистическом
4)первобытнообщинном
1 Сэппуку (харакири) - ритуальное самоубийство.
10.
|
А)провел реформу государственного управления и лично вникал во все государственные дела
Б)запрещал изучение индуизма
В)поощрял развитие ремесел и торговли, провел налого вую реформу
Г)признал равенство индуизма и ислама, разрешал стро-
ить индуистские храмы
Д) отменил кастовый строй
Е) крестьян-должников обращал в рабов
Укажите верный ответ.
1)АБЕ 2) БВД 3) ГДЕ 4) АВГ
11.
|
1)Бабур
2)Иэясу Токугава
3)Акбар
4)императоры династии Цини
12.
|
А) общество было разобщено кастовым строем и враждой приверженцев индуистской и мусульманской религий
Б)правители не уделяли внимание строительству новых
городов
В)правители покровительствовали поэтам
Г)империя вела бесконечные завоевательные войны
Д)разорение крестьян непосильными налогами приводи
ло к оскудению казны
Е) правители уделяли большое внимание развитию жи вописи
Укажите верный ответ.
1)АБВ 2) БГД 3) ГДЕ 4) АГД
13.
|
1)республика
2)абсолютная монархия
3)деспотия
4)конституционная монархия
14.
|
А)желание предотвратить вторжение европейцев в страну
Б)опасение того, что контакты с европейцами приведут к разрушению национальных традиций
В)вмешательство европейцев в дела внутреннего управ-
ления
Г)желание сохранить традиционные религии
Д) европейцы навязывали ношение европейской одежды Е) европейцы внедряли латинский алфавит
Укажите верный ответ.
1)АВЕ 2) БГЕ 3) АБГ 4) вгд
Задания с кратким ответом
85 1.Прочтите извлечение из книги японского писа'l'еля Сай каку, в котором один из героев произведения рассказыва ет о том, каким он представляет себе кодекс поведения людей своего сословия. Назовите сословие, о котором идет речь.
«Ранний подъем .............................................1О %
Преданность семейному делу ............................40% Работа сверхурочно .........................................16%
Бережливость ................................................20%
Хорошее здоровье ...........................................14%
Задания с кратким ответом
А вот что мешает процветанию дела и накоплению денег:
1. Дорогая еда и женщины; шелковые кимоно каждый день.
2. Отдельные носилки для жен; уроки музыки и игры в карты для взрослых дочерей.
3. Уроки игры на барабане для взрослых сыновей.
4. Соревнования по стрельбе из лука, игры в мяч, по этические конкурсы, курение благовоний.
5. Ремонт в доме, пристрастие к чайной церемонии.
6. Гуляние во время цветения вишни, катание на лод ке, ежедневные ванны.
7. Городские увеселительные мероприятия, участие в азартных играх.
8. Уроки владения мечом и дуэльной схватки для го рожан.
9. Стремление помогать ближним в несчастьях, брать кого-то на поруки.
10. Употребление сакэ по вечерам, частое курение трубки, лишние поездки в Киото, не вызванные необхо димостью.
11. Спонсирование благотворительных соревнований по борьбе. Слишком большие подношения храмам.
12. Занятия резьбой по дереву во время работы; кол лекционирование золотых украшений для мечей.
13. Знакомства с актерами и посещение мест развлече ний.
14. Долги под проценты большие, чем 8 % в месяц.
Одним словом, работай много и не трать время и деньги на посторонние занятия».
Ответ: -----------------------
Темы 28-ЗО. Традиционные общества Востока ...
2. Прочтите извлечение из книги английского историка Холла, где автор рисует обобщенный образ представителя одного из сословий японского общества. Напишите сосло вие, о котором идет речь.
<<...он был по преимуществу выходцем из провинци- альной аристократии, посвятившим себя делу оружия... Его в первую очередь занимали вопросы земли и меча... Поэтому он... в первую очередь ценил такие качества, как умение управлять лошадью, стрелять из лука, сражаться на мечах и вести за собой людей. Он превозносил предан ность, честь, бесстрашие и скромность. Причем скром ность признавалась, пожалуй, самым главным дос•rоинст вом, и не только потому, что он жил на не с•rоль уж обильные дары земли, но потому, что роскошь неотврати мо приводила к слабости и немощи. Вот почему он считал блага жизни при дворе бесполезными... Ведь от него тре бовались жестокость, прямота и, прежде всего, действие... Он жил суровой и дисциплинированной жизнью, полно стыо подчиняя себя приказам и воле вышестоящих».
Ответ: ------------------------
3. Прочтите описание традиций, лежащих в основе органи зации жизни в китайской семье, и напишите название общества, где существовали такие семьи.
<(Глава семьи управляет своими детьми, младшими братьями и всеми членами семейства, распределяет между ними обязанности (кому заведовать амбаром, кухней, прислугой, садом и т. п.), назначает занятия (кому что сделать в течение дня), дает им все необходимое (пропита ние, одежду и пр.). Члены семейства ни в коем случае не могут действовать по своему усмотрению, но обо всем должны докладывать главе семьи и поступать согласно его воле. Сыновья и жены не могут иметь собственного иму щества: все, что они в состоянии приобрести (каким бы то
Задания с кратким ответом
ни было образом), должно быть отдано хозяину (отцу); ко гда они хотят воспользоваться чем-либо из домашнего имущества, то должны получить на то позволение отца; по своему усмотрению они не могут ничего давать посторон ним, ни принимать от них)).
3а противодействие родителям закон карал сурово:
<<Подвергается смертной казни через рассечение на части тот, кто ударит своего отца или мать, деда или бабку по от цу, равно как и каждая женщина, которая ударит своего свекра или свекровь, деда или бабку мужа по отцу)>. Там же в законе было записано: <<Сын или дочь, словесно оскорб ляющие отца или мать, внук или внучка, оскорбляющие де да или бабку по отцу, женщина, оскорбляющая свекра или свекровь, деда или бабку по отцу, подвергаются смертной казни через удушение, если оскорбленное лицо слышало ос корбительные слова и обратилось к властям с жалобой)>.
Уважение к старшим нашло свое выражение в ряде из речений: <<Старший человек в семье - сокровище)>, <сЕсли в семье есть старец, значит в семье есть опыт)), <<В разго воре со старшим нужно понижать голос, не допускать не ясных слов. Когда старший встает, младший не должен сидеть; когда старший сидит, младший не должен садить ся, если ему не скажет старший)).
Ответ:
4. Установите соответствие между восточными светскими и военными династиями и государствами, в которых они
находились у власти. Запишите в таблицу
цифры под соответствующими буквами. А) Великие Моголы 1)Китай
Б)династия Цин 2) Индия
В)династия Мин 3) Япония
|
выбранные
Ответ1: ....._А
5) Иран
Бв
ft5 5. Установите соответствие между историческими события ми и ихдатами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
СОБЫТИЯ
А) вторжение Бабура в Индию, положив- шее начало созданию империи Великих Моголов
Б)захват Ост-Индской компанией Бенгалии
В)захват маньчжурами Пекина
Г)<<закрытие•> Китая
ДАТЫ 1) 1644 г.
2) 1526 г.
3) 1757г.
4) 1757 г.
5) 1542 г.
Ответ: -1-АБВГ_
6.Прочтите суждения, которые высказывались в Японии в отношении крестьян, и напишите, среди какой части японского общества могли они возникнуть.
«Крестьянин что кунжутное семя: чем больше жмешь, тем больше выжмешь)).
<сКрестьянину надо оставлять только столько, чтобы он мог прожить год)).
Ответ: -----------------------
Задания с развернутым ответом
ш
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко
ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.