Из произведения немецкого гуманиста XVI столетия

Ульриха фон Гуттена

<сЖалоба и предостережение против непомерного нехри- стианского насилия папы и недуховного духовенства>>

Яжалуюсь и обвиняю,

Я правду говорить желаю, И обнаружить тот недуг,

Под коим страждем мы от мук, И вся немецкая страна Жестоко отягощена...

Кому же правда дорога,

Тот в церкви наживет врага. Коль ей он станет докучать, Его заставят замолчать.

Попы вмешаются - и в миг Он станет злейший еретик И всем урок в его судьбе.

Господь, я призову к тебе! Пошли нам помощь и совет, Пошли своей нам правды свет! -

 
  Из произведения немецкого гуманиста XVI столетия - student2.ru

Пускай святого духа власть

Как з старину не даст нам пасть... Открой же нации - зачем

Так слишком милостив ты к тем, R>го о бож ественнос11и пишет,

А сам :ишь страстью к деньгам дышит, Клю-:е·гся именем твоим,

А ca:vr лишь дьяволом храним. Ко всем, кто под покровом ряс В безмерном плутовстве погряз, Себя священником зовет,

А сам мошенником слывет, И небреженьем в деле веры Дурные подает примеры... Онv. нас обирают всех,

И не считают то за грех, Ведь им-де все разрешено. И повелось у них давно:

Когда какой-нибудь священник Добуде·г церкви много денег, Хоть воровством и грабежом, Его не обвиняют в том.

Ему и си: а, и почет,

Ведь всех важнее в церкви тот, К•го сундуки полней набьет.

Я не коснулея всех их дел -

Я слишком скромность бы задел, Когда бы вскрыл я весь позор

В земле немецкой с давних пор От тех, кто сходит за духовных,

Живет в роскошествах греховных, Кому не свято ничего.

Как слеп наш мир! Ведь для него Они духовный сан имеют

И, значит, истиной владеют.

 
  Из произведения немецкого гуманиста XVI столетия - student2.ru

1. Какие упре1<и в адрес Католической церкви и священно­ служителей существовали в европейском обществе?

2. Какими мерами Католическая церковь боролась с теми верующими, которые подвергали критике ее де.нтельность?

3. Выскажите и обоснуйте свое мнение: почему в заголовке произведения автор использует выражение <<недуховное ду­ ховенство>>.

Прочтите извлечение из исторического источни1<а и отве1ъ- те на вопросы. Ответы предполагают использование информа­ ции из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода и умений.

Люсьен Февр. <<Капитализм и РеформациЯ>>

<<А другие - буржуа...? Они перед нами - неудовлетво­ ренные, разочарованные, недовольные. С их культом рассуд­ ка, любознательностью, склонностью <<входить в суть ново­ го>>; с их верой в себя и нетерпением сбросить старые путы. Они ходят к обедне... едят постное в предписанные дни. Они живут и умирают по закону Церкви. Они не подвергают со­ мнению основы того, чему учит священник. Они верят в Бога справедливого ... Чувствуют себя, однако, неспо1<ойно. В их религиозном сознании есть пустота, пробел. У них нет ощу­ щения, что они обладают учением, приспособленным к их умонастроению, к их потребностям ...Они ждут.

Богатые антверпенские купцы не испытывают колебаний. Маклеры, доверенные представители, родственники или кон­ куренты Фуггеров - все становятся лютеранами ... Ибо что для начала дает этим людям учение Лютера? То, чего они хо­ тят больше всего: осуществление некоторых из их наиболее глубоких стремлений. Тем более что они берут это учение си­ лою и понемногу изменяют его, приспосабливают, прилажи­ вают к своим надобностям.

Мы говорили о буржуазной склонности к простым и ясным мыслям. Этим людям нужно понимать. И религия Лютера го­ ворит с немцами немецким языком.

 
  Из произведения немецкого гуманиста XVI столетия - student2.ru

А что отыщется в этой Библии, ставшей ныне доступною? Живой Бог, человечный, родной... и вот он заговорил, и все Евангелие, спихнувшее свою латынь, показывает его простым и свободным в обращении и как он странствует по Иудее и го­ ворит со всеми кротким и ласковым голосом; и что дарует он людям, одному за другим? Уверенность.

Уверенность - это сила. Это все равно что <<аванс>> для че­ ловека действия. Попробуем воссоздать драму совести торгов­ цев, банкиров, охотников за золотом, чья повседневная жизнь была беспощадной войной. Церковь говорила им: <<Вы греш­ ны, но не отчаивайтесь. Придите ко мне. Исповедайтесь и по­ кайтесь. Отпущение грехов вернет вам радость и спокойст­ вие>> . Да, но <<исповедайтесь>>!..

...Церковь отпускает грехи... А можно ли быть в этом уве­ ренным? Во всяком случае, при одном условии: чтобы ей в них признались. Чтобы в них исповедались. А если не было време­ ни? И вот встает призрак внезапной смерти. В состоянии смертного греха? В таком случае - осуждение: вечное пребы­ вание в аду. В состоянии греха простительного? Тогда - муки в Чистилище ... Поэтому понятно яростное стремление людей того времени отвергнуть это Чистилище... желание любой це­ ной получить полную уверенность. И в самом этом стремлении проявляется светлая воля отныне не искать в смерти главное предназначение Судьбы, но обрести его в жизни.

Добавим, наконец, еще следующее. Эти люди горды. Это буржуа. Им не терпится показать всем свою полную само­ стоятельность.

Что же говорит им Лютер? Что повторяют вместе с ним все вожди Реформации? Вот что: откройте Евангелие и читайте. Вы можете его прочесть, мы даем его вам на вашем языке. Что вы там находите? Бога, который свободно разговаривает без посредников. И которого вы понимаете без толмача, не так ли? В таком случае зачем священник-посредник, может быть, плохой толмач? Каждый из вас священник в той мере, в ка­ кой вы понимаете, любите, проповедуете учение вашего Бога.

 
  Из произведения немецкого гуманиста XVI столетия - student2.ru

И точно так же зачем нужны между вами и божеством по­ средники и заступники, которых плодит Церковь? К чему эта никчемная толпа христианских святых? Лицом к лицу с Бо­ гом. Вы один пред Ним, единым...

...Так завязывались узы между душами буржуа и новым учением, которое им несли Лютер, Кальвин. Так раскрывается смысл, которым для них, для буржуа, наполнялись эти абст­ рактные формулы: перевод Писания на язык народа и оправда­ ние верой. Сотни людей подвергались преследованиям, терпели пытки и принимали смерть во имя победы этих требований ... Эти лозунги нашли отклик в самой глубине души детей века - людей действующих, упорно работающих, борющихся>>.

1. Почему в XVI столетии учение Католической церкви пе­ рестало удовлетворять верующих?

2. Среди каких слоев европейского общества эта неудовле­ творенность проявлялась особенно остро и почему?

3. Какие положения учений Лютера и Кальвина стали по­ пулярны в европейском обществе и почему?

Прочтите извлечение из исторического источника и ответь- те на вопросы. Ответы предполагают использование информа­ ции из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода и умений.

Из трактата Жана Кальвина <<Наставление в христиан­ ской вере)> (1535)

<<Существует четыре степени должностей, установленных господом нашим для управления его церковью: во-первых, пасторы, затем - доктора, далее - старейшины и в­ четвертых - диак оны1•

...Что касается пасторов... их обязанностью является воз­ вещать слово Божие... совершать таинства и вместе со ста­ рейшинами и приставами налагать братские наказания.

 
  Из произведения немецкого гуманиста XVI столетия - student2.ru

1 Дьякон - помощник священника, участвующий в церковной службе; низшая степень священства.

Из произведения немецкого гуманиста XVI столетия - student2.ru Из произведения немецкого гуманиста XVI столетия - student2.ru

Чтобы ничто в церкви не совершалось беспорядочно, никто не должен вступать в эту должность без призвания...

Экзамен (на должность пастора. - А. Ю.) состоит из двух частей. Во-первых, имеет ли тот, кто подлежит посвящению, хорошее и святое знание писания ... Вторая часть - о жизни, именно добрых ли он нравов.

Далее, кому принадлежит право поставлять пасторов? Прежде всего пасторы изберут того, кого надлежит посвя­

тить в сан. Затем его представят Совету, который примет его, если найдет достойным.

<...>Чтобы предотвратить все житейские соблазны, надо будет позаботиться о способе исправления, которому все бы подчинялись и который также будет средством сохранять сан в почтении. Чтобы поддерживать эту дисциплину, пасторы каждые три месяца должны будут иметь специальное сужде­ ние относительно того, не заслуживает ли кто из них упреков. Что касается тех лиц второго сана, которых мы назвали докторами, то собственно их обязанностью является настав­

ление верных в святом учении.

Следующий, третий сан - старейшины. Их обязанностью является следить за жизнью каждого, дружески увещевать тех, кого они заметят в проступке или в беспорядочной жиз­ ни. Их следует избрать так, чтобы они имелись в каждом квартале города и повсюду имели глаз.

Четвертый сан, именно диаконы, всегда в древней церкви были двух родов: одним поручалось принимать, расходовать и сохранять имущество бедных - как ежедневную милостыню, так и предназначенные для того имущества, другим - забо­ титься о больных•.

1. Какие задачи должна была решать установленная Каль­ вином церковная иерархия?

2. Можно ли считать, что прихожанин кальвинистской церкви был более свободен в вопросах веры и личной жизни, чем католик? Свое суждение аргументируйте.

3. Как вы считаете, почему кальвинистское учение - про­ тестантизм - существует и сегодня?

Из произведения немецкого гуманиста XVI столетия - student2.ru Тема 15. Освободительная война

Наши рекомендации