Из произведения немецкого гуманиста XVI столетия
Ульриха фон Гуттена
<сЖалоба и предостережение против непомерного нехри- стианского насилия папы и недуховного духовенства>>
Яжалуюсь и обвиняю,
Я правду говорить желаю, И обнаружить тот недуг,
Под коим страждем мы от мук, И вся немецкая страна Жестоко отягощена...
Кому же правда дорога,
Тот в церкви наживет врага. Коль ей он станет докучать, Его заставят замолчать.
Попы вмешаются - и в миг Он станет злейший еретик И всем урок в его судьбе.
Господь, я призову к тебе! Пошли нам помощь и совет, Пошли своей нам правды свет! -
Пускай святого духа власть
Как з старину не даст нам пасть... Открой же нации - зачем
Так слишком милостив ты к тем, R>го о бож ественнос11и пишет,
А сам :ишь страстью к деньгам дышит, Клю-:е·гся именем твоим,
А ca:vr лишь дьяволом храним. Ко всем, кто под покровом ряс В безмерном плутовстве погряз, Себя священником зовет,
А сам мошенником слывет, И небреженьем в деле веры Дурные подает примеры... Онv. нас обирают всех,
И не считают то за грех, Ведь им-де все разрешено. И повелось у них давно:
Когда какой-нибудь священник Добуде·г церкви много денег, Хоть воровством и грабежом, Его не обвиняют в том.
Ему и си: а, и почет,
Ведь всех важнее в церкви тот, К•го сундуки полней набьет.
Я не коснулея всех их дел -
Я слишком скромность бы задел, Когда бы вскрыл я весь позор
В земле немецкой с давних пор От тех, кто сходит за духовных,
Живет в роскошествах греховных, Кому не свято ничего.
Как слеп наш мир! Ведь для него Они духовный сан имеют
И, значит, истиной владеют.
1. Какие упре1<и в адрес Католической церкви и священно служителей существовали в европейском обществе?
2. Какими мерами Католическая церковь боролась с теми верующими, которые подвергали критике ее де.нтельность?
3. Выскажите и обоснуйте свое мнение: почему в заголовке произведения автор использует выражение <<недуховное ду ховенство>>.
Прочтите извлечение из исторического источни1<а и отве1ъ- те на вопросы. Ответы предполагают использование информа ции из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода и умений.
Люсьен Февр. <<Капитализм и РеформациЯ>>
<<А другие - буржуа...? Они перед нами - неудовлетво ренные, разочарованные, недовольные. С их культом рассуд ка, любознательностью, склонностью <<входить в суть ново го>>; с их верой в себя и нетерпением сбросить старые путы. Они ходят к обедне... едят постное в предписанные дни. Они живут и умирают по закону Церкви. Они не подвергают со мнению основы того, чему учит священник. Они верят в Бога справедливого ... Чувствуют себя, однако, неспо1<ойно. В их религиозном сознании есть пустота, пробел. У них нет ощу щения, что они обладают учением, приспособленным к их умонастроению, к их потребностям ...Они ждут.
Богатые антверпенские купцы не испытывают колебаний. Маклеры, доверенные представители, родственники или кон куренты Фуггеров - все становятся лютеранами ... Ибо что для начала дает этим людям учение Лютера? То, чего они хо тят больше всего: осуществление некоторых из их наиболее глубоких стремлений. Тем более что они берут это учение си лою и понемногу изменяют его, приспосабливают, прилажи вают к своим надобностям.
Мы говорили о буржуазной склонности к простым и ясным мыслям. Этим людям нужно понимать. И религия Лютера го ворит с немцами немецким языком.
А что отыщется в этой Библии, ставшей ныне доступною? Живой Бог, человечный, родной... и вот он заговорил, и все Евангелие, спихнувшее свою латынь, показывает его простым и свободным в обращении и как он странствует по Иудее и го ворит со всеми кротким и ласковым голосом; и что дарует он людям, одному за другим? Уверенность.
Уверенность - это сила. Это все равно что <<аванс>> для че ловека действия. Попробуем воссоздать драму совести торгов цев, банкиров, охотников за золотом, чья повседневная жизнь была беспощадной войной. Церковь говорила им: <<Вы греш ны, но не отчаивайтесь. Придите ко мне. Исповедайтесь и по кайтесь. Отпущение грехов вернет вам радость и спокойст вие>> . Да, но <<исповедайтесь>>!..
...Церковь отпускает грехи... А можно ли быть в этом уве ренным? Во всяком случае, при одном условии: чтобы ей в них признались. Чтобы в них исповедались. А если не было време ни? И вот встает призрак внезапной смерти. В состоянии смертного греха? В таком случае - осуждение: вечное пребы вание в аду. В состоянии греха простительного? Тогда - муки в Чистилище ... Поэтому понятно яростное стремление людей того времени отвергнуть это Чистилище... желание любой це ной получить полную уверенность. И в самом этом стремлении проявляется светлая воля отныне не искать в смерти главное предназначение Судьбы, но обрести его в жизни.
Добавим, наконец, еще следующее. Эти люди горды. Это буржуа. Им не терпится показать всем свою полную само стоятельность.
Что же говорит им Лютер? Что повторяют вместе с ним все вожди Реформации? Вот что: откройте Евангелие и читайте. Вы можете его прочесть, мы даем его вам на вашем языке. Что вы там находите? Бога, который свободно разговаривает без посредников. И которого вы понимаете без толмача, не так ли? В таком случае зачем священник-посредник, может быть, плохой толмач? Каждый из вас священник в той мере, в ка кой вы понимаете, любите, проповедуете учение вашего Бога.
И точно так же зачем нужны между вами и божеством по средники и заступники, которых плодит Церковь? К чему эта никчемная толпа христианских святых? Лицом к лицу с Бо гом. Вы один пред Ним, единым...
...Так завязывались узы между душами буржуа и новым учением, которое им несли Лютер, Кальвин. Так раскрывается смысл, которым для них, для буржуа, наполнялись эти абст рактные формулы: перевод Писания на язык народа и оправда ние верой. Сотни людей подвергались преследованиям, терпели пытки и принимали смерть во имя победы этих требований ... Эти лозунги нашли отклик в самой глубине души детей века - людей действующих, упорно работающих, борющихся>>.
1. Почему в XVI столетии учение Католической церкви пе рестало удовлетворять верующих?
2. Среди каких слоев европейского общества эта неудовле творенность проявлялась особенно остро и почему?
3. Какие положения учений Лютера и Кальвина стали по пулярны в европейском обществе и почему?
Прочтите извлечение из исторического источника и ответь- те на вопросы. Ответы предполагают использование информа ции из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода и умений.
Из трактата Жана Кальвина <<Наставление в христиан ской вере)> (1535)
<<Существует четыре степени должностей, установленных господом нашим для управления его церковью: во-первых, пасторы, затем - доктора, далее - старейшины и в четвертых - диак оны1•
...Что касается пасторов... их обязанностью является воз вещать слово Божие... совершать таинства и вместе со ста рейшинами и приставами налагать братские наказания.
1 Дьякон - помощник священника, участвующий в церковной службе; низшая степень священства.
Чтобы ничто в церкви не совершалось беспорядочно, никто не должен вступать в эту должность без призвания...
Экзамен (на должность пастора. - А. Ю.) состоит из двух частей. Во-первых, имеет ли тот, кто подлежит посвящению, хорошее и святое знание писания ... Вторая часть - о жизни, именно добрых ли он нравов.
Далее, кому принадлежит право поставлять пасторов? Прежде всего пасторы изберут того, кого надлежит посвя
тить в сан. Затем его представят Совету, который примет его, если найдет достойным.
<...>Чтобы предотвратить все житейские соблазны, надо будет позаботиться о способе исправления, которому все бы подчинялись и который также будет средством сохранять сан в почтении. Чтобы поддерживать эту дисциплину, пасторы каждые три месяца должны будут иметь специальное сужде ние относительно того, не заслуживает ли кто из них упреков. Что касается тех лиц второго сана, которых мы назвали докторами, то собственно их обязанностью является настав
ление верных в святом учении.
Следующий, третий сан - старейшины. Их обязанностью является следить за жизнью каждого, дружески увещевать тех, кого они заметят в проступке или в беспорядочной жиз ни. Их следует избрать так, чтобы они имелись в каждом квартале города и повсюду имели глаз.
Четвертый сан, именно диаконы, всегда в древней церкви были двух родов: одним поручалось принимать, расходовать и сохранять имущество бедных - как ежедневную милостыню, так и предназначенные для того имущества, другим - забо титься о больных•.
1. Какие задачи должна была решать установленная Каль вином церковная иерархия?
2. Можно ли считать, что прихожанин кальвинистской церкви был более свободен в вопросах веры и личной жизни, чем католик? Свое суждение аргументируйте.
3. Как вы считаете, почему кальвинистское учение - про тестантизм - существует и сегодня?
Тема 15. Освободительная война