Оценка работы с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

• установил тип источника и время (дату) его появления;

извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

• сопоставил факты нескольких исторических источников;

• применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.)

для объяснения содержания исторического источника;

• дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

• аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• определил тип источника и историческую эпоху его появления;

• извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

• сопоставил факты нескольких исторических источников;

• применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

• прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

• на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

• не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2»выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

• не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

• пересказал текст источника без его комментирования;

• или дал ответ не в контексте задания.

Оценка работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

• читает легенду карты;

• правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

• раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

• правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

• допускает неточности при чтении легенды карты;

• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины;

• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

• не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

• не соотносит историческую информацию с картой;

• не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• не умеет читать легенду карты;

• не распознает историческую информацию, представленную на карте;

• отказался работать с контурной картой.

Обществознание, право

Устный, письменный ответ.

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

• логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

• сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

• сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

• применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

• оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

• верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;

• продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

• не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

• дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

• дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

• делает элементарные выводы;

• путается в терминах;

• не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

• не может аргументировать собственную позицию;

• затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

• справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• не раскрыл проблему;

• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);

• Или информацию представил не в контексте задания

• Или отказался отвечать.

Оценка письменной работы (источник социальной информации, оригинальный или исторический текст) по обществознанию.

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:

• осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;

• сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

• увидел и сформулировал главную мысль, идею текста;

• сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса;

• продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросы текста (естествознание, искусство и т.д.);

• предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления (реферат, доклад, сообщение, конспект и т.д.)

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

• осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;

• увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;

• при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;

• обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);

• не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

• в оформлении работы допустил неточности.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;

• почувствовал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать;

• попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания текста;

• не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

• выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий;

• не смог определить основную идею, мысль текста;

• не раскрыл проблему; собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора)

• аргументация отсутствует;

• или информация дана не в контексте задания.

Наши рекомендации