Сергей Федорович Платонов (1860-1933)
Если Ключевский был главой московской исторической школы, то Платонов был главой петербургской исторической школы. Это два столпа исторической науки конца 19-го начала 20-го веков. На их трудах были воспитаны десятки тысяч русской интеллигенции предреволюционной эпохи. На них создавалось русское общественное мнение. Платонову принадлежат «Лекции по русской истории». Это университетский курс. У Ключевского не систематическое изложение всей истории, а у Платонова — систематическое изложение всей русской истории от древнейших времён до царствования Николая I.
Платонов родился в 1860 году в Чернигове в русской семье. Мечтой родителей было вернуться в родную Москву. Семья, однако, переехала не в Москву, а в Петербург, где отец получил работу. Сергей учился в Петербургском Университете. Университет его разочаровал. Греческий язык там преподавал старый профессор Людебиль, который был уже очень дряхлым, хромым, глухим и безголосым. Профессор латинского языка Шеборг преподавал с большим подъемом, но скоро потерял популярность, так как свел свое преподавание к ускоренному курсу, который надоел студентам ещё в гимназии. Профессор древней истории Соколов был хорошим ученым, энтузиастом античной Греции. Каждая его лекция начиналась словами: «Греки были удивительный народ». Его курс был насыщен фактами, но лишен историографии, руководящих идей и не было обобщения. Нельзя быть историком и филологом без знания древних языков, а они преподавались плохо. Разочарован был отсутствием вводного отдела в исторической науке. Вводный курс включает в себя источники, историографию, методологию. В университете преподавал также знаменитый филолог-славист Измаил Иванович Срезневский. Студенты слушали его с большим вниманием. Но вскоре он умер. Очень популярен был в студенческой среде профессор русской словесности Миллер, славянофил по убеждениям. Но более всех повлияли на выбор пути будущего академика профессор истории России Бестужев-Рюмин и византолог Василий Григорьевич Васильевский. Васильевскому Платонов написал довольно любопытный реферат «О местожительстве готов-тетракситов». Кандидатскую диссертацию Платонов писал Бестужеву-Рюмину. Она посвящена земским соборам.
Окончил университет, Платонов был оставлен при кафедре русской истории. Он также был приглашен читать лекции в Александровском лицее и историко-филологическом институте. Основной сферой своих научных интересов Платонов избрал Смутное время. Он защитил две диссертации: магистерскую и докторскую. Обе работы посвящены смутному времени. Платонов начинает смутное время с Ивана Грозного. Защищенная в 1888 году магистерская диссертация называлась: «Древнерусские сказания и повести о смутном времени XVII века как исторический источник». В 1889 году Платонов занял кафедру русской истории в Петербургском университете. Докторская диссертация называлась «Очерки по истории смуты в Московском государстве 16-17 веков». В первом труде Платонов рассматривает источники, а во втором труде излагает историю смуты. Свою докторскую диссертацию он считал основным трудом своей жизни. Докторскую диссертацию Платонов защищал в Киеве, а не в Петербурге, потому что здесь был только один доктор истории, а оппонентами при защите докторской диссертации могли быть не менее двух докторов истории. В Киевском университете было три известных доктора русской истории: Иконников, Антонович и Голубовский. В 1921 вышла еще одна книга Платонова, посвященная Смутному времени – «Борис Годунов».
Самой известной книгой Платонова стали «Лекции по русской истории». В лекциях Платонов дает определение истории, рассматривает методику исторического исследования, дает обзор историографии русской истории и систематически излагает историю России от древних времен до смерти императора Николая I. По определению Платонова: «История – есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества». «Для того, чтобы дать научно-точную и художественно-цельную картину какой-либо эпохи народной жизни или полной истории народа, необходимо: 1) собрать исторические материалы, 2) исследовать их достоверность, 3) восстановить точно отдельные исторические факты, 4) указать между ними причинную связь и 5) свести их в общий научный обзор или в художественную картину».
Историю России Платонов делил на четыре периода:
1) От древних времен до Иоанна Грозного.
2) От Иоанна Грозного до царя Феодора Алексеевича (включительно).
3) От смерти Феодора Алексеевича до смерти Николая I.
4) От смерти Николая I (соответственно от восшествия на престол Александра II).
Платонов был государственником, монархистом и высоко ценил императора Александра II.
В 1920 году Платонов написал статью «Руса». В ней он пытается доказать, что упоминаемый арабскими писателями остров русов - это территория вокруг города Старая Русса, то есть болотистая местность к югу от озера Ильмень.
В 1912 году Платонов получил лестное предложение – занять пост министра народного просвещения, но отклонил его. В 1917 году Сергей Федорович Платонов был избран академиком. В 20-е годы выходят книги Платонова «Борис Годунов», «Смутное время» (научно-популярный очерк), «Социальный кризис Смутного времени», «Москва и Запад в XVI-XVII веках».
В октябре 1929 года произошла так называемая «архивная история», переросшая затем в громкое «академическое дело». Суть «архивной истории» в том, что в ряде учреждений Академии наук (библиотека Академии наук, Археографическая комиссия, Пушкинский Дом) были обнаружены важные с политической точки зрения документы. В результате С.Ф. Платонов, занимавший тогда в Академии наук пост академика-секретаря Отделения гуманитарных наук, и некоторые другие сотрудники Академии наук были обвинены в сознательном «припрятывании архивных материалов от советской власти и их «сбережении» для ожидаемого ими монархического хозяина России».[11]
Была создана специальная правительственная комиссия для расследования. В результате расследования было выявлено немало архивных документов, имеющих политическое значение. Самой важной находкой стало обнаружение конверта с пометкой «Г.Е. Старицкий, № 607». Старицкий, брат супруги академика В.И. Вернадского, во дни Временного правительства был сенатором. В его распоряжении оказались поступившие в Сенат подлинники отречений от престола императора Николая II и его брата Михаила Александровича. Эти документы и находились в конверте. В описи указания на то, какие документы содержит конверт, не было. Советская власть безрезультатно вела поиски этих документов. Кроме конверта № 607 были обнаружены переписка Николая II с Петербургским генерал-губернатором Д.П. Треповым по поводу событий «кровавого воскресенья» 9 января 1905 года, архивы бывшего товарища министра внутренних дел и шефа жандармов В. Ф. Джунковского, материалы бывшего посла в Великобритании Набокова, материалы департамента полиции, корпуса жандармов, контрразведки, списки лиц, получавших особое вознаграждение за борьбу с революцией. В археографической комиссии были обнаружены: архив ЦК партии конституционных демократов (кадетов), архив ЦК партии социалистов-революционеров (эсеров), архив Объединенной социал-демократической организации Петербурга, списки членов Союза русского народа, шифры жандармского управления, дела агентов, внедренных жандармами в ряды революционеров, материалы Учредительного собрания и комиссии по его роспуску, часть архивов П.Б. Струве и А.Ф. Керенского. Было выяснено, что Джунковский допускался до работы, причем бесконтрольной, с материалами своего бывшего архива. 5 ноября 1929 года Политбюро приняло решение об отстранении С.Ф. Платонова от занимаемой им должности академика-секретаря, и поручило упомянутой выше комиссии обсудить вопрос о привлечении виновных в укрывательстве документов к суду. «Архивное дело» отрицательно сказалось на здоровье Платонова – у него обострилась сердечная недостаточность. В ночь на 12 января 1930 года Сергей Федорович Платонов и его дочь Мария были арестованы. Платонов был обвинен в создании в 1927 году в Академии наук тайной организации «Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России». Целью этой никогда на самом деле не существовавшей организации было, якобы, свержение советской власти и установление конституционной монархии. На императорский престол С.Ф.Платонов и его единомышленники планировали, якобы, посадить великого князя Андрея Владимировича, бывшего ученика Платонова по Военно-юридической Академии. Будто бы они распределили и посты в правительстве. С.Ф. Платонову предназначался пост премьер-министра, Е.В. Тарле – пост министра иностранных дел, В.Н. Бенешевичу – пост министра юстиции.
Помимо С.Ф. Платонова аресту подверглись другие известные ученые: А.И. Заозерский, А.И. Андреев, С.В. Рождественский, Б.А. Романов, В.Г. Дружинин, П.Г. Васенко, М.Д. Приселков, академики Е. В. Тарле и Н.П. Лихачев. В феврале Ученые-краеведы Б.Б. Веселовский, Д.О. Святский, С.И. Тхоржевский, М.П. Бабенчиков, М.Н. Смирнов и др. В августе 1930 года были арестованы профессора Московского университета академик М.К. Любавский, члены-корреспонденты Академии наук СССР Ю.В. Готье и Д.Н. Егоров, профессора С.К. Богоявленский. А.И.Яковлев и С.В.Бахрушин. Из молодых советских историков были арестованы И.А. Голубцов и Л.В. Черепнин. Арестовали также белорусского ученого историка В.И. Пичету. Согласно версии следствия в Москве существовал филиал «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России», который возглавлял, якобы, историк академик Михаил Михайлович Богословский, незадолго до того скончавшийся.
14 марта 1930 года по отношению к Платонову было выдвинуто официальное обвинение, в котором говорилось, что гражданин «Платонов Сергей Федорович достаточно изобличается в том, что активно участвовал в создании и возглавлял контрреволюционную монархическую организацию, ставившую своей целью свержение советской власти и установление в СССР монархического строя путем склонения иностранных государств и ряда буржуазных общественных групп к вооруженному вмешательству в дела Союза. Руководил и участвовал в практической деятельности, выражавшейся:
1) В организации сети нелегальных контрреволюционных кружков, занимающихся антисоветской пропагандой и созданием антисоветских кадров
2) В контрреволюционном саботаже со специальной целью ослабления власти советского правительства.
3) В оказании помощи той части международной буржуазии, которая стремится к низвержению советской власти.
4) В собирании и передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной, иностранным государствам …».[12]
Платонов на допросах признал себя «убежденны монархистом», но конкретные обвинения в свой адрес отверг. Прочитав обвинительное заключение, он почувствовал себя так плохо, что был отправлен в тюремную больницу. Немного оправившись Платонов написал записку в ОГПУ. В этой записке Платонов, в частности, писал:
«Клятвенно утверждаю, что:
1) к противоправительственной и контрреволюционной организации не принадлежал и состава ее не знаю;
2) действиями ее не руководил ни прямо, ни косвенно;
3) средств ей не доставлял и для нее денег от иностранцев или вообще из-за границы не получал. Считал бы для себя позором и тяжким преступлением получать такие деньги для междоусобия в родной стране.
Не могу отступить от этих показаний, единственно истинных, под страхом ни ссылки, ни изгнания, ни даже смерти.
Не могу объяснить, ни самому себе представить, кто и зачем привязал меня к этому делу и орудовал моим именем. Может быть, рассчитывали на то, что мой личный авторитет и звание академика могут, с одной стороны, влиять на вербовку членов и успех дела, а с другой стороны, дадут ему иммунитет. Не думаю, что кто бы то ни было хотел «погубить» меня, впутав в это дело, так как личных ненавистников не знаю и не предполагаю».[13]
10 февраля 1931 года было оглашено решение тройки ОГПУ по «академическому делу». 29 человек было приговорено к расстрелу, 53 человека – к отправке в исправительно-трудовые лагеря и двое – к трехлетней ссылке. Однако расстреляли лишь шестерых – бывших офицеров. В отношении остальных приговоры были в мае 1931 года смягчены.
Наконец, по постановлению коллегии ОГПУ от 8 августа 1931 года 10 человек были отправлены в лагеря сроком от трех до пяти лет, 18 человек – в ссылку сроком на пять лет и один человек – в ссылку сроком на три года. Мягкие окончательные приговоры косвенным образом свидетельствуют, что советские карательные органы не воспринимали выдвинутые ими против историков обвинения всерьез. Сергей Федорович Платонов был сослан на пять лет в Самару. Туда же были сосланы его дочери Мария и Нина. Нина устроилась преподавать французский язык в местном сельскохозяйственном институте, а Мария – на работу в библиотеку. Умер Сергей Федорович Платонов 10 января 1933 года в Самаре, в больнице, от хронической болезни сердца. Погребли его на городском кладбище, могила, по-видимому, утеряна.
Виднейшими учениками С.Ф.Платонова являлись П.Г. Васенко, С.В.Рождественский, Александр Евгеньевич Пресняков, М.А. Полиевктов, А.И.Заозерский, Петр Григорьевич Любомиров, А.И Андреев, С.Н. Валк, А.А. Введенский, Б.А. Романов, Георгий Владимирович Вернадский, отчасти Павел Александрович Милюков.