Николай иванович костомаров (1811-1885)

Николай Иванович Костомаров родился в Воронежской губернии. Отец его был помещиком-крепостником. Мать Николая Ивановича была украинской крестьянкой, крепостной Ивана Костомарова, который приблизил эту девушку к себе и послал ее учиться в пансион в Москву. Впоследствии он женился на ней, но Николай родился еще до брака. В 1828 году Иван Костомаров был убит своими крепостными. Николай Иванович Костомаров получил образование в пансионе, в Воронежской гимназии и в Харьковском университете. В университете он увлекся изучением истории. Костомаров, вслед за Полевым считал, что важнее история народа, чем история государства. Украинцев и великороссов Костомаров считал разными народами. Довольно долго он думал о своем национальном самоопределении и, в конце концов, стал считать себя украинцем. Костомаров выучил украинский язык и написал на этом языке несколько стихотворений, которые опубликовал под псевдонимом. В 1843 году Костомаров защитил магистерскую диссертацию на тему: «Об историческом значении русской народной поэзии». После этого он начал работать над докторской диссертацией о Богдане Хмельницком. В 1846-1847 годах Николай Иванович недолго преподавал в Киевском университете святого Владимира. В Киеве он сблизился с деятелями так называемого Кирилло-Мефодиевского братства. Братство состояло из умеренно настроенных молодых украинских националистов. Он мечтали о славянской федерации, одной из частей которой станет Украина, мечтали об отмене крепостного права. Членом братства был и Тарас Шевченко. Весной 1847 года члены братства были арестованы. Костомаров около года просидел в Петропавловской крепости в Петербурге. Затем его сослали в Саратов под надзор полиции. Печататься и преподавать ему запретили, но позволили служить чиновником. В Саратове Николай Иванович продолжал трудиться над книгой о Богдане Хмельницком и изучал историю восстания Степана Разина.

В 1856 году надзор с Костомарова был снят. Ему разрешили выехать за границу. После заграничного путешествия он вернулся в Саратов и продолжил свои научные труды. В 1859 году вышли в свет книги Костомарова «Богдан Хмельницкий» и «Бунт Стеньки Разина». В том же году он был приглашен на кафедру истории России в Санкт-Петербургский университет и согласился занять эту кафедру. Из саратовского периода жизни Костомарова можно также отметить его труд антисемитского содержания, в котором Николай Иванович выступал в поддержку мнения о том, что некоторые иудеи-изуверы употребляют кровь христианских мальчиков. В Петербурге Костомаров вошел в состав археографической комиссии и издал девять томов «Актов, относящихся к истории Южной и Западной России». В Петербургском университете Костомаров преподавал до 1862 года. Из-за студенческих беспорядков университет был временно закрыт. Одной из причин беспорядков стала отмена публичной лекции Костомарова о Константине Аксакове. Николай Иванович был вынужден покинуть университет. На этом его профессорская карьера закончилась. Впоследствии Киевский университет святого Владимира (дважды) и Харьковский университет приглашали Костомарова занять профессорскую кафедру, но министерство Народного просвещения запретило.

После вынужденного окончания преподавательской деятельности Костомаров занялся исключительно научной работой. Одна за другой выходят его книги и статьи. В 1863 году появляется его труд «Северорусские народоправства». В этом труде он рассматривает историю самоуправления в Новгороде, Пскове и Хлынове (Вятке). В 1864 году появился труд Николая Ивановича Костомарова, специально посвященный личности Лжедимитрия I: «Кто был первый Лжедимитрий?» Костомаров попытался доказать, что Лжедмитрий и Отрепьев – два разных лица, но что Лжедмитрий верил в то, что он на самом деле царевич Димитрий. Костомаров выдвинул также версию о том, что идея с выдвижением Лжедмитрия родилась и начала осуществляться в Москве, в боярских кругах.[8] Эта гипотеза стала впоследствии весьма популярна в историографии. Чаще всего инициатива выдвижения Лжедимитрия приписывается боярам Романовым. Однако это версия зиждется на догадках и слухах, она не подкреплена сколько либо значимыми фактами. Затем появляются книги «Смутное время Московского государства» и «Последние годы Речи Посполитой». Костомаров публикует труды по истории Украины. Наиболее значительны среди них «Гетманство Выговского» и «Мазепа и мазепинцы». В середине 70-х годов вышла двухтомная «Русская история в жизнеописании ее важнейших деятелей» Н.И. Костомарова.

Костомаров высказывал в своих произведениях порой малообоснованные мнения, которые шокировали общество. Так, он заявил, что поведение великого князя Димитрия Иоанновича во время Куликовской битвы было следствием его трусости.

Также Костомаров усомнился в подлинности подвига Ивана Сусанина, за что был подвергнут жесткой и аргументированной критике Сергеем Михайловичем Соловьевым. Ответ Соловьева Костомарову помещен как отдельная статья на страницах «Истории России с древнейших времен».

Наши рекомендации