Наступление национализма и националистическая история: запад, ближний восток и индия в xix веке
Историография в эпоху революций 1789-1848 годов
Политический контекст
Нет никаких сомнений в том, что Французская революция и последовавший за ней наполеоновский режим существенно изменили условия изучения, написания и прочтения истории на Западе. Революция высветила границы, в которых протекал процесс модернизации (описанный нами во введении), и одновременно пределы этого процесса. К 1815 году революция была успешно подавлена и прикладывались усилия по восстановлению многих аспектов прежнего порядка. На самом же деле, несмотря на восстановление монархического правления, основные социальные и в определенной степени политические завоевания революционных реформ остались нетронутыми. За исключением Восточной Европы, социальные порядки европейского континента претерпели глубокие изменения. Еще в самом начале революции во Франции были отменены феодальные пережитки, установлено равенство перед законом и ослаблены оковы, душившие рыночную экономику. Результатом наполеоновских завоеваний было привнесение этих основных реформ в крупные регионы континентальной Европы: в Германию, Нидерланды, Швейцарию и основные регионы Италии. В Великобритании многие из этих институтов уже успешно функционировали. В Пруссии после ее поражения наполеоновскими войсками реформы в этом направлении были начаты сверху. Результатом стало усиление среднего класса - bourgeoisie во Франции, Btir-gertum в Германии — и развитие гражданского общества. Последовавший за 1815 годом период не прервал это развитие, а скорее придал ему новые импульсы. Даже в политической сфере старые порядки не были восстановлены. Людовик XVIII после своего возвращения из изгнания издал хартию о преобразовании Франции в конституцион-
НАСТУПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ... 89
ную монархию . И хотя Австрия, Пруссия и многие из малых немецких и итальянских государств отказались пойти на уступки, движение за конституционные реформы продолжало набирать обороты. К 1830 году разнообразные немецкие государства уже имели конституции. Парламентская реформа 1832 года в Англии увеличила представительство средних классов, но за исключением Англии и Бельгии индустриальная революция еще не развернулась в полную силу и не оказала существенного влияния на историческое мышление.
Все это влияло на способ написания истории. Хотя упомянутые нами события указывали на современную перспективу, непосредственной реакцией историков во время и сразу после революционных событий было неприятие идеалов Просвещения, вдохновивших эту революцию. Революция рассматривалась как отрицание истории, как неудачная и навязчивая идея строительства общества на новых, рациональных основаниях. Символом такого настроя стало введение метрической системы: замена старых и сложных метрических моделей новыми и четкими. Первым значительным откликом на Французскую революцию еще до того, как она вошла в фазу террора, были написанные в 1790 году и уже упомянутые «Размышления о Французской революции» Эдмунда Бёрка. Он не был против изменений и реформ - он был сторонником Американской революции, - но полагал, что воплощающие разрыв с существующими порядками реформы приведут к хаосу и насилию. Бёрк таким образом подвел теоретический базис под консервативные программы первой половины XIX века, хотя в исторической мысли было много такого, что выходило за переделы этой программы и вело к откровенному протесту.
Романтизм и историография
На смену Просвещению в качестве господствующего в первой половине XIX века мировоззрения пришел романтизм1. Но, как мы уже видели в предыдущей главе, просветительские идеалы XVIII века были многогранными и ни в коем случае не вели к отрицанию исто-
* Речь идет о Хартии 1814 года.
1 Stephen Bonn, Romanticism and the Rise of History. New York, 1995; также idem., The Clothing of Clio: A Study of the Representation of History in Nineteenth-Century Britain and France. Cambridge, 1984; (рус. пер.: Стивен Бенн. Одежды Клио. М., 2011). Hugh Trevor-Roper, The Romantic Movement and the Study of History. London, 1969; Isaiah Berlin, The Roots of Romanticism. Princeton, NJ, 1999; еще значимы две более старые работы: George P. Gooch, History and Historians in the Nineteenth Century. London, 1913 и Georg Brandes, Main Currents in Nineteenth-Century Literature, 6 vols. New York, 1901, T. 2: Романтическая школа в Германии (The Romantic School in Germany), T. 4: Романтическая школа во Франции (The Romantic School in France), этой теме посвящен и Т. 1: Эмигрантская литература (Emigrant Literature) о французских эмигрантах.
ГЛАВА 2
рии. На самом деле история занимала одно из центральных мест в размышлениях Монтескье, Вольтера, Юма и Гиббона, а также, хотя и в ином ключе, Гердера. Романтизм был тоже довольно многообразен: с одной стороны, прославляя прошлое, с другой — отстаивая самые разные политические идеалы для преобразования современного общества, охватывающие весь спектр политических предпочтений.
Протест против идеалов Французской революции принял форму идеализации Средних веков, но Средневековье могло рассматриваться по-разному: ностальгически как эпоха гармоничных социальных отношений, скрепляемых феодальной иерархией и римско-католической верой, как это было в случае с виконтом Рене де Шатобрианом в прочитанной многими его работе «Гений христианства»', или в качестве истока современной свободы и даже демократии, как это было представлено в трудах Огюстена Тьерри и Жюля Мишле. Джозеф де Местр отыскал причины того, что он назвал кризисом современного общества, в протестантской Реформации, которая, введя принцип индивидуальной совести, разрушила гармонию средневекового христианского мира. В Англии крупные поэты-романисты начала XIX века Перси Биши Шелли и лорд Байрон выступили в защиту демократических реформ, а лорд Байрон даже пожертвовал жизнью в борьбе за греческую независимость.
Появление национализма
и его влияние на историографию
Протест против революции и Просвещения породил феномен нации как ключевой силы современной истории. В Германии культ нации был частью борьбы против французского господства после поражения в 1806 году Пруссии от Наполеона (1769-1821) и в годы так называемых освободительных антинаполеоновских войн в 1813-м и 1814-м. Вместо равенства в качестве универсального принципа всех времен, провозглашенного в американской «Декларации независимости» (1776) и французской «Декларации прав человека и гражданина» (1789), центральной силой истории отныне стала нация как укорененное в прошлом инклюзивное сообщество2. Но сама идея нации как
1 Francois-Rene Chateaubriand. The Genius of Christianity. New York. 1975.
2 См.: Georg G. Iggers, The German Conception of History: The National Tradition of Historical Thought from Herder to the Present. Middletown, CT, 1983: также: Ernst Breisach, Historiography: Ancient Medieval, & Modern. Chicago, IL, 1983, 228-267; Ernest Gellner, Nations and Nationalism. Oxford, 1983; рус. пер. - Э. Гел-лнер. Нации и национализм. М., 1991; Hans Kohn, The Idea of Nationalism: A Study in the Origin and Background. New York, 1944; Eric J. Hobsbawm, Nations and Nationalism since 1780: Programme, Myth, Reality. Cambridge, 1990; (рус. пер.: Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. М., 1998); Stefan Berger. The
НАСТУПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ... 91
сообщества содержала почти демократическую идею, а именно: все представители данной нации являются не просто субъектами королевской власти, но и равными партнерами, а сама королевская власть не имеет божественного предопределения, а всего лишь представляет нацию. Когда в 1807 году Берлин был оккупирован французами, Иоганн Г. Фихте выпустил свое «Обращение к немецкой нации»', в котором он рассматривал немецкую нацию не как часть человечества, а как уникальное образование, отличное от всех других наций. В то время как Французская революция сделала Францию родиной свободолюбивых людей во всем мире, причем в такой мере, что для получения французского гражданства достаточно было придерживаться идеалов Французской республики, Фихте определил немецкую национальность в расистских терминах: нельзя быть поляком или евреем и немцем одновременно. Не прибегая к биологическим понятиям расы, Фихте рассматривал немцев как однородное лингвистическое сообщество, в котором надо было родиться. Для него язык был не просто ценностно-нейтральным средством представления объективной реальности, а скорее способом, с помощью которого люди понимают мир, в котором они живут. Язык был обусловлен культурой и воплощал культуру. Для него в языке не было ничего универсального. Язык воплощал дух говорившей на нем нации. Но существовали два класса языков: те, которые восходили к истокам национального сообщества и продолжали существовать и по сей день, и те, которые пришли извне. По Фихте, немецкий язык принадлежал к первому классу, французский - ко второму. Немцы, утверждал он, говорили на языке, существующем начиная с периода древних германцев и воплотившем нерушимую силу национального духа; преемственность французской культуры была уничтожена римским владычеством, в результате чего она приобрела искусственный и рациональный характер. Поэтому для немцев теперь было просто естественным создать национальное государство, котерое станет политическим воплощением их национального единства.
Хотя приверженность христианству, будь то в протестантской или католической форме, никуда не делась, нация оказалась отправной точкой, обладающей более сильными связующими возможностями, нежели существующие религии. На протяжении первой половины XIX века подобное представление о нации как однородном феномене, исключающем разнообразные примеси, распространилось по всей Европе, особенно в Германии и странах к востоку от нее, начиная от Богемии и до Греции - государствах, всеми силами пытающихся устано-
Search of Normality: National Identity and Historical Consciousness in Germany Since 1800. Providence, RI, 1997; Stefan Berger, Mark Donovan and Kevin Passmore, eds, Writing National Histories: Western Europe Since 1800. London, 1999.
1 Иоганн Готлиб Фихте. Речи к немецкой нации. Санкт-Петербург, 2009.
ГЛАВА 2
вить свою национальную идентичность и получить независимость. В этих странах историография больше ориентировалась на Германию, нежели на Францию1. Этот национализм оказал серьезное влияние на историческую науку. На смену космополитической перспективе XVIII века пришел нациоцентризм не только в Германии, но во всей Европе. В то же время предпринимались попытки превратить историю в более строгую науку. Существует очень тесная взаимосвязь между профессиональной наукой и национализмом^.
Национализм и профессиональная наука
Отныне серьезное внимание уделялось собиранию и изданию средневековых источников, могущих стать основой для создания национальных историй. Первую серьезную попытку в этом направлении предпринял Людовико Муратори, издавший средневековые итальянские источники еще в начале XVIII века. В первой половине XIX века лидерство по развитию исторических исследований в националистической перспективе принадлежало немецким ученым. Как мы уже видели, филологические методы получили серьезное развитие в XVII веке благодаря усилиям мауристов и болландистов в Париже и Бельгии и в дальнейшем были усовершенствованы в исследованиях по церковной и греко-римской истории в немецких университетах в XVIII веке. Но ни одно из этих исследований не было ориентировано на то, чтобы служить национальным интересам. Ситуация изменилась с запуском больших проектов? таких как, например, Monumenta Germaniae his-torica, начатого в 1819 году и имевшего явную националистическую ориентацию: посредством критики средневековых источников способствовать формированию национальной идентичности. Средние века отныне рассматривались как пик развития германской истории, когда выдающуюся роль в Европе играла Священная Римская империя, предшествовавшая разделу Германии.
К середине XIX века аналогичные проекты начали осуществляться и в других местах. В 1821 году во Франции специально с целью критического изучения средневековых источников была создана Ecole des Charles , вслед за чем в 1836 году последовали систематизация и вы-
1 Effi Gazi, Scientific National History: The Greek Case in Comparative Perspective (1850-1920). New York, 2000.
Berger. Donovan and Passmore, Writing National Histories; также: Erik Lonnroth, Karl Molin, Ragmar Bjork, eds, Conceptions of National History: Proceedings of Nobel Symposium 78. Berlin, 1994, включавшей также главы по Индии, Китаю, Японии и постколониальной Африке.
Monumenta Germaniae historica (лат.) - «Исторические памятники Германии», сокращенно MGH.
* Ecole nationale des chartes (фр.) - Национальная школа хартий, сокращенно ENC, французское государственное учреждение в сфере высшего образования,
НАСТУПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ... 93
пуск средневековых документов, инициированные тогдашним министром народного просвещения Франсуа Гизо'. К 1844 году, когда в Великобритании были инициированы Ролле-серии (Rolls Series) , несколько европейских стран от Испании до Скандинавии тоже последовали этому примеру.
Это увлечение выпуском средневековых источников по национальной истории сопровождалось, особенно в Пруссии, напряженными усилиями правительства по преобразованию истории в строгую академическую дисциплину, призванную служить делу строительства нации. В 1810 году в составе других реформ, проводимых прусским государством после поражения 1806 года, был образован Берлинский университет как учреждение, в котором преподавание должно сочетаться с исследовательской деятельностью2. История должна была превратиться в строгую академическую дисциплину, призванную реконструировать прошлое, освободив его при этом от элементов вымысла. Следует упомянуть имена двух историков, пришедших в университет сразу после его открытия: историка Рима Бартольда Георга Нибура и специалиста по истории Греции Августа Бека. Нибур и Леопольд фон Ранке", пришедший в университет в 1825 году и применивший методы Нибура к современной европейской истории, скоро были признаны основателями исторической науки. Эта репутация обязана их настойчивому требованию писать историю на основе критического анализа первоисточников. Для Нибура ни один из источников по римской истории, а для Ранке ни одна из историй раннего нового времени не были достаточно приемлемы, потому что частично они базировались на вторичных источниках. Нибур поставил перед собой задачу показать недостоверность сообщений римского историка Ливия, а Ранке - флорентийского историка Франческо Гвиччардини. К Ранке, который стал влиятельным в середине и второй половине
старейший научный центр в области изучения истории рукописной и печатной книги во Франции, центр подготовки специалистов по палеографии, архивоведению, истории книги и др. отраслям книжного дела, реставрации и консервации книг и рукописных документов.
1 Francois Guizot, Collection de documents inedits sur I'histoire de France.
* Rolls Series - серия публикаций исторических источников по истории Средневековой Англии. Серия получила свое название в честь начальника судебных архивов (англ. Master of the Rolls) сэра Джона Ромилли. который был инициатором ее издания. Официальное название - Хроники и памятники Великобритании и Ирландии в средние века.
2 William Clark, Academic Charisma and the Origins of the Research Universities. Chicago, IL, 2006; Charles E. McClelland, State, Society, and Universities. Cambridge,
1980.
3 Theodor H. Von Laue, Leopold von Ranke: The Formative Years. Princeton, NJ, 1950; Leonard Krieger, Ranke: The Meaning of History. Chicago, IL, 1977. Приставка фон к имени Ранке в данном случае не применима; он получил дворянское звание только в последние годы жизни.
ГЛАВА 2
XIX века, мы еще обратимся, когда займемся исследованием профессионализации исторического знания. Что же касается Нибура, то в своей «Истории Puvia» и в лекциях, прочитанных им в Берлинском университете в начале 1910 года, он объявил о своем намерении переписать римскую историю. В методологическом отношении он находился под влиянием немецких филологов XVIII века, возглавляемых Ф.А. Вулфом. Он приступил к реконструкции римского государства, представив свое видение его функционирования, основываясь на анализе римского законодательства и надписей. Хотя в целом он и считался зачинателем в этом деле, в конечном счете, его работа была подвергнута основательной критике. Он заявил, что показал ненадежность ранней римской истории Ливия, но еще до него во Франции это было довольно убедительно продемонстрировано Луи де Бофо-ром в его «Рассуждении о недостоверности пяти первых веков римской истории», получившем широкое признание. Нибур прочитал Бофора только после того, как закончил свою «Историю Рима», и проигнорировал его. Это не уменьшило восхищение им и его работами в Германии. Его подход соответствовал духу времени; например, идеализация им римского общества как общества свободных крестьян, которое предшествовало, по его мнению, появлению Римской республики. Доказательств этому у него не было, но это соответствовало его романтическим наклонностям. Возможно, более новаторской, чем работа Нибура, была работа его коллеги Августа Бека, который реконструировал политическую экономику Афин на основе материальных источников, надписей, монет и всяческой информации о ценах, заработной плате и оценках собственности, которую он нашел2.
К этому времени исторические исследования в Германии уже в значительной мере базировались в университетах, и процесс перемещения их туда начался еще в XVIII веке. Университеты исходили из того, что эти исследования будут проводиться на основе критики источников, которая рассматривалась как методологическая норма, устанавливающая четкое разграничение профессиональной науки и любительской художественной литературы. Но на самом деле ясного различия между ними не было. Подавляющее большинство историков продолжали оставаться любителями, по крайней мере, за пределами Германии. Кроме того, в то время, отмеченное глубоким интересом к истории, научные труды рассматривались именно как литературные. В большинстве своем история в Европе по-прежнему воспринималась и читалась в виде романов или трагедий. Например, большое влияние на историописание оказали романы Вальтера Скотта. Он «оживил» средние века, поместив своих героев в конкретные исторические об-
1 The History of Rome. London, 1851.
2 August Bockh, Der Staatshaushalt der Athener. Berlin, 1817.
НАСТУПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ... 95
стоятельства. То же самое для различных страт французского общества своего времени попытался сделать в своей многотомной «Человеческой комедии» Оноре де Бальзак. Даже в немецких университетах история по-прежнему писалась не только для профессионального сообщества, но и для более широкой публики. Эта публика была достаточно обширна уже накануне Французской революции во Франции, Великобритании и Нидерландах, когда работы Юма и Гиббона были бестселлерами, тиражируясь на протяжении первой половины XIX века по мере укрепления и расширения гражданского общества в Центральной Европе и Италии.
Переосмысление Средневековья
в рамках либеральной историографии
Изменения начались где-то после 1830 года. Увлечение средними веками пошло на убыль, и историки больше занялись изучением исторических корней тех обществ, в которых они жили. Еще до 1830 года А.Г.Л. Геерен, в 1780-е годы учившийся в Гёттингенском университете у Шлёцера, занимался историей мировой торговли в рамках развития современной государственной системы. Он и особенно Христофор Фридрих Шлоссер, автор всемирной истории и истории XVIII века, были менее озабочены архивными изысканиями и тщательным анализом источников, но в первой половине XIX века они, вероятно, были наиболее читаемыми немецкими историками. Во Франции, начиная с 1820-х годов, ряд историков, прежде всего уже упомянутые Огюстен Тьерри1 и Франсуа Гизо2, написали историю третьего сословия начиная со средних веков и до современных им дней, в то время как Жюль Мишле с откровенно демократической перспективы рассматривал французский народ как движущую силу французской истории начиная с древнейших времен3. Средневековье отныне рассматривалось
-----------------------------------w
1 Augustin Thierry, The Formation and Progress of the Third Estate, 2 vols. London, 1859. О Тьерри: Friedrich Engel-Janosi, Four Studies in French Romantic Historical Writing. Baltimore, MD. 1955; Stanley Mellon, The Political Uses of History. Stanford. CA, 1958; Lionel Gossman, Augustin Thierry and Liberal Historiography. Middle-town, CT. 1976.
2 Francois Guizot, History of France from the Earliest Times to the Year Eighteen Forty-Eight, 8 vols. Chicago, 1L, 1869-1898; History of Europe from the Fall of the Roman Empire to the French Revolution. London, 1854; History of Civilization in Europe. New York, 1899. О Гизо: Stanley Mellon, The Political Uses of History. Stanford, CA, 1958; также см.: George P. Gooch, History and Historians in the Nineteenth
. Century.
3 Jules Michelet, History of France. New York, 1897; History of the French Revolution. Wynnewood, PA. 1972 и The People. Urbana, IL, 1973: о Мишле: Roland Barthes, Michelet. Oxford, 1987; Linda On, Jules Michelet: Nature, History, and Language (Ithaca, NY, 1976): Arthur Mitzman, Michelet, Historian: Rebirth and Romanticism in Nineteenth-Century France. New Haven, CT, 1990.
ГЛАВА 2
иначе, не ностальгически, как источник порядка и иерархии, а как стадия развития современного гражданского общества. Вне всякого сомнения, Мишле был наиболее читаемым французским историком. Будучи на протяжении ряда лет академиком, профессором в престижнейшем College de France и заведующим Национального архива, он вообще почитался широкими слоями французского общества как величайший французский историк. Его истории Франции и Французской революции, по существу, стали эпопеями французской нации. Он работал в архивах не для того, чтобы опираться в своих трудах на документы, а для того чтобы черпать в них вдохновение для своих историй. Он был вдохновлен революционными идеалами Просвещения и испытал на себе сильное влияние переведенных им Вико и Гердера. Просвещение и романтизм таким образом слились здесь в одном потоке. Мишле был убежденным демократом, вследствие чего периодически преследовался властями: Бурбонами в период монархии, Гизо (сначала поддерживавшим его) в период Июльской монархии и при Наполеоне III. Если немецкая наука сосредоточилась на изучении государства и отождествлении государства с нацией, то упомянутые нами французские историки гораздо больше внимания уделяли социальным и культурным аспектам. Их внимание к классу как к фактору, играющему важную роль в политическом конфликте и социальном изменении, позволило Карлу Марксу признать, что они предвосхитили его собственную концепцию истории .
В Великобритании и Италии академическая наука играла еще меньшую роль. Ни один из значимых британских историков не был академическим ученым. В этот период особо выделялись двое - Томас Маколей и Томас Карлейль3, оба исключительно популярные и не обремененные принципами научной строгости. Карлейль подтрунивал над представлявшим академическую традицию вымышленным профессором Драйсдастом . Маколей, будучи активным политическим деятелем и на протяжении многих лет депутатом парламента, повествуя в своей «Истории Англии» об успешном развитии либеральных институтов в Англии, стал главным защитником «виговой
Karl Marx to Joseph Wedemeyer, 5 March, 1852 // Marx-Engels Werke. Vol. 28. East Berlin, 1963, 507-508 (рус. пер.: Маркс К. Письмо И. Вейдемейеру, 5 марта 1852 г. II К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд. Т. 28.
2 Thomas Macaulay, History of England from the Accession of James II. New York, 1968. John Clive, Macaulay: The Shaping of the Historian. New York, 1974 (рус. пер. - Макалей Т.Е. История Англии от восшествия на престол Иакова II // Поли, собр. соч. Спб., 1861).
3 Thomas Carlyle, The French Revolution: A History. Oxford, 1989); History of Frederick the Great, ed. and abridged by John Clive. Chicago, IL, 1969; Heroes and Hero-Worship and the Heroic in History. London, 1888. О Карлейле: John D. Rosenberg, Carlyle and the Burden of History, Oxford. 1985.
Dryasdust = dry-as-dust (англ.) - скучный, сухой, неинтересный, педант.
НАСТУПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ... 97
концепции истории» . В 1834-1836 годах он жил в Индии - служил в Верховном Суде этой страны — и пришел к выводу, что англичанам необходимо освободить индийцев от их примитивной культуры. Пока Маколей пел оду человеческому прогрессу, лучше всего проявившемуся в развитии английской свободы, Карлейль смотрел на современный ему мир с презрением. Он рассматривал Французскую революцию как катастрофу, восхищался великими героями-деспотами, но также, являясь критиком индустриального общества, выражал беспокойство по поводу обеднения народных масс и свое презрение правящему классу. В отличие от оптимистической самоуспокоенности Маколея, он стал консервативным критиком культуры и общества своего времени.
Историография в колониальном ракурсе
Таким образом, в исторической мысли периода, последовавшего за Французской революцией и до революций 1848 года середины XIX века, присутствует существенная вариативность. При этом, однако, на Западе существовало широкое согласие по поводу того, каким должно быть отношение между европейским и неевропейским мирами. В это время доминирование западных держав над не западным миром по сравнению с XVIII веком только усилилось. Индия прочно оказалась в руках британцев, а Восточная Индия - голландцев; 1840 год стал годом унижения некогда гордой китайской империи. Военное превосходство Запада было бесспорным. По мере индустриализации2 разрыв в благосостоянии между Западом и Востоком, Севером и Югом значительно увеличивается, равно как и поток сырья, идущий из не западных стран на Запад, экспортирующий им продукты своего производства и всячески препятствующий развитию их собственного производства. Мировой рынок, наконец, создан, а вот спектр историо-писания сузился. Если в XVIII веке была написана английская «.Всеобщая история», то теперь историки сосредоточили свое внимание исключительно на Западе, особенно на Европе, или смотрели на не западный мир с точки зрения западного колониального контроля. Начало этому было положено еще в XVIII веке. Просветители заявляли о превосходстве западной культуры и, хотя Уильям Робертсон и написал Историю Америк3, а аббат Рейналь - обвинительный акт европейской эксплуатации аборигенов колониального мира4, мир за пределами Запада был им неинтересен.
1 См.: Herbert Butterfleld, The Whig Interpretation of History. London, 1931.
2 Kenneth Pomeranz, The Great Divergence: China, Europe, and the Making of the Modern World Economy. Princeton, NJ, 2000.
3 William Robertson, The History of America, 2 vols. New York, 1798.
4 См. гл. 1, Histoire philosophique et politique des etablissements et du commerce des Europeens dans les deux Indes.
Зак. 1183
ГЛАВА 2
За небольшим исключением историки первой половине XIX века, все больше сосредотачиваясь на своей национальной истории, не создавали истории Европы как единого целого. Одним из таких известных исключений был Леопольд Ранке, считавший нации основными единицами пост-революционной Европы, но по-прежнему рассматривавший Европу как единое целое, скрепляемое балансом европейских держав. Его первая книга «История романских и германских народов с 1494 до 1535 г.»' была посвящена анализу происхождения современной европейской государственной системы; последовавшие за ней книги по Римскому папству, Германии периода Реформации, Франции и Англии в современное ему время были написаны в терминах, отражающих взаимодействие европейских держав. Но Ранке был исключением, а его ученики имели более узкую, национальную ориентацию. Уж если кто и продолжал интересоваться индийцами или в меньшей степени китайцами, так это были филологи, а не историки. Но они интересовались древней Индией и Китаем в романтическом ракурсе, и особенно их привлекала индийская мистика. Кроме того, национальная история, особенно (но не только) в Германии, была склонна сосредотачивать свое внимание на государстве и высших слоях общества, по большей части игнорируя средний класс последнего и широкие народные массы. Как мы убедились, это в меньшей степени относится к трудам Гизо и Мишле во Франции и Маколея в Англии, отразившим более либеральную политическую традицию.
Упадок либеральной историографии
Вероятно, мы можем говорить о том, что, по крайней мере, до 1848 года национализм был тесно связан с либерализмом. Это справедливо и по отношению к так называемым прусским историкам до провала их политических программ в революциях 1848 года . Не все историки были либералами, хотя почти все были националистами. В частности, в годы революции и сразу после нее во Франции и Германии существовали так называемые контрреволюционные мыслители - в России ими были славянофилы, - которые боролись с конституционной формой правления и искали возвращения режима, сочетающего абсолютную монархию с авторитарной и фундаменталистской церковью3. Примечательно, что многие ведущие немецкие ро-
1 Некоторые выдержки на англ. яз. см. в: Georg G. Iggers and von Moltke, eds, Leopold von Ranke: Theory and Practice of History. Indianapolis, IN, 1973, которая содержит раздел History of the Popes; Roger Wines, ed., The Secret of World History. New York, 1981.
2 См.: Iggers, The German Conception of History.
3 По поводу эмигрантов из Франции периода революции и романтизма в Германию и Францию смотри старую, но по-нрежнему значимую книгу: Georg Brcin-des, Main Currents in Nineteenth-Century Literature, 6 vols. T. 1, 2, 4. New York, 1900.
НАСТУПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ... 99
мантики обратились в католицизм. Во Франции на протяжении всего XIX и довольно долго в XX веке, вплоть до установления фашистского режима Виши, за пределами университетов продолжала существовать солидная роялистская историографическая традиция, боровшаяся с наследием революционной и республиканской Франции1.
После 1830 года появилась демократическая и даже социалистическая (под влиянием начинающейся индустриализации) историография. Карл Маркс, Фридрих Энгельс, обрисовавшие накануне революции 1848 года в «Коммунистическом манифесте» движение истории к коммунистическому обществу, написали два важных исторических очерка, в которых проанализировали исторические обстоятельства поражения революций в Германии и Франции2. С несколько иной, умеренно-социалистической позиции использовал категорию «экономический класс» в качестве объяснительной категории в истории Французской революции и Июльской монархии Луи Блан3, а Лоренц фон Штейн применил ее к своему выполненному с консервативной позиции анализу классового конфликта 1830-1840-х годов. И все-таки основная масса либералов были заложниками собственного социального происхождения. Либерализм означал для них отрицание не только абсолютизма, но и демократии. В качестве примера можно привести Гизо, бывшего не только историком, но и политическим деятелем, стоявшим у руля власти в период Июльской монархии, начиная с ее возникновения в 1830 году и до ее падения в 1848 году. Демократия в представлении либералов означала правление народа, а народ казался им толпой, каковой он был в период якобинского террора в годы Французской революции. Правление народа, предупреждали они, означает разрушение известной нам европейской цивилизации. Хотя либерализм отстаивал свободу мысли и правовое государство, он оправдывал и полицейские методы, призванные обуздать подрывные движения и и^еи, угрожающие либеральному статусу-кво. Избирательное право было ограничено имущими и просвещенными классами аналогично положению дел, сложившемуся в Англии в результате Парламентской реформы 1832 года. Ведущие немецкие историки 1830-1840-х годов - Фридрих Христофор Дальманн, Генрих фон
1 William Key/or, Jacques Bainville and the Renaissance of Royalist History in the Twentieth Century. Baton Rouge, CA, 1979.
2 Friedrich Engels and Karl Marx, Revolution and Counterrevolution or Germany in 1948; Karl Marx, The Eighteenth Brumaire of Louis Bonaparte. Карл Маркс Во-
.семнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 16: Революция и контрреволюция в Германии // Там же. Т. 8.
3 Louis Blanc, The History of Ten Years, 1830-1840.
Lorenz von Stein, Socialism and Communism in Contemporary France. Leipzig, 1842; The History of the Social Movement in France, 1789-1850, tr. Kaethe Mengel-berg. Totowa, NJ, 1965.
ГЛАВА 2
Зибель и Иоганн Густав Дройзен - разделяли эти идеи своих западноевропейских коллег. Дальманн, например, написал истории Английской и Французской революций, солидаризируясь с умеренными англичанами в противовес радикальной французской традиции. Они не отделяли национализм и либерализм друг от друга - в будущем немецком государстве-нации они должны были слиться в единое целое. Однако немецкий национализм, зародившийся в борьбе с Наполеоном и достигший своей высшей точки в освободительной войне, содержал в себе явно выраженную ксенофобию и агрессию .
В большинстве своем либералы, демократы и социалисты были оптимистами. Они полагали, что история приведет их к такой стадии развития, когда будет достигнут высокий уровень образованности, развито гражданское общество и значительно улучшены условия человеческой жизни. Европа на этом пути была бесспорным лидером и должна была распространить свою цивилизацию на менее развитые и невежественные уголки земного шара.
Идеи прогресса и кризиса
Раздавались, однако, и диссидентские голоса - голоса тех, кто не был уверен, что история движется в сторону либерального общества или что такое общество вообще желательно. Они, подобно святому Симонию 3 и молодому Огюсту Конту4, напротив, полагали, что современный мир находится в глубоком кризисе, проявлениями которого являются индивидуализм и отсутствие веры в единство. Частично придя на смену католической контрреволюционной критике модерна, они тосковали по новому порядку, который бы объединил единство и веру средневекового общества с большей социальной справедливостью, возможных с помощью авторитарного режима, - порядку, направляемому не религиозной доктриной, а учеными. Совсем с другой точки зрения указал на таящиеся в современном политическом развитии риски государственный деятель и историк Алексис де Токвиль. Приверженный преимущественно либеральным ценностям, он тем не менее видел в них угрозу появления современной массовой культуры.
1 О Дальманне, фон Зибеле и Дройзене см.: Iggers, The German Conception of History, passim.
2 См.: Iggers, The German Conception of History and Robert Southard, Droysen and the Prussian School. Lexington, MA, 1995.
3 Georg G. Iggers, The Cult of Authority: The Political Philosophy of the Saint-Simonians. Amsterdam, 1970, 2nd edn; также: Georg Iggers, ed. and translator, The Doctrine of Saint-Simon: An Exposition: First Year, 1828-1829. Boston. MA, 1958; idem., Actualite du saint-simonisme. Paris, 2004.
4 Henri Gouhier, La jeunesse d'Auguste Comte et la formation du positivisme, 3 vols (Paris, 1933-1941); Mary Pickering, Auguste Comte: An Intellectual Biography. Cambridge, 1994; Mike Gone, Auguste Comte. London, 2006; F. A. Hayek, Counter Revolution of Science. Glencoe, 1952.
НАСТУПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ... 101
В своей работе «Демократия в Америке» он предвидел неизбежное развитие демократии в современном западном мире с Америкой в качестве образца будущего мира. Де Токвиль не был противником демократии, но опасался, что она приведет к новому произволу масс, подрывая вариативность и индивидуализм традиционного европейского общества. Наряду с этим он верил в то, что Америка показала возможность совмещения демократии с защитой прав человека и роль добровольных объединений, противостоящих централизаторским намерениям современного государства. В своей следующей работе «Старый порядок и революция» Токвиль представил такой взгляд на Французскую революцию, который пересматривал ее контрреволюционные и либеральные интерпретации. Он не рассматривал свободу или равенство как основные вопросы этой революции. Скорее, она являлась частью того процесса, который начался в монархической Франции в XVII-XVIII веках, в ходе которого французская монархия уничтожила прежние привилегии и способствовала централизации государства. Объявляя о народном суверенитете, революция не отказывалась от этой тенденции, а напротив, укрепляла и расширяла ее.
Либеральные идеологи первой половины XIX века во многом опирались на идеи Просвещения, но были и фундаментальные отличия. В конце XVIII века Кондорсе и Кант - оба предсказывали такое развитие, которое приведет к вечному миру и мировой конфедерации республиканских правительств. Как мы уже видели, на смену их космополитизму пришел национализм. Но будущее больше мыслилось не как мирное сосуществование наций, во что верил Гердер, а как отягощенное конфликтами и войнами. Ни идея мирной конфедерации европейских государств, ни идея мира без войны не была отныне значимой в исторической литературе. Война между нациями теперь считалась естественной и неизбежной, как это и было в Европе начиная с возникновения в ней в XVI веке современной государственной системы. Как сформулировал в своей «Философии войны» Карл фон Клаузевиц, война являлась продолжением мирной политики другими средствами . Отсюда та огромная роль, которую дипломат