Практикум «Исторические источники».

Тема: «Историческое познание сегодня».

Практикум «Исторические источники».

Формируемые УУД: уважать историю народов мира, понимать социальные функции истории, ценность и значимость её изучения, строить классификацию основных видов исторических источников и уметь приводить примеры источников каждого вида.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные:

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Метапредметные:

• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

• способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Предметные:

владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике.

Цель работы:определить роль источников в историческом познании и способы работы с ними.

Оборудование занятия: источники.

1. Эсхил. Прометей прикованный

2. Эйнхардт. Жизнь Карла Великого.

3. Х. Колумб. Из Завещания Колумба.

4. Л.Р. Виллерме. Положение французских рабочих.

5. «Акт о реформе» 1867 г.

План занятия:

1. Инструктирование студентов по выполнению практикума.

2. Самостоятельная работа обучающихся по заданиям.

3. Обсуждение результатов работы.

В помощь обучающимся:

Теория по теме.

Виды исторических источников

Изучение исторического процесса и реконструкция событий прошлого ведется путем исследования исторических источников. Для того, чтобы исследование было качественным и профессиональным, историк должен собрать информацию о предмете исследования из максимально возможного количества исторических источников.

Исторический источник – это любой материальный объект, являющийся результатом человеческой деятельности и содержащий в себе информацию о прошлом человеческого общества.

В настоящее время по форме материального носителя выделяются пять видов исторических источников:

1) вещественные;

2) письменные;

3) устные;

4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы;

5) электронные источники.

К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, бумажные деньги, флаги, ордена, медали и т.д. Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины, являющиеся специализированными отраслями источниковедения (геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и другие). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало.

К письменным источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. Письменные источники имеют еще одно название – нарративные, от латинского "нарраре" – писать. С момента появления письменности нарративные источники становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества.

К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные (например, некоторые былины, которые появились в Киевской Руси, а были записаны только в XIX веке). Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народный эпос, народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.).

К четвертому виду источников относятся источники новейшего времени – фотодокументы (с середины 19 века), кинодокументы (с конца 19 века), аудиоматериалы (с конца 19 века), видеоматериалы (с середины 20 века).

Источники для анализа.

Тема: «Историческое познание сегодня».

Практикум «Исторические источники».

Формируемые УУД: уважать историю народов мира, понимать социальные функции истории, ценность и значимость её изучения, строить классификацию основных видов исторических источников и уметь приводить примеры источников каждого вида.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные:

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Метапредметные:

• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

• способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Предметные:

владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике.

Цель работы:определить роль источников в историческом познании и способы работы с ними.

Оборудование занятия: источники.

1. Эсхил. Прометей прикованный

2. Эйнхардт. Жизнь Карла Великого.

3. Х. Колумб. Из Завещания Колумба.

4. Л.Р. Виллерме. Положение французских рабочих.

5. «Акт о реформе» 1867 г.

План занятия:

1. Инструктирование студентов по выполнению практикума.

2. Самостоятельная работа обучающихся по заданиям.

3. Обсуждение результатов работы.

В помощь обучающимся:

Теория по теме.

Наши рекомендации