Тема 2. Исследователь и исторический источник
1. Становление и развитие историографии, как научной дисциплины.
2. Понятие «исторический источник». Источники по отечественной истории и их классификация.
3. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.
1. Становление и развитие историографии, как научной дисциплины. Историография как «история исторической науки» и совокупность исторических исследований по определенной теме. Историография, источниковедение, науковедение их соотношение и взаимодействие.
Основные этапы развития исторической мысли в странах Европы и в России.
– Античная историография. Переход от мифологического к историческому знанию. Первые историки, «отец истории» Геродот Галикарнасский (484–425 гг. до н.э.). Древнеримская историография. История в биографиях выдающихся исторических деятелей: место личности в истории. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха (ок. 47–120 гг. до н.э.), «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла (ок. 70 – после 122 гг.). Публий Корнелий Тацит (ок. 58–117 гг.). Описание в трудах Тацита различных народов, упоминания (предположительно) о предках славян (венедах).
Средневековая историография. Жанры средневековой историографии в странах Европы: анналы и хроники (в т.ч. городские и королевские), первые учебники по истории и исторические хрестоматии, исторические мемуары (Филипп де Коммин и др.). Первые исторические сочинения Древней Руси. Летописи. «Повесть временных лет» Нестора. Исторические повести, «слова», «жития» и др.
– Историография эпохи Возрождения и Реформации. Влияние на исторические исследования идей гуманизма. Рациональная критика источников, поиск первоисточников, введение в исследовательскую практику научного аппарата. «Трактат о подложности Константинова дара» Лоренцо Валлы (1407–1457гг. ) и начало филологической критики источника. Политическая история и рассмотрение истории, как постоянной борьбы политических группировок (Н. Макиавелли). Поиск объективных законов истории. Идея «природного фактора» в истории. Идеи исторического прогресса. Развитие русской историографии в XIV–XVI вв. Рост многообразия жанров, их особенности. Летописание. Историческая публицистика: сочинения Ивана Грозного и А. Курбского.
– Западноевропейская и русская историография в XVII – начале XVIII вв. Влияние на историографию развития научной мысли в целом. Исторические взгляды Ф. Бэкона (1561–1626): история, как опытное знание. Рационализм, прагматизм и скептицизм в исторической мысли. Русская историческая мысль в XVII в. Местная историография: сибирское летописание, раскольничье летописание, исторические произведения казачества.
– Исторические концепции Века Просвещения. Осмысление истории, как особого рода истинного знания. Принцип историзма. Дж. Вико (1668–1744 гг.) и его «Новая наука», идеи единства исторического процесса, закономерности и повторяемости исторических явлений. Воспитательная функция истории. Трактовки вопроса об историческом опыте. «О духе законов» и «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян» Ш.-Л. Монтескье (1689–1755 гг.). Российская историография XVIII в. Освоение научно-рационалистической традиции, превращение истории в науку. Влияние на развитие исторических знаний реформ Петра I. «История Российская» В.Н. Татищева (1686–1750 гг.). Создание Академии наук и ее роль в разработке российской истории. Г.Ф. Миллер (1705–1783 гг.) и А.Л. Шлецер (1735–1809 гг.): методы критики источников. М.М. Щербатов (1733–1790 гг.) и его «История России с древнейших времен»: проблема альтернатив в русской истории.
XIX в. – «Век истории». Расцвет европейской историографии. Экономическая и историческая теория К. Маркса (1818–1883 гг.), формационный подход к истории, его основные положения. Учение о базисе и надстройке, социально-экономический детерминизм и абсолютизация классовой борьбы в истории. Позитивистский идеал науки. Развитие идей позитивизма в исторических работах И. Тэна (1828–1893 гг.), триада «раса», «среда» и «момент» (бытие расы в конкретное историческое время). Влияние на гуманитарные науки теории Ч. Дарвина. Проблема борьбы за существование и прогресса в истории. Развитие методологии истории: ретроспективный и сравнительно-исторический методы. Статистический анализ.
Российская историография XIX века. Н.М. Карамзин (1766–1826 гг.) и «История государства Российского». С.М. Соловьев (1820–1879 гг.), его «История России с древнейших времен», концепция исторического развития С.М. Соловьева, роль «географического фактора» в истории. Российские историки конца XIX – начала ХХ вв. В.О. Ключевский (1841–1911 гг.), его вклад в историографию.
– Историческая наука в ХХ веке. Возникновение и развитие во Франции школы «Анналов» и связанная с ней «методологическая революция». «Очеловечивание истории». М. Блок (1886–1944 гг.), его работа «Апология истории или ремесло историка». «Глобальная история» и концепция исторического времени Ф. Броделя (1902–1985 гг.). Социальная история, историческая антропология.
Отечественная историография советского периода (1917–1991 гг.). Становление и развитие исторической науки в условиях господства марксистской теории. Успехи советской науки и трудности в развитии, порожденные идеологической диктатурой.
Современное состояние историографии в России и за рубежом. Дискуссии о «кризисе исторического знания», «кризисе исторической науки» и др. История идей. История повседневности. Поиски «другой социальной истории».
2. Понятие «исторический источник». Источники по отечественной истории и их классификация.Определение исторического источника. Первоисточник. Основные принципы работы с историческим источником. Источниковедение, как особая отрасль научного знания и вспомогательная историческая дисциплина.
Источники по истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).
Письменные источники, способы их классификации и основные виды. Объединение в один вид письменных источников, обладающих единством формы и содержания в силу общности социальных функций: 1) летописи; 2) законодательные акты; 3)делопроизводственная документация; 4) актовые материалы; 5) статистические материалы; 6)периодическая печать; 7) документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка); 8) литературные памятники; 9)публицистика и политические сочинения; 10) научные труды. Разделение письменных источников на документальные материалы и нарративные свидетельства. Массовые и индивидуальные письменные источники (классификация И.Д. Ковальченко).
Эволюция вещественных источников и методы их изучения. Разнообразие вещественных источников: орудия труда, одежда, жилища, посуда, оружие и др. Археология, как наука изучающая вещественные источники. Изобразительные исторические источники: картины, гравюры, географические карты и проч. Аудио-визуальные исторические источники: фоно-, фото- и кинодокументы и их специфика.
3. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.Задачи источниковедческого анализа. Критический подход к историческому источнику. Генетический, типологический и сравнительный подходы к изучению исторических источников. Системный, структурный, функциональный, информационный подходы в современном источниковедении. Статистические методы в источниковедении. Анализ летописей.
Проблемы для самостоятельного изучения
1. Архивы и их роль в сохранении исторической информации.
2. Музеи и их роль в сохранении исторической информации.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «исторический источник» и охарактеризуйте традиционную классификацию исторических источников.
2. Объясните, на каких принципах базировалась историческая мысль Средневековья.
3. Охарактеризуйте вклад в развитие исторической мысли историков и философов эпохи Просвещения.
4. Объясните, почему XIX век называют «веком истории»?
МОДУЛЬ II