Время выполнения заданий – 180 мин.
Время выполнения заданий – 180 мин.
Максимальный балл – 100 баллов
Часть I.
Максимальный балл – 80 баллов
Задание 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
За каждый правильный – 1 балла. Максимальный балл – 10 баллов.
Назовите принцип, объединяющий эти слова: огонь, дома, земледелие, мореплавание, письмо, счет.
А) это то, чем наградил людей Зевс в благодарность за их послушание
Б) это то, чем люди овладели без помощи богов, вопреки их желаниям
В) это то, чему научил людей Прометей.
Ответ: ____________________________________________________________
В XVII веке профессор Галльского университета Христофор Целлариус (Келлер) окончательно ввел в научный оборот понятие «средние века». А кто использовал по отношению к этому периоду понятие «темные века»?
А) Флавио Бьондо
Б) Петрарка
В) Леонардо да Винчи
Г) Джордано Бруно
Ответ: ____________________________________________________________
Лествичное право – это…
А) обычай великокняжеского наследования в средневековой Руси. Порядок княжения был следующим: на великом столе сидел сначала старший брат, потом - младшие по очереди, затем - дети старшего брата, за ними - дети младших братьев, опять же по очереди, и т. д.
Б) право наследования, по которому передача власти происходила по нисходящей мужской линии, а владения боковых линий либо становились независимыми, либо превращались в уделы в составе основного владения.
В) исторически сложившийся источник права и правило поведения. Его содержание образуют конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях.
Ответ: ____________________________________________________________
Назовите государство, южные территории которого включали Тебриз (Иран), северные - Башкирию и Волжскую Булгарию; на западе оно простиралась до Дуная, а на востоке - до Оби и Иртыша.
А) Киевская Русь
Б) Хазарский каганат
В) Сибирское ханство
Г) Золотая Орда
Ответ:_____________________________________________________________
Легендарные рыцари Круглого стола проводили свою жизнь в бесплодных поисках ________________, который (вместе с копьём, пронзившим тело Христа), якобы сохранил и привёз в Британию Иосиф Аримафейский.
А) короля Артура
Б) Святого Грааля
В) Ричарда Львиного Сердца
Г) Августа Блаженного
Ответ:_____________________________________________________________
В современной науке этим термином обычно называются верительные дощечки (пластинки), выдававшиеся китайскими императорами, монгольскими и золотоордынскими ханами различным должностным лицам, послам, военачальникам, и заключавшие в себе распоряжения о каких-либо особых правах данного лица.
А) Ярлык.
Б) Пайцза.
В) Богтаг
Г) Бунчук
Ответ:___________________________________________________________
Представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности
А) Иосифляне
Б) Нестяжатели
В) Стригольники
Г) Антитринитарии
Ответ: __________________________________________________________
Теория «Москва – третий Рим», призванная обосновать особое религиозно-политическое положение Москвы, опиралась на ряд легенд. Определите одну из них:
А) легенда о старце Федоре Кузьмиче
Б) легенда об обретении Федоровской иконы Божьей матери, одной из святынь дома Романовых
В) легенда о шапке Мономаха
Г) легенда о Беловодье
Ответ: ___________________________________________________________
Задание 5. Перед Вами знаки отличия одного из воинских званий Вооруженных Сил СССР и фотография первых советских военных, которым оно было присвоено. Изучив иллюстрации – заполните таблицу.
Максимальный балл – 16 баллов
Вопрос | Ответ | Балл (1 балл за каждый верный элемент ответа - заполняется жюри) | |
1. | Воинское звание | ||
2. | Год введения звания для личного состава РККА | ||
3. | Первые военные, удостоенные этого звания СССР | ||
4. | Деятели СССР, имевшие это звание, но не являвшиеся военными | ||
5. | Кто из имевших это звание был его лишен | ||
6. | Кому из советских военных это звание было присвоено последним |
Задание 6. Перед Вами таблица социальной структуры советского общества во второй половине 1920-х гг. Проведите анализ статистических данных и дайте ответы на вопросы.
Максимальный балл – 15 баллов
Социальная структура советского общества во второй половине 1920 г.
Социальные категории | Общая численность | |
В млн.чел. | % | |
Рабочие | 16,0 | 10,8 |
Служащие | 8,7 | 5,9 |
Крестьяне: | ||
- бедняки | 21,1 | 14,3 |
- середняки | 81,0 | 54,7 |
- зажиточные | 5,9 | |
Кустари и ремесленники | 5,8 | 3,9 |
Буржуазия города | 2,7 | 1,8 |
Безработные | 1,6 | 1,1 |
итого | 148,0 |
1. Определите, как и почему изменилась демографическая ситуация в советском обществе, если известно, что к началу ХХ века численность населения Российской империи составляла 175 млн. человек?
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Процессы, происходившие в рабочем классе в период революций и гражданской войны, определяют понятием «деиндустриализация» рабочего класса. Объясните, что обозначает это понятие и в чем проявляется этот процесс.
Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. На основе анализа статистических материалов, определите процесс, характеризовавший изменения в крестьянстве. Перечислите мероприятия внутренней политики советского государства, приведшие к этим изменениям.
Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Определите, как называли «буржуазию города» в 20-ые гг. ХХ века в советской России. Охарактеризуйте политическое положение этой группы населения в середине 20-х гг. ХХ в. Каким документом закреплялось это положение?
Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Перед вами история Москвы в картинах мастера исторической живописи Аполлинария Михайловича Васнецова. Проведите анализ изображений и определите, какой период истории Москвы запечатлен на иллюстрациях №1, 2, 3. Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения. Ответьте на вопрос к иллюстрации №4.
За каждую верную датировку – 1 балл
За верный аргумент – 2 балла
За верный ответ на задание к иллюстрации №4 – 3 балла (1 балл за каждый элемент ответа)
Максимальное количество баллов за задание – 12 баллов
1) 2)
3)
Часть II.
Время выполнения заданий – 180 мин.