Время выполнения заданий – 180 мин.

Время выполнения заданий – 180 мин.

Максимальный балл – 100 баллов

Часть I.

Максимальный балл – 80 баллов

Задание 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

За каждый правильный – 1 балла. Максимальный балл – 10 баллов.

Назовите принцип, объединяющий эти слова: огонь, дома, земледелие, мореплавание, письмо, счет.

А) это то, чем наградил людей Зевс в благодарность за их послушание

Б) это то, чем люди овладели без помощи богов, вопреки их желаниям

В) это то, чему научил людей Прометей.

Ответ: ____________________________________________________________

В XVII веке профессор Галльского университета Христофор Целлариус (Келлер) окончательно ввел в научный оборот понятие «средние века». А кто использовал по отношению к этому периоду понятие «темные века»?

А) Флавио Бьондо

Б) Петрарка

В) Леонардо да Винчи

Г) Джордано Бруно

Ответ: ____________________________________________________________

Лествичное право – это…

А) обычай великокняжеского наследования в средневековой Руси. Порядок княжения был следующим: на великом столе сидел сначала старший брат, потом - младшие по очереди, затем - дети старшего брата, за ними - дети младших братьев, опять же по очереди, и т. д.

Б) право наследования, по которому передача власти происходила по нисходящей мужской линии, а владения боковых линий либо становились независимыми, либо превращались в уделы в составе основного владения.

В) исторически сложившийся источник права и правило поведения. Его содержание образуют конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях.

Ответ: ____________________________________________________________

Назовите государство, южные территории которого включали Тебриз (Иран), северные - Башкирию и Волжскую Булгарию; на западе оно простиралась до Дуная, а на востоке - до Оби и Иртыша.

А) Киевская Русь

Б) Хазарский каганат

В) Сибирское ханство

Г) Золотая Орда

Ответ:_____________________________________________________________

Легендарные рыцари Круглого стола проводили свою жизнь в бесплодных поисках ________________, который (вместе с копьём, пронзившим тело Христа), якобы сохранил и привёз в Британию Иосиф Аримафейский.

А) короля Артура

Б) Святого Грааля

В) Ричарда Львиного Сердца

Г) Августа Блаженного

Ответ:_____________________________________________________________

В современной науке этим термином обычно называются верительные дощечки (пластинки), выдававшиеся китайскими императорами, монгольскими и золотоордынскими ханами различным должностным лицам, послам, военачальникам, и заключавшие в себе распоряжения о каких-либо особых правах данного лица.

А) Ярлык.

Б) Пайцза.

В) Богтаг

Г) Бунчук

Ответ:___________________________________________________________

Представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков. Отстаивали право монастырей на земле­владение и владение имуществом в целях осуществления монастырями ши­рокой просветительской и благотворительной деятельности

А) Иосифляне

Б) Нестяжатели

В) Стригольники

Г) Антитринитарии

Ответ: __________________________________________________________

Теория «Москва – третий Рим», призванная обосновать особое религиозно-политическое положение Москвы, опиралась на ряд легенд. Определите одну из них:

А) легенда о старце Федоре Кузьмиче

Б) легенда об обретении Федоровской иконы Божьей матери, одной из святынь дома Романовых

В) легенда о шапке Мономаха

Г) легенда о Беловодье

Ответ: ___________________________________________________________

Задание 5. Перед Вами знаки отличия одного из воинских званий Вооруженных Сил СССР и фотография первых советских военных, которым оно было присвоено. Изучив иллюстрации – заполните таблицу.

Максимальный балл – 16 баллов

Время выполнения заданий – 180 мин. - student2.ru Время выполнения заданий – 180 мин. - student2.ru Время выполнения заданий – 180 мин. - student2.ru

  Вопрос Ответ Балл (1 балл за каждый верный элемент ответа - заполняется жюри)
1. Воинское звание    
2. Год введения звания для личного состава РККА    
3. Первые военные, удостоенные этого звания СССР    
4. Деятели СССР, имевшие это звание, но не являвшиеся военными    
5. Кто из имевших это звание был его лишен    
6. Кому из советских военных это звание было присвоено последним    

Задание 6. Перед Вами таблица социальной структуры советского общества во второй половине 1920-х гг. Проведите анализ статистических данных и дайте ответы на вопросы.

Максимальный балл – 15 баллов

Социальная структура советского общества во второй половине 1920 г.

Социальные категории Общая численность
В млн.чел. %
Рабочие 16,0 10,8
Служащие 8,7 5,9
Крестьяне:
- бедняки 21,1 14,3
- середняки 81,0 54,7
- зажиточные 5,9
Кустари и ремесленники 5,8 3,9
Буржуазия города 2,7 1,8
Безработные 1,6 1,1
итого 148,0

1. Определите, как и почему изменилась демографическая ситуация в советском обществе, если известно, что к началу ХХ века численность населения Российской империи составляла 175 млн. человек?

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Процессы, происходившие в рабочем классе в период революций и гражданской войны, определяют понятием «деиндустриализация» рабочего класса. Объясните, что обозначает это понятие и в чем проявляется этот процесс.

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. На основе анализа статистических материалов, определите процесс, характеризовавший изменения в крестьянстве. Перечислите мероприятия внутренней политики советского государства, приведшие к этим изменениям.

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, как называли «буржуазию города» в 20-ые гг. ХХ века в советской России. Охарактеризуйте политическое положение этой группы населения в середине 20-х гг. ХХ в. Каким документом закреплялось это положение?

Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Перед вами история Москвы в картинах мастера исторической живописи Аполлинария Михайловича Васнецова. Проведите анализ изображений и определите, какой период истории Москвы запечатлен на иллюстрациях №1, 2, 3. Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения. Ответьте на вопрос к иллюстрации №4.

За каждую верную датировку – 1 балл

За верный аргумент – 2 балла

За верный ответ на задание к иллюстрации №4 – 3 балла (1 балл за каждый элемент ответа)

Максимальное количество баллов за задание – 12 баллов

1) Время выполнения заданий – 180 мин. - student2.ru 2) Время выполнения заданий – 180 мин. - student2.ru

3) Время выполнения заданий – 180 мин. - student2.ru

Часть II.

Время выполнения заданий – 180 мин.

Наши рекомендации