XVII век: возрождение Российского государства
Цель: объяснить социально-экономическое, государственно-политическое, культурное развитие и внешнюю политику России в XVII веке.
На семинаре формируются знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в XVII веке;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран XVII века.
умения:
- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;
- анализировать события и процессы социально-экономической, общественно-политической, культурной и религиозной истории России;
- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории.
компетенции:
ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-2 – умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-10 – способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
ОК-11 – способность представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Места освободительной борьбы украинского народа 1648 – 1654 гг.», «Архитектура XVII века», «Живопись XVII века», «Литература XVII века», «Курск XVII века», «Рыльск XVII века».
План семинарского занятия
1. Россия между Востоком и Западом (дипломатические, военные, торговые отношения):
- Турция и крымские татары;
- Польша и присоединение Украины – «сложный клубок противоречий»;
- продвижение в Сибирь.
2. Внутренняя политика первых Романовых:
- политический строй и управление; Соборное Уложение 1649 г.;
- экономические развитие и установление сословных границ в обществе; возрождение городов (Курск и Рыльск в XVII в.);
- выражение недовольства политикой государства; церковный раскол.
3. Влияние Запада и развитие национальной русской культуры:
- накопление технических, военных медицинских знаний; школы и домашнее образование, рукописные и печатные книги;
- быт московской знати и «иноземная роскошь»;
- европейское влияние в архитектуре и обмирщение живописи;
- скоморошество и немецкий театр.
Вопросы для обсуждения
1. Какие изменения происходили в политическом строе Российского государства в XVII веке? Какие факторы оказывали влияние на его модификацию? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)
2. Какие изменения происходили в экономике России? Назовите этапы становления крепостного права. Какую роль оно сыграло в социально-экономической жизни страны? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)
3. Какой была социальная структура российского общества в XVII веке? С чем были связаны социальные трансформации в этот период? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)
4. Перечислите основные направления внешней политики России в XVII веке. Чем они обуславливались? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)
5. Какие основные изменения произошли в русской культуре XVII века, какое влияние на нее оказал Запад? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-13):
Соборное Уложение, крепостное право, мануфактура, всероссийский рынок, Переяславская рада, «Бунташный» век, Соляной бунт, Медный бунт, церковный раскол, старообрядчество, полки «нового строя», «обмирщение» культуры, нарышкинское барокко, парсуна, театр, скоморошество.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения. (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-13)
Задания в тестовой форме[2]:
(ОК-1, ОК-3)
1. Отметьте цифрой 1 черты российской экономики, появившиеся в XVII веке, 2 – сохранившиеся с прошлых времен:
а) мелкотоварное производство
б) мануфактура
в) ориентация на рынок боярских и дворянских хозяйств
г) специализация областей на производстве отдельных товаров
д) складывание всероссийского рынка
е) единая общерусская денежная единица
ж) крестьянские кустарные промыслы
з) разделение территории по преобладанию барщинной или оброчной системы
и) производство крестьянами продукции на продажу
к) крупное феодальное землевладение
2. Отметьте явления, свидетельствующие о формировании в России в XVII в. абсолютной монархии:
а) сокращение роли Земских соборов
б) церковный раскол
в) появление полков «нового строя»
г) изменение царского титула
д) складывание всероссийского рынка
е) появление Приказа тайных дел
ж) развитие связей с Западной Европой
з) развитие приказной системы
и) подавление народных восстаний
к) отмена местничества
л) успехи во внешней политике
м) принятие Соборного Уложения
н) замена губных и земских старост воеводами
о) развитие казенных мануфактур
3. Отметьте задачи внешней политики России XVII века, которые были решены до 1689 г.:
а) выход к Балтике
б) выход к Азовскому или Черному морю
в) возврат смоленских, черниговских, новгород-северских земель
г) присоединение Левобережной Украины
д) присоединение Правобережной Украины
е) прекращение набегов со стороны Крымского ханства
ж) присоединение Центральной Сибири
з) присоединение Восточной Сибири и Дальнего Востока
4. Соотносите события и даты:
1) Андрусовское перемирие 2) окончание Смоленской войны 3) Переяславская Рада 4) «Вечный мир» 5) Бахчисарайский мир | а) 1686 г. б) 1654 г. в) 1634 г. г) 1681 г. д) 1667 г. |
5. Отметьте цифрой 1 причины церковного раскола, 2 – его последствия:
а) изменения обрядов и богослужебных книг
б) появление старообрядчества
в) приобретение Русской церковью национального характера, уверенность в ее превосходстве над другими
г) отсутствие достаточного числа образованных священников и верующих, способных разобраться в богословских вопросах
д) кризис традиционной концепции «священного Московского царства – третьего Рима»
е) усиление закрепощения крестьян и горожан в XVII веке
6. Отметьте то, что относится к русскому образованию и науке в XVII веке:
а) уменьшение доли грамотных людей
б) появление букварей, учебников
в) открытие первых университетов
г) развитие географии и картографии
д) интерес к изучению иностранных языков
е) изобретение книгопечатания
ж) открытие Славяно-греко-латинской академии
з) приглашение ученых из Москвы для преподавания на Украине
и) приглашение ученых из Украины для преподавания в Москве
Основная литература
1. Зуев М.Н. История России: учеб пособие / М.Н.Зуев. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – С. 32 – 36, 169 – 172, 290 – 297, 415 – 418, 577 – 581.
2. История России: учебник / А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина; МГУ. Исторический ф-т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 98 – 115, 124 – 127.
Дополнительная литераьура
1. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 219 – 271.
2. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – С. 32 – 36, 169 – 172, 290 – 297, 415 – 418, 577 – 581.
3. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 113 – 141.
4. Стариков Н.В. История России. Справочник студента. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – С. 166 – 213.
5. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 141 – 177.
6. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 98 – 115, 124 – 127.
7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 91 – 102.
8. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 1: История России с древности до конца XIX века. / М.Н. Зуев. – М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – С. 204 – 253.
9. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 113 – 141.
10. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – С. 492 – 504.
11. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 187 – 247.
12. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 126 – 153.
13. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – С. 310 – 322.
Тема 6.
Вступление России в европейскую цивилизацию:
конец XVII – XVIII вв.
Цель: объяснить особенности социально-экономического, внутриполитического, культурного развития и международного положения России в конце XVII – XVIII вв.
На семинаре формируются знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в XVIII веке;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран XVIII века.
умения:
- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;
- анализировать события и процессы социально-экономической, общественно-политической, культурной и религиозной истории России;
- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории.
компетенции:
ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-2 – умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-10 – способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
ОК-11 – способность представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Места боевых действий Северной войны (1700 – 1721 гг.)», «Дворянская культура и быт XVIII века».
План семинарского занятия
1. Петр I и его время. Преобразования в области экономики, государственного строя, культуры. Северная война (1700 – 1721 гг.) и военная реформа.
2. Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма и «люди екатерининской эпохи» (по В.О. Ключевскому).
3. Государственные преобразования в области культуры, образования, быта по западному образцу. Утрата национальной самобытности русским дворянством.
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-13):
Коллегия, Сенат, Синод, посессионная мануфактура, протекционизм, меркантилизм, подушная подать, рекрутский набор, фискал, табель о рангах, дворцовый переворот, «просвещенный абсолютизм», пугачевщина.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения. (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-13)
Вопросы для обсуждения
1. Каковы причины проведения Петром I широкомасштабного реформирования? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)
2. Как оценивали западники и славянофилы деятельность Петра I? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)
3. В чем состоит значение результатов Северной войны для дальнейшего развития Российского государства? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)
4. Почему политика Екатерины Великой называется «просвещенным абсолютизмом»? Назовите причины проведения Екатериной II такой политики. (ОК-1, ОК-3, ОК-6)
Основная литература
1. Зуев М.Н. История России: учеб пособие / М.Н.Зуев. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – С. 37 – 51, 172 – 192, 298 – 304, 581 – 598.
2. История России: учебник / А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина; МГУ. Исторический ф-т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 128 – 186.
Дополнительная литература
1. История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IХ – начала ХХ в./ (сост. С.В. Мироненко. – М., 1991.– С.186 – 200.
2. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М., 1989. – С. 48 – 67, 71 – 147.
3. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. – М., 1987.
4. Россия XVIII столетия в изданиях Вольной русской типографии А.И. Герцена и Н.П. Огарева: Записки княгини Е.Р. Дашковой. 1859. Лондон. Репринт.изд. – М.: Наука, 1990. – 528 с.
5. Россия ХVIII столетия в изданиях Вольной русской типографии А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Записки сенатора И.В. Лопухина. 1859. Лондон. Репринт.изд. – М.: Наука, 1990. – 224 с.
6. Россия под скипетром Романовых. – М.: СП Интербук, 1990.– С.– 61 – 88.
7. Ключевский В.О. Соч. в 9 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1989.– С. 3 – 235.
8. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей – М.: Современник, 1993.– С. 227 – 308.
9. Черкасов П.П., Чернышевский Д.В. История императорской России: От Петра Великого до Николая II. – М.: Междунар. отношения, 1994. – С. 43 – 244 с.
10. Эйдельман Н. Из потаенной истории России XVIII–ХIХ веков. – М.: Высш. шк., 1993. – С. 154 – 265.
11. Елизарьев В.Н. Южные Курильские острова и зарождение русско-японских отношений // Вопросы истории. – 2005. – № 3. – С. 142 – 147.
12. Гребенщикова Г.А. Екатерина II и развитие военного флота России // Вопросы истории. – 2005. – № 4. – С. 150 – 155.
13. Собко Е.М. Участие России в войне за австрийское наследство (1740 – 1748 гг.) // Вопросы истории. – 2006. – № 1. – С. 156 – 159.
14. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I // Вопросы истории. – 2006. – № 2. – С. 15 – 30.
15. Волкова И.В. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношений в России // Вопросы истории. – 2006. – № 3. – С. 35 – 51.
16. Петрухинцев Н.Н. Дворцовые интриги 1730-х годов и "дело" А.П. Волынского // Вопросы истории. – 2006. – № 4. – С. 30 – 47.
Тема 7.
Россия в первой половине XIX века: