Памятники законодательства как исторический источник
План
1. Особенности законодательных актов как исторических источников. Методы и приемы изучения законодательных материалов.
2. «Русская правда»: редакции, их состав, источниковедческие проблемы изучения.
3. Судебники XV – XVI вв.: их назначение, особенности, условия возникновения, источники.
4. Соборное Уложение 1649 г.: причины и условия создания, структура, источники.
5. Общая характеристика и особенности развития российского законодательства XVIII – начала XX вв.
6. Кодификация и публикация законодательных памятников нового времени.
Методические рекомендации
Законодательные акты представляют собой особый вид исторических источников, исходящий от верховной власти и имеющий высшую юридическую силу на определенной территории. В исторических исследованиях чаще всего используются законодательные источники, отбираемые тематически в соответствии с проблематикой исследования. Данную группу источников отличают достоверность и точность при освещении вопросов социального, экономического и политического развития государства. При работе с памятниками законодательства следует помнить, что соблюдение того или иного закона не всегда становилось общим правилом. Российское государство достаточно долго не имело возможности контролировать выполнение законов из-за недостаточной развитости своего аппарата.
Анализ законодательных актов предполагает изучение деятельности государственных институтов, важнейшей функцией которых являлось издание законов, формулирование новых норм жизни общества. Важно выяснить: кому принадлежало право законодательной инициативы, что представлял собой механизм обсуждения, принятия и утверждения закона, как происходило обнародование документа, в каком виде и в составе какого сборника он дошел до настоящего времени
Законодательные акты отразили основные этапы истории Русского государства, поэтому появление каждого памятника следует объяснять конкретными социально-экономическими и политическими причинами.
Рассматривая процесс зарождения права в Древнерусском государстве, необходимо проанализировать его источники. При этом следует отметить, что в отличие от Западной Европы, в древней Руси была особенно велика роль обычного права или традиции. Среди других источников – княжеское законодательство, договоры Руси.
Центральным письменным памятником права древнерусского государства является «Русская правда», известная в трех редакциях – Краткой, Пространной и Сокращенной. Несмотря на более чем двухсотлетний период ее изучения, и сегодня существуют дискуссионные проблемы. Среди них – вопрос о том является «Русская правда» единым памятником или ее редакции представляют собой самостоятельные источники, связанные между собой. Следующая проблема: каковы исторические условия появления отдельных частей и редакций «Русской правды». Каждая редакция состоит из нескольких частей, возникших не одновременно, а в связи с теми или иными историческими событиями. Студенты должны уметь выделить эти причины. При анализе содержания «Русской правды» важно проследить изменение правовых норм, охарактеризовать источники этого законодательного памятника.
В отличие от «Русской правды» Псковская судная грамота относится к числу наименее изученных законодательных памятников XIV-XV вв. Так, до сих пор вызывает споры происхождение этого источника. Грамота имеет несколько редакций, которые отразили процесс кодификации действующего права северо-западной Руси. Она дает представление о мире города, села, их социально-экономическом развитии. Наиболее важные сведения содержатся в ней по истории Пскова.
Первым общерусским опытом кодификации стал Судебник 1497 г. Студенты должны проанализировать причины появления, историю его принятия, источники, внутреннюю структуру.
По аналогичной схеме следует проанализировать Соборное Уложение 1649 г., ставшее завершающим этапом становления законодательства единого Российского государства. Важно дать внешнюю критику Соборного Уложения 1649 г., подчеркнув, что оно представляло собой столбец огромной длины – 309 м. Рукопись памятника была составлена по всем правилам того времени. Студент в своем ответе должен сформулировать их. Раскрывая структуру Соборного Уложения, следует подчеркнуть ее более сложный характер по сравнению с другими законодательными памятниками.
В XVIII в. законодательство приобретает целый ряд специфических черт. Сюда можно отнести стремление государственной власти детально регламентировать жизнь общества и частную жизнь подданных. В результате чего произошла активизация законотворчества и расширение сферы законодательного регулирования и тематики законодательства. Важной чертой законодательства нового времени стала регламентированная публикация законодательных актов. В России складывается система публикации законов, которая предполагала рассылку указов в губернии и губернаторам, печатание их типографским способом, чтение законодательных актов в церквях после службы и др. В итоге ни один другой источник XVIII в. не может быть сопоставлен с законодательством по степени распространенности.
Важнейшей качественной характеристикой законодательных актов XVIII в. стало изменение соотношения обычая и закона как источников права. Вплоть до начала XVIII в. основным источником права являлся обычай. Именной указ от 17 апреля 1722 г. «О хранении прав гражданских¼» окончательно утвердил приоритет закона. Студенты должны выяснить содержание и значение данного указа, учитывая, что он оформил основные элементы законотворчества: апробацию указа государем, публикацию и т. п. В конце XVIII в. формулируется и новое требование - точности, буквальности воспроизведения законов и цитат из законодательных актов.
Трудность работы с законодательными актами состоит в том, что в России в XVIII в. и позже не были выработаны критерии отделения закона от остальных распоряжений верховной власти. Одной из главных причин этого стало отсутствие разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Поэтому основным признаком закона в России являлись наличие подписи императора и определенный порядок принятия.
Рассматриваемый период отличается большим разнообразием законодательных актов: манифесты, указы, уставы, регламенты, учреждения, положения. Важно выделить отличия одного типа от другого, например, чем отличались указы именные, сенатские, объявленные из Сената. Эти различия касались в основном юридической роли, характера и масштабов действия. В целом весь XVIII в. характеризуется бурным законотворчеством, поэтому все попытки произвести кодификацию российского законодательства, предпринимавшиеся с начала XVIII в. оказались неудачными. Эту проблему удалось решить в XIX в.
Развитие законотворчества в XIX в. продолжается главным образом по пути фиксации законодательной процедуры. Студенты должны разобраться в таких вопросах как: что представляет собой законодательная власть, кто был ее носителем, кто обладал правом законодательной инициативы и т. п. При этом особо следует остановиться на изменениях структуры государственного управления Российской империи, происшедших в начале ХIХ в. Важно проанализировать функции и структуру вновь созданных органов управления.
В XIX в. продолжились попытки кодификационной работы. Они воплотились в создании Свода законов Российской империи и в Полном собрании законов Российской империи. Работу по составлению Свода законов (СЗ) возглавил М. М. Сперанский, а проводило II отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии. В Свод вошли действующие законодательные нормы, систематизированные тематически. Он включил 8 главных отделов, распределенных по 15 томам. Свод был издан в 1832 г., второе издание вышло в 1842 г., а третье - только в 1857 г. Впоследствии он издавался отдельными уставами.
Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ) представляло собой хронологическую систематизацию законодательных норм, было подготовлено специальной комиссией во главе с М. М. Сперанским и издано в 1830 г. Это издание и сейчас остается наиболее полной публикацией законодательных актов с 1649 по 1825 гг. Однако следует заметить, что ПСЗ не было совсем полным: в него не вошли законы секретного характера и в нем недостаточно представлено законодательство XVII - начала XVIII вв.
ПЗС имело три издания: в I собрание вошли законодательные акты с 1649 по 1825 г.; во II - с 1825 по 1880 гг.; в III - с 1881. ПЗС остается основным источником законодательных актов для современных историков.
Законодательство XIX - начала ХХ вв. отмечается необычайным многообразием актов. Среди них встречаются уже существовавшие ранее - манифесты, положения, указы и новые законы – высочайше одобренные мнения Государственного совета, высочайшие повеления. Следует определить структуру, функции всех разновидностей законодательных актов XIX - начала ХХ в.
Источники
1. Воинские уставы Петра Великого: Сборник документов / под ред.
Н.Л. Рубинштейна. – М., 1946.
2. Дворянская империя XVIII века (Основные законодательные акты) / под ред. М.Т. Белявской. – М., 1960.
3. Крестьянская реформа в России 1861 года: Сборник законодательных актов / под ред. К.А. Сафроненко. – М., 1954.
4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. – СПб., 1830. Т.1-45; Собрание 2. – СПб., 1830 – 1884. Т.1-55; Собрание 3. – СПб., 1885 – 1914. Т.1-33.
5. Памятники русского права / под ред. С.В. Юшкова. – М., 1952 – 1958. – Вып. 1-4,6, 7.
6. Правда Русская / Под общ. ред. Б.Д. Грекова. – М., 1963.
7. Псковская судная грамота / под ред. К.В. Сивкова. – М., 1952.
8. Российское законодательство X – XX вв. Т. 1-9. – М., 1986 – 1994.
9. Соборное Уложение 1649 г.: Текст, комментарий. – Л., 1987.
10. Судебники XV – XVI вв. / Под общ. ред. Б.Д. Грекова. – М.; Л., 1952.
Рекомендуемая литература
1. Антонова, С.И. Материалы законодательства периода империализма как исторический источник. – М., 1976.
2. Воскресенский, Н.А. Законодательные акты Петра I. – М.; Л., 1945.
3. Дякин, В.С. Чрезвычайно-указное законодательство в России: 1906 – 1914 гг. / Вспомогательные исторические дисциплины. Т.7. – Л., 1976.
4. Ковальченко, И.Д. Столыпинская аграрная реформа (Мифы и реальность) // История СССР. – 1991. – № 2.
5. Кочаков, Б.М. Русский законодательный документ XIX – начала XX вв. // Вспомогательные исторические дисциплины: Сборник статей. –
М.; Л., 1937.
6. Маньков, А.Г. Уложение 1649 года – кодекс феодального права России. – Л., 1980.
7. Развитие русского права в первой половине XIX века / отв. ред.
Е.А. Скрипилев. – М., 1994.
8. Рыбаков, Ю.А. Промышленное законодательство России первой половины XIX века. – М., 1986.
9. Рыбаков, Ю.Я. Своды законов Российской империи первой половины XIX в. / Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. – М., 1984.
10. Сафроненко, К.А. Соборное Уложение 1649 года – кодекс русского феодального права. – М., 1958.
11. Тихомиров, М.Н. Исследование о «Русской правде»: Происхождение текстов. – М.;Л., 1941.
12. Тихомиров, М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. – М., 1953.
13. Тихомиров, М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 года: Учебное пособие для высшей школы. – М., 1961.
14. Черепнин, Л.В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда / В кн.: Новосельцев А.П. и др. Древнерусское государство и его международное значение. – М., 1965.
15. Шепелев, Л.Е. Законодательные акты акционерного учредительства // Источниковедение отечественной истории. – М., 1973. – Вып.1.
16. Штамм, С.И. Судебник 1497 г. – М., 1955.
17. Юшков, С.В. Русская Правда: Происхождение, источники, значение. – М., 1950.
Занятие 4