Промышленный переворот в странах Западной Европы и в России. Политические, экономические, социальные и культурные последствия промышленного переворота.

Своеобразным экономическим фундаментом обновления политической и духовной жизни европейского общества стало дальнейшее развитие капиталистических отношений. В предшествующую эпоху капитализм только зарождался и существовал в виде одного из укладов. Однако в Новое время буржуазные порядки постепенно превращаются в доминирующую систему социально-экономических отношений. Заметно ускорило эскалацию капитализма начало промышленного переворота в последней четверти ХVIII в. Промышленный переворот, или как ещё его называют «Великая индустриальная революция», часто описывается в своем узком значении - как переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Но промышленная революция на базе формировавшейся крупной машинной индустрии, охватившая Западные державы в XVIII—XIX веках предстала целым комплексом социально-экономических и политических преобразований, обеспечивших переход от преимущественно аграрной экономики к промышленному производству, а соответственно, и трансформацию аграрного общества в индустриальное. Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась быстрой урбанизацией, изменением социального расслоения, формированием новой культуры, вытеснявшей в прошлое патриархально-феодальные порядки.

Индустриальная революция стартовала в Англии в последней трети XIX столетия, где изначально и отмечался стремительный рост промышленного производства на базе крупной машинной индустрии. Когда говорят о первичных фазах промышленного переворота, вспоминают, прежде всего, технические инновации в английской промышленности: прядильные машины Р. Аркрайта (1769) в текстильном производстве, применявшуюся во многих отраслях паровую машину Дж. Уатта (1775), а также расширение в чёрной металлургии использования кокса и распространение новых технологий, в частности, пудлингования (изобретенного Г. Кортом в 1783-1784 гг.). Сами по себе подобные изобретения вряд ли привели бы к масштабным изменениям, тем более необходимые технические решения были известны и раньше. Главную же роль в ускорении перехода к машинному производству, предопределившему превращение индустриального производства в ключевой сектор экономики, сыграло то, что общество оказалось подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Предшествующие столетия с формированием мануфактурного капитализма, распадом традиционного сельского хозяйства, первыми буржуазными революциями и общественными движениями, Реформацией и Просвещением выступили своеобразным социально-экономическим и духовно-мировоззренческим трамплином технико-экономического рывка европейского социума.

Промышленный переворот привёл к стремительному ускорению экономической модернизации с форсированным ростом дифференциации труда, энергетическим переоборудованием производства и развитием его рационального управления, превращением науки в производственную (экономическую) силу и утверждением установки на перманентное усовершенствование технологий и производства в целом. Революционный темп изменений, заданный Англией, а затем подхваченный рядом стран европейского континента и Нового света, становился катастрофически быстрым по сравнению с прежними временами. Технический прогресс превращался из отвлечённых идейных установок в основу жизни, когда без постоянного изобретения и усовершенствования машин уже не представлялось существование общества.

Промышленная революция сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, заметным ускорением экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий). Интенсификации процесса экономического воспроизводства вела к тому, что машинная индустрия постепенно занимала чуть ли не главное место в жизни общества, определяя его экономическое благополучие, военный потенциал и международный статус. Промышленный переворот, преодолевая локальные границы Англии, захватывая страны Западной Европы, Америки, ускоряя, углубляя те процессы, что наметились в предшествующую эпоху, придавал им уже совсем иной масштаб. И дело не только в том, что индустриальная революция охватывала всё большее количество стран, она преобразовывала, трансформировала все сферы жизни общества вплоть до того, что уже трудно было различить исходные его очертания. Со второй половины XVIII века за несколько десятилетий Западная Европа изменилась едва ли не больше, чем за предыдущие две тысячи лет.

Наши рекомендации