Глава 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.
Вторжение варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятие епископ, Новый Завет.
Разделение Римской империи на два государства – Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров – варваров на сторону готов. Взятие готами Рима. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен – вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
В результате освоения курса истории Древнего мира учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирования следующих умений и качеств:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействия в группе;
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- уметь взглянуть на ситуацию в иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- формировать целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщения, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;
- датировать события и процессы в истории Древнего мира, и определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;
- формировать представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- сравнивать простые однородные факты истории Древнего мира, выявлять их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- сопоставлять единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- применять новые знания и умения в обобщении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
К концу изучения курса Древнего мира в 5 классе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- применять счет лет в истории, соотносить год и с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и продолжительность важнейших исторических событий;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия;
- рассказывать в связной монологической форме или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе источников исторических знаний;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстрации учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним, характеризовать вклад древних народов в мировую культуру;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
- сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходства и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
- давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывать при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- оценивать вклад народов древности в мировую историю;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.
Планируемые результаты изучения истории в 5 классе
Ученик научится:
- Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э., н.э.).
- Использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий.
- Применять знания фактов для характеристики ключевых событий и явлений древней истории.
- Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира.
- Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории.
- Раскрывать характерные, существенные черты:
- форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);
- положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах;
- религиозных верований людей в древности.
7. Объяснять в чем заключается назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства.
8. Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Ученик получит возможность научиться:
- Давать характеристику общественного строя древних государств.
- Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них черты сходства и различий.
- Видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде.
- Высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки. В конце каждой темы предусмотрены следующие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или проверочных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал был усвоен. В конце курса предполагается проведение итогового обобщения.
Программа рассчитана на 68 часов (34 недели), на изучение предмета отводится 2 часа в неделю.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов | |
План | Факт | ||
Введение | |||
Жизнь первобытных людей | |||
Древний Восток | |||
Древняя Греция | |||
Древний Рим | |||
Итоговое повторение |
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история . История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. А.А. Искандерова. М.: Просвещение, 2014.
Поурочное планирование
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол-во час. | Содержание | Тип урока | Планируемые результаты | Информ. ресурсы | |||
План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Введение (2 ч.) | ||||||||||
Введение | Источники знаний о прошлом. Что изучает история Древнего мира. | урок изуч. нов. материала | Научиться овладевать целостным представлением о предмете «История»; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников. | К.: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. П.: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование стартовой мотивации к изучению истории. | |||||
Счет лет в истории | Историческое время. Наша эра, до нашей эры. Летоисчисление | урок изуч. нов. материала | Научиться читать ленту времени; соотносить годы с веками, тысячелетиями; вести счет лет с условным делением древней истории на время «до н.э.» и «н.э.»; решать исторические задачи на счет истории | К.: устанавливать рабочие отношения , эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р.: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П.: осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности | Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач. | |||||
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 ч.) | ||||||||||
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.) | ||||||||||
Древнейшие люди | Внешний облик древнейших людей. Первые орудия труда. Охота и овладение огнем. | урок изуч. нов. материала | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности эволюции человека; устанавливать ППС между средой обитания и жизнью первобытных людей, объяснять причины коллективизма среди древних людей. | К.: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе. Р.: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы. П.: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование мотивации к изучению нового. Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. | |||||
Родовые общины охотников и собирателей | Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия и орудия труда | комбин. урок | Научиться работать с картой; устанавливать ППС между изменениями в климатических условиях и развитием человека; овладевать целостным представлением об историческом пути народов. | К.: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме, готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе. Р.: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность ; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. П.: исследовать современные источники информации ; решать творческие задачи , представлять результаты своей деятельности в различных формах. | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания , навыков выполнения творческого задания. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Возникновение искусства и религиозных верований | Возникновение искусства и религиозных верований, причины их появления. | комбин. урок | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания; выявлять закономерности взаимосвязи искусства и религии в первобытном обществе, описывать памятники истории и культуры. | К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р.: осознавать самого себя как движущую силу своего обучения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. П.: работать с учебной и внешкольной информацией; использовать современные источники информации , в том числе материалы на электронных носителях. | Формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира, воспитание уважения к культуре своего и других народов, толерантности. | |||||
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы | ||||||||||
Возникновение земледелия и скотоводства | Соседская община. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. | комбин. урок | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов; читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; расширять опыт оценочной деятельности. | К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р.: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательность действий. П.: объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Осмысление религиозных верований и социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач. | |||||
Появление неравенства и знати | Зарождение неравенства и знати. Развитие ремесел. Обработка металлов. Изобретение плуга. | комбин. урок | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов; объяснять процесс зарождения неравенства; научиться дифференцировать понятия первобытность и цивилизация. | К.: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р.: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. П.: выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям | Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Жизнь первобытных людей | Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе первобытности к цивилизации. | повт.-обобщ. урок | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути первобытных людей; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности древних людей; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории. | К.: самостоятельно организовывать учебное взаимодействия в группе; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. Р.: осознавать самого себя как движущую силу своего обучения. П.: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения , выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач. | |||||
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ч.) | ||||||||||
Глава 4. Древний Египет (8 ч.) | ||||||||||
Государство на берегах Нила | Древний Египет: местоположение и природные условия, население. | урок изуч. нов. материала | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути Древнего Египта; устанавливать ППС между природными условиями и образом жизни египтян; читать карту, анализировать и обобщать ее данные | К.: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. П.: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения , выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | Труд, быт и жилище ремесленников и земледельцев. | комбин. урок | Научиться создавать яркие образы земледельцев и ремесленников Древнего Египта; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности, объяснения жизни и быта земледельцев и ремесленников. | К.: слушать и слышать друг друга. Р.: прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П.: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературе, электронных изданиях и группировать ее. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; оценивание жизни и деятельности ремесленников и земледельцев. | |||||
Жизнь египетского вельможи | Жизнь египетского царского вельможи. Обязанности вельмож. | комбин. рок | Научиться создавать яркие образы жизни египетского вельможи; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников | К.: выслушивать мнения одноклассников. Р.: прогнозировать результат и уровень усвоения материала. П.: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте учебника, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной литературе, электронных изданиях и группировать ее. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Военные походы фараонов | Вооружение египетского войска. Походы египетских фараонов. Цели и последствия фараона Тутмоса III. | комбин. урок | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; объяснять причины активной завоевательной политики фараонов; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации. | К.: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Р.: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Религия древних египтян | Боги древних египтян. Религиозные верования древних египтян. Религия и власть фараона. Мифы о богах. | комбин. урок | Научиться объяснять и раскрывать символическое значение религиозных образов египтян; расширять опыт оценочной деятельности; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории | К.: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Р.: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения, используя дополнительные источники информации. | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества. | |||||
Искусство Древнего Египта | Культура Древнего Египта: храмы и пирамиды, искусства. | Комбин. Урок | Научиться описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства; применять понятийный аппарат исторического анализа для раскрытия сущности и культуры египтян. | К.: владеть навыками монологической и диалогической речи; точно и грамотно выражать свои мысли. Р.: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения, используя дополнительные источники информации. | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества. | |||||
Письменность и знания древних египтян | Письменность и научные познания. Древнеегипетские школы, палестры и гимнасии. | Комбин. Урок | Научиться описывать памятники истории и культуры древних египтян; объяснять особенности научных знаний египтян; выявлять закономерности появления письменности и научных знаний египтян | К.: владеть навыками монологической и диалогической речи. Р.: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, сопоставлять и сравнивать их; готовить тематические сообщения, используя дополнительные источники информации. | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества. | |||||
Древний Египет | повт.-обоющ. Урок | Научиться анализировать исторические факты и события, связанные с темой «Древний Египет»; решать тестовые задания; устанавливать ППС, выявлять закономерности в развитии древних цивилизаций. | К.: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р.: составлять последовательность действий, формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий. П.: выделять существенную информацию из текстов разных видов; решать тестовые задания. | Формирование познавательного интереса. | ||||||
Глава 5. Западная Азия в древности (7 ч.) | ||||||||||
Древнее Двуречье | Природные и климатические условия Древнего Двуречья. Занятия жителей Двуречья, Религия и письменность древних жителей Двуречья. | урок изуч. нов. материала | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостным представлением об историческом пути жителей Двуречья; устанавливать ППС между географическими условиями обитания шумеров и их экономическим развитием; расширять опыт оценочной деятельности. | К: владеть навыками монологической и диалогической речи. Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, сопоставлять и сравнивать их; представлять результаты своей деятельности в различных формах. | Формирование познавательного интереса. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Вавилон – главный город Двуречья. Законы царя Хаммурапи. | комбин. урок | Научиться давать образную характеристику Хаммурапи; объяснять причины возникновения законов; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников. | К: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Р: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. П: выделять существенную информацию из текстов разных видов; обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона, высказывать аргументированное суждение о значении его законов. | Формирование способности к творческому подходу при выполнении заданий. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Финикийские мореплаватели | Географическое положение и города Финикии. Население и его занятия Открытия, сделанные финикийцами. | комбин. урок | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать закономерности в возникновении занятий жителей Финикии в контексте природно-географических условий страны; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П: выделять существенную информацию из текстов разных видов; готовить краткие сообщения о достижениях финикийских ремесленников. | Формирование познавательного интереса. Определение собственного отношения к финикийскому народу, осмысление его вклада в развитие исторического общества. | |||||
Библейские сказания | Ветхий Завет. Мифы и сказания древних евреев. | комбин. урок | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостным представлением об историческом пути иудейского народа; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников. | К: владеть навыками монологической и диалогической речи. Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе исследования учебного материала. | Формирование познавательного интереса. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Древнееврейское царство | Предания о первых царях. Царь Соломон и его правление. | комбин. урок | Научиться рассказывать о важнейших событиях Древнееврейского царства, используя основные и дополнительные источники информации; давать образную характеристику исторических личностей; расширять опыт оценочной деятельности; выявлять закономерности исторического развития. | К: владеть монологической и диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношений к самому себе как к субъекту деятельности. П: решать развивающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы. | Формирование познавательного интереса. Осмысление подвигов Самсона и Давида, культурного многообразия мира; воспитание уважения к культуре других народов, толерантности. | |||||
Ассирийская держава | Ассирийская держава: местоположение, военное искусство, ассирийское искусство и библиотеки. | комбин. урок | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия сущности и значения событий в Ассирийской державе; расширять опыт оценочной деятельности. | К: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование познавательного интереса к изучению нового. | |||||
Персидская держава «царя царей» | Три великих царства в Западной Азии. Персидские завоевания. Дарий I. | комбин. урок | Научиться сопоставлять древние государства (Ассирия, Вавилон, Мидия) по различным критериям, выделять сходства и различия; использовать историческую карту как источник информации; объяснять, как управлял Персидской державой Дарий I. | К: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий. | Формирование навыков исследовательской культуры, осмысление собственных впечатлений о памятниках мировой культуры | |||||
Глава 6. Индия и Китай в древности (5 ч.) | ||||||||||
Природа и люди Древней Индии | Природные условия Древней Индии, занятия населения, религиозные верования, легенды, сказания, касты | комбин. урок | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать закономерности в возникновении занятий жителей Древней Индии в контексте природно-географических условий страны; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории. | К: обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. П: объяснять исторические явления, процессы, связи отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование навыков анализа. Осмысление культурного многообразия мира, воспитание уважения к культуре других народов, толерантности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Индийские касты | Миф о происхождении четырех каст. Неравенство между кастами. | комбин. урок | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути возникновения буддизма; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений. | К: слушать и слушать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности. П: решать развивающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы; анализировать мифы; описывать наиболее значимые события, сравнивать исторические факты и явления. | Формирование собственного мнения о тех или иных событиях и личностях. Осмысление культурного многообразия мира, воспитание уважения к культуре других народов, толерантности. | |||||
26-27 | Древний Китай | Природные условия Древнего Китая, основные занятия населения, император Цинь. Религиозно-философские учения, Конфуций. Изобретения китайцев. | комбин. урок | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; давать образную характеристику Конфуцию; аргументировать собственные версии и личностные позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого; овладевать целостным представлением об и Наши рекомендации
|