Семинар 5. Модернизация России в XVIII в.: социально-политические и социально-экономические последствия.
Основные проблемы:
1. Начало модернизации России: правление и реформы Петра I их противоречивые последствия.
2. Эпоха «дворцовых переворотов». Попытки ограничения самодержавия. Правление Елизаветы 1-й (1742-1762гг)
3. Эпоха Екатерины II. Внешняя и внутренняя политика. Противоречия модернизации и особенности становления абсолютизма.
4.Кризисные проявления и правление Павла I.
5.Русская культура и искусство в 18 веке..
Темы докладов и рефератов:
1. Реформы Петра Великого: прорыв к модернизации или провал.
2. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
3. Присоединения Крыма и Черноморья к России. Деятельность Г.Потёмкина
3. Отношения церкви и государства в 18 столетии
4. Деятельность Академия наук, создание Московского университета и роль М.Ломоносова.
5. Российская культура и просвещение в 18 столетии.
Определите и выпишите в глоссарий понятия: Барщина, оброк, сословие, дворяне, бояре, поместье, вотчина, крепостные крестьяне, мануфактура, приказы, коллегии, «Табель о рангах», Сенат, Синод, протекционизм, меркантилизм, реформа, абсолютизм, «Духовный регламент».
Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: Петр I, А.Д. Меньшиков, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Павел I.
Литература [основная – 1 - 15; дополнительная - 1, 6, 11 – 13, 17, 18, - 20, 22, 24 - 27].
При изучении первого вопроса необходимо вспомнить историю России в XVII в.: изменения в экономической сфере и политической сфере, церковную реформу, процесс обмирщения культуры. Изучая вопрос необходимо осмыслить реформы Петра I, являющиеся своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. Следует соотнести проблемы традиционализма и заимствования в петровских реформах, понять применение принципов европейского устройства к российской действительности. Определить значение европеизации для дальнейшей судьбы России. Проанализируйте оценки преобразований в исторической литературе, учитывая, что уже в XVIII в. русское общество раскололось на сторонников и противников преобразований. Подумайте о том, что представлял собой цивилизационный раскол общества и как он повлиял на дальнейшую судьбу России.
Изучение второго вопроса следует начинать с определения понятия «дворцовые перевороты», которое введено в научный оборот В.О. Ключевским. Этот вопрос целесообразно рассматривать по плану: 1. Определение понятия; 2. Историография вопроса; 3. Предпосылки эпохи дворцовых переворотов; 4.Борьба за власть поле смерти Петра I; 5. Верховный тайный совет: попытки ограничения самодержавия. 6. Правление Анны Иоанновны и «бироновщина»; 7. Правление Елизаветы Петровны; 8. Правление Петра III; 9. Итоги эпохи дворцовых переворотов.
Изучение третьего вопроса необходимо начать с определения «просвещенного абсолютизма». Одно из возможных определений: «Просвещенный абсолютизм» -политика укрепления власти дворян в условиях развития буржуазных отношений, стремление к «всеобщему благу», использование идей Просвещения для укрепления власти императора. Основные реформы Екатерины II : 1763 – Сенат был разделен на 6 департаментов по секторам проблем. 1765 – создано Вольное экономическое общество для дворян и купцов. Вводились высокие пошлины на ввоз иностранных товаров. 1775 – проведена губернская реформа. Россию разделили на 50 губерний. Ими правили генерал – губернаторы. На местах вводили сословные суды. 1783 – на Украине введено крепостное право (по просьбам украинских помещиков). 1785- Изданы Жалованные грамоты дворянству и городам, где закрепились привилегии купечества, и вводилось городское самоуправление. Дворяне получали дополнительные доходы от должностей при службе и при дворе, стали вводить дворянские гербы. Дворянство было объявлено благородным.
Тяжелое положение народа в правление Екатерины вылилось ввосстание под руководством Емельяна Пугачева1773 — 1775. Пугачев выдавал себя за чудом спасенного Петра III, его именем издавал указы.
При изучение четвертого вопроса следует знать, что Павел I – сын Екатерины II, взошедший на престол после ее смерти. При жизни Екатерина фактически отстранила от власти Павла, их отношения были очень прохладными, В 1794 г. она пыталась лишить его права наследования престола и передать власть своему внуку. Однако свое намерение императрица осуществить не смогла. Став императором, Павел изменил порядки, существовавшие при дворе Екатерины. Он восстановил упраздненные коллегии, изменил административное деление России, уменьшив количество губерний, возвратил прежние формы управления провинциями России. Павел лишил привилегий дворянство, ограничил действие жалованных грамот, стеснил местное самоуправление. В 1797 г. он установил норму крестьянского труда (три дня барщины в неделю), это было первое ограничение помещичьей власти. Однако за 4 года правления он раздал помещикам более 600 тысяч крестьян, принадлежащих государству. Во всей своей деятельности Павел I допускал крайности. Он запретил слова «клуб», «совет», «отечество», «гражданин». Запретил вальс, отдельные детали одежды. Он амнистировал заключенных по политическим мотивам, арестованных при Екатерине II, но при этом продолжал борьбу с революционными проявлениями в обществе. В 1797-1799 гг. он установил цензуру, запретив 639 изданий. Однако исследователи расходятся в оценке деятельности Павла. В 1801 г. Павел был убит в результате дворцового заговора и на престол взошел его сын Александр I.
Пятый вопрос необходимо изучать придерживаясь следующего плана: 1.Основные направления и задачи внешней политики России в XVIII в. 2. Южное направление. Русско-турецкие войны. 3. Западное направление внешней политики. 4. Восточное направление внешней политики. 5. Итоги внешнеполитического курса России в XVIII в.