По отечественной историографии нового и новейшего времени (Ч.2).
1. Что принципиально новое произошло в развитии исторической науки после прихода к власти большевиков?
А) изменилась теория и методология исторического познания
Б) развивались демократические принципы науки
В) сохранялись дореволюционные принципы распространения исторических знаний
Г) историография дипломного сочинения
2. К чему привели преобразования большевиков в исторической науке в 20-е гг. ХХ в.
А) усилению большевистского контроля над гуманитарным образованием
Б) улучшению подготовки научно-педагогических кадров историков
В) изменению условий деятельности историков
Г) историография дипломного сочинения
3. В чем сущность теоретико-методологических дискуссий в советской исторической науке в 20-30 гг. ХХ в.
А) в формировании марксистско-ленинской методологии познания и социалистического мировоззрения
Б) в усилении давления на инакомыслящих и представителей старой школы
В) в создании советской исторической интеллигенции
Г) историография дипломного сочинения
4. Какую роль сыграли «Академическое дело» и массовые репрессии в стране в 30-е гг. ХХ в.
А) способствовали расширению демократических принципов организации и деятельности науки
Б) усилению борьбы различных группировок и уничтожению научных и педагогических кадров историков
В) расширению проблематики научных исследований
Г) историография дипломного сочинения
5. Каковы основные итоги развития советской исторической науки в довоенный период?
А) восстановлено историческое образование
Б) изменились официальные идейно-теоретические ориентиры
В) произошла «сталинизация» и унификация исторической науки
Г) историография дипломного сочинения
6. Какие основные задачи решала советская историческая наука в годы Великой Отечественной войны
А) расширение научных исследований
Б) формирование советского патриотизма
В) сбор и обработка материалов о Великой Отечественной войне
Г) историография дипломного сочинения
7. Новые тенденции в развитии исторической науки в послевоенный период
А) восстановление исторического образования и различных форм распространения исторических знаний
Б) Создание новых обществоведческих учреждений
В) Политические процессы и кампании нового идеологического диктата
Г) историография дипломного сочинения
8. Какие основные итоги изучения российского феодализма в 20-40-ее гг. ХХ вв.
А) создание фундаментальных монографий по истории Древнерусского государства и Российского централизованного государства
Б) утверждение в исторические науки теории социально-экономических формаций
В) создание новой периодизации российского исторического процесса
Г) историография дипломного сочинения
9. Основные итоги изучения российского капитализма в 20-40 гг. ХХ вв.
А) отрицание теории «Россия – тюрьма народов» и создание концепции «наименьшего зла»
Б) утверждение ленинской концепции российского капитализма
В) утверждение дискуссий и Всесоюзных конференций по истории рабочего класса, как важнейших форм научного обмена мнениями
Г) историография дипломного сочинения
10. Важнейшие тенденции развития исторической науки в 50- начале 60 гг. ХХ вв.
А) «Десталинизация» исторической науки
Б) Подготовка крупных обобщающих исследований по отечественной и всемирной истории
В) создание отраслевых советов по изучению актуальных проблем отечественной истории
Г) историография дипломного сочинения
11.Укажите на важнейшие итоги изучения истории советского общества в 20-е - 40 гг. ХХ в.
А) накопление источников по истории советского общества
Б) издание первых томов Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны в СССР
В) мифологизация советской истории
Г) историография дипломного сочинения
12. Установите основные отличия научных дискуссий 20-х – 30-х гг. и 50-х начала 60-х гг. ХХ в.
А) демократизация научных дискуссий
Б) актуализация научной проблематики
В) высокий профессиональный уровень дискуссий
Г) историография дипломного сочинения
13. Отметьте характерные черты развития советской исторической науки в 60-70 – гг. ХХ. в.
А) улучшение творческой и научной атмосферы деятельности ученых
Б) усиление идеологического диктата партийного руководства
В) «борьба против очернительства» и «умеренного свободомыслия»
Г) историография дипломного сочинения
14. Подчеркните важнейшие достижения исторической науки в 60-70-е гг. ХХ в.
А) превращение истории советского общества и истории КПСС в ведущее направление научных исследований
Б) историческая наука становится инструментом идеологического и политического воздействия на общество
В) улучшается подготовка научно-педагогических кадров историков
Г) историография дипломного сочинения
15. Определите новые тенденции в развитии науки во второй половине 50-х – 70-е гг. ХХ в.
А) Разрыв «железного занавеса» и установление международных контактов ученых
Б) идеологизация исторической науки
В) нарастание «застойных» тенденций в историографии советского периода
Г) историография дипломного сочинения
16. Определите место М.Н. Покровского в исторической науке 20-х гг. ХХ в.
А) способствовал утверждению марксистско-ленинской концепции истории России
Б) создал теорию «торгового капитала»
В) боролся против сталинизма в исторической науке
Г) историография дипломного сочинения
17. Что представляло «новое» направление в отечественной историографии 50-60-х гг. ХХ в. трудами П.В. Волобуева, А.А. Зимина, К.Н. Тарновского, М.Я. Гефтера, А.М. Анфимова
А) демократизация и десталинизация науки
Б) пересмотр старых и формирование новых концепций российского исторического процесса
В) борьба против консервативных тенденций в науке
Г) историография дипломного сочинения
18. Отметьте важнейшие итоги развития науки в 70-первой половине 80-х гг. ХХ в.
А) улучшение материально-технической и издательской базы научных исследований
Б) попытки возвращения к сталинизму и усиление идеологического диктата в науке
В) выход многотомных обобщающих трудов по отечественной истории
Г) историография дипломного сочинения
19. Укажите причины кризиса советской исторической науки
А) перестройка советского общества
Б) кризис марксистско-ленинской методологии познания
В) влияние публикаций иностранных ученых на размывание исторической парадигмы
Г) историография дипломного сочинения
20. Подчеркните новые тенденции в развитии науки на рубеже тысячелетий
А) Изменение методологических ориентиров
Б) Улучшение деятельности научных обществ, организаций и историков
В) разрушение исторического сознания российского общества
Г) историография дипломного сочинения
Примерные темы дипломных работ:
- Немарксистская историческая наука в советском обществе 20-х – 30-х гг. ХХ в.
- М.Н. Покровский и С.Ф. Платонов: личности и школы.
- Историческое образование в Советской России в 1917-середина 30-x гг. ХХ в.
- Российское историческое сообщество и Советская власть.
- История российского феодализма в трудах С.В. Юшкова и Б.Д. Грекова.
- Организация и структура Советской исторической науки в 1917-1941 гг.
- Становление советской историографии (1917-1941 гг.).
- Историческая периодика как источник по истории исторической науки в СССР.
- Академик С.Б. Веселовский. Жизнь и творчество.
- Историческое сообщество в «Деле академиков» и политических репрессиях 30-начала 50-х гг. ХХ в.
- Академик И.Д. Ковальченко. Жизнь и творчество. Опыт научной биографии.
- Академик Л.В. Милов. Жизнь и творчество. Опыт научной биографии.
- История средневековой России в трудах Л.В. Черепнина и А.М. Сахарова.
- Проблемы теории и методологии исторической науки в трудах Е.М. Жукова.
- От Великой Октябрьской социалистической революции к построению коммунизма в СССР. Мифы советской исторической науки.