Всемирно-исторический уровень: теория общественно-экономических формаций

Подход Маркса к социальной реальности с использованием категории «отношения» обнаруживается и на самом высоком уровне его теоретической конструкции, где он рассматривает общество в наиболее абстрактном виде. «Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным, отличительным характером» (278; 81).

Основные положения теории общественно-экономических формаций, наиболее подробно разработанные в «Капитале» (1867), Маркс часто цитировал и в предисловии к работе «К критике политической экономии» (1859)

:»В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений

составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (278; 182).

Данная модель социального целого (в современной терминологии «социальной системы») представлена на рис. 11.1.

Присущая Марксу динамическая ориентация в полной мере проявилась в предложенной им модели, которая предполагает непрерывные изменения, вызываемые специфическими внутренними силами и в конечном счете ведущие к полной самотрансформации общества.

«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями... Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» (278; 183).

Большую роль в этом процессе Маркс отводил внутренним противоречиям структуры. Они возникают в трех точках: во-первых, между обществом и его природным окружением, т. е. между любым данным уровнем технологии и задачами, которые накладывают внесоциальные условия, а также биологическая конституция человека; это противоречие дает импульс постоянному развитию производительных сил; во-вторых, между достигнутым уровнем технологии и существующей социальной организацией производственных процессов, не приспособленных для максимально эффективного использования доступных производительных сил; данное противоречие стимулирует прогрессивные изменения производственных отношений; в-третьих, между вновь установленным типом производственных отношений и традиционной системой политических, правовых и идеологических институтов (надстройкой), которые перестают соответствовать экономическому базису; это противоречие ведет к изменению политического режима и правовой организации общества. Как уже отмечалось, благодаря внутренним противоречиям и постоянным поискам их разрешения общество проявляет тенденцию к саморазвитию.

«Загадка истории» заключается в том, как отдельные фазы связываются в непрерывную последовательность, в рамках которой регулярно осуществляются направленные преобразования (6; 7). Проблема «созидания (творения) истории» состоит в том, как люди влияют не только на функционирование, но и на длительное развитие общества. Предложенная Марксом модель человеческой истории объясняет, каким образом действуют внутренние механизмы саморазвития, производя прогрессивные сдвиги в обществе, смену одной общественно-экономической формации другой (171).

Существует пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. По более простой схеме их можно уложить в три основные эпохи человеческой истории: доклассовые, неотчужденные общества (примитивные общности); классовые общества, в которых присутствует отчуждение (рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества); и бесклассовое неотчужденное общество (коммунистическое).

Маркс считал, что современное капиталистическое общество неизбежно сменится коммунистическим, и этот исторический прорыв будет означать переход из «царства необходимости» в «царство свободы», он завершит «предысторию» человеческого общества и откроет эпоху истинной, гуманистической, свободной «истории». Движущей силой смены эпох в новое время является совре 223

менный пролетариат, класс эксплуатируемых и обездоленных, чьи объективные интересы могут быть удовлетворены лишь благодаря полному уничтожению классового деления и классового права. В результате коммунистической революции возникнет «свободная ассоциация свободных производителей», закончится долгий период неравенства, эксплуатации и нищеты. Этот окончательный прогресс будет достигнут дорогой ценой - люди оплачивают его в течение всей эпохи классовых обществ. Здесь круг замыкается, и мы вновь возвращаемся к мечте Гегеля об окончательной победе свободы.

Наши рекомендации