Прочитайте наизусть стихотворение поэта ХХ века о родине, о природе (на выбор). Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение?

В ней лексика религиозной тематики соседствует со словами, обозначающими растения и природные явления. Спокойная обстановка туманного вечера сравнивается с атмосферой и вещными деталями церковной службы. Болотистый водоем уподобляется сосуду для крещения, камыш призывает к молитве, а роса наделяется исцеляющими свойствами. Показательными примерами интертекстуальных связей служат и олицетворенный образ Руси, и трепетное отношение к родине — таинственной, убогой и прекрасной. Противоречивые переживания в есенинском произведении выражены парой антонимов: «далекая и близкая». Еще один немаловажный аспект патриотического чувства — вера. Автор упоминает два дара из символического подношения волхвов новорожденному Иисусу. Поэт упоминает в читательском сознании сложный комплекс смыслов, в котором лидируют темы жертвенности и грядущего спасения.

Н. Заболоцкий «Вечер на Оке»

Как вы объясните начало стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке»? Почему подлинная радость очарования русского пейзажа открыта не всем и даже не каждому художнику?

Начало стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке»: подлинная радость очарования русского пейзажа открыта не всем и даже не каждому художнику, потому что пейзаж лишён броских красок контрастного юга, на которые сразу обращаешь внимание. Русская природа не такова. Она обступает человека исподволь, за дневными трудами он часто не замечает её красот, её ровного света.

Что происходит с природой, когда "вечерний луч таинственно блеснет"? Почему поэт вводит для ее описания характерные для живого существа черты: вздохнут леса; грудь реки приникнет к небосводу? Что этим достигается? Какие троны использует поэт?

Когда «вечерний луч таинственно блеснёт», с природой происходит волшебное превращение. Расцвеченная чарующими красками заката, природа предстаёт неким отражением духовного мира, концентрированно передавая в эти текучие минуты всю красоту мира. Автор «оживляет» природу, но он не очеловечивает её: напротив, мы чувствуем, что это человек приближается к природе, к её постижению; что лесам свойственно вздыхать, опускаясь в воду, а реке — приникать грудью к небосводу. Вся строфа представляет собой развёрнутую метафору, включающую в себя сравнение и сплавленную с олицетворением: по существу, речь идёт об отражении деревьев и закатного неба в воде, но поэт как бы переворачивает эту картину.

Поэт вводит для описания природы характерные для живого существа черты, потому что в эти минуты она будто оживает, меняется каждую минуту, расцветая новыми сочетаниями теней и красок, отчего и создаётся ощущение живого движения, дыхания. Этим достигается ощущение особой близости природы человеку, их взаимопроникновение и взаимоотражение.

Поэт использует олицетворения («вздохнут леса»), метафоры («прилепись паутинкой к звезде»), эпитеты («весенний певец»), сравнения («чтоб, как бабочки, крылья захлопали»).

С кем ведет диалог поэт в стихотворении "Уступи мне, скворец, уголок"? В чем его смысл?

В стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок» поэт ведёт диалог со скворцом, а потом со своей душой. Смысл диалога в том, что пробуждение природы активизирует все душевные силы человека, он готов сорадоваться новой жизни, его душа также счастлива и поёт подобно скворцу, славя мироздание.

Какая картина мира открывается поэту и вам? Что происходит в природе?

В природе происходит наступление нового цикла, мир оживает, брызжет энергией и молодой, ещё не упорядоченной силой. Появляются бесчисленные возможности, свобода захлёстывает природу. Этой избыточной энергии не выдерживает в конце стихотворения даже певец весны — скворец, потерявший сознание от счастья и перевозбуждения.

Билет №8

1. Определите особенности жанра исторического романа на примере произведения В.Скотта «Айвенго».

Исторический роман – это жанр повествовательной литературы, показывающий человеческие судьбы и характеры, передающий облик той или иной исторической эпохи).

Черты исторического романа по В. Скотту:

1. Показ переломных моментов истории, когда решается судьба страны.

2. Частная жизнь людей связана историческим процессом.

3. В романе действуют представители разных сословий.

4. Показана роль народных масс.

В романе воссоздано историческое время феодальных усобиц 12 века, третьего крестового похода (1189-1192 гг). Однако люди жили не только событиями такого глобального масштаба. Читатель видит не сами походы, а нарисованную яркими красками картину жизни в эпоху феодализма: некоторых из участников крестового похода, отзвуки военных неудач и ожесточённые распри феодалов. И всё это даётся на фоне увлекательного описания реального быта в жилищах богачей и отшельников, популярных развлечений и праздников, привычек людей и примет той поры.

В центре сюжета романа эпизоды, типичные для эпохи: турнир рыцарей, осада и штурм замка с целью освобождения заложников. Вокруг кого развиваются события романа? Вокруг молодого рыцаря Уильфреда Айвенго и прекрасной леди Ровены.

Наши рекомендации