Формы и способы работы с историческими датами на уроках истории.
Урок истории не возможно представить без исторических дат. Велико значение хронологии в исторической науке, т.к. даты это то, что устанавливает ход и картину событий, их причины и последствия. Лишь выяснив время свершения события можно определить его связь с предшествующими и последующими событиями. Без хронологии невозможно выявить длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников, в целом создать общую картину развития той или иной страны, народа. Цель изучения хронологии в школе - показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени, научить определять место конкретного исторического события на «линии времени».
Цель определяет задачи:
1.обеспечить в сознании учеников правильное отражение исторического времени
2.способствовать развитию их временных представлений
3.помочь осознать формулировку «без даты – нет истории»
4.помочь научиться осваивать и запоминать важнейшие даты, а также временные категории – год, век, тысячелетие, эра.
В исторической науке даты условно подразделяются на основные и опорные. Основные даты – это те, которые определяют место исторического события в исторической периодизации. Опорные даты способствую более четкому пониманию конкретного исторического события, помогают определить характер, значимость изучаемого исторического события, раскрывают сложное и объемное его содержание, иногда одна дата может заменить целый рассказ, для учащихся с высокой учебной мотивацией. Самая распространенная форма «исторические диктанты», часто это просто механическое заучивание дат. Но без них на уроках истории не обойтись.
«Исторические диктанты» можно разнообразить. Сделать эту форму работы более интересной и полезной, требующей от учащегося не просто зрительно запомнить дату, но и попробовать ее осознать.
На уроках истории эффективно заполнять «хронологические таблицы», что тоже способствует работе над запоминанием и усвоением хронологии события.
Они позволяют учителю:
1. проверить усвоение выученных дат
2. определить пробелы в знаниях тем, или отдельных составляющих этих тем
3. научить учащегося соотносить дату с историческим событием, исторической личностью
4. научить учащегося запоминать не только отдельную дату, но и последовательность исторических событий
Запоминание дат основано на смысловых связях и связях с событием, когда дата заучивается чисто механически. Но чтобы, она закрепилась в памяти ученик, должен хорошо знать факты и причинно-следственные связи, изучаемого события, и должен понимать, что знание временного периода определяет в целом его понимание исторического курса. Учитель должен разнообразить формы работы с датами, на каждом уроке выделять время на эту работу.
№37 Методика применения и результаты использования опорных конспектов, схем, памяток на уроках.
Школьные учебники истории сильно перегружены незначительными фактами, второстепенными деталями, датами, малозначительными именами, сложными научными терминами. Учебные параграфы могут составлять десятки страниц. Ученик, готовясь дома, просто не в состоянии охватить такой объем информации, запомнить, а потом ответить.
Овладение навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся в сочетании с необходимостью усвоения большого количества информации и способностью воспроизводить изученный материал вновь делает актуальной проблему оперативного усвоения знаний и умений по истории.
Одним из способов оптимизации учебной деятельности на уроке истории является использование в практической деятельности структурно-логических схем. В процессе работы учащихся со структурно-логическими схемами формируется умение анализировать материал, интегрировать и синтезировать информацию, ставить и решать проблемы.
Схемы – графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Как же научить учащихся составлять сложные схемы? Можно выделить несколько этапов.
На первом этапе нужно определить уровень знакомства учащихся с такой формой подачи материала. Для этого нужно построить простейшие схемы и попросить их прочитать. Если учащихся не могут выполнить данное задание, то, скорее всего, они не понимают сути схематического изложения материала. Вероятно, они воспринимают схему не как нечто целостное, а как объект, состоящий из самостоятельных элементов.
На втором этапе нужно продемонстрировать, как правильно читать схему. Чтение схемы нужно делать в одном направлении: либо начинать от главной матрицы, то есть от целого, либо от второстепенных матриц, тогда вы будете идти от частного к общему.
На третьем этапе учащиеся могут самостоятельно составлять схемы. При этом следует учитывать, какие задачи будет решать схема. В методике преподавания истории выделяют следующие виды схем:
- Логические
- Сущностные
- Последовательные
- Диаграммы
- Графики
- Технические
- Локальные
Для успешного составления схемы учащиеся должны различать главные и неглавные исторические факты и явления.
Часто схема используется как форма работы с текстом. Это синхронное составление схемы.
В этом случае каждому ученику необходимо раздать алгоритм составления схемы по тексту:
Алгоритм составления схемы с помощью текста (для 5-6 класса)
- Внимательно прочитайте текст, попробуйте пересказать его содержимое.
- Возьмите карандаш и подчеркните одной чертой самые главные слова. Выпишите их на отдельный лист.
- Прочитайте еще раз текст, обращая внимание на значение уже выделенных слов.
- Среди выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы. Для того чтобы помочь себе с этим заданием, ответьте на вопрос: «О чем говорится в тексте?». Ответом и будет наше главное слово. Выделите его другим цветом.
- Ответьте на вопрос: «Что именно мы узнали о слове № 1?». Найдите несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут слова № 2.
- Оставшиеся слова (слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять слово № 2. Выделите каждую группу слов определенным цветом.
- Расположите слова на листе так, как указано на рисунке. Помните, что каждое слово должно соединяться с другим словом линией.
- Прочтите схему.
Алгоритм составления схемы с помощью текста (для 7-9 класса)
- Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.
- Выделите главное, о чем говорится в тексте. Сформулируйте заголовок схемы.
- Выделите главные и второстепенные исторические факты и явления, выпишите их.
- Установите логические связи между историческими явлениями.
- Прочтите схему.
Алгоритм составления схемы с помощью текста (для 10-11 класса)
- Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.
- Обозначьте основную проблему, указанную в тексте, как заголовок схемы.
- Согласно проблеме выделите главные и второстепенные исторические явления, разбейте их на группы.
- Составьте схему. Устанавливайте не только вертикальные, но и горизонтальные связи.
- Проверьте, отражает ли твоя схема основную проблему, изложенную в тексте.
При синхронном составлении схем большинству учащихся не удается что-либо осмыслить, т.к. трудно разделить внимание между двумя видами деятельности – слушать и писать. К синхронному составлению схем стоит прибегать только в редких случаях, например, сделать мини-схемы с 3-4 элементами по ходу рассказа.
В большинстве случаев наиболее результативным является составление схемы после прослушивания рассказа, т.е. составление схемы по памяти. Алгоритм составления такой схемы похож на алгоритм составления схемы по тексту.
Благодаря составлению схем по памяти можно достичь сразу несколько целей:
- развивается произвольная память и внимание учащихся;
- учащийся систематизирует материал и для этого как бы пропускает его через себя, сопереживает, следовательно, понимает.
Такой прием составления схемы можно применять при изучении отдельных элементов какого-либо исторического явления.
Главная ошибка при применении структурно-логических схем в том, что применение схем на уроках истории не должно стать основным методом или приёмом изучения истории. Использование схем лишь дополняет остальные методы и приемы, а не заменяет их.