Технологии целеполагания урока истории (обществознания)
Согласно главному дидактическому принципу, регламентирующему личностно-ориентированный образовательный процесс, обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с учётом его личных учебных целей.
Данный принцип опирается на врожденное качество человека - способность постановки целей своей деятельности. Великий русский учёный И.П.Павлов в своей работе "Рефлекс цели" называет акт стремления человека к цели одним из главных условий его жизни, а условием плодотворного проявления рефлекса цели считает наличие напряжения в виде определённых препятствий: "Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы".
Перед тем, как рассмотреть проблемы образовательного целеполагания, определим понятие цели. Имеются, по крайней мере, три трактовки этого понятия.
Цель:
1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
В дальнейшем изложении под целью в образовании мы будем понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема.
Отметим также, что цель отличают от задачи. Задача – часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Часто цели, декларируемые в учебных программах, существенно отличаются от реальных жизненных ориентиров учащихся, что является причиной рассогласования желаемого и действительного в обучении. Чтобы предупредить это нежелательное явление, необходимо с начала изучения курса, раздела или темы вводить учащихся в процедуру образовательного целеполагания. Рассмотрим вариант решения этой технологической задачи, в котором присутствуют следующие этапы: диагностика целей учеников, анализ и систематизация полученных данных, конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.
Этап диагностики ученических целейпроводится с помощью устного собеседования, письменного анкетирования, тестирования, наблюдений, экспертных опросов и др.
Дети уже в младшем школьном возрасте способны определять для себя не только оперативные кратковременные цели, но и выражать жизненные установки, определяющие их смысловое целеполагание
Отсутствие изначальной заданности (перечня готовых целей) для ученического целеполагания позволяет выявить действительные личностно-значимые цели ребенка с тем, чтобы составить образ его мотивированных действий и учесть этот образ при формировании индивидуальной образовательной программы.
Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование
Цели должны быть: реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
· сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием
· образовательного результата соотносимы с типом и содержанием урока
· личностно ориентированы
Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои
Способность целеполагания одинаково важна как для учителя, так и для ученика. Учитель отыскивает, формулирует и переопределяет цели на всём протяжении образовательного процесса, изменяя и целевые глобальные установки на обучение, и цели конкретных образовательных ситуаций. Ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия, как при изучении отдельных предметов, так и в общеобразовательном отношении. Поэтому одним из источников целей являются ситуации образовательной напряженности или возникающие проблемы, выявленные противоречия. Целеполагание в таких случаях является следствием рефлексивного осознания возникающих ситуаций.
№32 КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ– это метод проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций. Цель: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникшую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Структура кейса:
1.Оглавление содержимого кейса.
2.Методические указания по работе с кейсом.
3. Задания для самостоятельной работы , которые сопровождаются информационно – справочным материалом, методическими указаниями по выполнению заданий.
4. Список дополнительной литературы и ссылки на электронные источники.
5.Глоссарий (толковый словарь терминов).
Учащимся предлагается на рассмотрение ситуация, для решения которой создаются творческие группы. Вырабатываются критерии эффективности работы группы (полнота и глубина проработки проблемы, использование разнообразных источников информации, участие каждого в подготовке и предоставлении результатов, оригинальность представления).
Работа ученика с кейсом:
- Знакомство с ситуацией, её особенностями.
- Выделение основной проблемы, выделение фактов и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию.
- Предложение концепций или тем для мозгового штурма.
- Анализ последствий принятия того или иного решения.
- Решение кейса - предложение последовательности деятельности.
Алгоритм рассмотрения учебной ситуации:
1. Подготовка.
2. Выявление проблемы.
3. Переход к этапу решения проблемы.
4. Работа над решением.
5. Получение результата.
6. Представление результата. Группы по очереди представляют подготовленный материал. Творческой группе задаются вопросы по содержанию проблемы и уточнению подходов к её решению.
Метод кейсов как интерактивный метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления; вырабатывает устойчивый навык решения практических задач.
При составлении заданий для работы с текстом необходимо учитывать ситуацию и характер текстов:
1. Учебная ситуация – текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач,
2.Общественная ситуация – текст с выходом на социальную активность обучающегося, общественные группы, участниками которых является учащиеся, а также информацию о событиях в стране и мире,
3.Личностная ситуация – может отражать досуг, занятия по интересам и др.
Тексты – ситуации могут включать рисунки, диаграммы, графики, карты, таблицы со словесными подписями.
Для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся следующие задания:
· Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора,
· Можете ли вы привести примеры по теме высказывания,
· Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним.
· Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста,
· Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык,
· Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунка,
· Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил),
· Заполните таблицу:
Ключевые слова | Смысловые предложения | Основной смысл текста |