Подходы к моделированию эволюционного происхождения мышления
Отметим, два важных понятия, которые можно использовать при анализе когнитивной эволюции: модель и предсказание [8,9]. Здесь (в этом и следующих трех абзацах) я, следуя В.Ф. Турчину [8,9], под моделями понимаю те модели, которые формируются в "базе знаний" животных, и на основе которых делается предсказание, позволяющее животным предвидеть будущие ситуации, и адекватно использовать прогноз для принятия решений в постоянно меняющемся внешнем мире. Смысловое содержание моделей может быть охарактеризовано уже отмеченным термином "семантическая сеть", которую можно характеризовать как сеть внутренних понятий, сформированных в "базе знаний" животного, объединенных в структуры посредством смысловых связей между этими понятиями. Семантические сети и модели внешнего мира постоянно совершенствуются в результате обучения.
Здесь обратим внимание на аналогию выработки условного рефлекса с процессом формирования связи между причиной и следствием, обсуждавшимся Д. Юмом [4]. Как отмечал Юм, у нас есть некоторое внутреннее чувство, заставляющее нас после множества наблюдений последовательной пары событий А и В делать вывод о том, что первое событие А есть причина второго В. Можно полагать, что и при выработке условного рефлекса у животного есть внутреннее чувство, которое заставляет его формировать в его семантической сети долговременную связь между узлами "условный стимул" (событие А) и "безусловный стимул" (событие В). Можно даже попытаться выявить материальный субстрат этого внутреннего чувства - "чувства причинности" - в нервной системе животных. Интуитивно чувствуется, что формирование таких связей между причиной и следствием должно обеспечить способность делать предсказания и строить модели внешнего мира.
Итак, мы можем использовать понятие "модель" для характеристики моделей ситуаций и общей модели внешнего мира, которые существуют в "базе знаний" животного. Эти модели используются животными для прогнозирования ситуаций, результатов действий, для адекватного управления своим поведением.
Человек, естественно, тоже имеет свои модели ситуаций и модели, характеризующие его общие представления о внешнем мире. Более того, общая научная картина мира - создаваемая всем международным научным сообществом - также может рассматриваться как совокупность моделей. Наиболее четкие и общие из этих моделей мы называем законами природы - например, закон всемирного тяготения или законы электродинамики, описываемые уравнения Максвелла. Используя научные модели, мы можем делать предсказания будущих событий во внешнем мире. Часто эти модели настолько абстрактны, что они трудно воспринимаются нашей интуицией - например, модели квантовой механики. Таким образом, используя понятие "модель" и анализируя способы формирования моделей и методы использования моделей, мы можем попытаться проследить эволюцию познавательных способностей на разных ступенях эволюции: от условного рефлекса до процессов научного познания.
Итак, очерчены общие концептуальные подходы к построению теории происхождения мышления. Как же строить конкретные модели? Каковы методы их построения?
Трудно говорить заранее, какие модели были бы наиболее эффективны. По-видимому, далеко не обязательно воспроизводить сам эволюционный процесс, т.е. моделировать генотип и фенотип организма, мутации, кроссинговер, естественный отбор. Скорее, было бы разумно построение отдельных моделей “интеллектуальных изобретений” биологической эволюции разного уровня интеллекта (скажем, модель “интеллектуального” поведения бактерии, модель поведения моллюска, модель типичного поведения собаки), которые были бы как отдельные куски мяса нанизаны на единый "эволюционный шампур". Не обязательно также привязываться к конкретной микроскопической элементной базе (конкретным нейронам, конкретным молекулярным механизмам обработки информации). Скорее, более важно получить общую картину, общую схему эволюционного прогресса познавательных способностей биологических организмов.
7 . Периодизация первобытного общества: от каменного века к железному.
Каменный век.
Каменный век — древнейший культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня, а также дерева и кости. В конце каменного века использовалась глиняная посуда.
Каменные орудия изготавливались из различных видов камня. Так, кремень и известняковые сланцы использовались в качестве режущих инструментов и оружия, еще изготавлялись рабочие инструменты, например, камни для ручных мельниц. Также получили широкое использование древесина, кости, скорлупа. В конце каменного века начали изготавливаться первые предметы из металла, характерные для позднего Медного, Бронзового и Железного веков.
В данном периоде широкое использование технологий впервые значительно повлияло на человеческую эволюцию. Ареал обитания человека расширился от саванн Восточной Африки до всех уголков остального мира. В конце каменного века произошло одомашивание некоторых диких животных и началачь выплавка медной руды для производства металла. Каменный век относится к доисторическому периоду человеческого развития, т. к. в это время человечество еще не научилось писать (что характерирует традиционное начало исторического летоисчисления).
Бронзовый век.
Выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века. В начале бронзового века зона культур с металлом охватывала не более 8—10 млн км², а к его концу их площадь возросла до 40—43 млн км². На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.
Ранний бронзовый век
Место и время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можно предположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах. Самые ранние оловянные изделия с примесями бронзы обнаружены в Ираке и Иране и датируются концом 4 тысячелетия д.н. э. Но есть свидетельства и более раннего появления бронзы в Таиланде в 5-ом. тысячелетии д.н. э.
С началом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии.
Средний бронзовый век
В среднем бронзовом веке (26/25 −20/19 вв. д.н. э.) происходит расширение (в основном на север) зоны, занятой металлоносными культурами. Циркумпонтийская металлургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжает являться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.
Поздний бронзовый век
Началом позднего бронзового века является распад Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже 3 и 2 тыс. и формирование целой цепи новых металлургических провинций, в разной степени отразивших важнейшие черты горно-металлургического производства, практиковавшиеся в центральных очагах Циркумпонтийской металлургической провинции.
Среди металлургических провинций позднего бронзового века наиболее крупной была Евразийская степная металлургическая провинция (до 8 млн кв.км.), наследовавшая традиции Циркумпонтийской металлургической провинции. К ней с юга примыкала малая по площади, но отличающаяся особым богатством и разнообразием форм изделий, а также характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция и Ирано-Афганская металлургическая провинция. От Саяно-Алтая до Индокитая распространились производящие центры сложной по характеру формирования Восточно-Азиатской металлургической провинции. Разнообразные формы высококачественных изделий Европейской металлургической провинции, простиравшейся от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы, сосредоточены преимущественно в богатых и многочисленных кладах. С юга к ней примыкала Средиземноморская металлургическая провинция, существенно отличавшаяся от Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий.
С 13/12 вв. до н. э. распадаются или видоизменяются культуры практически на всём пространстве от Атлантического до Тихого океана, в течение нескольких столетий — до 10/8 вв. до н. э. происходят грандиозные переселения народов. Начинается переход к раннему железному веку.
Железный век.
Это эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Железо имеет более высокую температуру плавления, чем бронза и даже медь. В чистом виде оно в природе почти не встречается, а выплавка его из руд в связи с его тугоплавкостью — дело чрезвычайно сложное. Поэтому, хотя железо (например, метеоритное) было известно уже в IV тысячелетии до н. э., существенного хозяйственного значения в течение многих столетий оно еще не имело. Однако долгий период развития бронзолитейного дела создал необходимые предпосылки для возникновения металлургии железа. С первого тысячелетия до н. э. и вплоть до настоящего времени железо является основой материальной культуры всего человечества. Железо имеет не только более высокую температуру плавления, чем бронза, но и обладает худшими литейными качествами. Кроме того, когда еще не были открыты способы обуглероживания железа (т. е. получение стали) и термической обработки, оно уступало бронзе в твердости и антикоррозийных качествах. Но железо несравненно более распространено в природе; мелкие месторождения железной руды имелись почти повсюду и при небольших масштабах его добычи в древности оказывались достаточно выгодными для разработки. Эта общедоступность и дешевизна железа, а после открытия способов получения стали — и более высокие механические качества, обеспечили быстрое вытеснение им бронзы, а также камня, который как материал производства орудий в бронзовом веке так и не был окончательно вытеснен. Изготовление из железа орудий труда, которые из бронзы вовсе не изготовлялись или изготовлялись не всегда и не везде, и производство их в неизмеримо более широких масштабах открывали новые возможности для развития хозяйства.
Вместе с переходом к металлургии железа и развитием других технических усовершенствований увеличиваются возможности развития и роста производительных сил в различных отраслях производства. Период первоначального распространения железной индустрии пережили все страны в разное время, однако к Железному веку обычно относятся только культуры первобытных племен, обитавших вне территорий древних рабовладельческих цивилизаций, возникших еще в эпоху энеолита и бронзы (Месопотамия, Египет, Греция, Индия, Китай). Железный век сравнительно с предыдущими археологическими эпохами (каменным и бронзовым веками) очень короток. Его хронологические границы: от 9 — 7 вв. до н. э., когда у многих первобытных племен Европы и Азии получила развитие собственная металлургия и желе зо, и до времени возникновения у этих племен классового общества и государства. Некоторые современные зарубежные ученые, считающие концом первобытной истории время появления письменных источников, относят конец Железного века Западной Европы к I веку до н. э., когда появляются римские письменные источники, содержащие сведения о западноевропейских племенах. Поскольку и в наше время железо остается важнейшим материалом, из которого изготовляются орудия труда, современная эпоха входит в Железный век, поэтому для археологической периодизации первобытной истории применяется также термин «ранний Железный век». На территории Западной Европы ранним железным веком называется лишь его начало (т. е. галынтатская культура). Несмотря на то, что железо — самый распространенный в мире металл, оно было поздно освоено человеком, так как почти не встречается в природе в чистом виде и его трудно отличить от других минералов. Первоначально человечеству стало известно метеоритное железо. Способ получения железа из руды был открыт только во 2-м тысячелетии до н. э.
8. Экономика первобытного общества. «Аграрная революция».(8)
В предгосударственую эпоху человек первобытного общества эффективно мог заниматься только охотой и собирательством. Человек пытался усовершенствовать процесс добывания пропитания и насущных вещей, изобретая элементарные технические орудия. Несомненно, что эти усовершенствования привели к существенным изменениям и оказали большое влияние на жизнь людей. Но человечеству был нужен мощный толчок к дальнейшему развитию. Даже если природные условия позволяли заниматься производящим хозяйством, племена не делали этого. Но постепенно из-за истощения природных ресурсов производительность труда охотников начала падать, и рост населения требовал перехода с охоты на земледелие, либо вымирания охотников от голода. Этим толчком стал голод, и произошла аграрная революция в период позднего неолита, в IX-VIII тысячелетии до н. э. Была в полной мере освоена технология земледелия и совершился переход от присваивающего хозяйства к производящему. К охотникам, вынужденным постоянно сражаться за существование, неожиданно пришло неслыханное изобилие, начался «золотой век» в истории человечества. Неолит был высшей и последней стадией многотысячелетнего каменного века.
Стоит сразу отметить, что также очень многое зависело от месторасположения племен: те, что оказались на Севере, в суровых условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития, а в южных зонах эволюция была более быстрой. И прогресс развития общества в ходе неолитической революции проявляется в повышении плотности и численности населения. Согласно оценкам, переход от охоты и собирательства к земледелию позволил повысить плотность населения в сотни раз.
Смена основных видов производственной деятельности привела к развитию постепенного социального распада (дифференциация), археологическими показателями которой являются монументальная архитектура, иерархия поселений и развитое искусство.
Освоение земледелия надолго обеспечило людей пищей, но вместе с тем породило ряд новых проблем: переход на другую пищу породил новые болезни, требовалась длительная адаптация, появились проблемы хранения пищи и трудности с жилищем.
Произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда.
Самые общие признаки производящего хозяйства, выделенные советским историком В.М.Бахтой: оседлость, создание и хранение запаса, интервал в последовательность работ, цикличность труда, расширение спектра деятельности. Особенно важен второй признак: создание и хранение запасов теперь способствовали разделению людей на классы богатых и бедных.
От охотников земледельцы унаследовали традицию народного собрания и родовую общину. И постепенно появление частной собственности, новые семейные отношения, начавшееся развитие городов, торговли, ремесел и искусств привели к новому типу общества - «традиционному обществу» земледельцев. В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э.
Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия — над собирательством, оседлого образа жизни — над кочевым, патриархата — над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.
Чтобы перейти от охоты к земледелию, необходимы коренные изменения отношений собственности. Земледелие – принципиально оседлый вид деятельности: в течение многих лет земледельцы эксплуатируют один и тот же участок земли, урожай с которого зависит не только от погоды, но и от действий людей. Плодородная земля становится редким ресурсом, требующим защиты. Возникает необходимость защищать обрабатываемые земли от попыток их захвата и разрешать земельные конфликты между членами общины. В результате начинает складываться государство как институт, главной экономической функцией которого является защита прав собственности. Вот каково одно из основных наиважнейших последствий аграрной или неолитической революции.
9. Развитие родоплеменных отношений и организация власти
По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества.
Развитие родоплеменного строя
Общий подъём производительных сил в мезолите и особенно в неолитическое время явился той основой, на которой складываются новые черты общественной структуры древнейшего человечества. Эти новые черты общественных отношений ещё не означали какого-то решительного и коренного изменения существовавших до этого порядков, но их значение всё же было очень велико. Суть этих изменений заключалась в том, что они вели к дальнейшему сплочению родовых общин и к росту связей между ними. Теперь окончательно вызревают племенные объединения, представляющие собой наиболее высокую ступень в развитии древней родовой организации, скреплённой кровнородственными связями.
Одни памятники материальной культуры не могут дать полного представления об общественном строе племён столь отдалённого от нас периода. Но на помощь можно привлечь данные этнографии — описания общественного строя тех племён, которые к тому времени, когда они стали известны науке, стояли на уровне неолита. Особенно хорошо изучен племенной строй североамериканских индейцев ирокезов, описанный выдающимся американским этнографом Л. Морганом.
Ирокезы жили родами, являвшимися наиболее ярко выраженными, известными науке, образцами материнского рода. Отдельные роды были организованы в более широкие объединения. Индейцы называли такие объединения родов внутри племён «братствами». Морган перевёл соответствующий индейский термин аналогичным по смыслу древнегреческим словом фратрия. Фратрии образовались из двух начальных родов, составлявших вместе первичное племя. В условиях экзогамного брака, исключавшего брачные связи между сородичами, нельзя было жениться в пределах своей фратрии; фратрии были связаны между собой посредством брачных союзов.
В дальнейшем, в связи с непрерывным ростом населения и сегментацией племён, т. е. разделением племён на новые роды и племена и их расселением, количество таких родов увеличивалось, но и тогда они .до известного предела сохраняли взаимную связь. Связь эта выражалась в том, что каждое племя попрежнему делилось на две половины или на два крыла. Но каждая половина состояла уже из нескольких родов — обыкновенно из трёх, четырёх и более. На этой ступени члены различных родов, входивших в состав той или иной фратрии, уже могли вступать в брак внутри фратрий, но не в пределах рода. Потеряв своё регулирующее значение в области брачных отношений, фратрия, однако, сохранила важную организующую роль как во внешней, так и во внутренней жизни родовых общин. Две фратрии организовывали общеплеменные торжества — праздники. Одна фратрия выступала против другой во время игр и состязаний. В случае смерти выдающихся членов племени фратрия, к которой принадлежал покойный, участвовала в похоронах, оплакивая его, тогда как другая фратрия несла на себе все заботы по устройству похоронных церемоний.
По фратриям организовывались религиозные союзы — братства, производившие инициации — особые обряды, совершавшиеся над юношами при достижении ими возмужалости и знаменовавшие собой переход их в Число взрослых мужчин—полноправных Членов племени. Инициации, известные у многих других племён, играли большую роль в общественной жизни, так как только после совершения этих обрядов юноша получал право вступать в брак, участвовать в племенном собрании и т. д.
Ещё важнее была роль фратрий в случае конфликтов, грозивших единству племени, например, когда случалось убийство внутри племени, а также во всех других случаях, когда тот или иной вопрос выходил за рамки данного рода, например при выборе вождей.
Во время межплеменных войн у индейских племён фратрии были естественной формой военной организации. Каждый род выступал в бою в составе своей фратрии. Каждая из двух фратрий племени шла отдельным строем, с собственным значком, под начальством собственного вождя. На этом фратриальном членении строилась вся военная организация.
Две фратрии составляли племя. Каждое племя имело собственную территорию, включавшую как область его непосредственного расселения, так и территорию для охоты и рыбной ловли. Каждое племя имело, разумеется, и собственное имя. Роды, входившие в племя, говорили на одном общем для них диалекте. Племя осуществляло контроль над жизнью отдельных родов. Оно утверждало или даже смещало выбранных родами старейшин, а также военных вождей, избиравшихся специально для руководства военными действиями.
Для этого и для ведения общих дел существовал общеплеменной совет родовых вождей, действовавший на основе единогласия. Совет племени регулировал отношения с другими племенами. Он принимал и отправлял посольства, объявлял войну и заключал мир. Иногда во главе племени стоял верховный вождь, с весьма ограниченными, однако, правами. Он должен был в особых случаях, требовавших немедленных мер, принимать их до того, как соберётся совет племени.
Дальше таких племенных объединений американские индейцы в развитии своей общественной организации в большинстве случаев не пошли. Но кое-где всё же имели место и более широкие объединения, включавшие уже несколько родственных племён. Такова была знаменитая в истории североамериканского континента федерация ирокезских племён. Племена эти, насчитывавшие в целом до 20 тыс. человек, были связаны кровным родством и общим языком, распадавшимся на родственные диалекты.
Они заключили между собой «вечный союз» и имели союзный совет, состоявший из 50 старейшин, представлявших определённые роды и племена. Каждое из племён могло собрать совет, но по собственному почину совет собираться не мог. Заседания совета происходили в присутствии всех племён, причём каждый ирокез мог взять слово, решение же выносил совет. Как и в племенных советах, все решения принимались единогласно. Союз имел двух высших военных вождей с равными полномочиями и одинаковой властью.