Перечень информационных технологий

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ДИСЦИПЛИТНЕ

LibreOffice (CP) – создание и редактирование текстов, подготовка к печати документов, статей, несложных рекламно-информационных материалов; создание электронных таблиц, обработка и визуализация массивов данных, автоматизация вычислений; создание мультимедийных интерактивных презентаций; создание баз данных.

FastStone Image Viewer (W) – программа для просмотра изображений.

VLC Player (CP) – универсальный проигрыватель мультимедиа.

Firefox (CP) – ПО для просмотра web-страниц сети Интернет.

Opera (CP) – ПО для просмотра web-страниц сети Интернет.

ОПИСАНИЕ Материально-техническОЙ БАЗЫ,

НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:

· учебно-наглядные пособия (схемы, таблицы);

· раздаточный материал (тексты историографических источников);

· аудиовизуальные материалы;

· материалы музейных и архивных фондов;

· технические средства обучения (компьютерная техника, аудиоаппаратура, видеоаппаратура).

Активная акустическая система д/мультимедийного класса ABtUS SPS-A030A Комплект проекционного оборудования Panasonic PT-LX30HE Экран настенный Digis Optimal-B Монитор ЖК Samsung 710V SSS TCO Системный блок Клавиатура Genius KB-06 X Мышь Genius Net Scroll 100
Активная акустическая система д/мультимедийного класса ABtUS SPS-A030A Проектор Panasonic PT-VX42ZE Экран настенный Digis Optimal-B Монитор ЖК Acer V173 Ab Системный блок Клавиатура Genius KB-06 X Мышь Genius Net Scroll 100
Монитор ЖК Acer V173 Системный блок Клавиатура Genius KB-06 X2 Мышь Genius Net Scroll 100 White Интерактивная доска SMART Board SBM680 с пассивным лотком Проектор SMART V30 Блок подключения ABtUS Активная акустическая система для мульт. Класса ABtUS SPS-A030A
Интерактивная доска PANASONIC Elite Panaboard UB-T780DH Монитор ЖК Acer V173 Мышь Genius Net Scroll 100 Клавиатура Genius KB-06 X Акустическая система ABTUS AV-930 Мультимедийный проектор Sanyo PLC-XU106 Блок подключения и управления оборудованием ABTUS
Экран настенный DRAPER Luma Мультимедийный проектор Sanyo PLC-XU75 Принтер CANON Монитор ЖК Samsung E1920 NR (17 шт.) Мышь Genius Net Scroll 100 (17 шт.) Клавиатура Genius KB-06 XE (17 шт.)
Принтер HP LaserJet P1006 Комплект проекционного оборудования Sanyo PLC-XU106 Монитор Acer AL1717 As Мышь Mitsumi Optical Whel Mouse PS/2 ESM Клавиатура Mitsumi Keyboard Classic KSX-3

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ПРОГРАММЫ

Шумкина Татьяна Геннадьевна

кандидат исторических наук

доцент кафедры всеобщей истории

Уральского государственного педагогического университета

рабочий телефон – (343) 235-76-34

Приложение

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по дисциплине

«Историография»

№ п/п Компетенции Оценочные средства Уровень освоения Виды заданий
1. - способность использовать в педагогической и исследовательской деятельности базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ДПК-3) Знать: - предмет и задачи курса, теоретико-методологические и методические проблемы изучения истории исторических знаний и исторической науки; - внешние и внутренние факторы развития исторической науки; - основные этапы и тенденции развития исторических знаний и исторической науки; - основные направления и школы в отечественной и зарубежной историографии; - творческое наследие крупнейших историков; - основные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений и школ; - основные методы и приемы работы историка.   Уметь: - свободно оперировать основными теоретическими понятиями курса; - применять практические навыки в области историографического анализа при работе с различными видами историографических источников; - систематизировать историографические факты и формировать на этой основе аргументированные выводы; -выявлять степень изученности исторической проблемы (темы); - устанавливать факторы, влияющие на развитие исторических знаний и исторической науки; - использовать междисциплинарные подходы в процессе изучения формирования исторических школ и направлений; - выявлять как общие тенденции, так и своеобразие в подходах к оценке тех или иных исторических процессов в исторических концепциях историков.   Владеть: - основными понятиями курса; - основными методами и приемами работы историка; - методикой самостоятельной работы с историографическими источниками; - профессиональным языком историка.   Тесты   Проектная работа Пороговый   Пороговый     Продвинутый       Доклад Защита проекта   Доклад Мультимедийная презентация Защита проекта
2. - способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ДПК-7)   Знать: - предмет и задачи курса, теоретико-методологические и методические проблемы изучения истории исторических знаний и исторической науки; - внешние и внутренние факторы развития исторической науки; - основные этапы и тенденции развития исторических знаний и исторической науки; - основные направления и школы в отечественной и зарубежной историографии; - творческое наследие крупнейших историков; - основные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений и школ; - основные методы и приемы работы историка.   Уметь: - свободно оперировать основными теоретическими понятиями курса; - применять практические навыки в области историографического анализа при работе с различными видами историографических источников; - систематизировать историографические факты и формировать на этой основе аргументированные выводы; -выявлять степень изученности исторической проблемы (темы); - устанавливать факторы, влияющие на развитие исторических знаний и исторической науки; - использовать междисциплинарные подходы в процессе изучения формирования исторических школ и направлений; - выявлять как общие тенденции, так и своеобразие в подходах к оценке тех или иных исторических процессов в исторических концепциях историков.   Владеть: - основными понятиями курса; - основными методами и приемами работы историка; - методикой самостоятельной работы с историографическими источниками; - профессиональным языком историка.   Тесты     Проектная работа Пороговый     Пороговый     Продвинутый     Доклад Защита проекта   Доклад Мультимедийная презентация Защита проекта  



Тесты предназначены для промежуточной аттестации по дисциплине «Историография».

Тест I предназначен для студентов 3 курса по дисциплине «Историография».

Критерии оценок:

Тест состоит из 10 вопросов.

За правильные 10-9 ответов – оценка «отлично»;

за 8-7 ответов – оценка «хорошо»;

за 6-5 ответов – оценка «удовлетворительно»;

за 4 и менее ответов – оценка «неудовлетворительно».

1. Памятник русской исторической литературы летописного характера середины XVI в., в котором дано систематическое изложение русской истории от Владимира Святого до Ивана Грозного:

а) Русский хронограф;

б) Воскресенская летопись;

в) Степенная книга;

г) Новый летописец;

2. Проблема происхождения царской власти на Руси рассматривается в:

а) «Слове о Законе и Благодати» Илариона;

б) «Сказании о князьях Владимирских»;

в) «Истории о великом князе Московском» А.М. Курбского;

г) «Сказании Авраамия Палицына»;

3. Крупное летописное сочинение средневековой Руси XVI в., созданное по инициативе и при участии Ивана Грозного и насчитывающее 10 томов. Одна из частей этого сочинения называется «Царственная книга»:

а) Лицевой летописный свод;

б) Степенная книга;

в) Никоновская летопись;

г) Русский хронограф;

4. Какая из ниже перечисленных тенденций не характерна для развития исторической мысли в России в первой четверти XVIII в.:

а) исторические сочинения нацелены на идеологическое оформление абсолютизма (самодержавия);

б) объяснение исторических событий с позиций провиденциализма;

в) секуляризация исторического познания;

г) разработка методов критики исторических источников;

5. Что не характерно для исторических взглядов В.Н. Татищева:

а) государство является результатом развития общественного строя в рамках семьи, затем рода, затем города-государства;

б) история общества – это линейный, поступательный, «восходящий» процесс, главной движущей силой которого является идейное развитие общества, развитие науки и культуры;

в) деление исторических источников по степени их достоверности на группы, в зависимости от их авторства;

г) циклизм в представлениях о формах политического правления, их смене;

6. На сколько книг был разделен труд Геродота «История»:

а) 3;

б) 9;

в) 5.

г) ваш вариант.

7. Лишним в ряду представителей историографии периода «Каролингского Возрождения» является:

а) Павел Орозий;

б) Павел Диакон;

в) Эйнхард;

г) Нитард;

8. Кто является лишним в ряду авторов, попытавшихся в своих сочинениях включить историю германских народов в контекст всемирной истории:

а) Исидор Севильский;

б) Беда Достопочтенный;

в) Григорий Турский;

г) Аврелий Августин;

9. Итальянский историк, политический деятель, автор трактата «Государь».

10. Назовите историка, которого одни исследователи считают последним римским историком, другие – одним из первых византийских историков.

Ключ:

1 – в

2 – б

3 – а

4 – б

5 – г

6 – б

7 – а

8 – г

9 – Н. Макиавелли

10 – Аммиан Марцеллин

Тест II предназначен для студентов 3 курса по дисциплине «Историография».

Критерии оценок:

Тест состоит из 10 вопросов.

За правильные 10-9 ответов – оценка «отлично»;

за 8-7 ответов – оценка «хорошо»;

за 6-5 ответов – оценка «удовлетворительно»;

за 4 и менее ответов – оценка «неудовлетворительно».

1. Целью какого немецкого историка, работавшего в Академии наук было изучить «Повесть временных лет», вычленить из нее «очищенного» Нестора:

А) Г. Ф. Миллера;

Б) Г. З. Байера.

В) А. Л. Шлецера;

2. В каком веке история в России начала превращаться в науку:

А) XVIII в.;

Б) XVII в.;

В) XVI в.;

3. Кто был основоположником позитивизма:

А) К. Маркс;

Б) О. Конт;

В) К. А. Сен-Симон;

4. Назовите автора труда «Капитал», где подробно рассматриваются закономерности появления и развития буржуазного общества.

5. Чью работу по истории России подверг детальной критике И.Н. Болтин:

А) М.М. Щербатова;

Б) М. Ломоносова;

В) А.Л. Шлецера;

6. Историк, политический деятель первой половины XIX в. Ему было поручено составить официальную идеологию российского самодержавия. А.С. Пушкин говорил: «Он открыл историю России для россиян, как Колумб открыл Америку».

7. Назовите представителя государственной школы русской историографии:

А) Б.Н. Чичерин;

Б) А.Н. Радищев;

В)А.С. Хомяков;

8. Человек, с именем которого связаны важнейшие приобретения русской историографии XIX – начала XX в., который, по словам П.Н. Милюкова был «одним из наиболее выдающихся специалистов по русской истории, принадлежащих к нашему поколению». Считается основоположником Петербургской школы русских историков:

А) Б.Д. Греков;

Б) С.М. Соловьев;

В) С.Ф. Платонов.

9. Представителем французской историографии эпохи романтизма является:

А) М. Блок;

Б) Ф. Гизо;

В) Д. Дидро;

10. Один из самых видных деятелей движения декабристов. Автор труда «Мысли об «Истории Государства Российского» Карамзина».

Ключ:

1 – в

2 – а

3 – б

4 – К. Маркс

5 – а

6 – Н.М. Карамзин

7 – а

8 – в

9 – б

10 – Н. Муравьев

Тест III предназначен для студентов 3 курса по дисциплине «Историография».

Тест представлен в двух равнозначных вариантах.

Критерии оценок:

Тест состоит из 10 вопросов.

За правильные 10-9 ответов – оценка «отлично»;

за 8-7 ответов – оценка «хорошо»;

за 6-5 ответов – оценка «удовлетворительно»;

за 4 и менее ответов – оценка «неудовлетворительно».

Вариант 1

1. Процесс ресталинизации в исторической науке выразился:

А) в расширении доступа к архивным источникам;

Б) в расширении практики научных дискуссий;

В) в усилении практики идеологического руководства исторической наукой;

Г) в ослаблении практики идеологического руководства исторической наукой;

2. Специалист в области социально-экономической и политической истории России XIX в., автор ряда работ по истории декабристского движения, по истории крестьянства, проблеме отмены крепостного права в России:

А) В.В. Мавродин;

Б) В.А. Федоров;

В) Н.М. Дружинин;

Г) Е.В. Анисимов;

3. На базе какого учреждения был открыт Институт истории АН СССР:

А) Коммунистической академии общественных наук;

Б) РАНИОН;

В) Истпарта;

Г) Института красной профессуры;

4. Для теоретических работ британских историков межвоенного периода не характерно:

А) ставились под сомнение познавательные возможности исторической науки;

Б) разграничивались исторические и естественнонаучные методы познания;

В) муссировались идеи презентизма, релятивизма, прагматизма;

Г) междисциплинарный синтез истории и смежных социальных наук;

5. В проблематике исследований представителей "нового направления" в советской историографии 1960-1970-х гг. лишним является:

А) проблема культурной революции в СССР;

Б) проблема многоукладности в социально-экономическом развитии России начала XX в.;

В) предпосылки Октябрьской революции 1917 г.;

Г) проблема монополизации промышленности России начала XX в.;

6. Кто из британских историков выступил с критикой позитивистской методологии истории в работе «Идея истории»:

А) Р. Коллингвуд;

Б) А. Тойнби;

В) Г. Баттерфилд;

Г) Л. Нэмир.

7. По поводу варяжского вопроса акад. Б.А. Рыбаков писал: «Историческая роль варягов на Руси была ничтожна. …Никакого отношения к созданию государства,… варяги не имели». В данном случае историк выступает с позиций:

А) миграционной теории;

Б) умеренного норманнизма;

В) автохтонной теории;

Г) антинорманнизма.

8. История ментальностей является предметом такой субдисциплины современного исторического знания, как:

А) историческая этнография;

Б) гендерная история;

В) историческая антропология;

Г) интеллектуальная история.

9. Что не характерно для зарубежной исторической науки середины и второй половины XX в.:

А) выдвижение на первый план социально-экономической проблематики;

Б) обновление методологии истории;

В) междисциплинарный подход;

Г) широкое применение количественных методов в исторических исследованиях;

10. Работа французского историка, представителя школы «Анналов» М. Блока по вопросам теории и методологии истории называется … .

Вариант 2

1. Кто из ниже перечисленных историков, начавших свою деятельность до 1917 г., продолжил работу в России в советский период:

А) А.А. Кизеветтер;

Б) С.П. Мельгунов;

В) М.И. Ростовцев;

Г) С.Ф. Платонов.

2. Институт истории АН СССР был создан в:

А) 1921 г.;

Б) 1936 г.;

В) 1918 г.;

Г) 1968 г.;

3. Что не характерно для методологической ситуации в отечественной исторической науке 1990-х гг.:

А) методологический поиск;

Б) отказ от принципа историзма;

В) освоение модернизационной парадигмы;

Г) разработка цивилизационного подхода.

4. Для развития британской историографии в первой половине XX в. не характерно:

А) формирование постмодернистской философии и теории истории;

Б) усиление консервативных тенденций;

В) дискутирование вопроса о природе и назначении истории;

Г) выдвижение на первый план социально-экономической проблематики;

5. Важной точкой отсчета в процессе обновления в области методологии истории на современном этапе стала работа И.Д. Ковальченко, которая называется … .

6. О каком историке идет речь: автор теории круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство»; прогресс человечества – в духовном совершенствовании, эволюции к единой религии будущего:

А) А.Дж. Тойнби;

Б) О. Шпенглер;

В) П. Сорокин;

Г) К. Ясперс.

7. Историк, специалист по истории декабристского движения и истории революционного движения в России, по истории исторической науки, академик, лауреат Сталинской премии, руководитель работы по созданию первого обобщающего труда по отечественной историографии «Очерки истории исторической науки СССР» (т. 2 - 5), инициатор создания историографического ежегодника «История и историки»:

А) Н.М. Дружинин;

Б) М.В. Нечкина;

В) М.Н. Тихомиров;

Г) Е.В. Тарле;

7. Историк, специалист по истории декабристского движения и истории революционного движения в России, по истории исторической науки, академик, лауреат Сталинской премии, руководитель работы по созданию первого обобщающего труда по отечественной историографии «Очерки истории исторической науки СССР» (т. 2 - 5), инициатор создания историографического ежегодника «История и историки»:

А) Н.М. Дружинин;

Б) М.В. Нечкина;

В) М.Н. Тихомиров;

Г) Е.В. Тарле;

8. Представитель «прогрессистской школы» в американской историографии:

А) Р.Дж. Коллингвуд;

Б) Л. Нэмир;

В) Дж. Клепэм;

Г) Ч. Бирд.

9. Какое положение не характерно для представителей французской исторической школы «Анналов»:

А) идея «исторического синтеза»;

Б) отрицание научности истории;

В) широкий контакт и взаимодействие истории с другими науками;

Г) необходимость создания синтетической «глобальной» истории;

10. Отношения между полами являются предметом такой субдисциплины современного исторического знания, как:

А) историческая этнография;

Б) гендерная история;

В) историческая антропология;

Г) интеллектуальная история.

Ключ:

Вариант 1

1 – в

2 – в

3 – а

4 – г

5 – а

6 – а

7 – г

8 – в

9 – а

10 – «Апология истории, или ремесло историка»

Вариант 2

1 – г

2 – б

3 – б

4 – а

5 – «Методы исторического исследования»

6 – а

7 – б

8 – г

9 – б

10 – б

Проектная работа по дисциплине

«Историография»

Цель проектной работы – сформировать у студентов систему знаний и представлений о процессе развития исторических знаний и исторической науки, а также умений и навыков работы с историографическими источниками.

Проектная работа включает:

- подготовку доклада;

- защиту проекта;

- подготовку мультимедийной презентации (повышенный уровень).

Требования к докладу:

- указать тему доклада;

- дать обзор источников и исследовательской литературы по теме доклада;

- раскрыть основные вопросы темы.

Объем доклада – 5 страниц.

Требования к мультимедийной презентации:

- оформление: Power Point; 10 слайдов и более;

- презентация должна отражать основное содержание доклада;

- творческий подход.

Требования к защите проекта:

- представление проектной работы: устное выступление в сопровождении мультимедийной презентации (5-7 мин.);

- ответы на вопросы (5 мин.).

Критерии оценивания доклада:

Оценка Описание критериев
«отлично» Демонстрирует полное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.  
«хорошо» Демонстрирует значительное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.  
«удовлетворительно» Демонстрирует частичное понимание проблемы. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнено.  
«неудовлетворительно» Демонстрирует небольшое понимание (непонимание) проблемы. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены.  

Критерии оценивания мультимедийной презентации:

Критерии Максим. количество баллов Самооценка Оценка группы Оценка препод. Средний балл
ОФОРМЛЕНИЕ          
Титульный лист с заголовком        
Дизайн слайдов        
Использование дополнительных эффектов Power Point (смена слайдов, звук, цвет и т.п.)        
Оптимальное количество слайдов        
СОДЕРЖАНИЕ          
Широта кругозора        
Логика изложения материала        
Полнота информации        
Оптимальное соотношение текста и иллюстраций (таблиц, графиков и т.п.)        
ОРГАНИЗАЦИЯ          
Текст хорошо написан, идеи структурированы, ясно изложены        
Слайды представлены в логической последовательности        
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов        
Слайды распечатаны в формате заметок        
БОНУС (за творческий подход)        
ИТОГО БАЛЛОВ        
Итоговая оценка  

100-80 баллов – оценка «отлично»;

79-60 баллов – оценка «хорошо»;

59-40 баллов – оценка «удовлетворительно»;

39 и менее баллов – оценка «неудовлетворительно».

Критерии оценивания защиты проекта:

Критерии Выявленные недостатки, замечания, комментарии Отметка
1. Соответствие содержания работы заданию      
2. Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала        
3. Обоснованность и глубина выводов      
4. Научный стиль изложения, грамотность речи во время защиты проекта        
5. Качество ответов на вопросы, умение аргументировать свою позицию      
Итоговая оценка за защиту  
Общий комментарий  
Рекомендации  

Наши рекомендации