Перечень информационных технологий
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ДИСЦИПЛИТНЕ
LibreOffice (CP) – создание и редактирование текстов, подготовка к печати документов, статей, несложных рекламно-информационных материалов; создание электронных таблиц, обработка и визуализация массивов данных, автоматизация вычислений; создание мультимедийных интерактивных презентаций; создание баз данных.
FastStone Image Viewer (W) – программа для просмотра изображений.
VLC Player (CP) – универсальный проигрыватель мультимедиа.
Firefox (CP) – ПО для просмотра web-страниц сети Интернет.
Opera (CP) – ПО для просмотра web-страниц сети Интернет.
ОПИСАНИЕ Материально-техническОЙ БАЗЫ,
НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:
· учебно-наглядные пособия (схемы, таблицы);
· раздаточный материал (тексты историографических источников);
· аудиовизуальные материалы;
· материалы музейных и архивных фондов;
· технические средства обучения (компьютерная техника, аудиоаппаратура, видеоаппаратура).
Активная акустическая система д/мультимедийного класса ABtUS SPS-A030A Комплект проекционного оборудования Panasonic PT-LX30HE Экран настенный Digis Optimal-B Монитор ЖК Samsung 710V SSS TCO Системный блок Клавиатура Genius KB-06 X Мышь Genius Net Scroll 100 | |
Активная акустическая система д/мультимедийного класса ABtUS SPS-A030A Проектор Panasonic PT-VX42ZE Экран настенный Digis Optimal-B Монитор ЖК Acer V173 Ab Системный блок Клавиатура Genius KB-06 X Мышь Genius Net Scroll 100 | |
Монитор ЖК Acer V173 Системный блок Клавиатура Genius KB-06 X2 Мышь Genius Net Scroll 100 White Интерактивная доска SMART Board SBM680 с пассивным лотком Проектор SMART V30 Блок подключения ABtUS Активная акустическая система для мульт. Класса ABtUS SPS-A030A | |
Интерактивная доска PANASONIC Elite Panaboard UB-T780DH Монитор ЖК Acer V173 Мышь Genius Net Scroll 100 Клавиатура Genius KB-06 X Акустическая система ABTUS AV-930 Мультимедийный проектор Sanyo PLC-XU106 Блок подключения и управления оборудованием ABTUS | |
Экран настенный DRAPER Luma Мультимедийный проектор Sanyo PLC-XU75 Принтер CANON Монитор ЖК Samsung E1920 NR (17 шт.) Мышь Genius Net Scroll 100 (17 шт.) Клавиатура Genius KB-06 XE (17 шт.) | |
Принтер HP LaserJet P1006 Комплект проекционного оборудования Sanyo PLC-XU106 Монитор Acer AL1717 As Мышь Mitsumi Optical Whel Mouse PS/2 ESM Клавиатура Mitsumi Keyboard Classic KSX-3 |
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ПРОГРАММЫ
Шумкина Татьяна Геннадьевна
кандидат исторических наук
доцент кафедры всеобщей истории
Уральского государственного педагогического университета
рабочий телефон – (343) 235-76-34
Приложение
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине
«Историография»
№ п/п | Компетенции | Оценочные средства | Уровень освоения | Виды заданий |
1. | - способность использовать в педагогической и исследовательской деятельности базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ДПК-3) Знать: - предмет и задачи курса, теоретико-методологические и методические проблемы изучения истории исторических знаний и исторической науки; - внешние и внутренние факторы развития исторической науки; - основные этапы и тенденции развития исторических знаний и исторической науки; - основные направления и школы в отечественной и зарубежной историографии; - творческое наследие крупнейших историков; - основные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений и школ; - основные методы и приемы работы историка. Уметь: - свободно оперировать основными теоретическими понятиями курса; - применять практические навыки в области историографического анализа при работе с различными видами историографических источников; - систематизировать историографические факты и формировать на этой основе аргументированные выводы; -выявлять степень изученности исторической проблемы (темы); - устанавливать факторы, влияющие на развитие исторических знаний и исторической науки; - использовать междисциплинарные подходы в процессе изучения формирования исторических школ и направлений; - выявлять как общие тенденции, так и своеобразие в подходах к оценке тех или иных исторических процессов в исторических концепциях историков. Владеть: - основными понятиями курса; - основными методами и приемами работы историка; - методикой самостоятельной работы с историографическими источниками; - профессиональным языком историка. | Тесты Проектная работа | Пороговый Пороговый Продвинутый | Доклад Защита проекта Доклад Мультимедийная презентация Защита проекта |
2. | - способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ДПК-7) Знать: - предмет и задачи курса, теоретико-методологические и методические проблемы изучения истории исторических знаний и исторической науки; - внешние и внутренние факторы развития исторической науки; - основные этапы и тенденции развития исторических знаний и исторической науки; - основные направления и школы в отечественной и зарубежной историографии; - творческое наследие крупнейших историков; - основные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений и школ; - основные методы и приемы работы историка. Уметь: - свободно оперировать основными теоретическими понятиями курса; - применять практические навыки в области историографического анализа при работе с различными видами историографических источников; - систематизировать историографические факты и формировать на этой основе аргументированные выводы; -выявлять степень изученности исторической проблемы (темы); - устанавливать факторы, влияющие на развитие исторических знаний и исторической науки; - использовать междисциплинарные подходы в процессе изучения формирования исторических школ и направлений; - выявлять как общие тенденции, так и своеобразие в подходах к оценке тех или иных исторических процессов в исторических концепциях историков. Владеть: - основными понятиями курса; - основными методами и приемами работы историка; - методикой самостоятельной работы с историографическими источниками; - профессиональным языком историка. | Тесты Проектная работа | Пороговый Пороговый Продвинутый | Доклад Защита проекта Доклад Мультимедийная презентация Защита проекта |
Тесты предназначены для промежуточной аттестации по дисциплине «Историография».
Тест I предназначен для студентов 3 курса по дисциплине «Историография».
Критерии оценок:
Тест состоит из 10 вопросов.
За правильные 10-9 ответов – оценка «отлично»;
за 8-7 ответов – оценка «хорошо»;
за 6-5 ответов – оценка «удовлетворительно»;
за 4 и менее ответов – оценка «неудовлетворительно».
1. Памятник русской исторической литературы летописного характера середины XVI в., в котором дано систематическое изложение русской истории от Владимира Святого до Ивана Грозного:
а) Русский хронограф;
б) Воскресенская летопись;
в) Степенная книга;
г) Новый летописец;
2. Проблема происхождения царской власти на Руси рассматривается в:
а) «Слове о Законе и Благодати» Илариона;
б) «Сказании о князьях Владимирских»;
в) «Истории о великом князе Московском» А.М. Курбского;
г) «Сказании Авраамия Палицына»;
3. Крупное летописное сочинение средневековой Руси XVI в., созданное по инициативе и при участии Ивана Грозного и насчитывающее 10 томов. Одна из частей этого сочинения называется «Царственная книга»:
а) Лицевой летописный свод;
б) Степенная книга;
в) Никоновская летопись;
г) Русский хронограф;
4. Какая из ниже перечисленных тенденций не характерна для развития исторической мысли в России в первой четверти XVIII в.:
а) исторические сочинения нацелены на идеологическое оформление абсолютизма (самодержавия);
б) объяснение исторических событий с позиций провиденциализма;
в) секуляризация исторического познания;
г) разработка методов критики исторических источников;
5. Что не характерно для исторических взглядов В.Н. Татищева:
а) государство является результатом развития общественного строя в рамках семьи, затем рода, затем города-государства;
б) история общества – это линейный, поступательный, «восходящий» процесс, главной движущей силой которого является идейное развитие общества, развитие науки и культуры;
в) деление исторических источников по степени их достоверности на группы, в зависимости от их авторства;
г) циклизм в представлениях о формах политического правления, их смене;
6. На сколько книг был разделен труд Геродота «История»:
а) 3;
б) 9;
в) 5.
г) ваш вариант.
7. Лишним в ряду представителей историографии периода «Каролингского Возрождения» является:
а) Павел Орозий;
б) Павел Диакон;
в) Эйнхард;
г) Нитард;
8. Кто является лишним в ряду авторов, попытавшихся в своих сочинениях включить историю германских народов в контекст всемирной истории:
а) Исидор Севильский;
б) Беда Достопочтенный;
в) Григорий Турский;
г) Аврелий Августин;
9. Итальянский историк, политический деятель, автор трактата «Государь».
10. Назовите историка, которого одни исследователи считают последним римским историком, другие – одним из первых византийских историков.
Ключ:
1 – в
2 – б
3 – а
4 – б
5 – г
6 – б
7 – а
8 – г
9 – Н. Макиавелли
10 – Аммиан Марцеллин
Тест II предназначен для студентов 3 курса по дисциплине «Историография».
Критерии оценок:
Тест состоит из 10 вопросов.
За правильные 10-9 ответов – оценка «отлично»;
за 8-7 ответов – оценка «хорошо»;
за 6-5 ответов – оценка «удовлетворительно»;
за 4 и менее ответов – оценка «неудовлетворительно».
1. Целью какого немецкого историка, работавшего в Академии наук было изучить «Повесть временных лет», вычленить из нее «очищенного» Нестора:
А) Г. Ф. Миллера;
Б) Г. З. Байера.
В) А. Л. Шлецера;
2. В каком веке история в России начала превращаться в науку:
А) XVIII в.;
Б) XVII в.;
В) XVI в.;
3. Кто был основоположником позитивизма:
А) К. Маркс;
Б) О. Конт;
В) К. А. Сен-Симон;
4. Назовите автора труда «Капитал», где подробно рассматриваются закономерности появления и развития буржуазного общества.
5. Чью работу по истории России подверг детальной критике И.Н. Болтин:
А) М.М. Щербатова;
Б) М. Ломоносова;
В) А.Л. Шлецера;
6. Историк, политический деятель первой половины XIX в. Ему было поручено составить официальную идеологию российского самодержавия. А.С. Пушкин говорил: «Он открыл историю России для россиян, как Колумб открыл Америку».
7. Назовите представителя государственной школы русской историографии:
А) Б.Н. Чичерин;
Б) А.Н. Радищев;
В)А.С. Хомяков;
8. Человек, с именем которого связаны важнейшие приобретения русской историографии XIX – начала XX в., который, по словам П.Н. Милюкова был «одним из наиболее выдающихся специалистов по русской истории, принадлежащих к нашему поколению». Считается основоположником Петербургской школы русских историков:
А) Б.Д. Греков;
Б) С.М. Соловьев;
В) С.Ф. Платонов.
9. Представителем французской историографии эпохи романтизма является:
А) М. Блок;
Б) Ф. Гизо;
В) Д. Дидро;
10. Один из самых видных деятелей движения декабристов. Автор труда «Мысли об «Истории Государства Российского» Карамзина».
Ключ:
1 – в
2 – а
3 – б
4 – К. Маркс
5 – а
6 – Н.М. Карамзин
7 – а
8 – в
9 – б
10 – Н. Муравьев
Тест III предназначен для студентов 3 курса по дисциплине «Историография».
Тест представлен в двух равнозначных вариантах.
Критерии оценок:
Тест состоит из 10 вопросов.
За правильные 10-9 ответов – оценка «отлично»;
за 8-7 ответов – оценка «хорошо»;
за 6-5 ответов – оценка «удовлетворительно»;
за 4 и менее ответов – оценка «неудовлетворительно».
Вариант 1
1. Процесс ресталинизации в исторической науке выразился:
А) в расширении доступа к архивным источникам;
Б) в расширении практики научных дискуссий;
В) в усилении практики идеологического руководства исторической наукой;
Г) в ослаблении практики идеологического руководства исторической наукой;
2. Специалист в области социально-экономической и политической истории России XIX в., автор ряда работ по истории декабристского движения, по истории крестьянства, проблеме отмены крепостного права в России:
А) В.В. Мавродин;
Б) В.А. Федоров;
В) Н.М. Дружинин;
Г) Е.В. Анисимов;
3. На базе какого учреждения был открыт Институт истории АН СССР:
А) Коммунистической академии общественных наук;
Б) РАНИОН;
В) Истпарта;
Г) Института красной профессуры;
4. Для теоретических работ британских историков межвоенного периода не характерно:
А) ставились под сомнение познавательные возможности исторической науки;
Б) разграничивались исторические и естественнонаучные методы познания;
В) муссировались идеи презентизма, релятивизма, прагматизма;
Г) междисциплинарный синтез истории и смежных социальных наук;
5. В проблематике исследований представителей "нового направления" в советской историографии 1960-1970-х гг. лишним является:
А) проблема культурной революции в СССР;
Б) проблема многоукладности в социально-экономическом развитии России начала XX в.;
В) предпосылки Октябрьской революции 1917 г.;
Г) проблема монополизации промышленности России начала XX в.;
6. Кто из британских историков выступил с критикой позитивистской методологии истории в работе «Идея истории»:
А) Р. Коллингвуд;
Б) А. Тойнби;
В) Г. Баттерфилд;
Г) Л. Нэмир.
7. По поводу варяжского вопроса акад. Б.А. Рыбаков писал: «Историческая роль варягов на Руси была ничтожна. …Никакого отношения к созданию государства,… варяги не имели». В данном случае историк выступает с позиций:
А) миграционной теории;
Б) умеренного норманнизма;
В) автохтонной теории;
Г) антинорманнизма.
8. История ментальностей является предметом такой субдисциплины современного исторического знания, как:
А) историческая этнография;
Б) гендерная история;
В) историческая антропология;
Г) интеллектуальная история.
9. Что не характерно для зарубежной исторической науки середины и второй половины XX в.:
А) выдвижение на первый план социально-экономической проблематики;
Б) обновление методологии истории;
В) междисциплинарный подход;
Г) широкое применение количественных методов в исторических исследованиях;
10. Работа французского историка, представителя школы «Анналов» М. Блока по вопросам теории и методологии истории называется … .
Вариант 2
1. Кто из ниже перечисленных историков, начавших свою деятельность до 1917 г., продолжил работу в России в советский период:
А) А.А. Кизеветтер;
Б) С.П. Мельгунов;
В) М.И. Ростовцев;
Г) С.Ф. Платонов.
2. Институт истории АН СССР был создан в:
А) 1921 г.;
Б) 1936 г.;
В) 1918 г.;
Г) 1968 г.;
3. Что не характерно для методологической ситуации в отечественной исторической науке 1990-х гг.:
А) методологический поиск;
Б) отказ от принципа историзма;
В) освоение модернизационной парадигмы;
Г) разработка цивилизационного подхода.
4. Для развития британской историографии в первой половине XX в. не характерно:
А) формирование постмодернистской философии и теории истории;
Б) усиление консервативных тенденций;
В) дискутирование вопроса о природе и назначении истории;
Г) выдвижение на первый план социально-экономической проблематики;
5. Важной точкой отсчета в процессе обновления в области методологии истории на современном этапе стала работа И.Д. Ковальченко, которая называется … .
6. О каком историке идет речь: автор теории круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство»; прогресс человечества – в духовном совершенствовании, эволюции к единой религии будущего:
А) А.Дж. Тойнби;
Б) О. Шпенглер;
В) П. Сорокин;
Г) К. Ясперс.
7. Историк, специалист по истории декабристского движения и истории революционного движения в России, по истории исторической науки, академик, лауреат Сталинской премии, руководитель работы по созданию первого обобщающего труда по отечественной историографии «Очерки истории исторической науки СССР» (т. 2 - 5), инициатор создания историографического ежегодника «История и историки»:
А) Н.М. Дружинин;
Б) М.В. Нечкина;
В) М.Н. Тихомиров;
Г) Е.В. Тарле;
7. Историк, специалист по истории декабристского движения и истории революционного движения в России, по истории исторической науки, академик, лауреат Сталинской премии, руководитель работы по созданию первого обобщающего труда по отечественной историографии «Очерки истории исторической науки СССР» (т. 2 - 5), инициатор создания историографического ежегодника «История и историки»:
А) Н.М. Дружинин;
Б) М.В. Нечкина;
В) М.Н. Тихомиров;
Г) Е.В. Тарле;
8. Представитель «прогрессистской школы» в американской историографии:
А) Р.Дж. Коллингвуд;
Б) Л. Нэмир;
В) Дж. Клепэм;
Г) Ч. Бирд.
9. Какое положение не характерно для представителей французской исторической школы «Анналов»:
А) идея «исторического синтеза»;
Б) отрицание научности истории;
В) широкий контакт и взаимодействие истории с другими науками;
Г) необходимость создания синтетической «глобальной» истории;
10. Отношения между полами являются предметом такой субдисциплины современного исторического знания, как:
А) историческая этнография;
Б) гендерная история;
В) историческая антропология;
Г) интеллектуальная история.
Ключ:
Вариант 1
1 – в
2 – в
3 – а
4 – г
5 – а
6 – а
7 – г
8 – в
9 – а
10 – «Апология истории, или ремесло историка»
Вариант 2
1 – г
2 – б
3 – б
4 – а
5 – «Методы исторического исследования»
6 – а
7 – б
8 – г
9 – б
10 – б
Проектная работа по дисциплине
«Историография»
Цель проектной работы – сформировать у студентов систему знаний и представлений о процессе развития исторических знаний и исторической науки, а также умений и навыков работы с историографическими источниками.
Проектная работа включает:
- подготовку доклада;
- защиту проекта;
- подготовку мультимедийной презентации (повышенный уровень).
Требования к докладу:
- указать тему доклада;
- дать обзор источников и исследовательской литературы по теме доклада;
- раскрыть основные вопросы темы.
Объем доклада – 5 страниц.
Требования к мультимедийной презентации:
- оформление: Power Point; 10 слайдов и более;
- презентация должна отражать основное содержание доклада;
- творческий подход.
Требования к защите проекта:
- представление проектной работы: устное выступление в сопровождении мультимедийной презентации (5-7 мин.);
- ответы на вопросы (5 мин.).
Критерии оценивания доклада:
Оценка | Описание критериев |
«отлично» | Демонстрирует полное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены. |
«хорошо» | Демонстрирует значительное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены. |
«удовлетворительно» | Демонстрирует частичное понимание проблемы. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнено. |
«неудовлетворительно» | Демонстрирует небольшое понимание (непонимание) проблемы. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. |
Критерии оценивания мультимедийной презентации:
Критерии | Максим. количество баллов | Самооценка | Оценка группы | Оценка препод. | Средний балл |
ОФОРМЛЕНИЕ | |||||
Титульный лист с заголовком | |||||
Дизайн слайдов | |||||
Использование дополнительных эффектов Power Point (смена слайдов, звук, цвет и т.п.) | |||||
Оптимальное количество слайдов | |||||
СОДЕРЖАНИЕ | |||||
Широта кругозора | |||||
Логика изложения материала | |||||
Полнота информации | |||||
Оптимальное соотношение текста и иллюстраций (таблиц, графиков и т.п.) | |||||
ОРГАНИЗАЦИЯ | |||||
Текст хорошо написан, идеи структурированы, ясно изложены | |||||
Слайды представлены в логической последовательности | |||||
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов | |||||
Слайды распечатаны в формате заметок | |||||
БОНУС (за творческий подход) | |||||
ИТОГО БАЛЛОВ | |||||
Итоговая оценка |
100-80 баллов – оценка «отлично»;
79-60 баллов – оценка «хорошо»;
59-40 баллов – оценка «удовлетворительно»;
39 и менее баллов – оценка «неудовлетворительно».
Критерии оценивания защиты проекта:
Критерии | Выявленные недостатки, замечания, комментарии | Отметка |
1. Соответствие содержания работы заданию | ||
2. Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала | ||
3. Обоснованность и глубина выводов | ||
4. Научный стиль изложения, грамотность речи во время защиты проекта | ||
5. Качество ответов на вопросы, умение аргументировать свою позицию | ||
Итоговая оценка за защиту | ||
Общий комментарий | ||
Рекомендации |