Тема 12. Формирование демократического направления
В отечественной историографии XIX в. (4 ч.)
1. Философско-исторические идеи представителей радикального направления в отечественной историографии XIX в.(В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов).
2. Исторические взгляды революционных демократов:
а) философско-методологические основы воззрений В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова;
б) взгляды революционных демократов на прошлое и будущее России:
- проблемы русской истории в творчестве А.И. Герцена (периодизация, Новгородская республика, процесс закрепощения крестьян, реформы Петра I, Отечественная война 1812 г., движение декабристов);
- Н.Г. Чернышевский о периодизации всемирной истории, о месте и роли России в цивилизационном развитии человечества, о пути перехода России к социализму;
- Н.А. Добролюбов и его рецензии на книгу М.П. Погодина «Норманнский период русской истории» и на труд Н.Г. Устрялова «История царствования Петра Великого».
3. А.П. Щапов – первый русский профессиональный историк-демократ.
Источники
Белинский В.Г. Избранное. М., 1954.
Белинский В.Г. Избранные произведения. М., 1947.
Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1953-1959.
Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1948.
Герцен А.И. Былое и думы (любое издание).
Герцен А.И. Исторические очерки о героях 1825 года и их предшественниках по их воспоминаниям // Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1960. Т. 20. Кн. 1-2.
Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1956. Т. 7.
Герцен А.И. Собр. соч.: В 8 т. М., 1975.
Герцен А.И. Собр. соч.: В 9 т. М., 1955-1958.
Добролюбов Н.А. Полн. собр. соч.: В 4 т. СПб., 1901-1911.
Добролюбов Н.А. Полн. собр. соч.: В 6 т. М., 1935-1941.
Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 3 т. М., 1986-1987.
Чернышевский Н.Г. Избранные сочинения. М., 1989.
Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1939-1950.
Чернышевский Н.Г. Собр. соч.: В 5 т. М., 1974.
Чернышевский Н.Г. Сочинения: В 2 т. М., 1986-1987.
Щапов А.П. Сочинения: В 3-х т. СПб., 1906-1908. Доп. т. к изд. 1906-1908 гг. / Сост. и вступ. ст. М.А. Гудошникова; подгот. к печати А.Н. Турунов. Иркутск, 1937.
Литература
Антонов В.Ф. Историческая концепция Н.А. Добролюбова. М., 1981.
Антонов В.Ф. Историческая концепция Н.Г. Чернышевского. М., 1983.
Антонов В.Ф. Чернышевский о русской истории. М., 1984.
Баскаков В.Г. Мировоззрение Н.Г. Чернышевского. М., 1956.
Демченко А.А. Н.А. Добролюбов. М., 1984.
Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. М., 1982.
Иллерицкий В.Е. Исторические взгляды В.Г. Белинского. М., 1953.
Иллерицкий В.Е. История России в освещении революционеров-демократов. М., 1963.
Историография истории России до 1917 г.: В 2-х т. / Под ред. М.Ю. Лачаевой. М., 2003. Т. 2.
Историография истории СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции / Под ред. В.Е. Иллерицкого и И.А. Кудрявцева. М., 1971.
Павлов А.Г. От дворянской революционности к революционному демократизму (идейная эволюция А.И. Герцена). М., 1977.
Пирумова Н.М. Александр Герцен. Революционер, мыслитель, человек. М., 1989.
Пирумова Н.М. Исторические взгляды Герцена. М., 1956.
Порох И.В. А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Саратов, 1963.
Революционная историческая мысль в России. (Домарксистский период). М., 1974.
Рудницкая Е.Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России // Вопросы истории. 2003. № 8.
Русские мыслители:Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 2003.
Сахаров А.М. Историография истории СССР. Досоветский период. М., 1978.
Скрипилев Е.А. Н.А. Добролюбов. М., 1988.
Смирнова З.В. Социальная философия А.И. Герцена. М., 1973.
Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г. М., 1993.
Методические рекомендации
Подготовку к практическому занятию по данной теме необходимо начать с обращения к учебной литературе (например, «Историография истории России до 1917 г.» / Под ред. М.Ю. Лачаевой. М., 2003. Т. 2. Гл. 16. С. 5-42). После этого следует обратиться к трудам В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.П. Щапова и научной литературе (например, к работам В.Ф. Антонова, В.Е. Иллерицкого, Н.М. Пирумовой др.).
К первому вопросу. Изучение демократического направления в российской историографии XIX в. следует начать с исторических условий и предпосылок его формирования. Необходимо проследить преемственность философско-исторических взглядов революционных демократов с идеями радикальных просветителей конца XVIII в. – первой четверти XIX в., прежде всего, А.Н. Радищева и декабристов. Важно отметить рационалистический характер их воззрений на всемирную и российскую историю, толкование основных этапов, переломных эпох, исторических личностей отечественной истории. Кроме того, в рамках этого вопроса студентам рекомендуется указать на общественно-политические условия эволюции взглядов революционных демократов.
Ко второму вопросу. Анализ исторических воззрений революционных демократов следует начать с изучения эволюции философско-методологических позиций В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского. Необходимо выделить общее и особенное в понимании исторического процесса представителями революционно-демократической мысли. Важно выделить различные этапы развития их взглядов, отражавшие последовательность влияния западноевропейской философской мысли и развития русской исторической мысли. Далее следует обратиться к характеристике исторического прошлого России в работах этих мыслителей.
Основными выводами должны стать ответы на следующие вопросы: что общего в трактовке исторического развития России в воззрениях Белинского, Герцена, Чернышевского и других революционных демократов; как исторические концепции мыслителей были связаны с их общественно-политическими позициями и видением будущего России и русского народа; какое место занимают революционные демократы в полемике западников и славянофилов об исторических судьбах России.
Третий вопрос занятия посвящен изучению исторической концепции А.П. Щапова. Прежде всего, следует рассмотреть основные события жизни ученого: учебы, преподавательской деятельности, участия в общественно-политической жизни страны. Далее рекомендуется изучить проблематику исторических сочинений Щапова, понимание общего хода российского исторического процесса. Выявить, в чем была научная новизна изучения церковного раскола Щаповым. Необходимо рассмотреть формы общественной жизни, выделенные ученым, их характерные черты, показать их развитие в истории России. Объяснить, как теория Щапова соотносилась с его общественно-политическими взглядами. В научной деятельности А.П. Щапова выделяется два периода, отличавшиеся и методологической базой исследований, и проблематикой сочинений. Необходимо дать их характеристику. Главным выводом может быть ответ на вопрос: какое место отводится А.П. Щапову в развитии российской историографии в научной литературе.