Тема 3. Концепции общественного развития
В философско-исторической мысли Античности (2 ч.)
1. Модели смены эпох в произведениях Гесиода «Труды и дни» и «Теогония».
2. Платон и Аристотель об эволюции общественно-политических систем.
3. Полибий и его теория круговорота политических систем.
4. Цицерон и его учение о формах государственного правления.
Источники
Античная литература. Греция: Антология. М., 1989. Ч. 1.
Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997.
Аристотель. Афинская полития. М., 1947 (или иное издание).
Аристотель. Политика. М., 1984 (или иное издание).
Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984.
История политических и правовых учений: Хрестоматия. М., 1996.
Платон. Государство. Политик. Законы // Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971; Т. 3. Ч. 2. М., 1972.
Платон. Сочинения: В 4 т. М., 1994.
Полибий. Всеобщая история. СПб., 1994 (или иное издание).
Цицерон. О государстве. О законах. М., 1966.
Литература
Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений. М., 2002.
Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966.
Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
Илюшечкин В.Н. Эллинистические историки // Эллинизм: восток и запад. М., 1992.
История и память: Историческая культура Европы до начала нового времени / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2006.
История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1999 (или иное издание).
История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1995.
История политических и правовых учений: Древний мир. М., 1985.
Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М., 1947.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М., 2005.
Мирзаев С.Б. Полибий. М., 1986.
Немировский А.И. Рождение Клио. Воронеж, 1986.
Немировский А.И. У истоков исторической мысли. Воронеж, 1979.
Нерсесянц В.С. Платон. М., 1983.
Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979.
Нерсесянц В.С. Политическое и правовое учение Цицерона // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.
Репина Л.П. История исторического знания: Пособие для вузов / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. М., 2004.
Сидорович О.В. Анналисты и антиквары: римская историография конца III – I в. до н. э. М., 2005.
Словарь античности / Сост. Й. Ирмшер. М., 1994.
Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1967.
Фролов Э.Д. Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли. Л., 1981.
Методические рекомендации
Подготовку к практическому занятию по данной теме необходимо начать с обращения к материалам соответствующей лекции и учебника Л.П. Репиной «История исторического знания» (М., 2004; Гл. 3). После этого следует обратиться к трудам античных исследователей и научной литературе.
К первому вопросу. Первоначально необходимо рассмотреть основные вехи жизненного и творческого пути Гесиода, определить его место и роль в развитии философско-исторической мысли Античности. Далее следует обратиться к анализу его трудов. Важно обратить особое внимание на то, как в работах Гесиода обосновываются идеи прогресса и регресса.
При подготовке ко второму вопросу необходимо вспомнить основные вехи биографий Платона и Аристотеля. Далее следует перейти к рассмотрению их представлений об эволюции общественно-политических систем. Сделанные в ходе анализа наблюдения и выводы необходимо подкреплять цитатами из работ Платона и Аристотеля.
К третьему вопросу. Необходимо также начать с освещения биографии Полибия. При этом основной акцент сделать на разработке им идеи круговорота политических систем. Важным местом является также определение причин и механизма перехода от одной формы политического устройства к другой.
К четвертому вопросу. В начале следует рассмотреть основные вехи биографии Цицерона, определить его место и роль в развитии политико-правовой мысли Античности. После этого следует обратиться к взглядам Цицерона на общественно-политическое развитие, особое внимание уделить формам государственного правления и их эволюции.
Выводом по данной теме должен стать ответ на вопросы: какие представления о направленности исторического, общественно-политического развития сложились в эпоху Античности; существует ли преемственность во взглядах античных философов на эволюцию общественно-политических систем.
Тема 4. Исторические сочинения византийских авторов (2 ч.)
1. Византийская историография: общая характеристика (этапы развития, особенности).
2. Прокопий Кесарийский «История войн Юстиниана с персами, готами и вандалами» (VI в.): изложение официальной политической доктрины византийского двора и личная оценка событий политической и военной истории. Данные по истории Остготского королевства в Италии и Вандальского – в Северной Африке. Ценные сведения о византийской дипломатии в эпоху варварских завоеваний.
3. Константин Багрянородный «Об управлении империей» (X в.): политическая позиция автора; исторические, этнографические, политико-идеологические сведения.
4. Михаил Пселл и его «Хронография» (XI в.): источники; содержание; политические взгляды и оценки автора.
5. Анна Комнина и «Алексиада» (XII в.): источники, содержание, политические взгляды автора.
Источники
Анна Комнина. Алексиада. М., 1965.
Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989.
Михаил Пселл. Хронография. М., 1978.
Прокопий Кесарийский. Война с готами. М., 1950.
Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993.
Памятники византийской литературы IV-IX вв. М., 1968.
Памятники византийской литературы IX-XIV вв. М., 1969.
Литература
Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964.
Вайнштейн О.Л. Историография средних веков в связи с развитием исторической мысли от начала средних веков до наших дней: Учеб. М.; Л., 1940.
Гене Б. История и историческая культура на средневековом Западе. М., 2002.
Косминский Е.А. Историография средних веков: V в. – середина XIX в.: Лекции. М., 1963.
Репина Л.П. История исторического знания: Пособие для вузов / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. М., 2004.
Средневековая Европа глазами современников и историков. М., 1994.
Методические рекомендации
Подготовку к практическому занятию по данной теме необходимо начать с обращения к материалам учебника Л.П. Репиной «История исторического знания» (М., 2004; Гл. 4). После этого следует обратиться к трудам византийских авторов и научной литературе.
К первому вопросу. Необходимо выделить основные этапы и факторы развития византийской историографии, охарактеризовать каждый из этапов, отметить специфику творческого наследия византийских авторов. Следует обратить внимание на дискуссионный вопрос о начале византийской историографии (в этой связи важно обратиться к творчеству А. Марцеллина).
Изучение 2-5-го вопросов темы предлагается по следующему плану:
- краткая биографическая справка;
- общественно-политические взгляды автора, их отражение в его трудах;
- источники, послужившие основой сочинения;
- содержание труда, основные оценки и выводы автора;
- значение труда, его место и роль в развитии византийской историографии.
Выводом по данной теме должен стать ответ на вопросы: какое влияние оказали традиции античного историописания на становление византийской историографии; какое отражение нашли традиции христианского церковного историописания в трудах византийских авторов; в чем заключается своеобразие исторической мысли Византии.
Тема 5. Историческая концепция Никколо Макиавелли (1469-1527) (2 ч.)
1. Никколо Макиавелли как представитель «политической» школы в историографии итальянского Возрождения. Общественно-политические взгляды Н. Макиавелли.
2. Трактат «Государь»: основы политико-этического учения Н. Макиавелли.
3. «История Флоренции» – военно-политическая и социальная история Республики.
4. Н. Макиавелли о роли христианской церкви и папства в истории Италии.
5. Н. Макиавелли о роли Римской республики и Флоренции в истории Италии.
6. Национально-патриотические идеи в трудах Н. Макиавелли.
Источники
Макиавелли Н. Государь. М., 1990.
Макиавелли Н. История Флоренции. Л., 1973.
Литература
Барг М.А., Авдеева К.Д. От Макиавелли до Юма: Становление историзма. М., 1998.
Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов. М., 1983.
Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Никколо Макиавелли. М., 1977.
Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964.
Вайнштейн О.Л. Историография средних веков в связи с развитием исторической мысли от начала средних веков до наших дней: Учеб. М.; Л., 1940.
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.
Историография истории нового времени стран Европы и Америки: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. И.П. Дементьева. М., 1990.
Репина Л.П. История исторического знания: Пособие для вузов / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. М., 2004.
Рутенбург В.И. Жизнь и творчество Никколо Макьявелли // Макиавелли Н. История Флоренции. Л., 1973.
Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.
Методические рекомендации
Подготовку к практическому занятию по данной теме необходимо начать с обращения к материалам лекции «Историческая мысль эпохи Возрождения» и учебника Л.П. Репиной «История исторического знания» (М., 2004; Гл. 4). После этого следует обратиться к трудам Н. Макиавелли и научной литературе.
К первому вопросу. Первоначально необходимо рассмотреть основные вехи биографии Н. Макиавелли. Далее следует раскрыть идейные основы «политической» школы в историографии итальянского Возрождения. Выявив условия, оказавшие влияние на формирование мировоззрения Н. Макиавелли, проанализировать его общественно-политические взгляды. Основным выводом должно стать определение противоречий в его воззрениях на политическое устройство и власть.
Ко второму и третьему вопросам. Подготовка по этим вопросам темы предполагает обращение к основным трудам Н. Макиавелли – «Государь» и «История Флоренции», их историографический анализ. Следует уделить особое внимание источниковой основе этих трудов, авторским оценкам и выводам. Интересно сравнить взгляды Н. Макиавелли с воззрениями его современника, историка Италии, философа-гуманиста Ф. Гвиччардини. Следует раскрыть понятие «макиавеллизм» и обозначить собственную позицию по отношению к суждению Н. Макиавелли о том, что «для упрочения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман, предательство».
К вопросам 4 – 6. Эти вопросы предполагают более подробное рассмотрение взглядов Н. Макиавелли на роль христианской церкви и папства в истории, роль Римской республики и Флоренции в истории Италии. Особенно важно проанализировать размышления Н. Макиавелли о судьбе Италии, о дальнейших путях ее политического развития.