Тема 6. Развитие исторической мысли в Русском государстве

Во второй половине XVII в. (2 ч.)

1. Основные тенденции в развитии русской исторической мысли в XVII в. Создание предпосылок для перехода исторических знаний в научную форму.

2. Ф.И. Грибоедов и его «История о царях и великих князьях земли Русской»: источники и приемы их использования; содержание; оценки автора; значение труда.

3. «Синопсис»: проблема авторства; источниковая база; методика работы автора с источниками; содержание; назначение произведения.

4. С. Медведев и его записки о восстании 1682 г. Общественно-политические взгляды С. Медведева. Составление первого русского библиографического труда. Богословские сочинения.

5. Сочинение генеалогического характера И. Римского-Корсакова.

6. «Скифская история» А.И. Лызлова: от исторического повествования к историческому исследованию (источники и методика работы с ними; приемы изложения материала; основные идеи автора; значение труда).

7. С.У. Ремезов и его деятельность по изучению сибирского летописания. «История Сибирская» С.У. Ремезова.

Источники

Лызлов А.И. Скифская история / Отв. ред. Е.В. Чистякова; сост. А.П. Богданов. М., 1990.

Памятники литературы Древней Руси: XVII век. М., 1989.

Ремезов С.У. История сибирская. Летопись Сибирская краткая Кунгурская // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. М., 1989. Кн. 2.

Литература

Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа XII-XVII вв. М., 1973.

Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVII – первая четверть XVIII вв.). М., 1976.

Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XIII – первая половина XIX вв.). М., 1985.

Богданов А.П. Летописец и историк конца XVII в. Очерки исторической мысли «переходного времени». М., 1994.

Богданов А.П. Сильвестр Медведев // Вопросы истории. 1988. № 2.

Дергачева-Скоп Е.И. Из истории литературы Урала и Сибири XVII века. Свердловск, 1965.

Историография истории России до 1917 г.: Учеб. для студ. вузов: В 2 т. / Под ред. М.Ю. Лачаевой. М., 2003. Т. 1.

Колосова Е.В. «Созерцание краткое» С. Медведева и традиции русской исторической повести в XVII в. // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII – начало XVIII вв.). М., 1971.

Пушкарев Л.Н. История в общественном сознании России XVII в. // Вопросы истории. 1997. № 9.

Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века: Очерки истории. М., 1982.

Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941; 2-е изд., СПб., 2008.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3. Ч. 2.

Чистякова Е.В., Богданов А.П. «Да будет потомкам явлено…»: Очерки о русских историках второй половины XVII века и их трудах. М., 1988.

Чистякова Е.В., Лукичев М.П. К биографии автора «Скифской истории» А.И. Лызлова // Археографический ежегодник за 1986 год. М., 1987.

Чистякова Е.В. Формирование новых принципов исторического повествования (Этюды по русской историографии конца XVII в.) // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII – начало XVIII вв.). М., 1971.

Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до XVIII в. Л., 1982.

Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г.: Учеб. пособие. М., 1993.

Методические рекомендации

Подготовку к практическому занятию по данной теме необходимо начать с обращения к учебной литературе (например, «Историография истории России до 1917 г.» / Под ред. М.Ю. Лачаевой. М., 2003. Т. 1. Гл. 3. С. 62-84). После этого следует обратиться к историческим трудам второй половины XVII в. и научной литературе.

К первому вопросу. Первоначально необходимо проанализировать условия и факторы развития историописания в Русском государстве в XVII в., выявить новые тенденции в развитии русской исторической мысли. Наибольшую трудность представляет проблема перехода исторических знаний в научную форму. Следует рассмотреть различные точки зрения на этот вопрос и систему аргументации каждой из них.

К вопросам 2 – 7. При изучении конкретных исторических сочинений, указанных в плане практического занятия, студентам рекомендуется:

1) изучить историю и время создания исторического произведения, указать на его редакции и списки; рассмотреть биографию автора, обратить внимание на его происхождение, род деятельности, мировоззрение, политические позиции;

2) раскрыть сущность исторической концепции автора, ее методологическую основу, трактовку отдельных исторических проблем (например, происхождения славян, начала Руси, внешнеполитических проблем Русского государства, народных восстаний и т.д.);

3) рассмотреть источниковую базу сочинения, выделить группы источников как отечественных, так и зарубежных, указать на методы работы автора с источниками, решение проблемы достоверности источника и факта;

4) выделить особенности стиля, приемы изложения и композиции материала в исторических трудах.

Заключительный этап практического занятия предусматривает подведение итогов изучения темы. Необходимо определить общее и особенное в сочинениях второй половины XVII в. (провести сравнительный анализ), выявить тенденции развития исторической мысли этого периода. Студенты должны быть готовы к обсуждению вопроса о целесообразности выделения нового этапа в развитии российской историографии – последней четверти XVII в., связанного с началом научного осмысления исторических знаний. При подготовке к обсуждению студентам рекомендуется внимательно изучить статью Л.Н. Пушкарева, а также введение и заключение монографии Е.В. Чистяковой и А.П. Богданова.

Наши рекомендации