Основные направления книговедеских исследований в 40-50 гг
Два последующие десятилетия (период Великой Отечественной войны и восстановления социалистического народного хозяйства, период борьбы за упрочение мировой системы социализма) не дали специальных работ по общей теории книговедения. Эти годы характеризуются развитием и совершенствованием практики книжного дела и появлением публикаций, посвященных практическим, производственным проблемам книжного дела. Активизация работы крупнейших библиотек стимулировала историко-книговедческие исследования. Проводились научно-исторические и научно-методические исследования по проблемам библиографии, библиотековедения, искусства книги. Возрастает интерес к старопечатному репертуару отечественных изданий, этой теме посвящены труды А. С. Зерновой.
В связи с 375-летием со дня смерти Ивана Федорова, 400-летием русского книгопечатания оживляется историко-книговедческое исследование национальной книги - украинской, белорусской, литовской, латышской и других народов СССР. Появляются обобщающие исследования по истории русской дореволюционной, советской и зарубежной книги. Обособление истории книгоиздательского дела. Малыхина и Назарова – авторы трудов в области историко-издательских исследований, отрабатывались вопросы объекта, предмета, методов истории книги, хотя обоснования этих категорий в них и нет. Интенсивные разработки велись в области истории, теории и методики библиографии и библиотековедения.
В 1944-47 г. вышли 4 части «Истории русской библиографии до начала XX века» Н.В. Здобнова. В ней сочетались аспекты исторические и теоретические. Показаны принципы систематизации и группировки историко-библиографического материала, выделение видов и подвидов библиографии. В одном ряду Здобнов называет государственную, рекомендательную, критическую, краевую, книготорговую, отраслевую библиографию, библиографию периодических изданий, журнальных и газетных статей. Это была первая отчетливо выраженная схема библиографии.
Осн.направление теоретических библиотековедческих исследований – обоснование и разработка объекта, предмета, целей и задач библиотековедения, выявления функций библиотеки. Проблема места библиотековедения в системе наук, три точки зрения: книговедческая дисцилина, сост.часть кн-ия; область педагогики; самост.общ-ая дисциплина.
Продолжает развиваться искусство книги, значительную роль играет монография Сидорова «История оформления русской книги». Центр теор.разработок в области искусства книги – факультет художественного и технического оформления печатной продукции Моск.полиграф.института.
Опыт текстологической подготовки литературно-художественных изданий начинает оформляться в самост.книговед.дисциплину – теория и практика редактирования. Вышел учебник Моск.полиграф.института, в кот.обосновываются принципы редактирования, приемы редакционной обработки текстов.
Билет 16.
1. Книжное издание соотношение с категорией «книга». Сущность и формы книжного издания
Содержание процесса производства реальной, действительной книги следует понимать как организацию литературного, изобразительного произведения, существующего в форме письменного документа (его контекста и текста), в книжное издание средствами книгопроизводства, объективированного книгоиздательским делом и материализованного в редакционно-издательских и типографских процессах.
Отражение литературного, музыкального, изобразительного произведения в процессе его организации в более сложную форму есть вместе с тем и процесс выражения отношения человека (общества) к данному произведению (контексту и тексту) в силу активности его сознания. Поэтому контекст книжного издания всегда сложнее контекста издаваемого произведения, так как, будучи диалектическим единством данного произведения, его контекста и текста, он в то же время включает в себя осознанное отношение человека (общества) к ним, к их автору, его творчеству, к необходимости и конкретной цели организации данного произведения в книжное издание средствами книгоиздательского дела.
Возникший в процессе организации произведения контекст книжного издания выражается средствами письменной речи (нотной записи, изобразительного искусства), технологическими средствами книгоиздательского дела, превращаясь в текст книжного издания. И текст этот, в свою очередь, всегда шире текста издаваемого произведения, ибо наряду с последним содержит еще и тексты, фиксирующие отношение общества (человека) к данному произведению в виде совокупности элементов научно-сопроводительного аппарата, художественного и полиграфического оформления, материально-конструктивной организации книжного издания. Диалектическое единство этого контекста и этого текста есть содержание понятия «книжное издание».
В литературе и культуре развитие контекста книжного издания – это не только новый контекст литературы и культуры (контекст, измененный контекстом книжного издания) и отношение общественного сознания к ним, но и вся общественно-практическая деятельность (результат ее), измененная новым контекстом культуры, а следовательно, и общественное сознание, измененное процессом отражения контекста книжного издания, всех форм его движения, - процесс и преходящий промежуточный результат отражения и этого изменения в их диалектическом единстве.
Книжное издание как преходящий промежуточный результат книжного дела, как материальная, предметная форма книги может существовать и существует за пределами книжного дела, является объектом дальнейшего отражения в различных процессах общественно-практической деятельности.
Сущность процесса движения книжного издания в обществе есть отражение его сознанием, т.е. воспроизводство книжного издания (его контекста и текста) в ходе и средствами различных форм общественно-практической деятельности – диалектическое единство процесса и преходящего промежуточного результат этого отражения. Но в этом случае мы говорим о функциях, роли, значении книги в жизни человека, людей, общества в целом, о преобразующем воздействии книги на сознание людей. Иными словами, мы говорим о функциях книги в обществе, о воздействии системы «книга» на другие подсистемы коммуникационного процесса «сознание», о воспроизводстве книги, но средствами не книжного дела, а других форм общественно-практической деятельности.
Предшествующие «книге» и последующие подсистемы коммуникационного процесса «сознание» представляют собой соответственно докнижные и послекнижные этапы. Собственно книжный этап – это «книга в книжно деле».