Историческая мысль средневековой Руси (X–XVII вв.)

I. ВВЕДЕНИЕ

1. Цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления о закономерностях развития исторической мысли в России, основных этапах генезиса и эволюции исторической науки в России в хронологических рамках X–XIX вв.

2. Задачи дисциплины:

– показать основные черты средневековой исторической мысли в России, дать типологию отечественной средневековой историографии;

– объяснить причины и источники возникновения исторической науки в России в XVIII – начале XIX вв.;

– дать развернутую характеристику основных исторических школ и направлений в русской историографии XIX в.;

– дать персональные научные характеристики и оценить вклад в науку крупнейших отечественных историков XIX в. (Н. М. Карамзин, М. П. Погодин, С. М. Соловьев, Н. И. Костомаров, В. О. Ключевский);

– дать представление об основных историософских доктринах русской исторической мысли («Москва – третий Рим», П. Я. Чаадаев, западники и славянофилы, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев);

– ознакомить студентов с важнейшими историографическими источниками и предоставить им возможность для практической работы с текстами наиболее значимых работ русских историков XIX в.

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. В качестве основы для данной дисциплины используются: история, источниковедение, специальные исторические дисциплины.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1

Историческая мысль средневековой Руси (X–XVII вв.)

Этапы возникновения и развития исторической мысли в средневековой Руси.

Историософия средневековой Руси и ее связь с христианской традицией Западной и Восточной церквей. Проблема христианского самоопределения Руси как центральная проблема русской средневековой историософии. Историософская проблематика «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Исторические знания в киевской Руси. «Повесть временных лет» как историографический источник.

Историческая мысль периода становления Московского централизованного государства. Историософия Московской Руси. Концепция «Москва – третий Рим» и ее влияние на исторические представления XVI–XVII вв.

Типология русской средневековой историографии. Относительная ценность и достоверность летописей, исторических повестей, житий святых, хронографов, исторической публицистики. Новые явления в развитии отечественной исторической мысли конца XVI–начала XVII вв.

Кризис русской историографии XVII в. и предпосылки перехода к рационалистическому взгляду на историю. «Синопсис» как отражение противоречивости процесса смены исторических парадигм.

Тема 2

Тема 3

Историософские аспекты идейной полемики в русском обществе 30–40-х гг. XIX в.

Философия истории П. Я. Чаадаева. Место России в пространстве и времени мировой истории, роль России в мировом историческом процессе в прошлом и настоящем, роль раскола христианства, перспективы развития России. Эволюция историософских представлений П. Я. Чаадаева. Влияние идей П. Я. Чаадаева на современников и на развитие русской исторической мысли.

Основные аспекты идейных споров западников и славянофилов 30–40-х гг. Т. Н. Грановский и его роль в формировании исходных мировоззренческих и исторических представлений западников. Историософская платформа русского западничества. Соотношение русской и мировой истории. Противопоставление Московской и Петербургской Руси. Оценка роли церкви. Движущие силы и перспективы русской истории.

Историософская платформа славянофильства. И. В. Киреевский и обоснование им особого пути русского общества. А. С. Хомяков о мировой истории и специфике исторического пути России. Панславистские мотивы в историософии отечественного славянофильства.

Тема 4

Тема 5

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет.

I. ВВЕДЕНИЕ

1. Цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления о закономерностях развития исторической мысли в России, основных этапах генезиса и эволюции исторической науки в России в хронологических рамках X–XIX вв.

2. Задачи дисциплины:

– показать основные черты средневековой исторической мысли в России, дать типологию отечественной средневековой историографии;

– объяснить причины и источники возникновения исторической науки в России в XVIII – начале XIX вв.;

– дать развернутую характеристику основных исторических школ и направлений в русской историографии XIX в.;

– дать персональные научные характеристики и оценить вклад в науку крупнейших отечественных историков XIX в. (Н. М. Карамзин, М. П. Погодин, С. М. Соловьев, Н. И. Костомаров, В. О. Ключевский);

– дать представление об основных историософских доктринах русской исторической мысли («Москва – третий Рим», П. Я. Чаадаев, западники и славянофилы, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев);

– ознакомить студентов с важнейшими историографическими источниками и предоставить им возможность для практической работы с текстами наиболее значимых работ русских историков XIX в.

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. В качестве основы для данной дисциплины используются: история, источниковедение, специальные исторические дисциплины.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1

Историческая мысль средневековой Руси (X–XVII вв.)

Этапы возникновения и развития исторической мысли в средневековой Руси.

Историософия средневековой Руси и ее связь с христианской традицией Западной и Восточной церквей. Проблема христианского самоопределения Руси как центральная проблема русской средневековой историософии. Историософская проблематика «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Исторические знания в киевской Руси. «Повесть временных лет» как историографический источник.

Историческая мысль периода становления Московского централизованного государства. Историософия Московской Руси. Концепция «Москва – третий Рим» и ее влияние на исторические представления XVI–XVII вв.

Типология русской средневековой историографии. Относительная ценность и достоверность летописей, исторических повестей, житий святых, хронографов, исторической публицистики. Новые явления в развитии отечественной исторической мысли конца XVI–начала XVII вв.

Кризис русской историографии XVII в. и предпосылки перехода к рационалистическому взгляду на историю. «Синопсис» как отражение противоречивости процесса смены исторических парадигм.

Тема 2

Наши рекомендации