Аджиевы на службе российского государства
Не смея утверждать, что представленные ниже три интересных факта относятся к кабардинцам Аджиевым, все-таки представим их на обозрение.
Первый связан с золотой медалью, которая в 1805 году была вручена мулле Аджиеву. На медали есть надпись на арабском и русском языках: «За полезное мулле Асанъ Даут Аджиеву 1805 г.». Она была вручена Аджиеву за содействие к распространению прививания предохранительной оспы в Астраханской губернии.
Второй датирован примерно 1810 годом. В списках, оказавших услуги Российскому правительству уздень Муса сын Аджиев 22 года. Лицом бел, волосы светло русы, глаза карие. Из Андреевской деревни. Женат, сына зовут Измаил.
Третий в сборнике «Акты Кавказской Археологической Комиссии» (АКАК) пишется, что в 1816 году генерал-майор Дельпоццо писал грузинскому царевичу Александру: «Карганов и Бастанов с сопровождением одного из важнейших кумыкских владельцев князя Биарслана главного затеречного пристава штабс капитана Филатова и человека так же очень хорошего и расторопного известного вам сына Мусса Ходжиева Мустафы отправлены при сем для сопровождения Вас в Киляр». В данном случае с большой долей вероятности можно предположить, что речь идет именно о представителе рода Аджиевых.
Из тех Аджиевых, которые верно служили российскому престолу, надо отметить в первую очередь семейство Гучижа Аджиева. Первым, кто достиг карьерных успехов на службе, это Аджиев Зураб Гучежевич. Он дослужился до чина полковника и был принят в российское дворянство. Надо отметить, что такого мало кто удостаивался из представителей адыгского народа. Известно, что Зураб с 1877 по 1881 год служил в Хоперском полку. Эту династию продолжил его сын Амфоко, 1857 года рождения, который, как нам известно, был подъесаулом.
Следующий из Аджиевых, которого надо упомянуть, это Абдула Мусович Аджиев, 1818 года рождения, который в 1854 году в списке офицеров фигурирует в чине штабс ротмистра.
В 1829 году уздень Тагир Аджиев писал, что он в 1820 году был сослан в Сибирь, а его сына Хамурзу в это время отправили в Астраханское сиротское отделение. Оттуда его направили в Санкт-Петербургский учебный карабинерский полк, оттуда в Павловский кадетский полк, где он и служит рядовым. Отец просил вернуть его в Кабарду9. Из этого прошения можно сделать вывод, какое внимание уделяли российские власти роду Аджиевых, что даже сына, сосланного в Сибирь, они отправили на службу в Россию.В 1857 году в списке милиционеров Большой Кабарды Атажукинской фамилии, назначенных командующим войск левого крыла Кавказской линии, записан Шухаиб Аджиев.
Кого именно русская администрация ценила из рода Аджиевых, можно понять и из списка лиц, наделенных участком земли. Так получили земли в 1870 году Хамурза Тагирович Аджиев и семья Абдулы Аджиева.
Родственные связи Аджиевых
На Кавказе испокон веков имели большое значение родственные связи. Например, при решении вопроса о принадлежности к какому-либо сословию, обязательно изучались их родственные связи. В связи с этим проанализируем родственные связи Аджиевых.
В 1812 году рассматривалось дело, в которое серьезно вмешалась и русская администрация на Кавказе. Суть дела в том, что дочь Гауровых (Тамбиевых) Кита была украдена сыном Аджиева Исмаила Мусой. Проблема заключалась в том, что Кита была православная, а Муса мусульманин, а по российским законам того времени такие браки запрещались.
В 1840 году возникло громкое дело между Аджиевыми и Шардановыми. Тогда была убита дочь Шарданова, которая была замужем за Исупом Аджиевым. Шарданов обвинил Аджиевых в убийстве его дочери из-за неприязненных отношений к ней жены брата Магомета Аджиева Кодзоковой. Из материалов этого дела выясняется, что ногайский князь Алаби Мансуров был племянником Аджиевых.
В 1851 году женой Умара Джамамбиева была родная тетка Абдулы Аджиева. В 1853 году Мустафа Аджиев писал жалобу на ногайца Темирбулата Алтоякова. Он писал, что его родная дочь была в замужестве за Алтояковым, но ушла от него после того, как другая жена Алтоякова кинжалом ранила его дочь в руку. Он писал, что у Алтоякова остались вещи, принадлежащие его дочери, такие, как шуба, крытая гарнитуром, и другие ценные вещи.
Уздень Магомет Хапиштов писал в 1862 году, что его родная тетя, сестра матери, Хаджет была первый раз замужем за узденем Исой Хабекировым в 1847 году, потом она развелась с ним и вышла в 1860 году за Исмаила Хохундокова, с ним она тоже развелась и вышла в третий раз в 1862 году замуж за Хамурзу Аджиева10.
Жамурза Аджиев был зятем генерала Шипшева, правда, он в 1890 г. был арестован за убийство извозчика Громова и был сослан в Сибирь на каторгу.
Об обширных родственных отношениях Аджиевых, несмотря на расстояния и препоны, говорит то, что в 1860 году закубанский житель аула Касаева Газа Аджиев с товарищем Ибрагимом Газовым получили в подарок от жителя Большой Кабарды Муссы Аджиева 100 баранов, то есть Аджиевы, проживающие на Северном Кавказе, поддерживали между собой тесные родственные отношения.
Места проживания Аджиевых
Аджиевы на протяжении нескольких веков поменяли много мест жительства. Одним из первых, упоминаемых в источниках, можно предположить, что они жили в ауле, основанном Хаджи Темрюком Атажукиным. Это предположение связано с тем, что в 1820 г. сын Темрюка Измаил бей пытался создать на реке Подкумок свой аул на основе аула Аджиева, который уже находился под г. Бештау, переселенный незадолго до этого из-за Кубани.
Во-вторых, до выселения аула Аджиева из-под Бештау, кош, принадлежавший Аджиевым, находился между рекой Юцой и Джуцой11. Земли, принадлежащие Аджиевым, Абезвановым и Кармовым, находились между реками Кума и Подкумок.
В 1827 году аулы Аджиева, Кармова и Абезванова были переселены из-под Бештау на левую сторону реки Малка. Но и здесь они находились недолго. Русская администрация требовала переселения этих аулов на правый берег р. Малки, что вскоре (в 1853 году) и было осуществлено. Аул Кармово был поселен на правом берегу Малки у Каменного моста, а аул Абезванова переселили на реку Куркужин. Аул Аджиева просто переселили на правый берег в том же месте, несмотря на то, что Хамурза Аджиев просил переселить его аул ближе уже к переселенному наверх и на правую сторону Малки к аулу Кармова.
Сословный статус Аджиевых
Вопрос о сословном статусе Аджиевых требует отдельного исследования, так как документы, хранящиеся в архивах, имеют противоречия. В одном из самых ранних документов Гучиж Аджиев назван узденем 1-й степени. Позже в 1846 году Василий Швецов упоминал из аула Аджи Кармова корнета Абдулу Аджиева и узденя 2-й степени Юсуфа Аджиева.
Другой не менее авторитетный представитель рода Хамурза Аджиев в одном из прошений писал, что они издревле происходят из узденей Беслан уорк и жили близ Бештоевых гор и имели свои земли.
В 1862 году созданный специально для решения этих вопросов комитет по сословным правам вынес решение о принадлежности Османа Аджиева с его сыновьями Каирбеком, Асланбеком и Сахидом к сословию уорк шаотлугуса Атажукинской фамилии.
Аджиевы фигурируют и в прошении, написанном на имя императора от беслан уорков и уорк шаотлугуса. Это прошение подписали Шу, Шухаиб, Сараби, Кази, Махмуд, Ильяс, Яхья, Эльмурза, Исмаил, Кубати, Хакяша Аджиевы. За всех них расписался Аджиев Карабатыр.