Как появлялись абазины среди кабардинцев

Этническая консолидация кабардинцев (как и других народов) – процесс длительный и противоречивый. Многовековой процесс этногенетического вхождения в состав кабардинцев представителей других национальностей отразился на этническом самосознании кабардинского общества. Так как за многие века общественных изменений в Кабарде, многие из страниц истории потерялись, поэтому в силу объективных причин в данной работе нами была поставлена цель - изучить источники, в которых отражаются процессы интеграции абазин в Кабарду.

При изучении работ по данной теме мы выяснили, данная тема в опубликованной истории недостаточно освещена. Эти вопросы освещали в своих работах:

Н. Г. Волкова в своей работе «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XIX вв.»;

Е. Н. Данилова «Абазины (историко-этнографическое исследование хозяйства и общинной организации. XIX в.)»;

С. Х. Ионова в своей работе «Абазинские фамилии и имена» и многие другие.

Одним из авторитетнейших исследователей данной темы является доктор исторических наук Леонид Иванович Лавров (4 мая 1909 г. – 7 апреля 1982 г.) Научное наследие составляет 142 опубликованные работы, а объектом его научных интересов были почти все народы Северного Кавказа. Многие его работы были напечатаны в всесоюзных и всероссийских научных сборниках, таких как «Советская этнография», «Советская археология» ит.д. его перу принадлежит раздел в энциклопедическом издании «Народы Кавказа».

По интересующей нас теме известны его работы: «Абазины[1]», «Абазины в творчестве Лермонтова[2]», «Обезы» русских летописей[3]», «Классовое расслоение и племенное деление абазин в 18 и 19 веках[4]», «Абазины» (историко-этнографический очерк)[5]», «Альбомы и макеты Д. А. Вырубова по этнографии и археологии Кабардино-Балкарии[6]», «Абазины в эпоху феодализма[7]».

Также фундаментальным трудом является Историко-этнографический очерк «Абазины» подготовленный в 1989 году Карачаево-Черкесский НИИ истории, филологии и экономики. В 1992 году М. С. Тхайцуков подготовил работу «Очерки истории Абазин конца 18-19 вв. (Этнокультурные связи с народами Северо-Западного Кавказа)» Он же в 2006 году подготовил книгу «Абазины. Страницы древней и средневековой истории».

В конечном итоге, изучив литературу, мы пришли к мысли, что для выяснения абазино-кабардинских отношений, что для полного понимания этой проблемы нам надо изучить все доступные источники.

По интересующей нас теме – это архивные документы XVIII в., которые представлены и опубликованы в различных научных сборниках документов[8].

В протоколе расспроса от 7 марта 1732 г. кабардинского посла Магомета Атажукина в Коллегии иностранных дел России о Большой и Малой Кабарде, записано «Абазинский народ из древних лет еще у предков их, кабардинцев во владении были»[9].

В выписке об абазинах составленном в Коллегии иностранных дел по сообщениям кабардинских владельцев в 1748 г., можно установить время, когда абазины подпали под власть кабардинцев. В документе записано «1743 г. кабардинский владелец Магомет Атажукин в бытность его здесь представлял, что теми абазинами шестью еще прадед их Кази владел»[10].

Из «Изъяснения об абазинах», составленное в Коллегии иностранных дел, не ранее 15 мая 1753 г. «Абазины шести родов или алтыкесек называемые, происхождение имеют из Большой Абазы, никому не подвластной, откуда вышедшие они в данных годах, поселились близ Большой Кабарды в горах на реке Инжике, при вершинах реки Кубани, и отдалились в подданство оной Кабарды владельцам; и с того времени платят им подать, что и тем доказывается, яко еще прадед бывшего кабардинского владельца Арсланбека Кайтокина, и тамошних же владельцев, Магомета Коргокина и Касая Атажукина, называемой Кази, и брат его Чегенука действительно ими владели, а потом сыновьям оного Казия, а вышеперечисленных трех владельцев дедам Джанбулату, Атачуке и Мусавису по наследству достались»[11].

Из этих же документов мы можем сделать выводы о времени, когда это произошло. Ведь, как известно отцом кабардинского князя Магомета Атажукина был Кургоко, отцом Кургоки – Атажуко имя которого впоследствии становится фамилией для его потомков. А отцом Атажуки был Кази, который и был прадед Магомета.

Нам известно, что интересующий нас Кази Пшеапшокович, жил и являлся достаточно влиятельной фигурой в кабардинском обществе в 1603 г.[12] И соответственно, получается, что абазины Малой Абазы подпали под власть кабардинских князей в начале XVII в.

Интересные сведения есть в инструкции о политике крымского хана в отношении кабардинского народа, подписанной князем Александром Голициным 19 мая 1763 г., являющейся дополнением к указу Коллегии иностранных дел, адресованной премьер-майору Никифорову при назначении его консулом в Крым. В инструкции говорится, что крымцы еще с 1750 г. считают, что кабардинцы присваивают себе «абазинцев Малой Абазы или алтыкесек называемых»[13].

В XVIII в. крымский хан утверждал, что абазины алтыкесек, являются его подданными, в то время, как кабардинские князья доказывали свое право в отношении них. Российская сторона поддерживала кабардинцев, потому что они были их союзниками и соответственно получались подвластными.

В 1768 г. генерал-майор Модем с войском вступил в военные столкновения с кабардинцами, живущими «под Бештоевой горой», то есть в районе сегодняшнего Пятигорска. Эта военная операция была успешна для русских войск и принесла серьезное поражение кабардинцам. Воспользовавшись этим, абазины попросили принять их в российское подданство «... получил прошение от абазинцев, называемых Алтыкесек или шестиродные, живущие в горах, при вершине реки Кубани, о принятии их в подданство Ея Императорского Величества, к чему они как издревле под властью кабардинских владельцев находящиеся, подвиглись по собственному предъявлению обстоятельств с кабардинцами происшедшими. Прошение абазинцев исполнено: они в подданство Ея Императорского Величества приняты и действительно в том присягу учинили»[14].

После изменения расстановки сил Российская сторона решила, что абазин тапанта можно принять в свое подданство, тем самым ослабив позиции кабардинцев, являвшихся гегемонами на Северном Кавказе. 1768 г. - можно считать годом начала заката кабардинского влияния на Северном Кавказе.

Приведем слова Гюльденштедта «Когда еще в прошлом столетии кабардинские князья переселились далее на восток к Тереку, то абхазы захватили их области и стали подданными кабардинских князей. … Алты-кесек, то есть 6 частей … называются Кизилбек, Там, Шегран, Барокай, или Бах… Бишилбай…и Сабар. На эти уезды кроме собственных князей претендуют князья черкесского уезда Бесланей»[15]. Совершенно непонятен смысл этого предложения. Неясно кто в этом виноват. Автор или переводчик, но смысла практически в этом тексте нет. Например «абхазы захватили их области и стали подданными кабардинских князей». Как они захватили области принадлежащие кабардинцам, если они после этого подпали под власть кабардинцев? Дальше перечисляется шесть родов и говорится, что они подчинятся бесланеевцам. Как они могут быть подчинены бесланеевцам, если они подданные кабардинцев? Кто бы ни являлся автором этой бессмыслицы она совершенно неприемлема в источниковедении генеалогии Кабардино-Балкарии.

Достойным внимания стал перевод с мемориала, подданного блистательной Порты от депутатов крымских от 23 августа 1779 г. «… таким же образом черкесские орды, то есть алтыкесекская …»[16].

Из письма кабардинского владельца Мисоста Бамбатова и его сыновей Атажуки и Арсландека Мисостовых к генералу-аншефу командующему Кавказским корпусом П. А. Текели, написанного в апреле 1788 г. «Они ж теперь поехали на Подкумок к подвластным моим в Дударуковы, Кылычевы и Жантемировы кабаки (селения-М.Я.)»[17].

Паллас в своем описании абазин пишет: «Народ Малой Абазы, или Алты-кесек-Абаза занимает область между речкой Марух и рекой Подкума; следовательно, они занимают часть турецких и часть русских пограничных земель. Подчиняясь не князьям, но старейшинам племен, они считаются подданными кабардинцев. В свою очередь кабардинцы, борясь за независимость, ввиду разногласий между собой, в разные времена более или менее стремились к покровительству русских … Недавно покровительство России приняли следующие племена … Лоу …, Биберт…, Клыч…, Шантемир…Они были бы богатым народом в соответствии с их идеалом богатства, если бы черкесские князья были менее деспотичны и алчны в своих требованиях. При их капитуляции генерал-майору Фабрицину они заявили о своей независимости от своих низких князей, но во время последующих более снисходительных правителей они снова подчинились ярму высокомерных кабардинцев. Действительно, требование кабардинцев о подчинении этого народа основано на явной узурпации. В связи с этим, под лживым предлогом дружбы, князья абазин были приглашены на ассамблею, якобы с целью установить более тесные связи с кабардинцами, но затем коварные друзья истребили остатки их фамилий, после чего вынудили (абазинских) дворян подчиниться их главенству и поселиться недалеко от Бештау»[18].

Мы сомневаемся, что признанный ученый мог бы допустить ошибки и несоответствия, которые есть в этом тексте. Так, например, в одном месте упоминаются старейшины абазин, а в другом уже князья. Сложно понять, какие их князья были деспотичны и алчны: черкесы, абазины или кабардинцы? Скорее всего, в этом тексте есть грубые ошибки переводчика. Сама же информация является уникальной в том смысле, что она раскрывает политические мотивы проблем, с которыми столкнулись племя Алты-кесек в XVIII в. Они были пограничным народом и находились в зоне влияния основных субъектов политической игры: русских, турок, крымцев и кабардинцев. Так, например, текст из незаконченной статьи Н. А. Волконского «Кавказ в 1799-1887 гг.», составленной по остаткам Георгиевского архива, свидетельствует об этих событиях следующее: «Дело случилось в конце июня 1792 г. … владельцы Большой Кабарды изъявили согласие помочь всем членам фамилии Лоовых по сию сторону нашего кордона, переселиться обратно за Кубань соединить их с закубанским их родом и «дать им одного из джамбулатовых владельцев для защищения,… который бы и проживал в их среде»[19].

Вывод, который мы сделали из полученной информации, что кабардинцы оказывали на абазин-тапанта доминирующее влияние с начала 1600-х гг. Правда, - это влияние не охватывало всех членов общества тапанта. Кроме этого надо сказать, что в разные годы XVIII в. на тапанта претендовали как кабардинцы, так и крымские татары, так и российская администрация.

Следующие письменные источники XIX в. собраны, как из архивных фондов, так и из записей путешественников и исследователей.

Интересные сведения мы можем получить из рапорта - № 173

«Ногайского и абазинского пристава губернского секретаря Корнилова от 23 августа 1802 г.». Документ хранится в Российском государственном военно-историческом архиве в фонде 249, в деле «Сведения о разделении ногайцев и абазинцев на фамилии, о количестве кибиток в каждой фамилии, о их обычаях и образе жизни. 1800-1803 гг.». Рапорт был направлен Господину коллежскому советнику и главному при кочующих в Астраханской губернии и в ближних к ней местах магометанского исповедания народов приставу Макарову и был ответом на предписание - № 47 от Макарова Корнилову.

«Первое: … Абазинцы разделяются на пять фамилий, именуемых: Лоова во 150 домах, Дударукова в 170 домах, Клычева в 125 домах, Кичаева в 160-ти и Бибердова в 70-ти домах.

Л.1об. Второе: Жительство прежде имели как ногайцы, так и абазинцы за Кубанью и часть из них переведена сюда в 1787 г. господином генералом аншефом Текелли, а большая часть их приняты в подданство, и на здешнюю сторону переведены в 1790 г. генералом-поручиком, бароном Розеном, бывшим тогда с войсками за Кубанью. Абазинцы имеют довольное число лошадей и весьма большое количество баранов, и с них, собирая шерсть, делают сукна и бурки для себя и на продажу соседним народам, связь имеют более всех с закубанцами, с коими многие обязаны родством, берут оттоле себе жён и туда дочерей своих отдают.

Л.2об. Прежде сего, всегда производили с закубанцами воровство и убийство в границах наших, а ныне по введении между ними вражды сие прекратилось и, не уважая родства, бьют друг друга; с кабардинцами тоже имели связь, но чрез обоюдные их ссоры теперь расстроились»[20].

Источник, в котором впервые упоминаются напрямую Кармовы, в котором мы не сомневаемся, - это книга «A Compendious History of the Principal Protestant Missions to the Heathen», вышедшая в Бостоне в 1813 г. В этой книге была перепечатана заметка из третьего тома ежемесячного религиозного журнала «Panoplist», который вышел в 1808 г. в Бостоне. В этом журнале публиковались заметки о новостях, которые приходили из миссионерских колоний на имя Директоров Эдинбургского Миссионерского общества. В заметке от 28 марта 1807 г. было записано «The Karmans are a numerous family among the Kabardians who live near Karass[21]. В переводе «Кармовы являются самым многочисленным семейством среди кабардинцев, которые живут рядом Карассом»[22].

Следующий документ мы нашли в «Актах, собранных Кавказской археографической комиссией».

В Отношении № 5 от 5 января 1814 г., направленному от генерала Ртищева к кн. Горчакову 1-му записано: «Шесть частей абазинцев принадлежат с давнего времени кабардинцам и разделены между их князей следующим порядком: народы Клычева, Кошева, Дударукова фамилии – Атажукиной, Башильбаевцы, Бибердовцы и половина Лоовых принадлежат Мисостовой фамилии»[23].

Особенно нас заинтересовала информация из книги «О Кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске или общие замечания о поселенных полках, ограждающих Кавказскую линию, и о соседственных горских народах», собранные действительным статским советником и кавалером Иосифом Дебу с 1816 по 1826 гг.

Дебу впервые оказался с Казанским полком в 1810 г. на Кавказе и принимал участие в экспедиции против кабардинцев. В 1813 г. Дебу назначен командиром левого фланга Кавказской линии. 30 августа 1816 г. Дебу был произведён в чин генерал-майора и назначен командиром 1-й бригады 22-й пехотной дивизии и начальником правого фланга Кавказской линии. В 1826 г. он оставил службу по состоянию здоровья. Свою «Записку о Кавказской линии и присоединенных к оной Черноморских войсках», Дебу написал еще во время пребывания Дебу на Кавказе , а издана она была потом в 1829 г. в Санкт Петербурге.

Для того, чтобы получить разрешение на печатание своего труда, Иосифу Дебу пришлось обратиться к императору Николаю Павловичу, который и одобрил это мероприятие. А 29 мая 1928 г. было получено согласие цензурного комитета. Как пишет в начале книги сам Дебу «это «вернейшие» сведения, собранные им за 16 лет службы на Кавказе» [24]. Он их собирал, как для чиновников, которые будут приезжать на Кавказ, так и для ученых интересующихся историей Кавказа.

Для нас сведения собранные им ценны тем, что он служил на Кавказе в период очень сложный для Кабарды. Ведь официально Кабарда потеряла независимость с 1825 г., а Дебу служил именно в период полного завоевания Кабарды с 1810 по 1826 гг. Удивительно еще то, что он коснулся практически всех сторон жизни кабардинцев и абазин с их взаимоотношениями. Очень кратко он излагает свое видение истории черкесов, которое очень интересно для исследования «С абазинами или алтыкесеками живут в соседстве башилбайцы … ныне управляемые родовыми своими князьями, состоящими в зависимости от князей бесланеевских. Народ сей есть отдаленная часть жителей Большой Абазехии, от которых и прочие горские народы из рода черкесс производят свое начало»[25]. Дальше он описывает происхождение князей Абазинских и пишет, что они произошли из самих абазин от старшин, которые были среди них, которые уважением в народе получили наследственное право управления. В следующем он описывает, как появилось сословие узденей у тогда одного народа Башилбаевских и Алтыкисекских князей «для сего избрав и привлекши к себе различными наградами известных удальством разного рода бродяг, вознаградили слепое их повиновение и приверженность достоинством узденей или приближенных»[26]. И далее - «Такое сближение узденей с владельцами составило среднюю степень и приобрело им народное уважение. К чему способствовало и то, что они сделались некоторым образом посредником между народом и владельцами»[27]. В последующем, абазины разделились на две части башилбеевцев и алтыкесеков, а кабардинцы, жившие по соседству с ними, употребили все свои силы, чтобы посеять «вражду между сими единоплеменными народами»[28], что им и удалось в скором времени. От постоянных раздоров между алтыкесеками - их подвластные стали их покидать, большая часть ушла к родственным башилбаевцам, а некоторая часть к кабардинцам. «Кабардинцы, расстроив, таким образом, народ сей, сняли с себя личину … Сначала делая притязания к абазинцам, требовали с каждого двора по одному барану, под тем предлогом, что земля ими занимаемая принадлежала им кабардинцам … Они разными пронырствами заставили слабейших из владельцев войти к ним в подданство, и их равных по родоначалию признать себя их узденями или прислужниками, в сем качестве переселив их к себе»[29]. «Остальные составившие большую часть абазинских владельцев … перешли ближе к однородцам своим – Башил-баям с коими помирились, составили один народ[30]. Остальные - остались под властью кабардинцев. Во время бунта кабардинцев в 1779 г. начальников на Кавказской линии вынуждены были (-М.Я.) принять их под свою защиту, и получили желаемое согласие. Вследствии сего, часть их поселена была внутри кордона близ крепостей»[31]. Остальные, оставшиеся под властью кабардинцев, - разбежались то за Кубань, то к своим единоплеменникам, жившим в пределах кордона. Позже над всеми ними было учреждено российской администрацией управление, и был учрежден родовой суд по примеру ногайцев.

Так, как сомнительно, что Дебу за 16 лет пребывания на Кавказе занимался только абазо-кабардинскими взаимоотношениями можно предположить, что вышеизложенная информация - это пересказ чьих-то рассказов. А так как стиль изложения достаточно агрессивный по отношению к тем, кто переходил из абазин к кабардинцам то, скорее всего, вся эта информация была получена им от абазинских князей, находящихся в то время в конфликте с кабардинцами. И вообще все исследователи, в основном, были на стороне кабардинцев, и учитывали мнение кабардинцев. Данные сведения являются наиболее ценными, поскольку в них содержится информация полевых источников, характеризующая события, в которых было изложено мнение устных свидетельств, изложенных очевидцами происходящих ияторических явлений.

Одним из ценнейших источников, в котором можно найти ответы о том, как происходила трансформация абазин в кабардинское общество является дело № 1036[32] в фонде «И 16» – «Управления центра Кавказской линии» УЦГА КБР. Согласно записям на листе проверки и подшитом в дело 19 декабря 1962 г. архивно-техническим сотрудником Полуместной, состояло из 125 листов. Дело было подшито без номера в папке, и «начато 20 декабря 1844 г., закончено 14 июня 1851 г.», согласно старой обложке дела. Дело № 224 по описи Управления Начальника Кавказской линии называется «О желании закубанского князя Каспулата Дударукова переселить из Кабарды обратно за Кубань людей переселившихся оттуда с корнетом Током Аслановым». Здесь же было дописано другим почерком и чернилами - «и о зарплате Дударукову 500 рублей серебром с Асланова за поранение».

В деле представлены документы по претензии князя Дударукова к узденю Асланову по уплате денег за ранение Дударкова и о возвращении в аул князя Дударукова людей, которые ушли вместе с Аслановым на жительство в Кабарду. В подлинном прошении направленном начальнику центра Кавказской линии генерал-майору Голицину от «кабардинского узденя корнета Ток Асланова»[33] с пометкой о получении 8 января 1845 г., записано: «Все узденя Аслановы, сначала принадлежали, проживающим за Кубанью узденям Дударуковым, а они принадлежали князьям Атажукинской фамилии». Ценность этого источника в том, что несмотря на то, что Асланов позиционирует себя и свою фамилию как кабардинскую, тем не менее, он не отрицает того факта, что Аслановы были до этого подвластными абазин Дударуковых. Кроме этого подчеркивается тот факт, что Дударуковы были подвластными (узденями) кабардинских князей Атажукиных.

Для участия в этом разбирательстве был привлечен и кабардинский князь полковник Хаджи Мисост Атажукин, который в своем рапорте (подлинник) от 9 января 1845 г. Голицину писал, «что по жалобе закубанских узденей Дударуковых … что значатся будто бы проживающие в Кабарде узденя Аслановы подлежат, как князьям абазинских народов Дударуковым»[34]. Дальше он пишет «что до вступления русского правления на Кавказе, еще и прежде не менее ста лет действительно проживали за Кубанью какие-то абазинские владельцы, которые выставляли себя князьями в сравнении с кабардинскими, через, что фамильные князья решили поступить военною рукою и были покорены. Это в бытность дедов наших на основании церемонии победоносного воинства, чем и обращенный в подданство кабардинских князей, кои лиша их подвластных узденей, самих их обратили в узденей, по числу людей между князьями кабардинскими. Как- то уздени Аслановы, бывшие под управлением Дударуковых, достались в часть деда моего Хаджи Темрюки Атажукина, а узденя Трамовы, бывшие под управлением Лоовых, достались в часть князьям Бекмурзиной фамилии. Далее Жантемировы из тех же владельцев остались вечно подданными моей же фамилии»[35]. В этом рапорте, написанном, естественно, по субъективным причинам еще раз подтверждается тот факт, что абазины из Малой Абазы были подчинены кабардинскими князьями и лишены своих княжеских прав. Субъективность документа связана с тем, что ее написал кабардинский князь, не заинтересованный в том, чтобы потерять своих подвластных и готовый сделать все для того, чтобы переселение людей с их имуществом не состоялось.

Следующий документ, заинтересовавший нас - это копия отношения начальнику штаба войск. Отношение заверено штабс-капитаном фамилия начинается на букву Д. Номер документа 362 от 14 февраля 1845 г., написано в Нальчике. По тексту можно сделать вывод, что написал начальник Центра Кавказской линии Голицын в ответ на отношение временно командующего войсками по Кавказской линии генерал-лейтенантом Заводовским, написанного на бланке Штаба войск Кавказской линии и Черномории - № 2271 от 3 декабря 1844 г. В этом отношении генерал-майор Нордман просил уведомить его о подробностях спора между Дударуковыми и Аслановыми. В объяснении Голицын написал «кабардинские князья во время независимости, подчинили под свою власть абазинцев … платили им дань ежегодно по рублю серебром с дома: народы Кличева, Кешева и Дударукова князьям Атажукиным; Бейселбаевцы и Бибердовцы и половина Лоовых Джамбулатовым; остальная половина Лоовых Мисостовым. Получающий эту дань князь, должен был защищать их от обид, для чего давал им от себя человека»[36].

При рассмотрении данного вопроса в документе отразилась субъективность князя Голицына и доказательством того, что он в своих суждениях опирается на мнение кабардинцев, могут служить слова из копии его рапорта генерал-лейтенанту Заводовскому в штаб войск Кавказской линии от 10 апреля 1845 г. В этом рапорте на указание о переселении переселившихся людей в Кабарду вместе с Аслановыми, он пишет «я не решился до получения новых наставлений позволить переселение к Дударуковым вольноотпущенных изъявивших на то желание, и разрешил подпоручику Хасбулату Дударукову отправиться обратно в Ставрополь. Куда вместе с ним следует почетнейший в Кабарде князь, подполковник Хаджи Мисост Атажукин»[37].

Следующий документ, заинтересовавший нас - это копия прошения от князей и узденей Большой Кабарды на имя Российского Императора Николая Павловича. Документ состоит из двух листов, исписанных с оборотами. В реквизитах данного документа есть нестыковки. Например, на первой странице написано, что данный документ получен 8 апреля 1845 г. А в конце текста на 2 листе написано, что он передан Голицину 10 апреля 1845 г. На первой странице написано, что - это копия, но нет подписи заверителя. А в рапорте от 10 апреля 1845 г. Голицина, направленному Заводовскому есть ссылка на данный документ.

В этом прошении, в котором депутаты от Большой Кабарды доказывали свои права на оставление Аслановых и их людей в Кабарде записано «До покорения Кавказа Российскими войсками так же народ кабардинский имел случай силою оружия обратить в свою власть в Кавказском округе разного звания людей, как то: назрановцев, ингушей, карабулаков, абазин, башильбеевцев, безенгийцев, балкарцев, дигорцев, куртатинцев, каковые впоследствии обращены силою войск в подданство Вашего Императорского Величества, все они до того платили фамильным князьям, да и все им нанесенные обиды остались без возобновления избранные от князей Лоовых и Дударуковых. То есть узденя Трамовы и Аслановы в потомственное управление князей кабардинских самих их также обратили в уздени. Потому уздени Аслановы с того времени и поступили в подданство князю Хаджи Темрюко Атажукину, и до вступления русских, поясненные Ловы и Дударуковы именовались узденями состоящими в зависимости князей Кабардинских»[38].

В этом же прошении присутствует еще одна ценная информация по истории Кабарды - это дата покорения Кабарды. В прошении была написана и указана дата, что «в 1822 г. при покорении кабардинцев»[39]. Таким образом, на основании источниковедческого анализа, определена верхняя дата, которую кабардинцы считали датой потери национальной независимости – это 1822 г.

В этом же прошении есть еще одна ценная информация освещающая процесс этнической консолидации кабардинцев, а именно, «тем более и вся Кабарда в древние времена, вероятно, наций народов вкупе составляло одно название, и сделался один народ. Если учинить разбор за истечением нескольких столетий, по претензиям просителей пользующихся одними преданиями, то можно уничтожить звание кабардинского народа»[40]. Прошение составлено и написано кабардинским князем Тликеч Мисостовым, подписано представителями князей Атажукиных, Хамурзиных, Мисостовых, Докшукиных. Народным эфендием Хаджи Умар Шеретлоковым. Представителями кабардинских различных узденьских родов Анзоровых, Кудинетовых, Тамбиевых, Тыжевых, Тхагачевых, Напцевых, Даутоковых. Представителями узденьских родов считающихся абазинского происхождения Трамовых, Кармовых, Деровых.

Ценность этого документа заключается и в том, что он написан кабардинцем, князем, человеком грамотным, разбирающимся в политической обстановке. Человеком, который знал кабардинский и русский языки и, соответственно, точно перевел и записал мнение, подписавших этот документ людей.

В этом же деле хранится подлинник рапорта - № 1266 Начальнику Центра Кавказской линии, и подписанный временно командующим войсками по Кавказской линии генерал-лейтенантом Заводовским. Сохранность документа отличная, все буквы читаются. Рапорт отправлен из канцелярии по управлению мирными горцами из Штаба войск Кавказской линии и Черномории от 11 июня 1845 г., и содержит отметку о получении от 19 июня 1845 г.

«Рассмотрев переписку, заведенную по просьбе Абазинских князей Дударуковых, о переселении к ним, живших прежде с ними, и переселившихся в Кабарду, вместе с подвластным им узденем Пак Арслановым и с вольными людьми, которые ныне желают переселиться в ходе (-Р.К.) обратного переселения из Кабарды за Кубань, я в разрешении представлений Вашего Сиятельства от 14 февраля и 10 апреля сего года - № 362 и - № 815 обязываюсь сказать: власть кабардинских князей над абазинцами приобретена до поступления Кабарды в подданство России». И далее - Таким образом, можно отметить, что если бы эти права ныне действовали действительно в народе, и правительство наше признавало бы их, то кабардинские князья могли бы предъявлять свои притязания на самых абазинских владельцев, - коих они обратили в то время в своих узденей, т.е. Дударуковых, Лоовых, Кармовых, Трамовых и приравнены к карачаевцам и другим племенам, которые тоже в древние времена были покорены кабардинцами. Этого, однако, никто из кабардинских князей не требует, да оно и невозможно, потому что данные абазинские владельцы не живут в Кабарде. Одни только Трамовы, как объясняет, Ваше Сиятельство, считаются поныне, принадлежащими фамилии князей Бекмурзиных, но на самом деле эта зависимость не более, как воспоминание старинных преданий без всяких действительных прав и власти»[41].

Выводом этого доклада было то, что Заводовский лоббировал интересы Дударуковых и настаивал на том, чтобы те люди, которых Асланов увел за собой в Кабарду, вернулись к Дударуковым. В принципе все, что написано выше, можно обнаружить в переписке, отметив главную причину - почему Заводовский включил в этот список Кармовых? Причина, которая остается совершенно непонятной. Характер социальной истории по документам по формам подвласной собственности, истоки ее движения и формирования нами еще не поднимались при рассмотрении данного вопроса. А то, что Кармовы имеют достаточно близкие отношения к этому делу, в общем, и к Аслановым, в частности, доказывается из других документов этого же дела. А именно, из предписания исправляющего должность начальника Центра Кавказской линии, полковника Хлюпина в Кабардинский временный суд - № 1795 от 13 октября, в деле предписание датировано 1846 г. «По решению дела Ток Асланов за убийство брата Дударукова должен заплатить ему 500 рублей серебром. Поручителем исполнения этого был Шу Кармов»[42].

Очень интересны документы отражающие происхождение отдельных фамилий. Так в деле - № 18 - «Рапорта и прошения о наделе земель жителей Большой Кабарды»[43]. В фонде «И 40» - «Правление межевой частью Терской области» Управления центрального государственного архива Кабардино-Балкарии, в докладе начальнику Георгиевского округа от и.д. пристава 2 участка того же округа есаула Цигулиева за - № 1838 записано, что о родственных связях Кармовых, опрошенные старики, ничего не знают, «так как все Кармовы пришельцы из абазинцев»[44]. Документ был отправлен 24 октября 1871 г. с поста «Баксанского».

О том, что Кармовы переселились из Абазии подтверждается и в другом документе из того же дела - Докладной записке жителя Георгиевского округа, Терской области, селения «Атажукино-3» Махмуда Кармова»[45]. Датирована записка от 30 октября 1871 г. и написанно на имя исправляющего должность начальника Георгиевского округа генерал-майора и кавалера Вояковскому. В записке Махмуд пишет: «Из числа вышеупомянутых предков наших Джелган и Тока, в давнее время - до переселения еще из Абазы на жительство в Кабарду несколько лет жили в одном семействе»[46].

При оценке источников, связанных с наделением кабардинцев участками земли надо учитывать тот факт, что наделение происходило за заслуги перед российским государством, а также за сословное происхождение. Так как в 1860-х гг. было отменено крепостное право и подвластные на Кавказе и в Кабарде получили вольность, для привилегированного сословия было крайне важно получение такого участка земли. Участок земли позволял осуществлять безбедное проживание. Именно поэтому многие из узденей, которые проживали в Кабарде, пытались доказать свой высокий сословный статус и коренное кабардинское происхождение. Именно поэтому к оценке таких документов надо относиться очень осторожно.

Например, в прошении от 11 марта 1874 гг., которое хранится в фонде Пятигорского полицейского управления среди прошений жителей селений о размежевании земель, уздень Якуб Хогундоков, проживавший в тот момент в Кабарде в ауле «Кармово» написал, что «так как предки мои ни есть уроженцы из абазинцев, а они были из уроженцев кабардинских узденей, и родитель мой находился на службе, но предки только проживали между абазинцами и владели оными»[47]. Доказательством, что при изложении своих просьб просители, в данном случае Хогундоковы, мягко говоря «лукавили», говорит копия, снятая с прошения штабс-ротмистра Измаила Хогундокова, написанного на имя российского императора Александра Николаевича от 17 июня 1864 г. Прошение было связано с просьбой - позволить его отцу с подвластными заселиться на реке Куме. Это прошение сохранилось в фонде Управления межевой частью Терской области. В прошении кроме прочего Измаил пишет «До 1820 г. Хогундоковы проживали свободными 1 степени узденями черкесскими близ верховья Кумы»[48]. Так как копия этого прошения заверена делопроизводителем комиссии, то предположительно, что данное прошение рассматривалось в комиссии прав по разбору туземного населения Терской области.

Тем более что в деле подшитый следующий документ - это рапорт комиссии начальнику области от 21 октября 1864 г. за - № 388. В рапорте записано, что «Фамилия Хогундоковых принадлежит к кабардинским узденям Атажукинской фамилии»[49]. В конце рапорта есть приписка другими чернилами, но явно того времени. Также при рапорте предоставляется и прошение самого Хогундокова. Кроме этого стоят подписи Председателя комиссии коллежского советника Кодзокова и старшего члена капитана Масловского.

Это приписка доказывает, что прошение попало к начальнику области, он переправил его для рассмотрения в комиссию, которая озвучила свое мнение по этому поводу. А эту комиссию и по сегодняшний день можно считать самой компетентной в этих вопросах. Поскольку среди членов были самые информированные люди того времени. Эта же комиссия 26 октября 1865 г. в своем рапорте - № 673 начальнику Терской области обозначила этническое происхождение Хогундоковых и Абуковых «Аулы Хогундокова (родом кабардинцы)»[50] и дальше по тексту «14 дворов поручика Магомета Абукова и 11 дворов Жантемирова. Родом абазинцы, жившие издавна в Большой Кабарде»[51].

Очень интересный документ сохранился в фонд 262 «Комиссия для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской областей» Центрального государственного архива РСО-Алания. В деле о переписке сословно поземельной комиссии председатель комиссии Алферов направляет письменное поручение от 14 февраля 1873 г. переводчику оной комиссии поручику Шоре Ногмову. Среди пунктов этого поручения было записано - «С получением сего вы приступите к следующим занятиям: с рассказов стариков из абазинского происхождения как-то Шу Кармова и Хусина Абезванова и других, вы запишете все известные им подробности о сословном устройстве и правах высшего происхождения лиц из абазинцев, время переселения абазинцев в Кабарду, и положение, которое они заняли в этом обществе»[52].

Ответ на вопрос о переселении абазин в Кабарду мы обнаружили из рапорта от 2 июля 1869 г., «начальнику Кавказского горского управления»[53]. В котором записано: «Абазинского племени Трамовы, Арслановы, Куджевы происходят из Агмиста-ду, что означает великий уздень и равняется кабардинскому Дыженуго. Фамилии эти, желая поднять права в народе, перешли в Кабарду и, укрепясь там почетом, при возвращении выдавали себя за тлекотлешей но, абазинцы не признали их в этом звании»[54].

Предпринятая нами попытка позволяет сегодня обозначить данную источниковедческую проблему ввиду актуальности ее восстановления и реконструкции истории духовной культуры абазин Северного Кавказа.

Н.Г.Волкова

Абазины и Убыхи.

А.Н. Генко в связи с исследованиями абазинского языка писал: «Термин абадзе или абаза очень давнего происхождения… и имеет собирательное значение: так назывались представителями черкесских племен все племена абхазские (в самом широком смысле, включая сюда и… убыхов), объединявшиеся общностью языка и культуры и жившие к югу от черкесов, главным образом в горных долинах Причерноморья… На основе этого-то черкесского термина абаза… с XVIII в. упрочился русский термин «абазин1»… Эта абхазская общность к началу XVIII столетия включала две большие территориально обособленные группы, по их местопо

Наши рекомендации