Шаг пятый - написание текста курсовой работы
Изложение материала в курсовой работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа - от вопроса к вопросу и системе доказательств.
Написание текста следует начинать с введения и первой главы, последовательно прорабатывая все разделы, включенные в план. Изложение материала в выпускной квалификационной работе должно быть конкретным, при этом важно не просто описание, а критический разбор и анализ.
Введение- очень ответственная часть, она должна ориентировать читателя в дальнейшем на раскрытие темы. В введении обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленной задачи, формулируются объект и предмет исследования, указываются избранные методы исследования.
Постановка проблемы. Проблема – это то, что исследователь должен преодолеть и понять, чтобы решить исследовательские задачи. Необходимо конкретизировать аспекты изучения того или иного явления, четко определить сюжетную линию исследования, расставив все точки над i.
Под актуальностью темы подразумевается степень ее важности. Необходимо помнить о задачах ограничения исследования как хронологическими рамками, иначе задача студента-дипломника усложняется до практически невыполнимой, так и географическими– объять необъятное невозможно.
Объект исследования – это процесс или явление, избранное для изучения. После описания объекта формулируется предмет исследования, под которым понимается то, что находится в границах объекта. При формулировании предмета исследования следует знать, что он должен совпадать с темой исследования или по звучанию быть очень близок к ней. После описания объекта и предмета исследования формулируется цель исследования. Цель исследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над исследованием. Сформулированная цель исследования логически определяет его задачи, которые чаще всего выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели. Задачи логически вытекают из общей цели и рассматриваются как основные этапы работы. В большинстве случаев формулировки таких задач делаются в форме перечисления и нумеруются (маркируются). Формулировки задач исследования необходимо делать как можно точнее и тщательнее, т.к. это позволит максимально четко сформулировать заголовки параграфов и названия глав.
Характеристика методической части выпускной квалификационной работы предполагает описание методов сбора материала, его обработки, методику сравнения фактов и данных. Основные пути решения поставленных задач определяются подходами. Традиционными методами считаются абстрактный, логический, исторический, аналитический, статистический, типологический, сравнительный и другие. Более новыми являются системный, структурный, информационный подходы. Принципы выражают конкретное содержание метода. Исследовательские подходы и принципы нередко взаимосвязаны, в силу чего их часто называют просто методами.
Историография включает краткий обзор литературы, представляющий собой очерк основных этапов и переломных периодов в развитии научной мысли по разрабатываемой проблеме. Обзор литературы должен показать знакомство студента с специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической последовательности. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к его работе, но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме работы, должны быть названы и критически оценены.
При изложении в курсовой работе спорных вопросов темы необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты, только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является их сравнение. Только после этого следует обосновывать своё мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в любом случае соответствующие аргументы.
Если определить кратко правила анализа литературы, то они следующие:
· автор и его работа (кто, чем занимался, название работы);
· год появления работы, чем было вызвано ее написание;
· основные проблемы, затрагиваемые автором, насколько удалось ему их раскрыть;
· их важность для раскрытия вашей темы;
· место труда (выводов автора) в истории изучения вопроса.
При обзоре источников следует учитывать, как архивные материалы, так и основные публикации документов. Ссылки на архивные фонды некорректны, если эти материалы где-то уже были опубликованы. В этом случае необходимо делать ссылку на сборник документов. Необходимо выяснить подлинность и достоверность содержащихся в источнике сведений, их происхождение и полноту, в ряде случаев необходима тщательная мотивация и обоснованность выбора источников из той или иной группы. Если при работе с документами встречается несоответствие фактов, дат, цифр, то это следует тщательно проверить и попытаться отразить в характеристике источника.
При написании работы студенту приходится сталкиваться с письменными источниками. Как правило, выделяется несколько групп: картографические, статистические, актовые, канцелярские, личные, художественные, исторические, научные труды, периодическая печать. При работе над конкретной темой всех видов источников может не оказаться, поэтому следует выделять более мелкие группы. Приведем наиболее часто встречающиеся подгруппы источников.
Законодательные акты представляют собой правовые нормативные документы, которые исходили от верховной государственной власти и имели высшую юридическую силу в пределах какой-либо территории или всего государства
Актовые материалы (грамоты, записи) - это правовые документы, которые в юридической форме фиксировали сделки между отдельными лицами.
Делопроизводственные материалы - текущая документация, издававшаяся различными государственными, судебными, экономическими, политическими и общественными организациями (учреждениями) с целью управления, собственной и общественной деятельностью.
Статистические материалы.Статистика изучала закономерности общественной жизни с ее количественной стороны с целью социального управления. Статистические материалы второй половины XIX начала ХХ вв. подразделяются на статистику государственных учреждений, земскую, научную, статистику труда и предпринимательских союзов.
Периодическая печать - повременные издания, имевшие целью публикацию информационных и аналитических материалов по общественной и государственной жизни. Периодика делится на газеты, журналы, бюллетени, ежегодники и альманахи. Вся периодика подразделяется на государственные и общественные издания. Издания общественно-политических групп разделяют по их общественно-политической направленности.
Документы личного происхождения фиксировали личные впечатления современников, очевидцев и участников общественно и культурно значимых событий. Это мемуары (воспоминания) очевидцев или участников исторических событий. На воспоминаниях лежит очень сильный отпечаток общественно-политической атмосферы описываемой эпохи и времени. Дневники - регулярные записи впечатлений, наблюдений и мыслей по поводу наиболее значимых событий своей и общественной жизни. Их особенность в точной передаче настроений и деталей эпохи. Переписка - письменный обмен впечатлениями и мыслями о значимых событиях своей и общественной жизни.
Литературные памятники -это произведения литературы, которые отображали современную им действительность в художественной, словесно-образной форме.
Публицистика и политические сочинения -это сочинения по актуальным вопросам общественной и государственной жизни, содержавшие и пропагандировавшие различные политические идеи, оценки, прогнозы и предложения. Они выражали политические интересы разных группировок правящего класса. Публицистика отличается большей злободневностью. Политические сочинения характеризует более глубокая, научная аргументация.
Научные труды -то группа источников, отражающая научные представления прошлого. Особый интерес для историков представляют труды российских историков XVIII начала ХХ вв. Они предмет особой исторической дисциплины - историографии отечественной истории.
В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы и обосновать последовательность её расположения.
В главах основной части курсовой работы подробно рассматриваются и обобщаются результаты исследования. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью её раскрывать. Эта разбивка должна показать умение автора логично и аргументировано излагать материал.
Отдельные положения могут быть иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы. Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, то её следует включать в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, где анализируется или комментируется таблица, не следует пересказывать её содержание, а уместно формулировать основной вывод или вводить дополнительные показатели, более отчётливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.
Заключение - последовательное логически стройное изложение итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными в введении.
Список использованной литературы и источников. Прежде всего, в списке литературы и источников должны быть отражены те материалы, которые соответствуют теме исследования и были изучены студентом-дипломником. Если в просмотренной вами монографии материала по теме исследования нет, то и в список литературы эту книгу включать не стоит. Весь список литературы делится на два раздела: источники и специальная литература.
При оформлении первого раздела, прежде всего, следует выделить архивные источники. Необходимо дать полное название архива, потом его аббревиатуру, фонд, номера описей и дел, проработанных автором. В ряде случаев вместо «дела» указывается наименование: «единица хранения – Ед. хр.». В архивах Ульяновской области, используется наименование «Дело:
Государственный архив Ульяновской области (ГАУО)
Фонд. 48. Симбирский губернский статистический комитет.
Оп. 1. Д.122, 338, 345-352.
Далее следует следующий подраздел «Опубликованные источники». Здесь отдельно следует выделить: картографические, статистические, актовые источники, периодическую печать и мемуары. Каждое издание должно иметь точное библиографическое описание.
При составлении второго раздела – специальная литература- указываются все реквизиты книги фамилия и инициалы автора, название книги: место издания, название издательства. Для статей, опубликованных в периодической печати, следует указывать наименование издания, номер, год, а также занимаемые станицы (oт и до). Литературные источники должны быть расположены в алфавитном порядке по фамилиям авторов, в случае, если количество авторов более трех - по названию книги. Сначала должны быть указаны источники на русском языке, затем на иностранном.
Приложения - это часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т. д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. Приложения оформляются как продолжение работы на последних ее страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова “Приложение” и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом “смотри”, оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5). Каждое приложение обычно имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста. Отражение приложения в оглавлении работы обычно бывает в виде самостоятельной рубрики.
Шаг шестой – оформление научно-справочного аппарата
Зачем нужны ссылки? Авторское право, защищающее интеллектуальную собственность, распространяется, помимо автора, на редактора – главного, ответственного, научного. Его труд не всегда виден, но подчас по количеству затраченного времени не на много уступает труду автора и в любом случае играет важную роль при подготовке книги или статьи к печати. Одновременно информация о редакторе позволяет профессиональному читателю предположить, в какое научное направление укладываются статьи в сборнике. А указание в ссылке имени переводчика иноязычного оригинала не только подтверждает его авторское право, но в определённых ситуациях может либо усилить, либо ослабить доверие читателя к тексту, в котором цитируется перевод. Одно дело, когда переводчик является признанным мастером своего дела, другое – когда это никому не известный подёнщик. В первом случае автор защищён репутацией переводчика, во втором попадает в уязвимое положение, поскольку грамотный читатель обычно чувствует несовершенство перевода, даже не имея перед глазами оригинала. Вдобавок некоторые тексты известны в нескольких переводах, зачастую сильно отличающихся друг от друга. И тогда указание переводчика, хотя бы при ссылке на цитату, необходимо, как воздух.
Кроме того, есть ещё авторское право конкретного учреждения – университета, научно-исследовательского института или центра, оплачивавшего автора в то время, пока он писал свой труд, как и право издательства, опубликовавшего текст, описываемый библиографической ссылкой. Причём указание на то и на другое не только защищает права, но и опять-таки помогает читателю, так как название института или издательства может служить брендом, может подсказать читателю, к какой научной дисциплине, исследовательскому направлению, тематическому репертуару относится текст, помеченный этим брендом. Скажем, если автор в подтверждение своего аргумента ссылается на книгу, выпущенную издательством «Новое литературное обозрение», он может быть почти уверен в том, что автор этой книги тяготеет к либеральному сегменту политического спектра.
В конечном счёте, двигаясь, как это показано выше на схеме, от копирайта к копирайту, вдумчивый читатель сумеет многое узнать о тексте, указанном в ссылке.
Что важно ещё? Конечно, дата издания. Она, во-первых, помогает определить актуальностьтекста. По ней сразу можно понять, вышла ли статья по горячим следам событий или уже после того, как они стали эпизодом истории. Во-вторых, дата, указывающая, когда был напечатан текст, может немало рассказать об эпохе, о политической обстановке в той стране, где была опубликована статья или вышла книга. Эпоха неизбежно накладывает отпечаток на каждый текст. И зная всего лишь дату входа книги, можно сразу соотнести её содержание с уровнем развития технологий того времени, господствовавшими тогда научными подходами и т.д.
Наконец, количество страниц в статье и книге. Оно даёт наводку читателю на ожидаемый объём информации, заготовленной автором, равно как и на объем усилий, которые придётся потратить читателю для овладения ею. Конечно, нередко бывает так, что многостраничный текст на две трети, а то и больше, заполнен пустословием и общими местами. Но если его автор в подобных прегрешениях до сих пор замечен не был, мы вправе ожидать, что большой объём обещает нам, как минимум, тщательную, подробную разработку исследуемого предмета. Тогда как ожидать глубокого теоретического анализа или оригинальной концепции от трёхстраничных тезисов вряд ли уместно.
Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом или упоминаемом тексте. Библиографическая ссылка состоит из следующих компонентов: заголовок описания (название, фамилия и инициалы автора (авторов) или наименование коллектива; издание; место издания; год издания; количественная характеристика данных.)
Оформление ссылки:
. (точка) – перед каждым компонентом, кроме первого;
: (двоеточие) – перед наименованием издательства;
/ (косая черта) – перед сведениями о редакторах, составителях, переводчиках;
// (две косые черты)– перед названия издания в целом, если это часть книги, журнала, сборника.
После каждого элемента необходимо ставить пробел.
Цитирование. Для пояснения, подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник, автора, документ, а также для иллюстрации, подтверждения, полемики или критики принято приводить цитаты. Стремление к достоверности и объективности исследования требует использования вводных конструкций, указывающих на разную степень достоверности. В тексте они оформляются с помощью вводных слов: по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению. К цитируемому материалу предъявляется ряд требований:
· неразрывная связь с предшествующим текстом (т.е. подтверждение, доказательство выдвинутых автором положений);
· цитирование только логически законченного фрагмента (сокращение не должно искажать смысл);
· соблюдать меру: не допускать ни избыточного, ни недостаточного цитирования;
· каждый отрывок должен оформляться как отдельная цитата;
· цитата оформляется кавычками;
· текст цитируется точно по стилю и нормам цитаты, но возможно его изменение в соответствии с правилами орфографии и пунктуации, действующими в настоящее время;
· каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографической ссылкой);
· цитата как самостоятельное предложение начинается с прописной буквы;
· цитата, включенная в текст после подчинительных союзов что, если, потому что, ибо и т.д., заключается в кавычки и пишется со строчной буквы.
Оформление сносок и ссылок
Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом или упоминаемом тексте. Библиографическая ссылка состоит из следующих компонентов: заголовок описания (название, фамилия и инициалы автора (авторов) или наименование коллектива; издание; место издания; год издания; количественная характеристика данных.)
Оформление ссылки:
. (точка) – перед каждым компонентом, кроме первого;
: (двоеточие) – перед наименованием издательства;
/ (косая черта) – перед сведениями о редакторах, составителях, переводчиках;
// (две косые черты)– перед названием издания, если это часть книги, журнала, сборника.
После каждого элемента необходимо ставить пробел.
В специальных библиографических изданиях между элементами названия работы и местом издания ставится еще и тире. Издание описывается на том языке, на котором напечатан его текст.
Место издания приводится в полной форме в именительном надеже за исключением: Москва - М., Санкт-Петербург - СПб., Петроград Пг,, Ленинград - Л-, Нижний Новгород -Н-Новгород и Ростов-на-Дону Ростов н/Д.
ВСЕ ССЫЛКИ ОФОРМЛЯЮТСЯ ПОДСТРОЧНО!!!
ПОСЛЕ КАЖДОГО ЭЛЕМЕНТА СТАВИТСЯ ТОЧКА И ПРОБЕЛ.
ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ СБОЛЬШОЙ БУКВЫ.
INTERNET. Ссылки на электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Это многочисленные электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. п. Ссылаться можно как на весь ресурс, так и на его составные части – на разделы электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т. п. Для замены применявшегося ранее словосочетания «Режим доступа» ГОСТ 7.0.5–2008 предлагает использовать аббревиатуру URL (Uniform Resource Locator — унифицированный указатель ресурса). Обязательным для такого вида источников является указание даты обращения к ним, поскольку электронные тексты, в отличие от печатных, могут быть в любой момент подвергнуты правке либо вовсе удалены. Примеры, приводимые ниже, взяты из официального издания «Национальный стандарт РФ. ГОСТ 7.0.5–2008»[4]. Подробные примеры по каждому варианту оформления приведены в Приложении 6. При описании электронных источников необходимо учитывать их особенности. Когда ссылка делается на диск CD и DVD, то выглядит она так:
Российские правила каталогизации. Ч. 1. Основные положения и правила [Электронный ресурс]. Рос. библ. ассоц., Межрегион. ком. по каталогизации. – М., 2004. – 1 CD-ROM. – Загл. с этикетки диска.
В ссылках на многочисленные электронные книги, статьи и т.д., как правило, приводится вся доступная информация с отметкой в квадратных скобках [Электронный ресурс]:
2 Жизнь прекрасна, жизнь трагична [Электронный ресурс]: 1917 год в письмах А.В. Луначарского, А.А. Луначарской / отв. сост. Л. Роговая; сост. Н. Антонова; Ин-т «Открытое о-во». М., 2001. URL: http://www.auditorium.ru/books/473/ (дата обращения: 17.04.2006).
Если ссылка сделана на электронный продукт, размещённый в удаленном доступе, то особое внимание уделяется месту разработки этого ресурса, автору страницы, составителю сайта и т.д.:
10 Справочник по полупроводниковым приборам // Персональная страница В.Р. Козака / Ин-т ядер. физики. [Новосибирск, 2003]. URL: http://www.inp.nsk.su/%7Ekozak/start.htm (дата обращения: 13.03.06).
Когда ссылка даётся на документ, для которого требуются специальные программы, это тоже в ней отмечается, чтобы желающие её проверить или использовать знали: для доступа к документу требуется специальное программное обеспечение (например, Adobe Acrobat Reader или Power Point):
53. Волков В.Ю., Волкова Л.М. Физическая культура: курс дистанц. обучения по ГСЭ 05 «Физическая культура» / С.-Петерб. гос. политех. ун-т, Межвуз. Центр по физ. культуре. СПб., 2003. Доступ из локальной сети Фундамент. Б-ки СПбГПУ. Систем. требования: Power Point. URL: http://
Сведения об ограничении доступа в связи с нахождением документов в коммерческих или условно-закрытых системах документов, баз данных, распространяемых по подписке (например, «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс», «EBSCO», «ProQuest», «Интегрум» и т. п.) тоже должны приводиться в ссылках:
5 О введении надбавок за сложность, напряжённость и высокое качество работы [Электронный ресурс]: указание Мин-ва соц. Защиты Рос. Федерации от 14 июля 1992 г. № 1-49-У. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Наконец, если известна дата обновления сайта или базы данных, и этот факт полагается отразить в библиографическом описании. Правда, тут ГОСТ предлагает на выбор автора варианты: «Дата обновления» или «Дата пересмотра»:
114. Экономический рост // Новая Россия : [библиогр. указ.] / сост.: Б. Берхина, О. Коковкина. С. Канн; Отд-ние ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, [2003 –]. Дата обновления: 06.03.2007.URL: http:// www.prometeus.
nsc.ru/biblio/newrus/egrowth.ssi (дата обращения: 22.03.2007).
Дополнительные замечания по поводу ссылок. Остается отметить еще несколько существенных моментов, связанных со ссылками. Когда текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале ссылки ставят в сокращении слова «цитируется по», «приводится по» с указанием источника заимствования. Пример:
Цит. по: Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. Т. 2. С. 27.
Если в ссылке перечисляется несколько работ одного и того же автора (одних и тех же авторов), то фамилии во второй и последующих ссылках могут быть заменены их словесными эквивалентами «его же», «её же», «их же» или «он же», «она же», «они же».
Если нужно отметить тот факт, что источник по данному вопросу не является единственным, пишут: «См., например:»либо (реже):«См., в частности» или «Ср. (сравни):». В историографическом обзоре возможно использование формы «См. также:» или «См. об этом».
При обзоре литературы, если требуется отметить только факт наличия работ, объединяемых одним научным направлением, и именно направление является предметом историографического анализа, как правило, ставится одна цифра ссылки на весь абзац, а в самой ссылке перечисляются несколько наименований. Если какая-то работа упоминается вскользь, без акцента на её содержании, выноску целесообразно разместить сразу после названия упоминаемой работы или фамилии её автора. В ситуации, когда в предложении идёт речь о сути научного исследования, даже если автор не упоминается, а только подразумевается, цифра ссылки размещаетсяв конце предложения.
Правила оформления ссылок в тексте работы
Ссылка в тексте, как правило, в историографическом обзоре делается поправилам оформления письменной речи. В тексте названия книг даются в кавычках, а в ссылке - без кавычек, инициалы авторов в тексте - перед фамилией, а в списке литературы или ссылке внизу страницы - после фамилии.
Интересны работы о деятельности партийных организаций региона, опубликованные в период оттепели. Например, в монографии В.И. Филькина «Чечено-Ингушская партийная организация в годы Великой Отечественной войны» показаны боевые и трудовые подвиги трудящихся республики, их помощь Красной Армии, укрепление дружбы между народами СССР.1
Сноска оформляется:
1Филькин В.И. Чечено-Ингушская партийная организация в годы Великой Отечественной войны.- Грозный, 1960. 245 с.
Полная ссылка при первом употреблении содержит все необходимые элементы библиографического описания. При повторном употребление ссылки происходит ее сокращение.
Если ссылка применяется повторно на тот же источник, и между ними нет других ссылок, то используется обозначение: Там же. С. 370;
Если ссылка на тот же источник используется в пределах 3-5 страниц текста, то следует писать: Указ. соч. С. 366 илиисключить из описания год и место издания, а эти сведения заменить многоточием;
Если ссылка на данный источник появляется в тексте через большой интервал, то в описании остаются лишь упоминания об авторе и первые одно - два слова из названия книги: Шевченко А. Украина... С. 370.
В случае невозможности цитаты по первоисточнику допускается повторное цитирование В тексте указывается первоисточник, а ссылке реальный текст, который использовался автором: «Цит. по:» либо «Цит. по кн.:» или «Цит. по ст.:»
Если автор не желает, или считает излишним останавливаться на каком-то аспекте рассматриваемого сюжета, но полностью игнорировать его не может, то уместна сноска на другую работу, посвященную этой проблематике, начинающаяся словами «См.» или «См. об этом», «Более подробно см.»
Если нужно отметить тот факт, что источник не является единственным, или необходимо подчеркнуть, что тот или иной текст иллюстрирует высказываемую автором мысль, то пишется «См., например,» или реже «См., в частности». В историографическом обзоре возможно использование формы «См. также:» или «См. об этом» .
Может возникнуть вопрос, а где именно поставить знак сноски? Если знак сноски можно поставить в нескольких местах, то его следует размещать либо в конце абзаца, либо в конце предложения. При обзоре литературы, если вы отмечаете только факт наличия работ, объединенных одним научным направлением, и именно направление является предметом историографического анализа, то, как правило, ставится ОДНА сноска на ВЕСЬ абзац, а в подстрочнике перечисляются несколько наименований литературы. Если вы упоминаете работу вскользь, не акцентируя внимания на ее содержании, например, для полемического перехода к анализу другой монографии, то целесообразно сноску разместить в середине предложенияпосле названия упоминаемой работы или фамилии автора. В ситуации, когда в предложении идет речь о сути научного исследования, даже если автор не упоминается, а только подразумевается, то сноска размещается в конце предложения.
И не менее важным правилом, является постановка ссылок только на те источники и литературу, которая была проработана вами лично.
Шаг седьмой выверка текста
и подготовка его к сдаче
Студенту, работающему над курсовой работой, не стоит пренебрегать разного рода словарями. Под рукой желательно иметь, как минимум, орфографический словарь. На одну компьютерную проверку текста полагаться не стоит, она слишком ненадежна.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Это поговорка верна для поэтапной работы над исследованием. Вы предлагаете гипотезу, а потом с помощью документов ее либо подтверждаете, либо опровергаете. Какие-то из ваших первоначальных предположений окажутся ошибочными, и это закономерно. Но есть ошибки, которых не стоит допускать или нужно исправить прежде, чем посчитать работу над дипломом завершенной.
Какие ошибки вас могут подстерегать на пути создания текста дипломной работы? Не останавливаясь на орфографических, синтаксических ошибках, отметим недопустимость фактических:
· ошибки в обозначении места и времени события: «Александр II был убит по пути в Петергоф 2 марта 1881 года»; (правильно «Александр II был убит 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала»)
· в передаче последовательности действий, причинно-следственных отношений и т. д., Например, «Создание охранки в 1883 году способствовало усилению террористических акций народников»; (Охранка была создана для борьбы с народниками и их активность сразу снизилась)
· в искажении имен собственных .
· Лексический анахронизм заключается в употреблении слова или выражения, не соответствующего лексическим, фразеологическим и другим нормам эпохи, отображаемой в речи. Это может быть перенос современного слова на действительность прошлого или наоборот, немотивированное использование архаизма в современной речи. Два примера из 1812 года:
· 1. Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи.
· 2. Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генералов, собравшихся в Филях.
Удивительно, но столь откровенные и комичные «ляпы» не всегда заметны даже маститым авторам. Что же говорить о студенческих работах, в которых встречаем такие, например, перлы:
· Ломоносов поступил в вуз.
· После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел.
· В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.
· На шее у каждого раба висела его техническая характеристика.
· Раскольников хотел пойти в милицию, чтобы признаться в содеянном.
· Андрей Болконский добровольно ушёл на фронт.
· Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.
· Чехов — один из талантливейших авторитетов того времени.
· Даже банальная опечатка может стать лексическим анахронизмом:
· Перенесемся в далёкий Ершалаим, во дворец прокуратуры Иудеи Понтия Пилата.
Помимо фактических ошибок, которые могут свидетельствовать о незнании материала, невнимательности или даже в ряде случаев некомпетентности исследователя, следует исключить логические неточности. Они вызваны нарушением правил логического мышления. К ним относятся:
· нарушения последовательности высказывания;
· отсутствие связи между предложениями и частями работы;
· неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
· раздробление одной микротемы другой микротемой;
· несоразмерность частей высказывания;
· отсутствие обязательных элементов работы;
· перестановка частей текста;
· неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование, например, сначала от первого, затем от третьего лица).
Проверив свою работу на отсутствие вышеперечисленных ошибок, еще рано считать, что больше от вас ничего не требуется. Прежде, чем сдать диплом на кафедру или отнести рецензенту, необходимо задать себе несколько вопросов. Возможно, это мелочи, главное же сделано! И все же на кафедру вы предоставляете дипломное сочинение – квалификационную работу, которая должна свидетельствовать о том, что ее сделал студент, достойный стать дипломированным специалистом, а внимательное отношение к мелочам - это и есть один из многих пунктов, входящих в понятие компетентности качественно подготовленного специалиста.
Итак, прежде, чем отправить свою работу на принтер,
- проверьте интервалы между словами, включив функцию «непечатные знаки», и «вычистите» все, оставив лишь единичный интервал, в противном случае, это грозит тем, что ваша работе будет выглядеть неопрятно с «дырками» внутри текста (для этого вы можете воспользоваться функцией «Заменить» в MS Word);
- удостоверьтесь, что ваш текст полностью отформатирован. (при переносе кусков теста из файла в файл могут восстановиться прежние параметры);
- убедитесь в правильном использовании жирного шрифта и курсива;
- убедитесь в однотипном стиле сокращений, наименований, если они у вас есть, например, выбрав сокращение г. – вместо город, соблюдайте на протяжении всего текста, не давайте повода усомниться в том, что вы нетщательно работали над текстом);
- выверите список литературы и источников, убедитесь все ли тире, запятые на месте, нет ли путаницы с буквами, обозначающими страницы, (например, «С. 141» говорит о том, что данная информация находится именно на 141 странице книги, а если это ссылка на книгу в списке литературы, то получается, что у нее нет ни предыдущих 140, ни последующих страниц, это выглядит нелепо, особенно, если в тексте наличествует ссылка, к примеру, на 165 страницу, срочно нужно небольшое исправление: «141 с.»);
- проверьте, «не съехали» ли сноски при форматировании больших текстов, убедитесь, все ли сноски подстрочные, если вы выбрали такой вариант оформления;
- «снята» ли нумерация на первой странице текста, там, где у вас оглавление, идет ли нумерация с 3 страницы, титульный лист лучше распечатать отдельно;
- после распечатки текста уже на бумажном носителе убедитесь, что все части работы