Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являют» верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. За вступление в войну, события которой обозначены на схеме, СССР был исключён из Лиги Наций.
2. Одним из командующих советскими войсками в войне, события которого обозначены на схеме, был М.В. Фрунзе.
3. По итогам войны в состав СССР был включён г. Выборг.
4. Поводом к войне, события которой обозначены на схеме, стал отказ финляндского правительства согласиться на советские предложения по обеспечению защиты города, обозначенного на схеме цифрой «1».
5. Англия и Франция оказывали СССР поддержку в войне, события которого обозначены на схеме.
6. Военные действия, представленные на схеме, частично велись на территории Архангельской области.
17. Установите соответствие между памятниками архитектуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||||||||
A) икона «Троица» Б) поэма «Хорошо!» B) «Повесть о Шемякином суде» Г) картина «Арест пропагандиста»
| 1) произведение посвящено октябрьским событиям 1917 г. 2) автор произведения был удостоен Нобелевской премии 3) произведение создано анонимным автором XVII в. 4) в произведении отражены события российской действительности 1870-х гг. 5) автор был современником Владимира Мономаха 6) автор был создателем фресок Успенского собора во Владимире |
18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная почтовая марка была выпущена в 1980-х гг.
2) Руководителем СССР во время выпуска данной марки был Л.И. Брежнев.
3) К тому же десятилетию, к которому относится создание данной марки, относится начало Косыгинской реформы.
4) Лозунги, помещённые на марке, призывают к переходу к рыночной экономике.
5) Один из лозунгов на марке подчёркивает связь периода, к которому относится марка, с событиями 1917 года.
19. Какие из представленных плакатов относятся к тому же периоду, что и марка, изображённая выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
ЧАСТЬ 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний учёного
«Пять лет... я проработал "учёным корректором" в Издательстве Академии наук СССР... Не скажу, что это была плохая работа. Она мне давала возможность укрыться, не высказываться по "острым вопросам". Я часто хворал, попадал в больницы в острые периоды моей болезни...
В очередной раз я лежал в больнице, когда в Ленинграде началась паспортизация. Период паспортизации был одним из самых страшных периодов в жизни больших городов. Люди Москвы и Ленинграда жили в напряжении, ожидая решения своей судьбы: каково будет решение паспортных комиссий. Строгих инструкций не было. В Ленинграде не давали паспортов дворянам, а в дворцовых пригородах ещё и бывшим служащим дворцов. Последнее было ужасно не только для людей, но и для дворцов. Дворцовая обслуга была честной и хранила всякую мелочь. Приходившие ей на смену "кадры" утаивали, воровали, "списывали", ничего не понимая в "вещах" - в предметах искусства. Пропадали ценнейшие сведения, передававшиеся из уст в уста, легенды, предания и даже некоторые традиции. С высылкой же дворянства изменялся культурный облик городов. Улица меняла своё обличие. Другими стали лица прохожих (свои одежды улица сменила давно).
Появилась своя паспортная комиссия и в Академии наук. Заседала она в главном здании Академии. Я очень боялся, что меня вызовут и начнут спрашивать о моём деле и выпытывать - как я отношусь к советской власти сейчас. Поэтому, когда я заболел и попал в больницу, я даже как-то не очень стремился выписаться из неё. Выписавшись, я узнал: паспортная комиссия в Академии закончила свою работу. Думал - пронесло... Однако ж не пронесло. Мне объявили, что паспорта мне не дают. Назначили срок выезда из Ленинграда. Не дали паспортов... всем, кто имел "судимость". Отец страшно волновался. Искал влиятельных лиц и, знаю, у кого-то плакал (мне говорили). Наконец, нашёлся кто-то (кажется, секретарь райкома), который обещал помочь, но хотел повидать меня... За столом сидели секретарь и его жена, которая смотрела на меня с жалостью. Кончилось тем, что мне дали отсрочку на "долечивание"».
20.Укажите десятилетие, когда произошли описываемые события. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название правительства СССР в этот период.
21. Чем была хороша, по мнению автора, его работа в должности сучёного корректора»? Каково было, по мнению автора воспоминаний, последствие паспортизации для дворцов, расположенных в пригородах Ленинграда? Какое обстоятельство согласно данному отрывку спасло автора воспоминаний от выезда из Ленинграда?
22. Укажите название политики большевиков, проводившейся в сельском хозяйстве в период, когда произошли описанные события. Укажите любые две цели паспортизации, о которой идёт речь в данном отрывке.
23.В июне 1807 г. Александр I и Наполеон подписали Тильзитский мирный договор. Один из современников, впоследствии давая оценку этому событию, заявил, что Отечественная война 1812 г. «уже была объявлена договором о мире и союзе в Тильзите». Приведите любые три объяснения данной оценки.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внешняя политика, проводимая М.С. Горбачёвым, не соответствовала интересам СССР».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 972—1054 гг.; 2) 1645—1676 гг.; 3) 1964—1982 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.