Специфика профессионального менталитета дизайнера-графика
Название авторского курса «Проектная концептуалистика» имеет почти тот же смысл, что и наименование предмета «Теория дизайна» в образовательном стандарте: ведь «проект» - точная этимология слова «дизайн», а «концептуалистика» - почти синоним «теории». Почти, да не совсем. Разница между авторским и стандартным наименованием состоит, однако, не только в порядке слов и употреблении синонимов, и уясняться она будет по ходу курса постепенно.
Заметим лишь, что теория дизайна - техническая эстетика - занимается универсальными понятиями о дизайне вообще, которые предпосылаются анализу его видов. Но реально дизайн существует как система развивающихся видов, весьма различных по своему содержанию, выразительному языку и жизненной роли. Общие определения часто теряют свою убедительность перед лицом многообразия реальной проектно-художественной практики. Курс «Проектная концептуалистика» соединяет привычный общетеоретический путь от умозрительного общего к конкретному частному с движением в противоположном направлении, опирающимся на уникальные особенности, природу, возможности и опыт одного единственного, определенного вида дизайна -графического. Представление о парадигматическом и синтагматическом планах мышления. Парадигма - лингвистический термин, означающий систему форм изменения слова по каким-либо грамматическим основаниям, например, изменение существительных по падежам. В широком смысле слова парадигмой можно считать категориальную вертикаль, систему закономерностей, способов видения, структурирующих объект и строящих собственный предмет, резко очерченный, отделенный от других предметов по принципу «или-или». Синтагма в этом противопоставлении -горизонталь, конкретное наполнение предмета. В терминологии идеально-типического анализа парадигма может рассматриваться как «мыслительная конструкция для систематической характеристики индивидуальных, то есть значимых в своей единичности связей» (2, с. 420-421).
Графический дизайн всегда находился в авангарде проектной культуры. Эта дизайнерская специализация как часть дизайна является «частью быстрого реагирования», способной в силу своей имманентной мобильности первой впитывать и реализовывать новые идеи и веяния. К графическому дизайну предъявляются требования остро чувствовать нерв времени, отражать дух сегодняшнего дня и даже заглядывать в день завтрашний. В профессиональном разделении труда графический дизайн всегда котировался как профессия интеллигентная. Это связано прежде всего с внешними обстоятельствами работы: сравнительно небольшим, по сравнению с другими видами дизайна, объемом проектов, разнообразием заказов, их чрезвычайно широким предметным и тематическим диапазоном. С каждым новым заказчиком расширяется эрудиция, культурный и технический кругозор. Но у каждого заказчика - своя система координат, свои проблемы, свой мир. И каждый из этих миров дизайнер-график должен освоить, сделать своим, решить эти проблемы. Пользуясь только что благоприобретенным представлением, можно сказать, что у каждого заказчика - своя собственная парадигма, а внутренняя особенность мышления дизайнера-графика как раз и состоит в концептуальной мобильности, гибкости, в способности к различению и быстрому освоению разных парадигм.
Аналитический и синтетический способы рефлексии. Можно изучать предмет аналитически, как это делает классическая наука, выяснять исходные понятия, системообразующие основания, последовательно и тщательно изучать составные части предмета. Именно этим обычно и занимаются сами обитатели той или иной предметной области. Такой способ концептуальной деятельности - научный, аналитический, теоретический - долгий, но точный. А можно приблизительно, но быстро «схватить» сущность предмета в одном единственном образе. Этот способ -художественный, синтетический, проектно-концептуальный. Именно с его помощью дизайнеры-графики и осваивают разные миры - с помощью интенсивного образного схватывания структуры пространства. Графика по самой своей природе, по своей сути теоретична и концептуальна (5).
Работа с невидимым, с фоном, с взаимодействием формы и контрформы как самая сокровенная часть профессии. Жанровая синтагма графического дизайна охватывает широкий спектр разновидностей и форм визуального проектирования: знаки, шрифты, фирменные стили, упаковка, наружная и городская реклама и т. п., в последнее время к ним добавились телевизионная, компьютерная графика, ВЭБ-дизайн... Но парадигматической сердцевиной профессии всегда была и по-прежнему остается Типографика - «королева графического дизайна». А Типографика работает по существу с пустотой, или с одной единственной краской - белой. В конце концов, мы можем получить и знак, и шрифт, и орнамент, и нарисованную иллюстрацию, и фотографию уже готовыми, но все равно останется потребность в дизайнере-графике, способном разместить все это в пустом пространстве белого листа. Белое пространство - воздух графического дизайна. Надо почувствовать и освоить пространство листа как среду обитания, как воздух, которым мы дышим.
Типология невидимых пространств безгранична: пространство внутри букв, между буквами, между строками, между иллюстрациями, пространство вокруг полосы набора... «И элементы негативные с точки зрения текста, то есть ничем не заполненные места на напечатанном листе бумаги, обладают позитивной ценностью с точки зрения Типографики» (8, с. 225). Типографское «искусство заключено большей частью в выборе промежутков» (18, с. 35).
Для того, чтобы почувствовать это тайное «пространство между» - простое проектно-концептуальное задание: увидеть внутренние просветы букв, из которых состоит собственное имя, как композиционные элементы, произвести инверсию этих элементов, превратив их контрформы в формы, и построить из них композицию, имеющую характер не изобразительного, а архитектонического автопортрета.