Этнические процессы в Башкирии до середины XVI в.
Более чем столетнее господство Ногайской орды в южной и центральной Башкирии, расширение территории расселения башкир — на севере предопределили основные направления этнических процессов в различных областях башкирских земель в XV— первой половине XVI в. Ногайское движение в Башкирию в историческом плане было по существу продолжением миграции кып-чакских племен предшествующего периода. Однако к рубежу XIV—XV вв. различия между крупными этнополитическими образованиями в зоне расселения тюркских народов в Средней Азии,. Казахстане и Восточной Европе уже стабилизировались, и контакты между башкирами и ногайцами носили характер взаимовлияния, которое сопровождалось инкорпорацией отдельных ногайских групп в башкирскую этническую среду. Было бы неправильно представлять взаимоотношения башкир и ногайцев враждебными на всем протяжении пребывания последних в Башкирии. В истории ногайцев и башкир, особенно в середине XVI в., действительно было много жестоких столкновений. Собственно присоединение ряда крупных башкирских племен (мин, юрматы и др.) к Русскому государству было в значительной степени следствием этой борьбы. Однако источники, главным образом этнографические, заставляют обратить внимание и на другое: длительное соседство или пребывание на одной территории, близость языка, взаимодействие на базе родственной кочевой культуры обусловливали достаточно высокую активность этнических контактов ногайцев с башкирами.
Масштабы ногайско-башкирского этнического смешения наиболее значительными стали в середине XVI в., когда историческая судьба ногайцев круто изменилась. Ногайские правители, ослабленные многими десятилетиями междоусобицы и беспрерывной борьбы, пережившие с большим уроном небывалые голод и чуму> поразившие в конце 1540-х годов все Поволжье, были не в состоянии удержать власть перед лицом развертывающейся активности восточной политики Русского государства и подъема
освободительной борьбы башкир против ногайского господства. Ногайские родо-племенные группы, кочевавшие в Башкирии, после падения в 1552 г. Казани покинули прежние места кочевок и, увлекая за собой часть башкир, переселились в низовья Волги и на Северный Кавказ. Но ушли не все ногайцы; вернулась также большая часть перекочевавших на юг башкир (БШ, стр. 108). Оставшиеся в Башкирии ногайские группы явились одним из компонентов башкирской народности на самых поздних, заключительных стадиях башкирского этногенеза. Ассимиляция ногайских групп в башкирской среде прошла быстро: уже в конце XVI в. ногайцы в Башкирии, по свидетельству шежере, «назывались иштяками» (БШ, стр. 70). Кроме того, длительным господством ногайцев в Башкирии и довольно значительными масштабами башкиро-ногайского смешения объясняется распространенный в прошлом среди среднеазиатских народов обычай называть башкир «ну-гаями» (Новиков, 1879; Соммье, 1891).
Ногайские группы ассимилировались преимущественно в составе южных башкир. Об этом свидетельствуют названия родов ногай-юрматы, ногай-кыпчак, ногай-бурзян. Подразделения ногай, ногайлар, кызыл-ногай и т. п. зафиксированы на всей территории юга и юго-востока Башкирии, хотя встречаются они и в зауральской Башкирии. Значительные группы ногайцев остались в долине р. Демы, где они вскоре влились в состав минских родов. Еще в XVIII—XIX вв. здесь было зафиксировано более десятка названий деревень, местностей с элементом ногай. В состав минцев входит семь родовых подразделений нугай или ну-гайлар. Относительная быстрота и легкость ассимиляции ногайцев в башкирской среде объясняется общностью мощного кыпчак-ского компонента в этническом формировании обоих народов. В составе башкир и ногайцев имеется целый ряд этнонимических параллелей, восходящих к кыпчакской эпохе: кыпчак, канлы, туркмен, найман, бадрак, таз, мин, кырк, миркит.
Отмечая довольно заметный удельный вес ногайского компонента в составе башкир, мы не склонны в то же время преувеличивать его значение в формировании народа. Такая оговорка необходима, так как в исторических сочинениях, начиная с П. И. Рычкова, довольно часто повторяется мысль о том, что башкиры «производят себя от ногайцев». Ногайские группы сыграли определенную роль в сложении этнического состава башкир, в стабилизации «степной» культуры, в формировании «ногайского» пласта башкирского фольклора. Однако, как сказано, ко времени начала активной фазы башкиро-ногайского взаимодействия основные этнокультурные признаки башкирского
этноса были уже сформировавшимися. Принадлежность современного ногайского языка к кыпчако-ногайской, а башкирского— к кыпчако-булгарской подгруппам кыпчакских языков подтверждает это заключение, сделанное на основе историко-этнографи-ческих материалов.
На севере Башкирии, от бассейна Быстрого Таныпа да Пермских земель на Тулве, Сылве, Бисерти, верховьев Чусовой этнические процессы в рассматриваемую эпоху развивались в направлении ассимиляции местного населения. В западной части очерченного района, по Каме и ее притокам, обитали предки удмуртов и коми, восточнее — угры, преимущественно, видимо, мансийское (вогульское) население. По источникам XVI—XVII вв. отчетливо прослеживаются этнические контакты и смешение башкир с уграми. В XVII в. «вогулы» часто упоминаются в Вер-хотурском, Кунгурском, Красноуфимском уездах (МИБ, 1936Г стр. 72, 73, 87 и др.)« Как установил А. Ф. Теплоухов, угры в XV—XVI вв. жили и значительно западнее и даже «к западу от Камы» (Теплоухов, 1960, стр. 270). На Тулве — основном районе расселения тайнинских башкир — вогульские поселения . в ту эпоху были довольно многочисленны (Дмитриев, 1898, Vr стр. 98). Имеются основания предполагать, что район расселения или охотничьи угодья вогулов распространялись на юг до верховьев Таныпа; среди вогулов и остяков, в 1611 г. упомянутых среди ясашного населения Пермских земель, перечислены «чу-совские, сылвенские, иренские и таныпские» (Теплоухов, 1924У стр. 94). В XVI—XVII вв. на всем севере Башкирии башкиры и вогулы нередко выступают совместно в земельных спорах, припусках, договорах. Примечательно то, что в ряде документов вогулы называют себя башкирскими именами и объявляют выходцами из той или иной родо-племенной организации башкир. В 1639 г. «Жалоба башкирского сотника Ишимбая Кулушева» верхотурскому воеводе подписана «ясашным вогулятиным Ишим-байкой» (МИБ, 1936, стр. 73). В конце XVI—начале XVII в. башкиры и вогулы участвовали вместе с сибирскими татарами в набегах на русские поселения в верховьях Чусовой и по Исети. По заключению А. Ф. Теплоухова, вогулы и остяки, расселявшиеся в южной части Пермской губернии, к началу XVII в. «обашкирились» (Теплоухов, 1924, стр. 85).
Исторические сведения об ассимиляции северными башкирами финно-угорского населения дополняются этнографическими данными. Часть родо-племенной этнонимии северных башкир, особенно названия мелких родовых подразделений, носит явный отпечаток местного происхождения (ваныш или уваныш, варяш,
ирья, бисер и др.)- В этом же аспекте надо оценивать рассмотренные выше предания и сказания башкир о предках — арах (удмуртах), черемисах, перешедших из язычества в ислам. Еще в XVIII — начале XIX в. среди осинских, пермских и красно-уфимских башкир наряду с господством мусульманства бытовали языческие обряды, характерные для финно-угорских народов. Пермские башкиры, например, приносили жертвы, по выражению Н. Попова, «черным духам», соблюдали ритуальный обряд в роще с обильным обедом из мяса жертвенного животного после весенней страды, имели «идолов, которым поклонялись», и т. д. (Попов, 1831, стр. 2—3; см. также Небольсин, 1852, стр. 18).
Как исторические, так и этнографические материалы показывают, что в этническом взаимодействии с финно-угорским населением северные башкиры имели преимущественное языковое и культурное влияние. Однако процесс языковой и особенно культурной ассимиляции местных племен был довольно длительным и следы принадлежности части предков северных башкир к нетюркскому этнокультурному миру обнаруживаются исследователями до настоящего времени. Смешение с финно-уграми имело, по наблюдениям антропологов, заметные последствия для дальнейшего формирования физического типа северных башкир, в котором обнаруживаются черты, сближающие их, с одной стороны, с финнами Поволжья и Прикамья, с другой — с западносибирскими народами уральского антропологического типа (Ру-денко, 1955, стр. 338—339; Вишневский, I960, стр. 257—258).
В целом этнические процессы в XV—первой половине XVI в., оставив заметный след в этнической характеристике башкирского народа и углубив региональные различия между этнографическими группами башкир, основные контуры которых к этому времени сложились, уже не могли изменить определившиеся в предшествующую эпоху пути консолидации башкирских племен в единую народность.