Лекция 4. Теории психического развития человека
Лекция 4. Теории психического развития человека
Вопросы:
1 Направление, теория и модель развитие личности.
2. Эндогенное направление.
2.1. Теория рекапитуляции .
2.2. Ранние теории созревания.
2.3. Теория созревания А. Гезелла.
2.4. Ортогенетическая концепция X. Вернера
2.5. Теория развития К. Бюлера
3. Экзогенное направление.
3.1. Теория Б. Скиннера
3.2. Теория Р. Сирса.
4. Психоаналитическое направление (теория 3.Фрейда).
5. Теория социогенетического направления (теория Э.Эриксона).
6. Социально-экологическое направление (эко-психологическая теория
У. Бронфенбреннера).
7. Социально-когнитивная теория А. Бандуры.
8. Персоногенетический подход К.Роджерса и А. Маслоу.
9. Когнитивное направление (теория Ж.Пиаже).
10. Направление социализации.
10.1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
10.2. Теория развития А.Н.Леонтьева.
10.3. Концепция психического развития Д. Б. Эльконина.
10.4. Теория развития личностиЛ. И. Божович.
10.5. Модель развития общения М. И. Лисиной
10.4. Принципы развивающего обучения.
11. Направление саморазвития.
12. Системный подход.
Понятие направления, теории и модели
Теоретическое направление
Теория-
Обыденные теории
Научные теории
Требования к теориям:
1. ….
2. …
3. …
4. …
5. …
6. …
7. …
8. …
9. …
Модель –
Классификация теорий психического развития
А. Г. Асмолов выделяет 3 основных направления:
1. Биогенетический подход -
Биогенетический принцип - развития человека рассматривается как развитие индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), которое проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе.
Основной фактор развития -
Например,
2. Социогенетический подход рассматривает развитие на основе процессов социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок, ценностных ориентаций, новых форм поведения.
Основной фактор развития -
Например,
3. Персоногенетический подход рассматривает развитие с позиций проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого "Я", борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».
Основной фактор развития -
Например,
4. Теории когнитивного направления - занимают промежуточное направление между биогенетическими и социогенетическими подходами - уровень развития обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благодаря которым происходит когнитивное развитие ребенка.
Основные факторы развития -
Например,
Все теории развития используют в качестве отправного пункта построения систему «субъект – среда». Характер отношений между субъектом и средой определяет содержание теории и ее научное направление.
Отношения в системе «субъект-среда».
1) отношение исключения субъекта и среды
Основная идея
R S SR
Например,
2) отношения аддитивности между субъектом и средой
Основная идея
R S SR
Например,
3) отношение исключения среды
Основная идея
R S SR
Например,
4) отношение исключения субъекта
Основная идея
R S SR
Например,
5) отношение мультипликативности между субъектом и средой
Основная идея
5.1 ) Субъект развивается, подавляясь средой - психоаналитическое направление.
Основная идея
R S SR
Например,
5.2) Субъект развивается, изучая среду - когнитивное направление.
Основная идея
R S SR
Например,
5.3) Субъект развивается, включаясь в среду - направление социализации.
Основная идея
R S SR
Например,
5.4) субъект развивается, врастая в среду - социально-экологическое направление
Основная идея
R S SR
Например,
5.5) субъект развивается, осваивая и преодолевая среду (направление саморазвития).
Основная идея
R S SR
Например,
6) Системное направление
Основная идея
Например,
Эндогенные теории развития
Основная идея –
Ранние теории созревания.
Теория Аристотеля: понятие «энтелехии»и- внутреннее ядро, которое, созревая, определяет развитие человека.
Теория Я. А. Коменского: ребенок - активная составляющая системы «субъект—среда», а внешняя среда выполняет всего лишь функцию подпитки процесса созревания.
ТеорияЖ-Ж Руссо: человек определяется его природой; от внешней социальной среды зависит, насколько природа сможет развернуться, воспитание выступает лишь как создание условий.
Теория Ч. Дарвина:в каждом человеке есть предзаданность, обусловленная конструкцией, а среда лишь осуществляет отбор.
Психоаналитические теории.
5.1 Теория 3.Фрейда.
Основные идеи
1) Развитие ребенка происходит по стадиям, соответствующим стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. В этих стадиях отражаются развитие и взаимоотношение между Id, Ego и Super-Ego.
2) Источником психического развития являются влечения. Ребенок рождается с определенным запасом энергии «либидо», которая является формой сексуальный энергии человека. Рост энергии вызывает напряжение и дискомфорт. Разрядка энергии вызывает удовольствие.
3) На каждой из стадий разрядка либидо связано с определенной «либидо» областью тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей и разрядке напряжения.
4) Неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает высокое напряжение, вызывающее неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо явления регрессии — возврат к низшему уровню поведения.
Основной предмет исследования | Развитие личности |
Методы исследования | Анализ клинических случаев, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, оговорок и т.д. |
Основные понятия | Уровни психики (сознание, предсознание, бессознательное), структура личности (Ид, Эго, Супер-Эго), психологическая защита, сексуальная энергия (либидо), сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт смерти, стадии психосексуального развития, эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип реальности, Эдипов комплекс, комплекс Электры, идентификация, конфликт, остаточное поведение, фиксация, генитальный характер |
Основные идеи | Изначальный антагонизм ребенка и внешнего мира, развитие личности как адаптация индивида к социальному миру. Развитие личности = психосексуальное развитие. Развитие личности наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни, завершается с окончанием полового созревания. Стадии развития личности в неизменной, заданной биологическим созреванием последовательности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная |
Факторы развития | Внутренний (биологическое созревание, преобразования количества и направленности сексуальной энергии) и внешний (социальный, влияние общения с родителями) |
Ценное | Динамическая концепция развития, показано единство душевной жизни человека, значимость детства, важность и долговременность родительского влияния. Идея чуткого внимания по отношению к внутреннему миру ребенка |
Направления критики | — Мифологичность — Отсутствие строгих формализованных методов исследования, статистических данных — Трудность проверки - Пессимистический взгляд на возможности развития за пределами подросткового возраста |
Периодизация З.Фрейда
1.
2.
3.
4.
5.
5. Теория Э.Эриксона.
Основные идеи
1) Основной фактор развития – среда – социогенетическая теория.
2) развитие личности обусловлено результатами разрешения социальных задач, которые ставит среда перед личностью, в узловых точках процесса развития.
3) каждая стадия развития определяется кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития.
4) в результате разрешения кризиса у личности формируется одно из дихотомичных качетств
Основной предмет исследования | Возрастное развитие личности, стадии жизни, характерные общие проблемы для каждой из стадий |
Методы исследования | Метод анализа клинических случаев, кросс - культурное (этнографическое) исследование стилей воспитания, стилей материнства, психоисторический метод |
Основные понятия | Я (Эго), идентичность, эго-идентичность, групповая идентичность, психосоциальные задачи развития, ритуа лизация |
Основные идеи | Стадии развития предопределены генетически, универсальны; порядок их развертывания неизменен |
Факторы развития | Внутренний (созревание) и внешний (требования и ожидания со стороны общества, социальные задачи) |
Ценное | — Расширил и обогатил психоаналитическую теорию, анализировал возможности и трудности здорового развития, адаптивные функции Эго — Показал, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст, но и широкие культурные, исторические условия — Одна из немногих теорий, охватывающая все жизненное пространство индивида: от младенчества до старости с выделением качественно различных ступеней — Сформулировал критерии психосоциального здоровья, наметил поведенческие и социальные индикаторы развития Понимание источника и специфики многих проблем подросткового периода |
Направления критики | Общая концептуальная расплывчатость всей теории и абстрактность отдельных, даже центральных понятий (например, понятий «идентичность», «верность», «надежда» и т.д.). Недостаточная эмпирическая проверка психосоциальной концепции |
Периодизация Э.Эриксона
Возраст | Результат развития | Нормальная линия развития | Аномальная линия развития |
0-1 год; мать | Доверие—недоверие к окружающим людям | Доверие к людям: взаимная любовь и признание родителей и ребенка привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. | Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция. |
1-3 года; родители | Автономия—зависимость | Самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека. | Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда: ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, испытывает недостатки в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развита речь, развито желание скрыть свою ущербность от окружающих. |
3-6 лет; родители, братья, сестры | Инициатива, уверенность в себе — чувство вины. | Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. | Пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения. |
6-12 лет; школа, соседи, знакомые | Трудолюбие — чувство неполноценности. | Трудолюбие: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения. Ставит перед собой и решает реальные задачи, нацеленность фантазии и игр на активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. | Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач. |
13-18 лет; группа сверстников | Идентичность — смешение ролей. | Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение: каким быть? кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая гендерная поляризация в формах поведения. Лидерство в группах сверстников и, при необходимости, подчинение им. | Путаница ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Смешение форм полоролевого поведения. |
Ранняя взрослость | Близость—изоляция. | Близость: душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь. | Изоляция: одиночество, остракизм. |
Взрослость | Генеративность— стагнация | Генеративность: целеустремленность, продуктивность. | Стагнация: обеднение личной жизни, регрессия. |
Зрелость | Цельность—отчаяние | Цельность личности: чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. | Отчаяние: отсутствие за-завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. |
6. Социально-экологическое направление.
Эко-психологическая теория У. Бронфенбреннера
Основные идеи
1) развитие человека — это динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой — испытывает воздействие со стороны элементов этой среды.
2) экологическая среда развития состоит из четырех вложенных одна в другую экосистем, изображаемых с помощью концентрических колец. Характерной особенностью модели являются гибкие прямые и обратные связи между этими 4 системами, через которые и осуществляется их взаимодействие.
0Основной предмет исследования | Развитие человека |
Методы исследования | Наблюление, эксперимент, психометрические метод, анализ |
Основные понятия | Экология развития, микросиистема, мезосистема, экзосистема, макросистема |
Основные идеи | Растущий ребенок активно реструктурирует элементы 4-х уровней жизненной среды, одновременно подвергаясь воздействию этих элементов и их взаимосвязей. экологическая среда развития ребенка состоит из 4-х вложенных одна в другую систем, по типу концентрических колец: микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема. Важнейшее значение принадлежит макросистеме, т.к. учитывая историческую перспективу, связанную с изменением культурных ценностей, можно понять те сдвиги в родительских, семейных и социальных установках, которые влияют на развитие в течение всей человеческой жизни. |
Факторы развития | Наследственность, активность, среда |
Ценное | - Предлагает комплексное изучение человека - Рассматривает человека как активного субъекта, преобразующего среду. - Подчеркивает роль семьи в развитии ребенка - Подчеркивается значимость макрокультурной системы |
Направления критики | - Отсутствие возрастной периодизации - Низкая эмпиричность. |
Периодизация У.Бронфенбреннера
1. Микосистема
2. Мезосистема
3. Экзосистема
4. Макросистема
Персоногенетический подход
Теории А. Маслоу и К. Роджерса.
Основные идеи:
1) психическое развитие - результат собственного выбора, сделанного человеком; процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движущей силой является стремление к самоактуализации (по А. Маслоу) или стремление к актуализации (по К. Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер.
2) смысл самоактуализации или актуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».
Основной предмет исследования | Развитие как непрерывный процесс самореализации/самоактуализации |
Методы исследования | Качественные методы, анализ, интервью, эмпирические методы |
Основные понятия | самореализация, самоактуализация, личностный рост, потенциал, вершина развития |
Основные идеи | К. Роджерс: - Всякий организм наделе стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранить ее и улучшить. Он обладает необходимой компетенцией, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение. - Стремление к актуализации - врожденная тенденция личности «развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность», т.е. сохранить, развить и усилить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности. Эта актуализирующая тенденция избирательна, она направлена на те аспекты среды, которые обещают конструктивное движение личности к завершенности и целостности. - Представление ребенка о самом себе, концепция собственного «Я» будет эволюционировать в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями; оно формируется на основе разнообразного опыта, которые ему придется переживать в общении с другими людьми, и их поведение по отношению к нему - «реальное Я». - Человек склонен представлять себя в идеальном образе – таким, каким хотелось быть стать «идеальное Я». К этому идеальному Я и стремится приблизиться реальное Я. - В каждом человеке существует потребность в самоуважении, заставляющая добиваться положительного отношения к себе и к тому, что мы делаем. - Чем больше согласия между реальным Я человека и его чувствами, мыслями и поведением, тем больше личность конгруэнтна, что позволяет приблизиться к своему идеальному Я и в этом – суть самоактуализации. А. Маслоу: - Стремление к самоактуализации - врожденное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. - Иерахия потребностей - расположение потребностей от низших к высшим. При этом доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены. |
Факторы развития | Внутренняя активность |
Ценное | - Роль внутренней активности в развитии, - Разработка понятий самоактуализации, самореализации |
Направления критики | Недооценка других факторов развития Отсутствие периодизации развития Низкая эмпиричность |
Когнитивное направление
Концепция Ж. Пиаже.
Основные идеи:
1) развитие ребенка связано с развитием интеллекта как стержневой линией психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы
2) Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий. Производя действия, субъект тем самым находит способы или схемы этих действий, которые позволяют ему восстановить нарушившееся равновесие.
3) Схема действия - познавательное умение. Развитие схем действий, т.е. познавательное развитие, происходит «по мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическому действованию с предметами» за счет интериоризации предметных действий, то есть их постепенного превращения в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем плане).
Основной предмет исследования | Когнитивное развитие ребенка от рождения до зрелости |
Методы исследования | Свободное клиническое интервью, наблюдения за поведением младенцев, анализ решения специально сконструированных задач детьми разных возрастов |
Основные понятия | Эгоцентризм, анимизм, артификализм, синкретизм, конкретные операции, формальные операции, схемы, стадии, символическое мышление, понимание сохранения, обратимость, ассимиляция, аккомодация, организация, уравновешивание |
Основные идеи | Интеллектуальное развитие представляет собой последовательность качественно различных стадий, порядок их прохождения неизменен, а скорость может быть разной. Интеллект — иерархия 3 стадий: сен- сомоторный интеллект; конкретные операции; формальные операции |
Факторы развития | Имеет значение определенный уровень созревания нервной системы; прослеживается влияние среды, которая стимулирует и испытывает ребенка, но когнитивные структуры в конечном счете выстраивает сам ребенок, в процессе спонтанных изобретений и открытий (т.е. ребенок учится сам, самостоятельно) |
Ценное | — Постановка проблемы детского мышления как качественно своеобразного, имеющего уникальные достоинства — Выделение активности самого ребенка — Прослеживание генеза «от действия к мысли» — Открытие феноменов детского мышления («феномены Пиаже») и разработка методов его исследования («задачи Пиаже») — Идеи Пиаже послужили стимулом для множетсва других теоретических и эмпирических исследований интеллекта — Функции и судьба эгоцентрической речи - Существование эгоцентризма ребенка |
Направления критики | — Сомнения относительно репрезентативности выборки и строгости используемых методов — Универсальность стадий (выполнение различных заданий во многих областях на одном и том же уровне, например на уровне конкретных операций), в том числе в разных культурах — Спонтанность когнитивного развития ребенка, неэффективность непосредственного обучения когнитивным операциям со стороны взрослых — Иные интерпретации феноменов Пиаже - Возможность достижения высших стадий формального интеллекта |
Периодизация Ж.Пиаже
Периоды | Подпериоды и стадии | Возраст |
I. Сенсомоторный интеллект (0-2 года) | 1. Упражнение рефлексов | 0-1 месяц |
2. Элементарные навыки, первичные круговые реакции | 1-4 месяца | |
3. Вторичные круговые реакции | 4-8 месяцев | |
4. Начало практического интеллекта | 8-12 месяцев | |
5. Третичные круговые реакции | 12-18 месяцев | |
6. Начало интериоризации схем действий | 18-24 месяца | |
П. Репрезентативный интеллект и конкретные операции (2-11 лет) | 1. Дооперациональные представления | 2-7 лет |
2. Конкретные операции | 7-11 лет | |
III. Формальные операции | 11-15лет |
Феномены Пиаже -
1.
2.
3.
10 . Теории социализации.
Лекция 4. Теории психического развития человека
Вопросы:
1 Направление, теория и модель развитие личности.
2. Эндогенное направление.
2.1. Теория рекапитуляции .
2.2. Ранние теории созревания.
2.3. Теория созревания А. Гезелла.
2.4. Ортогенетическая концепция X. Вернера
2.5. Теория развития К. Бюлера
3. Экзогенное направление.
3.1. Теория Б. Скиннера
3.2. Теория Р. Сирса.
4. Психоаналитическое направление (теория 3.Фрейда).
5. Теория социогенетического направления (теория Э.Эриксона).
6. Социально-экологическое направление (эко-психологическая теория
У. Бронфенбреннера).
7. Социально-когнитивная теория А. Бандуры.
8. Персоногенетический подход К.Роджерса и А. Маслоу.
9. Когнитивное направление (теория Ж.Пиаже).
10. Направление социализации.
10.1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
10.2. Теория развития А.Н.Леонтьева.
10.3. Концепция психического развития Д. Б. Эльконина.
10.4. Теория развития личностиЛ. И. Божович.
10.5. Модель развития общения М. И. Лисиной
10.4. Принципы развивающего обучения.
11. Направление саморазвития.
12. Системный подход.