Часть I. Российская историография в начале XVIII - середине XIX вв.

История исторической науки

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-ОПД.В.03.01)

направление 032000 «Документоведение и архивоведение»

для бакалавров очной формы обучения

Екатеринбург

Часть I. Российская историография в начале XVIII - середине XIX вв. - student2.ru

Программа дисциплины «История исторической науки» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 032000 «Документоведение и архивоведение» по циклу «Общие профессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр 6

Общая трудоёмкость дисциплины 80 часа, в том числе:

Лекций 16 часов

Семинаров – 16 ч

Лабораторных работ -

Самостоятельная работа – 11 ч

КСР – 1 ч

Экзамен 36 ч

Контрольные мероприятия:

Рефераты -

Коллоквиумы -

Контрольные работы - 4

Другие -

Составитель (разработчик): Камынин Владимир Дмитриевич, доктор исторических наук, кафедра регионоведения России и стран СНГ факультета международных отношений.

© Уральский государственный университет, 2010

© Камынин В.Д., 2010

I. Введение

1. Цель дисциплины

Основной целью курса является обеспечение подготовки студентов историков на основе изучения историографии отечественной истории конца XVIII-XX вв.

2. Задачи дисциплины

Дать студенту историку знания по «Истории исторической науки» целью выработки у него цельного представления о взглядах историков и подходах к освещению ключевых исторических проблем.

Программа по историографии составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и предполагает изучение следующих проблем.

Становление научно-исторических знаний в России начала XVIII в.

Формирование структур исторической науки.

Понимание монархии в трудах российских историков.

Кризис исторической науки в конце XIX в.

Феномен большевистской историографии.

Сталинизм и историческая наука.

Проблема научного плюрализма в годы перестройки.

«Методологическая революция» 1990-х гг.

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования (какие дисциплины используются в качестве основы для данной и для каких используется данная дисциплина)

Наряду с историей России и историей зарубежных стран, курс истории исторической науки углубляет знания об истории России и ее месте в мировых исторических процессах. Получаемые в ходе курса сведения позволяют верно оценить место России в ряду других государств, целостно увидеть процессы и проблемы современного общества и особенность социальной жизни прошлого.

В качестве основы данной дисциплины используются история России, политология, философия. Может использоваться для преподавания Отечественной истории, политологии, философии.

Требования к уровню освоения содержания курса (приобретаемые компетенции, знания, умения, навыки)

1) Преподавание истории исторической науки ведётся с привлечением проблемного подхода.

2) Освоение проблематики истории исторической науки предполагает изучение взглядов на рассматриваемые проблемы ведущих научных центров, государственных органов, различных политических направлений, органов периодической печати.

3) В ходе изучения проблематики истории исторической науки студенты должны освоить понятийно-категориальный аппарат истории и методологии исторической науки.

II. Содержание курса

Разделы курса, темы и их краткое содержание

Введение.

Предмет, основные принципы ипериодизация истории исторической науки в России. Предмет истории исторической науки, связь еес другими историче­скими дисциплинами. Зависимость исторических представлений от состояния общест­ва. Факторы, воздействующие на формирование исторического знания (социальный запрос, политика и действия властных институтов, действия общественных сил, ресур­сы, направляемые обществом на получение, сохранение и распространение историче­ского знания). Основные принципы в истории исторической науки. Отношение современной науки к принципам "партийности" и "научной объективности" в историографии. Периодизация отечественной исторической науки в начале XVIII - XX столетии. Отношение современной нау­ки к"феномену советской историографии" иреальным критериям его периодизации.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. Российские историки в эмиграции.

2. История России в работах Л.Н. Гумилёва.

3. Судьба историков «Нового направления» (1960-е– 1970-е гг.)

4. Судьба и творчество С.П. Мельгунова.

5. Эволюция исторических взглядов П.Н. Милюкова.

6. В.И. Ленин как историк.

7. История в учебных программах первых десятилетий советской власти.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература

Могильницкий Б.Г. История исторической мысли ХХ века: курс лекций. В 3 ч. Томск, 2001, 2003, 2008

История мысли: Историография . М., 2002.

Терехов О.Э. Историческая мысль и историческая наука Запада XIX-XX веков : учебное пособие . Кемерово, 2006.

Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2007.

Сидорцов В.Н. Методология истории: Курс лекций. Минск, 2010.

Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941; 2-е изд. – 2008 г.

Дополнительная литература

Бычков С.П., Корзун В.П. Введение в историографию отечественной истории ХХ в.: Учеб. пособие. Омск, 2001.

Заболотный Е.Б., Камынин В.Д. Историческая наука России в преддверии третьего тысячелетия: Учеб. пос. Тюмень, 1999.

Заболотный Е.Б., Камынин В.Д. Историческая наука России в конце ХХ – начале ХХI века: Учеб. пос. Тюмень, 2004.

Заболотный Е.Б., Камынин В.Д., Шишкин И.Г. Очерки современной историографии истории России с древнейших времен до начала ХХ века. Тюмень, 2003

Очерки истории отечественной исторической науки ХХ века. Омск, 2005.

Русская историография ХI – начала ХХI века / Под ред. А.А. Чернобаева. М., 2010

Наумова Р.Г., Шикло А.Е. Историография истории России: Учеб. пособие. М., 2008; 2009. 2-е изд.

Историография истории России до 1917 г. В 2 ч. / Под ред. М.Ю. Лачаевой. М., 2003

Историческая наука России в ХХ в. М., 1997

История и философия отечественной исторической науки: Учеб. пособие / Под ред. Р.Г. Пихоя и А.А. Чернобаева. М., 2006

Антипин Л.Н. Ломоносов: У истоков отечественной исторической науки. М.. 2009

Артизов А.Н. Критика М.Н. Покровского и его школы // История СССР. 1991. № 1

Барсенков А.С. Советская историческая наука в послевоенные годы: 1945-1955. М., 1988

Брачев В.С. «Дело историков» 1929-1931 гг. СПб., 1998

Брачев В.С. Русский историк А.Е. Пресняков (1870-1929). СПб., 2002

Буганов В.И. Размышления о современной исторической науке // Новая и новейшая история. 1996. № 1

Бурдей Г.Д. Историк и война. Саратов, 1991

Дубровский А.М. Историк и власть: Историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930-1950-е гг.). Брянск, 2005

Заболотный Е.Б., Камынин В.Д. Современная историография о феномене «новое направление» // Социально-экономическое и политическое развитие Урала в ХIХ-ХХ вв. Екатеринбург, 2004

Зеленов М.В. Аппарат ЦК РКП (б) – ВКП (б), цензура и историческая наука в 1920-е гг. Н-Новгород, 2000

Илизаров С.С. Герард Фридрих Миллер (1705-1783). М., 2005

Искендеров А.А. Историческая наука на пороге ХХI в. // Вопр. истории. 1996. № 4

Историография сталинизма / Под ред. Н.А. Симония. М., 2007

Историк и время. 20-50-е года ХХ века. А.М. Панкратова. М., 2000

Исторические исследования в России: тенденции последних лет / Под ред. Г.А. Бордюгова. М., 1996

Исторические исследования в России – II. Семь лет спустя / Под ред. Г.А. Бордюгова. М., 2003

История и сталинизм / Сост. А.Н. Мерцалов. М.,1991

Кип Д., Литвин А. Эпоха Сталина в России: Современная историография. М., 2009

Киреева Р.А. Государственная школа: историческая концепция К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина. М., 2004

Кирсанова Е.С. Методология истории русской консервативно-либеральной историографии второй половины ХIХ – начала ХХ вв. М., 2004

Кривошеев Ю.В., Дворниченко А.Ю. Изгнание науки: российская историография в 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. // Отеч. история. 1994. № 3

Леонтьева О.Б. Марксизм в России на рубеже ХIХ – ХХ вв.: проблемы методологии истории и теории исторического познания. Самара, 2004

Литвин А.Л. Без права на мысль. Историки в эпоху Большого Террора. Очерки судеб. Казань, 1994

Логунов А.П. Кризис исторической науки, или наука в условиях общественного кризиса: отечественная историография второй половины 80-х – начала 90-х гг. // Советская историография. М., 1996

Логунов А.П. Трансформация образа отечественной исторической науки в середине 90-х гг. ХХ в. // Россия в новое время: Историографический образ и проблемы интерпретации. М., 1998

Макушин А.В., Трибунский П.А. Павел Николаевич Милюков: труды и дни. Рязань, 2001

Малинов А.В., Погодин С.Н. Александр Лаппо-Данилевский: историк и философ. СПб., 2001

Михайлова Е.Е. Философия истории В.О. Ключевского и его учеников. М., 2003

Нечухрин А.Н., Рамазанов С.П. Историческая наука и перестройка // История СССР. 1989. № 3

Павленко Н.И. Михаил Погодин. М., 2003

Поликарпов В.В. «Новое направление» 50-70-х гг.: последняя дискуссия советских историков // Советская историография. М., 1996

Поляков Ю.А. Историческая наука: пять непростых лет // Кентавр. 1992. Сентябрь-октябрь

Ростовцев Е.А. А.С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа. Рязань, 2004

Сахаров А.Н. Новая политизация истории или научный плюрализм? (О некоторых тенденциях в мировой историографии истории России ХХ в.) // Россия в ХХ в. Судьбы исторической науки. М., 1996

Сахаров А.Н. О новых подходах в российской исторической науке. 1990-е гг. // История и историки. 2002. Историограф. вестник. М., 2002

Сидоров А.В. Марксистская историографическая мысль 20-х гг. М.-Симферополь, 1998

Сидорова Л.А. Оттепель в исторической науке. Советская историография первого послесталинского десятилетия. М., 1997

Сидорова Л.А. Советская историческая наука середины ХХ века: Синтез трех поколений историков. М., 2008

Смирнов А.Ф. Николай Михайлович Карамзин. М., 2005

Соколов В.Ю. История в отсутствие человека: некоторые особенности развития отечественной историографии в 1920-1930-е гг. Томск, 1994

Стариков Н.В. Эпоха «оттепели» и этапы становления сталинизма: Вопросы историографии // Советская историография. М., 1996

Тарновский К.Н. Советская историография периода империализма. М., 1964

Цимбаев Н.И. Историософия на развалинах империи. М., 2007

Чекурин Л.В. Русский историк Д.И. Иловайский: Опыт биобиблиографического описания. Рязань, 2002

Чернобаев А.А. «Профессор с пикой» или Три жизни историка М.Н. Покровского. М., 1992

Чечель И.Д. Исторические представления советского общества эпохи перестройки // Образы историографии. М., 2001

Шаханов А.Н. Русская историческая наука второй половины ХIХ – начала ХХ вв. М., 2003

VII. Технологическая карта

Текущий контроль (100 баллов)

Мероприятия текущего контроля Количество баллов
Посещение лекций
Посещение практических занятий  
Контрольные точки:
1. Развитие исторической науки в России в ХVIII – первой трети ХIХ вв.
2. Развитие исторической науки в России в ХIХ – начале ХХ вв.
3. Развитие исторической науки в России в ХХ вв.
4. Коллоквиум «Развитие исторической науки в современной России.
Итого

Коэффициент соотношения текущего и итогового контроля:

Текущий контроль Итоговый контроль
50% 50%

Часть I. Российская историография в начале XVIII - середине XIX вв. - student2.ru

Лист № 1

изменений рабочей программы дисциплины

«История исторической науки»,

для рабочей программы, утвержденной «25» февраля 2010 г.

Учебный план № 032000

1. На титульном листе название высшего учебного заведения читать:

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Председатель Учебно-методического совета

Института гуманитарных наук и искусств Часть I. Российская историография в начале XVIII - середине XIX вв. - student2.ru И.В. Шалина

«18» ноября 2011 г.

История исторической науки

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-ОПД.В.03.01)

направление 032000 «Документоведение и архивоведение»

для бакалавров очной формы обучения

Екатеринбург

Часть I. Российская историография в начале XVIII - середине XIX вв. - student2.ru

Программа дисциплины «История исторической науки» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 032000 «Документоведение и архивоведение» по циклу «Общие профессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр 6

Общая трудоёмкость дисциплины 80 часа, в том числе:

Лекций 16 часов

Семинаров – 16 ч

Лабораторных работ -

Самостоятельная работа – 11 ч

КСР – 1 ч

Экзамен 36 ч

Контрольные мероприятия:

Рефераты -

Коллоквиумы -

Контрольные работы - 4

Другие -

Составитель (разработчик): Камынин Владимир Дмитриевич, доктор исторических наук, кафедра регионоведения России и стран СНГ факультета международных отношений.

© Уральский государственный университет, 2010

© Камынин В.Д., 2010

I. Введение

1. Цель дисциплины

Основной целью курса является обеспечение подготовки студентов историков на основе изучения историографии отечественной истории конца XVIII-XX вв.

2. Задачи дисциплины

Дать студенту историку знания по «Истории исторической науки» целью выработки у него цельного представления о взглядах историков и подходах к освещению ключевых исторических проблем.

Программа по историографии составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и предполагает изучение следующих проблем.

Становление научно-исторических знаний в России начала XVIII в.

Формирование структур исторической науки.

Понимание монархии в трудах российских историков.

Кризис исторической науки в конце XIX в.

Феномен большевистской историографии.

Сталинизм и историческая наука.

Проблема научного плюрализма в годы перестройки.

«Методологическая революция» 1990-х гг.

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования (какие дисциплины используются в качестве основы для данной и для каких используется данная дисциплина)

Наряду с историей России и историей зарубежных стран, курс истории исторической науки углубляет знания об истории России и ее месте в мировых исторических процессах. Получаемые в ходе курса сведения позволяют верно оценить место России в ряду других государств, целостно увидеть процессы и проблемы современного общества и особенность социальной жизни прошлого.

В качестве основы данной дисциплины используются история России, политология, философия. Может использоваться для преподавания Отечественной истории, политологии, философии.

Требования к уровню освоения содержания курса (приобретаемые компетенции, знания, умения, навыки)

1) Преподавание истории исторической науки ведётся с привлечением проблемного подхода.

2) Освоение проблематики истории исторической науки предполагает изучение взглядов на рассматриваемые проблемы ведущих научных центров, государственных органов, различных политических направлений, органов периодической печати.

3) В ходе изучения проблематики истории исторической науки студенты должны освоить понятийно-категориальный аппарат истории и методологии исторической науки.

II. Содержание курса

Разделы курса, темы и их краткое содержание

Введение.

Предмет, основные принципы ипериодизация истории исторической науки в России. Предмет истории исторической науки, связь еес другими историче­скими дисциплинами. Зависимость исторических представлений от состояния общест­ва. Факторы, воздействующие на формирование исторического знания (социальный запрос, политика и действия властных институтов, действия общественных сил, ресур­сы, направляемые обществом на получение, сохранение и распространение историче­ского знания). Основные принципы в истории исторической науки. Отношение современной науки к принципам "партийности" и "научной объективности" в историографии. Периодизация отечественной исторической науки в начале XVIII - XX столетии. Отношение современной нау­ки к"феномену советской историографии" иреальным критериям его периодизации.

Часть I. Российская историография в начале XVIII - середине XIX вв.

Тема 1.Становление исторической науки в России (XVIII- 30-е гг. XIX в.)

Предпосылки становления в России научно-исторических знаний. Преобразования Петра I и историческая мысль в России. Влияние идей Просвещения на историческую науку. Роль иностранных учёных в формировании методологии и методики исторических исследований. Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер. Формирование норманнской теории и полемика вокруг неё. М.В. Ломоносов.

Первые национальные русские историки. В.Н. Татищев и его «История Российская с самых древнейших времён» – первое систематизированное изложение русской истории с позиций рационализма. Аристократическая концепция русской истории в работах князя М.М. Щербатова. Исторические взгляды И.Н. Болтина.

Морально-этический подход к истории Н.М. Карамзина и развитие монархической концепции русской истории. Полемика вокруг «Истории государства Российского». Критика М.Т. Каченовским источниковой базы работы. Н.Г. Устрялов и обоснование прагматического подхода к истории. М.П. Погодин и развитие монархической концепции русской истории.

Тема 2.Историософская полемика в русском обществе 1830-40-х гг.

Философия истории П.Я. Чаадаева. «Философические письма», «Апология сумасшедшего». Начало спора западников и славянофилов. Взгляды Т.Н. Грановского. «Семирамида» А.С. Хомякова. Полемика вокруг фигуры Петра Великого.

Тема 3.Русская историческая наука в 1940-60-е гг. XIX в. Формирование и развитие историко-юридического направления.

Политика Николая I в области образования и культуры. С.С. Уваров. Влияние теории Гегеля на русскую историческую мысль. Т.Н. Грановский и его роль в возникновении новых направлений отечественной исторической науки. Формирование и развитие историко-юридического направления. К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьёв «История России с древнейших времён». История как объективный саморазвивающийся процесс. Специфика понимания государства и его отношений с обществом. Происхождение и роль самодержавия. Колонизационный фактор.

Тема 4.Русская историческая наука в последней трети XIX в.

Эволюция историко-юридического направления. Историко-правовые исследования А.Д. Градовского и В.И. Сергеевича. Концепция русской истории в трудах В.О. Ключевского. Значение «Курса русской истории». Развитие монархического подхода к истории трудах Д.И. Иловайского. К.Н. Бестужев-Рюмин и его роль в исторической науке. Теория культурно-исторических типов в работе Н.Я. Данилевского «Россия и Европа».

Наши рекомендации