Проблемы источниковедения в рамках методологии исторического материализма. Советский период XX века.

Знакомясь с основными характеристиками развития источниковедения в рамках методологии исторического материализма, следует учитывать слабую степень разработки темы, находящуюся на начальной стадии.

В первый период развития советской исторической науки в 1921-1928 годах представители «старой школы» ещё могли реализовывать в своей деятельности методологию источниковедения начала XX века:

- в рамках деятельности Главного управления архивным делом активно создавался Единый государственный архивный фонд. Удалось спасти основной массив документов (исторических источников) упразднённых советской властью учреждений разной функциональной принадлежности и разных уровней. Они были взяты на государственное хранение и учтены. Активным участником этого процесса был А.С. Лаппо-Данилевский;

- влияние на развитие методологии источниковедения оказали опыты И.М. Гревса в области комплексного восприятия двух граней культуры – внешней (материальной) и внутренней (духовной) в единой психологической интерпретации, то есть восприятие произведения (исторического источника) в его естественном окружении. Он сам называл их «психологическими путешественностями» (например, литература в её среде);

- появилась возможность обращаться к малодоступным документам по истории новейшего времени. В связи с этим возникла новая в отечественной исторической науке историко-революционная тематика и история народов России. Освоение источников по этим темам проводилось с помощью единого культурологического подхода. Заметны исследования в этой области С.Н. Валка, А.Е. Пресняков, А.И. Андреева. Однако возведение документов новейшего времени в статус исторических источников в рамках методологии исторического материализма к концу 20-х годов XX века не состоялось.

Период конца 20-х – начала 50-х годов XX века свидетельствовал о способности источниковедения к возрождению в условиях исторического материализма. Ставший единственно возможным методом исследований в советской исторической науке, «истмат» не занимался изучением природы исторических источников. Он предполагал извлечение из них фактического материала, который интерпретировался в духе партийной идеологии. Но в этот же период шло «молчаливое сражение за профессионализм историка». Государство испытывало объективную потребность в документальном обеспечении управления, нужен был подлинный, а не идеологизированный профессионализм.

В результате в 1930 году был открыт Московский государственный Историко-архивный институт. Курс источниковедения в нём читали ученик А.С. Лаппо-Данилевского П.Г. Любомиров, а затем М.Н. Тихомиров. Последний впервые в отечественной исторической науке разработал фундаментальный курс источниковедения отечественной истории, охарактеризовал все важнейшие виды её источников с древнейших времён до конца XIX века. Результаты опубликованы в учебной книге М.Н. Тихомирова «Источниковедение истории СССР». М.,1962. Вып.1-2.

В 1940 году преподаватель Историко-архивного института А.И. Андреев, следуя методологии источниковедения А.С. Лаппо-Данилевского, рассмотрел источники по истории Сибири как явления культуры своего времени, разработал видовые методы критического исследования русских картографических, письменных, изобразительных и других источников в сравнительной перспективе. Результаты были опубликованы в Москве в 1940 и 1960-1665 годах в «Очерках по источниковедению Сибири».

В 40-х годах XX века теоретические проблемы источниковедения были затронуты в творчестве выдающегося советского историка Л.В. Черепнина. Их можно рассматривать в русле полемики с А.С. Лаппо-Данилевским о природе исторического источника. А.С. Лаппо -Данилевский определял источник как реализованный продукт человеческой психики, явление культуры. Л.В. Черепнин так же определял источник как явление культуры, но считал его продуктом общественной борьбы и социальных противоречий эпохи. Поэтому, по мнению Л.В. Черепнина, источник реализуется не таким, каким человеческая психика его замыслила, но несущим на себе отпечаток среды его возникновения. Эти положения обозначены в сочинении Л.В. Черепнина «Русские феодальные архивы». М., 1948-1950. Т.1-2.

Источниковедение истории советского общества разрабатывал М.Н. Ченоморский. Впервые в советском источниковедении стала преодолеваться временная дистанция: документы ещё не вышедшие из политической, социальной, культурной жизни могли интерпретироваться как исторические источники, требующие критического анализа.

В 50-80-хгодах XX века в большей степени развивается методика анализа источников советского периода через решение проблемы о правомерности применения к ним методов научной критики и интерпретации. Это вполне объяснимо в условиях идеологического контроля над исторической наукой. В указанный период наиболее заметные обобщающие исследования в области источниковедения принадлежат академику И.Д. Ковальченко. Помимо учебника по источниковедению «Источниковедение истории СССР», изданного в Москве в 1981 году, он является автором работы «Методы исторического исследования», изданной в Москве в 1987 году. В них впервые была высказана идея о возможности использования ряда положений учения об информации для решении проблем источниковедения.

Внимание!

В советский период в условиях развития исторической науки в рамках исторического материализма источниковедение сохранило возможность к развитию, хотя и с отпечатком партийно-государственного давления на гуманитарное знание в целом. Значительный массив документального наследия Российской империи был спасён. Началось источниковедческое изучение источников новейшего времени. Появилась возможность интерпретации источников, находящихся в социальной, политической и культурной жизни. Появились фундаментальные курсы источниковедения М.Н. Тихомирова и И.Д. Ковальченко. Отдельные исследователи продолжали рассматривать источники как явления культуры, развивать теоретические представления о природе источников. По мнению О.М. Медушевской метод источниковедения практически сформировался как научный, когда стал применять структурный подход к решению проблемы значимости информационного ресурса источника. Речь идёт о создании концепции общего курса источниковедения в МГИАИ в 50-е годы XX века. Он означал отказ от перечислительного пересказа, тематического обзора источников по заранее заданным темам и утверждение видового принципа изучения и видовой конфигурации источниковой базы отечественной истории.

Наши рекомендации