I. 2007-2008 - Годовая тема «Земляки. История в лицах»
1. Обработка уже имеющихся фондов.
2. Получение статуса «Школьный музей».
3. Привлечение общественных организаций к сотрудничеству с музеем: Городского совета ветеранов войны и труда, Комитета по делам молодежи, Музейного объединения г. Череповца. Создание совместных проектов.
4. Комплектование фондов по теме «Земляки».
5. Разработка проекта картинной галереи по теме «Земляки. История в лицах», посвященного 230-летию г. Череповца.
6. Привлечение к работе музея участников годовой патриотической игры «Виват, Россия!».
7. Привлечение к деятельности музея городского методического объединения учителей истории.
II. 2008-2009 – Годовая тема «Забытые войны»
1. Комплектование фондов по теме «Забытые войны».
2. Создание электронной «Книги учета» фондов.
3. Проведение выставки презентации «Из фондов музея».
4. Подготовка учебного кабинета клуба «Исток» к использованию и проведению экспресс-выставок и проведение выставки к 30-летию клуба «Исток».
5. Привлечение к работе музея ветеранов локальных войн ХХ века.
6. Организация конкурса по теме «Забытые войны» среди школьников города.
7. Организация передвижной выставки по теме «Забытые войны».
III. 2009-2010 – Годовая тема «Человек и война»
1. Создание электронных тематических картотек.
2. Организация конкурса по теме «Человек и война» среди школьников города.
3. Реконструкция основной экспозиции «Одна на всех» по теме «Человек и война».
4. Использование мультимедийных проектов по теме «Человек и война» для отдаленных школ.
5. Привлечение к посещению музея жителей города.
6. Разработка аудиоэкскурсии для одиночных посетителей.
7. Создание картотеки форм научно-просветительной музейной деятельности.
Предполагаемые результаты:
- Создание системы самоуправления в музее.
- Расширение целевой аудитории музея – школьники из отдаленных от центра районов, ветераны, жители микрорайона, сельские школы.
- Совершенствование форм фондовой работы – создание электронной книги учета, создание тематических картотек.
- Использование современных технологий в экспозиционной и научно-просветительской деятельности.
- Максимальное использование фондов музея для научно-просветительской и научно-исследовательской деятельности путем создания тематических передвижных и экспресс-выставок.
Программа «Основы музейного дела»
- часть образовательной программы клуба «Исток»
I. Пояснительная записка
Образовательная программа туристско-краеведческого клуба «Исток» носит комплексный и интегративный характер. Направления данной программы: «Туризм», «Краеведение», «Я и другие». Они взаимосвязаны друг с другом. Краеведение и туризм взаимодополняют друг друга, от их соединения многократно возрастает и образовательный и воспитательный потенциал деятельности. Блок «Я и другие» дает возможность цементировать коллектив.
Одним из направлений краеведческой работы является музееведение. Данная таблица показывает роль и место курса «Музееведение» в образовательной программе клуба «Исток».
УРОВНИ ПРОГРАММЫ | КРАЕВЕДЕНИЕ | Я И ДРУГИЕ | ТУРИЗМ |
Деятельностный (проблемно-поисковый) | НОУ Музееведение Военная история | Организаторская деятельность Социальное проектирование | Турист-спортсмен Спасатели |
Учебный (информационный+ проблемно-поисковый) | НОУ Музееведение Военная история | Основы организаторского мастерства | Турист-спортсмен Спасатели |
Базовый или пропедевтический по направлениям (информационный) | Основы краеведения Музееведение | Я и «Исток» | Основы туризма |
Взаимодействие музееведческого направления с другими направлениями клуба:
· Туристы-спортсмены и спасатели могут находиться в составе экспедиционных отрядов и выполнять годовое задание музея, а так же выполнять в походах разовые задания.
· Организаторская группа и группа социального проектирования могут осуществлять музейные социальные проекты и быть организаторами массовых дел музея.
· Научное общество учащихся может осуществлять музейные исследовательские проекты.
· Ребята, интересующиеся военной историей, могут разрабатывать музейные проекты военной направленности.
Актуальность образовательной программы
Школьный музей – феноменальное явление, так как он находится в «пограничной» сфере между культурой и образованием, соединяя в своей деятельности образовательные и социокультурные технологии, тем самым увеличивая потенциал воспитательной деятельности.
Музей исторического профиля имеет возможность приобщать школьников к истории родного края, через изучение своей малой родины пробуждать в молодом поколении чувство патриотизма.
Деятельность школьного музея способствует освоению исторического опыта, формированию гражданской ответственности, приобретению навыков работы с первоисточниками, выработке умений самостоятельного анализа. Активная деятельность школьников в музее прививает им навыки самоорганизации и самоуправления.
Интенсивность современного информационного потока и преимущественное развитие технологий подвижного изображения (от кинематографа до компьютерного виртуального мира) приводит к понижению способности сосредоточения, осмысления и способности прочувственно наблюдать неподвижные объекты. Деятельность школьного музея может способствовать формированию визуального мышления, приобщая ребенка к окружающему миру через памятники истории.