Миссия музея «Времен связующая нить»
Школьный музей не может и не должен подменять систематическую экспозицию государственного исторического музея, но обязанность музея – объективная трактовка исторических событий, особенно «острых» для современной историографии. Что для нас является критерием объективности? Во-первых, взгляд на событие с точки зрения разных социальных слоев, во-вторых, оценка исторического события участниками и очевидцами событий, обычными людьми, с которыми мы встречаемся в наших историко-краеведческих экспедициях.
В современном историческом знании существуют «разрывы», когда «настоящей» историей России признается какой-то один ее период, а остальные воспринимаются как результат роковых ошибок и деятельности тех или иных злобных сил. В результате оказалось утраченным единственно адекватное масштабам и возможностям России самосознание – самосознание развитого общества и государства, субъекта современного миропорядка со своими целями и интересами.
Исторический музей не должен ставить перед собой задачу дать единственно правильную трактовку исторических событий, особенно событий ХХ века. Да это практически невозможно, так как в исторической науке нет единства в толковании событий. Задача музея – показать факты, возбудить интерес к истории, поставить проблему.
В музее «Времен связующая нить» приоритетными признаются не столько «интересы потребителя», хотя их нельзя не учитывать в современных условиях, сколько научно-историческое знание, способствующее историческому самосознанию общества. Укрепление государственности на данном этапе развития общества требует пробуждения, мобилизации исторического сознания общества.
Музейные предметы, экспонируемые в музее «Времен связующая нить» и отражающие историческую реальность, должны быть представлены широкой публике, и, прежде всего, подрастающему поколению как информация для размышления о прошлом своего народа. Это способствует формированию исторического сознания. Работу с подлинными свидетельствами прошлого, с теми образами, которые символизируют данное общество, не заменят ни экраны, ни газеты, ни журналы, ни даже учебники.
В музееведении различаются «функциональные» и «общественные» связи музейного предмета. Первые говорят о том, в каком качестве он функционировал в среде бытования, как он воспринимался создавшими и использовавшими его людьми. Вторые раскрываются в процессе изучения этого предмета в породивших его общественных отношениях. Постижение этих общественных связей и должно составлять главную заботу музея исторического профиля.
Раскрывая в экспозиции значение предметов в породившем их обществе, показывая людей и их общественные отношения посредством музейных предметов, музей имеет возможность предоставить людям возможность осмысливать свое историческое и культурное наследие, тем самым, внося определенный вклад в дело преодоления нынешнего кризиса национально-государственного самосознания.
Миссия музея – способствовать сохранению исторической памяти и формированию исторического самосознания подрастающего поколения через музейные формы работы.
Цель деятельности музея:гражданско-патриотическое воспитание молодежи музейными средствами.
Задачи
- Максимальное привлечение школьников ко всем направлениям деятельности музея.
- Привлечение к деятельности музея общественности города (ветеранские, молодежные организации).
- Использование современных технологий во всех сферах музейной деятельности и трансляция опыта среди руководителей школьных музеев.
- Изучение и расширение целевой музейной аудитории.
Принципы деятельности музея
1. Принцип научности, связи с профилирующей дисциплиной.
2. Принцип «музей руками детей и для детей».
3. Принцип дальнейшего развития на основе новейших достижений исторической науки и музеологии.
Цель деятельности музея определяет его главную черту – максимальное использование музея в учебной деятельности общеобразовательной школы: для проведения уроков истории, рисования, литературы, английского языка и др. Кроме того, музей должен в полной мере быть задействован во внеклассной работе школ города.
Музей является местом встречи поколений. В этой связи мы выбираем два направления работы: проведение мероприятий классных коллективов вместе с бабушками и дедушками, а также приглашение ветеранов со своими внуками. Формы работы должны соответствовать возрасту детей. Если для младших подходят совместные с бабушками и дедушками занятия, то для старших необходимо использовать дискуссионные формы.
Основным условием выполнения вышеуказанных предложений является налаживание тесных связей с Управлением образования, Советом ветеранов, музеями Череповецкого музейного объединения, ЧГУ, библиотеками, с молодежными и детскими организациями, СМИ, семьями воспитанников.