Историко-краеведческие экспедиции – способ комплектования фондов школьного музея
Ольга Михайловна Мануйлова– педагог дополнительного образования высшей категории, методист высшей категории, «Отличник народного просвещения». Окончила Ярославский государственный университет, исторический факультет. Работала учителем истории в пос. Яшкино Кемеровской области, затем учителем истории и старшей пионервожатой в Климовской школе Череповецкого района. В настоящее время работает во Дворце детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой руководителем туристско-краеведческого клуба «Исток». Ольга Михайловна – неутомимый педагог-исследователь, для которого работа с детьми является образом жизни. От идеи создания школьного музея до воплощения в жизнь задуманных интерактивных проектов ребята из клуба «Исток» прошли долгий период экспедиционного поиска, совместного творчества. Мы предлагаем руководителям школьных музеев воспользоваться опытом краеведа-практика.
Введение.
Являясь особым социальным институтом, школьные музеи обладают мощным образовательным и воспитательным потенциалом. В деятельности музея наиболее последовательно воплощена идея сотворчества педагогов и учащихся. Роль педагога - научить школьников основам музееведения, привлекая для этого специалистов-музейщиков, стать консультантом в решении сложных задач и быть рядом с ними в повседневной деятельности, делить с ними радости и искать пути решения возникающих проблем.
Работа в школьном музее способствует освоению исторического опыта, формированию гражданской ответственности, приобретению навыков работы с первоисточниками; у юных музейщиков появляется глубокий интерес к истории края, к истории Родины.
Основу реализации музеем документирующей функции составляет комплектование фондов. Комплектование является начальной стадией создания музея, необходимым условием его существования и развития. Поэтому так важно правильно организовать и вести поисково-собирательскую работу, четко представлять цели и задачи комплектования музейного собрания, знать и уметь выполнять основные правила и методические приемы, применяемые в процессе поисково-собирательской работы школьного музея.
Изымая предмет музейного значения из среды бытования, где он гармонично вписывался в действительность, и где он имел десятки или сотни связей с этой действительностью, мы несем за него ответственность. Если мы не описали правильно предмет музейного значения, не записали историю его создания и бытования, его значение и место в историческом событии, его легенду, мы значительно снижаем его значимость, а иногда и уничтожаем его как исторический источник.
Автор методических разработок в течение 29 лет занимался туристско-краеведческой и поисково-собирательской деятельностью, три года в школе и почти 26 лет во Дворце детского и юношеского творчества им. Алексеевой в качестве руководителя туристско-краеведческого клуба «Исток». Значение этой деятельности и понимание необходимости ее правильного выполнения пришло с опытом. С 1994 года клуб «Исток» стал совершать историко-краеведческие экспедиции. Летом – полевые, а зимой – с ночевкой в сельских школах. Целью экспедиций вначале была запись воспоминаний, а затем – и сбор предметов музейного значения. Более тысячи воспоминаний, которым придан статус документа, переданы в Череповецкий государственный архив. В 2004/2005 уч. году члены туристско-краеведческого клуба «Исток» создали музейную экспозицию, посвященную 60-летию Победы. При написании данных методических рекомендаций автор использовал опыт работы туристско-краеведческого клуба «Исток».
II. Комплектование фондов
Одной из главных функций музея является научно-документационная. Музеи предназначены научно документировать явления, процессы, закономерности развития общества и природы посредством создания и сохранения коллекций, составляющих музейное собрание.
Процесс создания коллекций, т.е. выявление, отбор и приобретение предметов музейного значения, называется комплектованием фондов.
Фонды музея – это совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов с относящимися к ним научно-вспомогательными материалами т.е. предметами, не обладающими свойствами музейных предметов, но помогающими их изучению и экспонированию (различными воспроизведениями-копиями, муляжами; макетами, слепками, реконструкциями, картами, планами, чертежами, схемами и т.д.).
Основу музейных фондов составляют музейные предметы. Музейный предмет – это извлеченный из реальной действительности, из среды бытования предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Он является носителем социальной или естественно-научной информации, культурно-исторической ценностью.
В зависимости от типа музейных предметов (или источников) в основном фонде выделяют вещевые, письменные, изобразительные, фото-кино-видео- аудиоисточники.
Цельюкомплектования фондов является создание музейного собрания, комплексно отражающего исторические процессы, соответствующие профилю музея.
Задачикомплектования фондов следующие.
· Создание научно-полноценной экспозиции, построенной на основе подлинников.
· Сохранение памятников истории и культуры.
· Проведение научно-исследовательской и культурно-просветительной работы на основе подлинников.
Этапы комплектования (их последовательность, может варьироваться).
· Выделение интересующих музей исторических, историко-литературных и др. фактов или фактов современной жизни.
· Определение объектов действительности для музейного изучения с целью комплектования фондов.
· Выявление предметов музейного значения.
· Приобретение предметов музейного значения и превращение их в музейные предметы.
Принципы комплектования.
- Комплексность источников при формировании любой коллекции (персональной, тематической). Не должно быть «ограниченного» сбора материала, например, при формировании коллекции ветерана войны неправильно собирать материал, касающийся только его участия в военных действиях, и не учитывать материалы предвоенных и послевоенных лет.
- Неделимость фонда. Нарушение этого принципа приводит к тому, что документы и вещи одного лица (предприятия, учреждения) оказываются в разных музеях, в разных коллекциях).
- Изучение среды бытования предметов музейного значения.
- Краеведческий принцип комплектования.
- Мемориальность. Музейные предметы приобретают более высокую значимость и ценность при выявлении их автора, владельца, дарителя и т.д.
- Научная обоснованность комплектования фондов обеспечивается разработкой концепции комплектования фондов. Концепция комплектования фондов - это обобщенная система представлений о задачах, направлениях, формах и методах комплектования фондов музея в соответствии с его профилем и местом в музейной сети.
При подготовке концепции комплектования
- определяется круг процессов, явлений, подлежащих документированию.
- Определяются хронологические рамки темы комплектования.
- Определяются методы комплектования (тематический, систематический, т.е. сбор коллекций однотипных предметов; комплексный, содержащий элементы тематического и систематического).
- Определяются общие и частные критерии отбора предметов в музейный фонд. Общие критерии: информативность – свойство предмета давать информацию, быть источником знаний; экспрессивность – способность предмета оказывать на человека эмоциональное воздействие; аттрактивность – способность предмета привлекать внимание своим внешним видом; репрезентативность – способность предмета наиболее полно отражать события, явления, процессы; репрезентативность включает в себя свойство предмета быть типичным или уникальным в настоящий момент или на момент его создания. Частные критерии: сохранность, профильность, физическая возможность хранения предмета в музее.
Экспедиция является одной из самых сложных форм комплектования фондов, но и самой результативной, если проводится регулярно и с соблюдением определенных правил.