Геката и ее почитание в наши дни
Определенное изменение образа богини с веками нельзя списывать только на особенности человеческого восприятия. Это касается и самой природы Гекаты, и тут не столь важно, воспринимать ее как оккультно-философский принцип, архетип коллективного бессознательного, или же как реальную меняющуюся сущность. В христианскую эпоху, как уже было сказано выше, Геката изредка фигурирует в нескольких не особо известных гримуарах да редких оккультных работах[11] и, наконец, в «Макбете» Шекспира. Тем не менее, она сохраняет определенную известность, и появляется даже в русских источниках. В источниках XII века есть упоминание некой Екатии: «Иже от первенець лаконьская требищная кровь… и тою[кровью] мажютъ Екатию богыню, сию же девоу творять и Мокошь чтоутъ»[12]
С 16 века Геката постепенно начинает пониматься как королева ведьм, образ, обладающий ныне огромной популярностью и столь же неоднозначный. Во всяком случае, в начале XX века в оккультной среде возрождаются всевозможные обращения к богине. Появляются довольно зловещие воззвания к ней, слепленные из разных позднеантичных заклинаний. В русскоязычной среде очень известно одно такое синтетическое воззвание, опубликованное в начале XX века: «Подземная, земная и небесная Бомбо, приди, богиня обочин и перекрестков, светоносная, ночестранница, ненавистница света, подруга и спутница ночи, ты, кому в радость собачий лай и алая кровь, ты, блуждающая среди трупов, кровожадная, вселяющая ужас в смертных, Горго, и Мормо, и многоликая Мена [Луна]! Благосклонно прими возлияния наши!»
Такие имена как Бомбо, Горго, Мормо проскальзывают в ряде христианских источников 4 века, цитирующих позднеантичных авторов, но что они значат доподлинно, как соотносятся с Гекатой и насколько здесь сыграл эффект «испорченного телефона» – вопрос спорный. Рискну предположить, что в данном случае богиня могла вобрать в себя черты греко-египетских, эллинистических богов и даже совсем примитивных африканских духов.
Важно то, что на сегодняшний день эти воззвания, их фрагменты и вольные пересказы распространены и в русскоязычном и в англоязычном Интернете. И никто давно уже не задумывается, откуда конкретно они взяты. Тем не менее, надо заметить, что на Западе богиню исследуют более добросовестно и скрупулёзно, нежели у нас. К сожалению, большая часть западных книг не переведена на русский язык.
В русскоязычном пространстве есть несколько достойных работ, посвященных Гекате, но они немногочисленны, недостаточно всесторонни и находятся по соседству с работами, скажем мягко, не слишком достойными. Поэтому я считаю крайне необходимым осветить историю вопроса. Гекату у нас больше всего любят, во-первых, те, кто зовет себя тёмными практиками, во-вторых, виккане, и, в-третьих, практики-одиночки. Возможно, ее исследуют ордена, но чаще всего это закрытая информация, хотя известно, что Алистер Кроули сочинил очень колоритный гимн Гекате (см. источники).
Надо отдать должное, темные практики первыми стали изучать Гекату и публиковать кое-какие материалы по ней. Началось всё с того, что в далеком 1993 году человеку, известному в сети под псевдонимами Шам Эя Цикон, или же Селар, явилась некая женщина в черном одеянии[13]. И это событие условно можно считать началом традиции некромагической Гекатианы (Здесь и далее Гекатианой я буду называть именно традицию Селара) в России. Трудно сказать, насколько Селар и его сподвижники действительно далеко продвинулись в исследовании богини, так как многой информации по его культу нет в открытом доступе.
Так или иначе, раннего Цикона-Селара воспринял практически весь Интернет, его крайне неоднозначная работа «Путь темных богов» - одно из первых практических пособий, где описываются авторские ритуалы, посвященные Гекате. В ПТБ слились воедино и авторские материалы, и Папюс, и даже кое-что из фэнтези Ника Перумова. За десять лет эта книга стала притчей во языцех и во многом привлекла интерес к Гекате не слишком критичных, а чаще не слишком умных сатанистов и колдунов. Знаменитая цитата: «Геката принимает в жертву черных собак и щенков. Основной аспект принесения жертвы, основная физическая составляющая, принимаемая Богиней – кровь. Поэтому мучить жертвы не рекомендуется. Жертва убивается резким ударом жертвенного ножа по шее…» – вот уже долгие годы вдохновляет толпы кошкодавов, и никакие опровержения автора о том, что это не более чем указание на «классиков» не помогают.
Тем не менее, прошло уже много лет и сегодня Селар производит впечатление куда более опытного и адекватного практика. Но всё же есть моменты, которые следовало бы осветить. Надо четко понимать, что его Гекатиана и Культ Древних в широком смысле представляет собой конкретную традицию, с конкретными мифами, их определенной трактовкой и с особой теологией, сочетающей греческий, шумерский и отчасти лавкрафтианский пантеоны[14]. На основании этого Селар предлагает систему практик, направленную на работу преимущественно с некро-энергиями. Это видно не только в «Пути темных богов», но в других материалах культа. Культ ориентирован на жесткий, «черный» формат работы. По скромному личному опыту я понимаю, почему это так, и всё же, позволю себе заметить, что это далеко не единственная и уж ни в коей мере не единственно верная интерпретация богини. Об этом же вполне недвусмысленно говорят первоисточники. Мне неизвестно, стремится ли культ Селара монополизировать свою интерпретацию богини или нет, но, в любом случае, настоящая статья, не имеет никакого отношения к описанной выше Гекатиане, а также не является ее вольным пересказом. Хотя это и не означает, что работы Селара надо абсолютно игнорировать.
Что еще можно встретить, исследуя Гекату в России? Практически сразу можно нарваться на движение некоего Роя Мрачного Жнеца (привет Праттчет). Его основной труд, «Малая Книга Гекаты», на 60% состоит из плагиата работ того же Селара, а остальные 40% из расписывания иерархии придуманного автором культа (который тоже называется Гекатианой), описания ужасных разборок с неверными: «…начиная с этой ступени, адепт больше уже НИКОГДА не сможет повернуть назад и отречься от Богини – предателей и отступников уничтожают ЛЮБЫМИ ДОСТУПНЫМИ СПОСОБАМИ». Книга так же полна высокопарными высказываниями о «презренном племени Адама…». Еще автору приписываются слова: «Я – потомок царских кровей, Его Превосходительство, сын Гекаты, глава Жнецов, Чёрная Луна, Высший Судья, Мрачно-лунно-мёртвый Жнец…» – думаю, в комментариях это не нуждается. Прискорбно, что подобные работы проникают даже в приличные оккультные журналы.
Помимо темных практиков, много внимания на Гекату обращают виккане. Подчеркну – речь идет о российских викканах, у которых нет конкретной традиции и четкой теологической модели. Однако в самых общих чертах Геката считается ипостасью триединой лунной богини, и через нее тесно сливается с другими богинями, в т. ч. с теми, к которым не имеет вообще никакого отношения. И если у Гекатианы Селара используются первоисточники, то у виккан они часто вообще игнорируются. Среди них, конечно же, немало достойных людей, сумевших для себя прояснить то, что не смогло большинство, однако ориентация российской викки на массового потребителя сделала свое черное дело. И общая картина выглядит довольно удручающе. Геката у многих виккан обладает чертами этакой защитницы угнетенных женщин, заступницы униженных и т. д. Ей часто приписываются несвойственные черты, феминизм и многое другое. Зачастую нет вообще никаких критериев для исследований личного опыта, т. е. царствует тотальный субъективизм. Между тем, ничего феминистического в источниках нет. К примеру, за несчастную Медею, которую бросил Ясон, никто не вступился, хотя Медея и была величайшей в истории (или в мифологии) жрицей богини. И никаких оснований видеть в Гекате богиню-борца за права угнетенных женщин и пролетариата тоже нет. Здесь я склонен согласиться с Селаром – Геката в любой интерпретации действительно покровительствует сильным и достойным, а не занимается утешением немощных. Христианское мышление, в скрытой форме пронизывающее современное коммерческое неоязычество: «Ни один волос не упадет с головы человека, если на то не будет Воли Божией» – ни в язычестве, ни в оккультизме не работает. Практик отвечает за себя сам. И перед собой, и перед богиней. И полагается в первую очередь тоже на себя. Тем не менее, именно викканам надо сказать спасибо за то, что под их влиянием на Гекату стали обращать больше внимания в России, и не только на ее некро-аспект.