Рубрика n 2. люби и защищай родину
Проблемы
1. Человек и родина
2. Связь человека со своим народом
Утверждающие тезисы
1. Люби, цени и защищай свою отчизну.
2. Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.
3. Каждый из нас - живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее
Цитаты
1. Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К. Паустовский).
2. Потомство мое прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству (А. Суворов).
3. Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством (В. Белинский).
Аргументы
Человек не может без своей родины
1) Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скитаний, наконец, выбрался к границе. Еще минута - и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался полиции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.
2) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.
3) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время гражданской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.
4) Африканские невольники, вывезенные в Америку, тосковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой.
5) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома - чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык ... Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все.
6) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предложили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом, платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался.
7) Когда в середине 19 века английская эскадра осадила сто лицу Турции Стамбул, все население встало на защиту своего города. Горожане разрушали собственные дома, если они мешали турецким пушкам вести прицельный огонь по вражеским кораблям.
8) Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу победить тебя?».
Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.
9) Когда над Англией нависла угроза страшной и опустошительной войны с Испанией, то все население, доселе раздираемое враждой, сплотил ось вокруг своей королевы. Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого звания записывались в ополчение. Даже пираты вспомнили о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага. И «непобедимая армада» испанцев была разгромлена.
10) Турки во время своих военных походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам, превращали в воинов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и покорности, новые воины станут надежным оплотом государства. Но этого не произошло: янычарам нечего было защищать, жестокие и беспощадные в бою, они при серьезной опасности обращались в бегство, постоянно требовали повышения жалованья, отказы вались служить без щедрой награды. Кончилось все тем, что отряды янычар расформировали, а жителям под страхом смерти запрещалось даже произносить это слово.
11) Античные историки рассказывают об одном греческом атлете, который отказался воевать за Афины, объяснив это тем, что ему нужно готовиться к спортивным состязаниям. Когда же он изъявил желание участвовать в Олимпийских играх, граждане ему сказали: «Ты не захотел разделить с нами горе, значит, ты не достоин и того, чтобы делить с нами радость».
12) Знаменитый путешественник Афанасий Никитин во время своих странствий повидал много диковинного и необычного. Об этом он рассказал в своих путевых заметках «Хождение за три моря». Но экзотика дальних стран не погасла в нем любви к отчизне, напротив, в его душе еще сильнее разгорелась тоска по отчему дому.
13) Однажды во время первой мировой войны на одном военном совещании Николай-2 произнес фразу, которая начиналась так: «Мне и России ... ». Но один из генералов, присутствующих на этом совещании, вежливо поправил царя: «Ваше Величество, ВЫ, наверное, хотели сказать «России и Вам ... » Николай П признал свою ошибку.
14) Лев Толстой в своем романе «Война И мир» раскрывает «военную тайну» - причину. которая помогла России в Отечественной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить.
] 5) Великий русский писатель И. Тургенев называл себя Антеем, потому что нравственные силы ему давала именно любовь к отчизне.
16) Наполеон, войдя в Россию, знал, что крестьяне сильно притеснялись помещиками, поэтому надеялся на поддержку простого народа. Но каково было его удивление, когда ему доложили, что мужики не хотят продавать фураж за твердую валюту. «Они не понимают своей выгоды?!» - в недоумении и растерянности воскликнул император.
17) Когда выдающийся русский врач Пирогов придумал аппарат для вдыхания эфирных паров, то он обратился к одному жестянщику с просьбой изготовить его по чертежам. Жестянщик узнал, что этот аппарат предназначен для оперирования солдат, воевавших во время Крымской войны, и сказал, что сделает все бесплатно ради российского народа.
190 Немецкий генерал Гудериан вспоминал поразивший его случай. Во время Великой Отечественной войны был захвачен советский артиллерист, который в одиночку волок пушку с единственным снарядом. Оказывается, этот боец подбил четы ре вражеских танка и отразил танковую атаку. Какая сила заставила солдата, лишенного поддержки, отчаянно сражаться против врагов - этого немецкий генерал не мог понять. Именно тогда он произнес ставшую исторической фразу: «Не похоже, чтобы через месяц мы гуляли по Москве».
20) Бойца Красной Армии Никодима Корзенникова называют феноменальным: это был единственный во всех армиях мира глухонемой от рождения солдат. Он пошел добровольцем на фронт, чтобы защищать свою родину. Спасая командира отряда, он попал в плен. Его жестоко избивали, не догадываясь, что ОН просто не способен выдать какие-либо военные тайны - глухонемой! Никодима приговорили к повешению, но он ухитрился сбежать. Раздобыл немецкий автомат и вышел к своим. Он воевал пулеметчиком на самых опасных участках войны. Откуда у этого человека, который не мог ни слышать, ни говорить, взялись силы делать то, в чем ему отказала сама природа? Конечно, это была искренняя и самозабвенная любовь к родине.
21) Знаменитый полярник Седов подарил как-то балерине Анне Павловой красивую умную лайку. Анна Павлова любила брать эту собаку с собой на прогулку. Но случилось непредвиденное. Ехали они мимо заснеженной Невы, лайка увидела бескрайние просторы снежного поля, с лаем выскочила из саней и, радуясь знакомому пейзажу, быстро исчезла из виду. Так и не дождалась Павлова своего питомца.
Рубрика N 3. «Бороться и искать. Найти и не сдаваться!»
1. Проблемы
1. Смысл человеческой жизни
2. Верность своему призванию
3. Поиск жизненного пути
4. Истинные и ложные ценности
5. Счастье
6. Свобода
П. Утверждающие тезисы
1. Смысл человеческой жизни заключается в самореализация.
2. Любовь делает человека счастливым.
3. Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы.
4. Служить делу жизни - вот главная цель человека.
5. Человека нельзя лишать свободы.
6. Нельзя насильно сделать человека счастливым.
111. Цитаты
1. Непреодолимого на свете нет ничего (А. В. Суворов, полководец).
2. Только труд дает право на наслаждение (Н. Добролюбов, литературный критик).
3. Чтоб жить честно, надо рваться путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость (Л. Толстой, писатель).
4. В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни (В. Вересаев, писатель).
5. И не светятся больше ночами два крыла у меня за плечами (А. Тарковский, поэт).
6. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (А.Маклин, английский писатель).
7. Смысл жизни не в том, чтобы удов.i1етворить свои желания, а в том, чтобы их иметь (М. Зощенко, русский писатель).
8. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (Д.Ору ЭМ, английский писатель).
9. Не существует больших талантов без большой воли (О. Бальзак, французский писатель).
10. Думать и творить, творить и думать - вот основа всякой мудрости (И. Гете, немецкий писатель).
11. Человек рожден, чтобы жить или в конвульсиях беспокойства или в летаргии скуки (Вольтер, французский писатель). 12. Человек, выбравший зло, в определенной степени лучше того, кого принудили к Добру (Э. Берджес, английский писатель).
IV. Аргументы
Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье
1) Давайте представим, что какой-то добрый волшебник или какие-то высокоразвитые инопланетяне решили облагодетельствовать человечество: они избавили людей от необходимости трудиться, возложив всю работу на умные машины. Что стало бы тогда с нами, с нашей вековой мечтой о праздной и веселой жизни? Человек бы утратил радость преодоления, и жизнь превратилась бы в мучительное существование.
2) Из крошечного яблоневого семечка, брошенного в землю, со временем вырастет дерево, которое будет давать сладкие, сочные плоды. Так и человек должен реализовать заложенные в нем природой силы, прорасти, чтобы плодами своих трудов радовать людей.
3) Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви».
4) Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жителей-индейцев в специальные поселения - резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы, лишенные необходимости своим трудом добывать себе пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода.
5) Самореализация - одна из важнейших потребностей человека. С точки зрения мещанина, считающего спокойную сытость высшим благом, поступок декабристов кажется верхом безумия, каким-то нелепым чудачеством. Ведь почти все они выходцы из богатых семей, довольно успешно делали карьеру, были известны. Но жизнь противоречила их убеждениям, их идеалам, и они променяли роскошь на кандалы каторжников ради своей цели.
6) Некоторые туристические фирмы в CШA предлагают своим клиентам странные виды отдыха: пребывание в плену, по бег из плена. Расчет верный, потому что люди, уставшие от скуки, от унылой повседневности, готовы платить огромные деньги, чтобы оказаться в экстремальных условиях. Человек нуждается в трудностях, нуждается в борьбе с лишениями и опасностями.
7) Один талантливый изобретатель придумал тару, в которой не билась посуда, придумал особые тележки для транспортировки древесины. Но его изобретения никого не заинтересовали. Тогда он стал делать фальшивые деньги. Его поймали и посадили в тюрьму. Горько сознавать, что общество не сумело создать условия для того, чтобы этот человек смог реализовать свой незаурядный талант.
8) Некоторые ученые продолжают утверждать, что не человек произошел от обезьяны, а напротив, обезьяна произошла от людей, которые в результате деградации превратились в животных.
10) В журналах рассказывали о любопытном эксперименте ученых: возле норы, ИЗ которой доносились угрожающие звуки. Они поставили клетку с крысами. Зверьки осторожно стали подкрадываться к норке, заглядывать в нее, а потом, поборов страх, полезли вовнутрь. Что же заставило животных лезть туда? Корм у них был! Никакой физиологической потребностью невозможно объяснить такое «любопытство»! Следовательно, животным тоже присущ инстинкт познания. Есть какая-то могучая сила, которая заставляет нас открывать что-то новое, расширять границы уже познанного. Неугасимая любознательность, неиссякаемая жажда истины - это неотъемлемые качества всего живого.
11) Акула, ecли перестает двигать плавниками, камнем пой дет на дно, птица, если перестанет махать крыльями, упадет на землю. Так и человек, если в нем угаснут стремления, желания, цели, рухнет на дно жизни, его затянет густая трясина серой обыденности.
12) Река, которая перестает течь, превращается в зловонное болото. Так и человек, который перестает искать, думать, рваться, утрачивает «души прекрасные порывы», постепенно деградирует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием.
13) Всех героев Л. Толстого правильнее делить не на плохих и хороших, а на тех, кто изменяется, и тех, кто утратил способность к духовному саморазвитию. Нравственное движение, неустанный поиск самого себя, вечная неудовлетворенность это и есть, по мнению Толстого, наиболее полное проявление человечности.
14) А.Чехов в своих произведениях показывает, как умные, полные сил люди постепенно утрачивают свои «крылья,>, как в них угасают высокие чувства, как они медленно погружаются в болото обыденности. «Никогда не сдавайся!», - этот призыв звучит почти в каждом произведении писателя.
15) Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчиво ищет живую человеческую ДУШУ. Изображая Плюшкина, который стал «прорехой на теле человечества,>, он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», не терять их на жизненной дороге.
16) Образ Обломова - это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей ... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.
17) М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.
18) Газеты рассказывали о молодом человеке, который после операции на позвоночник стал калекой. У него появилась уйма свободного времени, которое он не знал, на что тратить. Он признавался, что самый счастливый момент в его жизни наступил тогда, когда друг попросил его переписать конспекты лекций. Больной понял, что и в таком положении он может быть нужен людям. После этого он освоил компьютер, стал размешать в Интернете объявления, в которых искал спонсоров для детей, нуждающихся в срочной операции. Будучи при кованным к инвалидному креслу, он спас десятки человеческих жизней.
19) Однажды в Андах произошла авиакатастрофа: в ущелье рухнул самолет. Часть пассажиров чудом уцелела. Но как вы жить среди вечных снегов, вдали от человеческого жилья.? Кто - то стал пассивно ждать помощи, кто-то пал духом, готовясь к смерти. Но были те, кто не сдался. Они, проваливаясь в снег, срываясь в пропасти, пошли на поиски людей. Израненные, едва живые, они все-таки выбрались к горной деревушке. Вскоре спасатели вызволили из беды оставшихся в живых.
21) Средневековые рыцари совершали многочисленные подвиги, надеясь на то, что самый достойный из них увидит священную чашу Грааля. Когда же самого достойного призвали в храм, чтобы он смог увидеть священный сосуд, то счастливчик
испытал самое горькое разочарование в жизни: что же делать потом? Неужели конец всем поискам, опасностям, сражениям, неужели больше не нужны подвиги?
22) Преодоление трудностей, напряженная борьба, неустанный поиск - это необходимые условия для становления чело века. Вспомним известную притчу про бабочку. Однажды человек увидел, как через маленькую щель в коконе пытается выбраться бабочка. Он долго стоял и наблюдал за безуспешными попытками несчастного существа выбраться на свет. Сердце человека наполнилось жалостью, и он ножиком раздвинул края кокона. Наружу выбралось хилое насекомое, которое с трудом волочило беспомощные крылья. Человек не знал, что бабочка, разрывая оболочку кокона, укрепляет свои крылья, развивает необходимые мышцы. А он своей жалостью обрек ее на верную смерть.
23) Какой-то американский миллиардер, видимо Рокфеллер, одряхлел, и ему стало вредно волноваться. Читал же он всегда одну и ту же газету. Чтобы не волновать миллиардера разными биржевыми и прочими неприятностями, выпускали один особый экземпляр газеты и клали ему на стол. Таким образом, жизнь шла своим чередом, а миллиардер жил в другом, иллюзорном, специально созданном для него мире.
Ложные ценности
1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
2) Газеты рассказывали о судьбе преуспевающего менеджера, который увлекся ролевой игрой в бойцовском клубе. Его посвятили в сан рыцаря, дали новое имя, и придуманная жизнь так увлекла молодого человека, что он забыл о работе, о своей семье ... Теперь у него другое имя, другая жизнь, и он жалеет только об одном, что нельзя навсегда уйти из реальной жизни в ту жизнь, которую он для себя придумал.
4) Имя простой крестьянской девушки Жанны д'Арк сегодня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не удавалось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неистовой верой людей. После многих лет позорных поражений французы, наконец, смогли победить захватчиков.
Когда размышляешь над этим поистине чудесным событием, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель.
5) Маленькая девочка, занимаясь на трапеции, упала и раз била нос. Мать бросилась к дочери, но Илья Репин ее остановил, чтобы посмотреть на струящуюся из носа кровь, запомнить ее цвет, характер движения. Художник в это время работал над полотном «Иван Грозный и сын его Иван». Этот факт, который большинство людей расценит как проявление бездушия со стороны отца, говорит об особой природе художника. Он самоотверженно служит искусству, его правде, и жизнь становится материалом для его творений.
6) Мало кто знает, что во время съемок известного фильма Н. Михалкова «Утомленные солнцем», испортилась погода, температура понизилась до минус шести. А между тем по сценарию должно быть знойное лето. Актерам, изображавшим отдыхающих, приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требует от человека жертв, полной самоотдачи.
7) М. Горький, работая над одним из своих романов, описывал сцену убийства женщины. Внезапно писатель вскрикнул и упал без чувств. Приехавшие врачи обнаружили у писателя рану в том самом месте, куда ударили ножом героиню его произведения. Этот пример показывает, что подлинный писатель не просто выдумывает события, а пишет кровью своей души, все созданное он пропускает через свое сердце
8) Французский писатель Г. Флобер в романе «Госпожа Бовари» рассказывал о судьбе одинокой женщины, которая, за путавшись в жизненных противоречиях, решила отравиться. Писатель сам почувствовал признаки отравления и вынужден был обратиться за помощью. Не случайно потом он говорил: «Госпожа Бовари - это я».
9) Верность своему призванию не может не вызывать уважения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним пришли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. «Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» - так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский.
10) Восемь лет провел итальянский поэт и философ Д. Бруно в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он отрекся от своих убеждений, и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой.
11) Когда родился Сократ, его отец обратился к оракулу, чтобы узнать, как воспитывать сына. Оракул ответил, что мальчик не нуждается ни в наставниках, ни в воспитателях: он уже избран на особый путь, и руководить им будет его дух-гений. Позже Сократ признавался, что часто слышал внутри себя какой-то голос, который приказывал ему, что делать, куда идти, о чем думать. Эта полулегендарная история выражает веру в избранность великих людей, которые окликнуты жизнью для больших свершений.
12) Врач Н. И. Пирогов, наблюдая однажды за работой скульптора, пришел к мысли использовать при лечении больных гипсовую повязку. Использование гипсовой повязки стало подлинным открытием в хирургии и облегчило страдания многим людям. Этот случай говорит о том, что Пирогов был постоянно поглощен своими мыслями о том, как лечить людей.
13) «Я всегда поражался безмерному трудолюбию и терпеливости Кирилла Лаврова, - вспоминает режиссёр Владимир Бортко о выдающемся актере: «Нам надо было отснять 22 минутный разговор Иешуа с Понтием Пилатом, такие сцены снимаются по две недели. На съёмочной площадке Лавров, 80-летний человек, провёл 16 часов в нагрудных доспехах весом 12 кг, не сказав ни слова упрёка съёмочной группе».
14) Научный поиск требует самоотверженного служения.
Древнегреческий философ Эмпедокл говорил современникам: «Ничто не рождается из ничего и никуда не исчезает, одно переходит в другое». Люди смеялись над бреднями безумца. Тогда Эмпедокл, чтобы доказать свою правоту, бросился в огнедышащее жерло вулкана.
Поступок философа заставил сограждан задуматься: может быть, на самом деле устами безумца говорила истина, которая не боится даже смерть. Не случайно идеи древнегреческого философа стали источником для научных прозрений в более поздние эпохи.
15) Майкл Фарадей однажды попал на лекцию к известному английскому химику Дэви. Молодой человек был околдован словами ученого и решил посвятить свою жизнь научному познанию. Чтобы иметь возможность с ним общаться, Фарадей решил устроиться слугой в дом Дэви.
Рубрика № 4. «Человек - ось мира»
1. Проблемы
1. Нравственная ответственность человека (художника, ученого) за судьбу мира
2. Роль личности в истории
3. Нравственный выбор человека
4. Конфликт человека и общества
5. Человек и природа
11. Утверждающие тезисы
1. Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.
2. От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.
3. Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми не предсказуемыми последствиями.
4. Помни о своей Высокой человеческой ответственности!
III. Цитаты
1. Есть один несомненный признак, разделяющий Поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит он вражду и разъединение - он дурной (Л. Толстой, русский писатель).
2. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М. Монтень, французский философ-гуманист).
3. Да - я в ладье. Меня разлив не тронет! Но как мне жить, когда народ мой тонет? (Саади, персидский писатель и мыслитель)
4. Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Конфуций, древнекитайский мыслитель).
6. Люби - и делай что хочешь (Августин Блаженный, христианский мыслитель).
7. Жизнь - это борьба за бессмертие (М. Пришвин , русский писатель).
8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель).
IV. Аргументы
У каждого в руках судьба мира
1) В. Солоухин рассказывает притчу о мальчике, который не послушался неведомого голоса и спугнул бабочку. Неведомый голос печально сообщил, что произойдет дальше: потревоженная бабочка улетит в королевский сад, гусеница от этой бабочки заползет на шею спящей королевы. Королева напугается и умрет, а власть в стране захватит коварный и жестокий король, который причинит людям много бед.
2) Существует древняя славянская легенда о Деве-Чуме.
Однажды крестьянин пошел косить траву. Вдруг ему на плечи прыгнула страшная Дева-Чума. Взмолился мужик о пощаде. Дева-Чума согласилась пожалеть его, если он будет носить ее на своих плечах. Там, где появлялась эта жуткая пара, умирали все люди: и маленькие дети, и седовласые старики, и прекрасные девушки, и статные парни.
Эта легенда обращена к каждому из нас: а что ты несешь миру - свет или тьму, радость или горе, добро или зло, жизнь или смерть?
4) А. Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основанный на реальных событиях. Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется caмым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.
5) В боевой операции под Первомайском бойцы, отбивавшие атаку боевиков, бросились к ящику с гранатами. Но когда они открыли его, то обнаружили, что у гранат нет взрывателей. Упаковщик на заводе забыл их положить, а без них граната это просто кусок железа. Солдаты, неся тяжелые потери, вы вынуждены были отступить, а боевики прорвались. Ошибка безымянного человека обернулась страшной бедой.
6) Историки пишут, что турки смогли захватить Константинополь, пройдя через калитку, которую кто-то забыл закрыть.
7) Страшная катастрофа в Аше произошла из-за того, что экскаваторщик ковшом зацепил трубу газопровода. В этом месте, спустя много лет, образовался разрыв, газ вырвался наружу, а потом пришла настоящая беда: в страшном пожаре погибло около тысячи человек.
8) Американский космический корабль потерпел катастрофу из-за того, что сборщик уронил шуруп в Топливный отсек.
9) В одном из сибирских городов стали пропадать дети. Их изуродованные тела находили в разных концах города. Милиция сбилась с ног, разыскивая убийцу. Были подняты все архивы, но тот, на кого падали подозрения, в это время неотлучно находился в лечебнице. А потом выяснилось, что он давно уже выписался, просто медсестра забыла оформить документы, и убийца спокойно вершил свое кровавое дело.
10) Нравственная безответственность оборачивается чудовищными последствиями. В конце 17 века в одном из захолустных американских городков у двух девочек появились признаки странной болезни: они беспричинно смеялись, бились в судорогах. Кто-то робко предположил, что на девочек наслала порчу ведьма. Девочки ухватились за эту идею и стали называть имена почтенных граждан, которых тут же бросали в тюрьму и после короткого суда казнили. Но болезнь не прекращалась, и на плаху отправлялись все новые и новые осужденные. Когда всем стало ясно, что происходящее в городе похоже на безумную пляску смерти, девочек строго допросили. Больные признались в том, что просто играли, им нравилось быть центром внимания со стороны взрослых людей. А как же безвинно осужденные? А об этом девочки не думали.
11) Двадцатый век - век первый в истории человечества мировых войн, век создания оружия массового поражения. Складывается невероятная ситуация: человечество может само себя уничтожить. В Хиросиме, на памятнике жертвам атом ной бомбардировки, написано: «Спите спокойно, ошибка не повторится». Чтобы та и многие другие ошибки не повторялись, всечеловеческий характер приобретает борьба за мир, борьба против оружия массового поражения.
12) Посеянное зло оборачивается новым злом. В средние века появилась легенда о городе, который заполонили крысы. Горожане не знали, куда от них деться. Один человек пообещал избавить город от мерзких существ, если ему заплатят. Жители, конечно же, согласились. Крысолов заиграл на дудочке, околдованные звуками крысы пошли за ним. Чародей увлек их к реке, сел в лодку, и крысы утонули. Но горожане, избавившись от напасти, отказались платить обещанное. Тогда колдун отомстил городу: он вновь заиграл на дудочке, со всего города сбежались дети, и он утопил их в реке.
Роль личности в истории
1) «Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно
владеть людьми как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепостного права.
2) После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горькая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.
3) Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала роман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантатором. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. Потом говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну.
4) Во время Великой Отечественной войны Г. Ф. Флеров, используя короткий отпуск, зашел в научную библиотеку. Он обратил внимание на то, что в зарубежных журналах нет публикаций о радиоактивности. Значит, эти работы засекречены. Он тут же написал тревожное письмо в правительство. Сразу после этого всех ученых-ядерщиков вызвали с фронта и начались активные работы, связанные с созданием атомной бомбы, что в будущем помогло остановить возможную агрессию против нашей страны.
6) Вряд ли король Англии Эдуард III до конца понимал, к чему приведет его дерзость: на государственном гербе он изобразил нежные лилии. Тем самым английский король показал, что отныне ему подвластна и соседняя Франция. Этот рисунок властолюбивого монарха стал поводом для Столетней войны, которая принесла людям бессчетные бедствия.
7) «Свято место пусто не бывает!» - эта поговорка с обидной легкомысленностью выражает мысль о том, что незаменимых людей нет. Однако история человечества доказывает, что очень многое зависит не только от обстоятельств, но и от личных качеств человека, от его веры в свою правоту, от его приверженности своим принципам. Имя английского просветителя Р. Оуэна известно всем. Взяв в управление фабрику, он создал благоприятные условия для жизни рабочих. Построил удобные домики, нанял мусорщиков для уборки территории, открыл библиотеки, читальни, воскресную школу, ясли, сократил рабочий день с 14 до 10 часов. За несколько лет жители городка буквально переродились: они овладели грамотой, исчезло пьянство, прекратилась вражда. Казалось бы, сбылась многовековая мечта людей об идеальном обществе. У Оуэна появилось много продолжателей. Но, лишенные его пламенной веры, они не смогли успешно повторить опыт великого преобразователя.
Человек и природа
1) Почему так получилось, что в Древнем Риме стало чрез мерно много обездоленных бедствующих «пролетариев»? Ведь в Рим стекались богатства со всей ойкумены, а местная знать купалась в роскоши и безумствовала от излишеств.
Большую роль в обеднении земель метрополии сыграли два фактора: истребление лесов и истощение почв. В результате мелели реки, снижался уровень грунтовых вод, развивалась эрозия земель, уменьшались урожаи. И это - при более или менее постоянном росте населения. Ужесточался, как мы теперь говорим, экологический кризис.
2) Бобры строят поразительные жилища для потомства, но их деятельность никогда не превращается в истребление той биомассы, без которой и им - конец. Человек же на наших глазах продолжает роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад: во имя потребностей своего производства он уничтожил наполненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты. Ведь Сахара и Кара Кумы - очевидное свидетельство преступной деятельности человека, продолжающейся и поныне. А разве не свидетельством тому является загрязнение Мирового океана? Человек лишает самого себя в ближайшем будущем последних не обходимых ресурсов питания.
3) В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши первобытные предки обожествляли животных, считали, что именно они оберегают людей от злых духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относились к кошкам, за убийство этого священного животного полагалась смертная казнь. А в Индии и сейчас корова, уверенная в том, что человек никогда не причинит ей зла, спокойно может зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется. Лавочник ни за что не прогонит эту священную гостью. Многим такое почтение к животным покажется нелепым суеверием, но на самом деле в нем выражено чувство глубокого, кровного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой морали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.
4) Нередко именно природа дает людям уроки доброты. Известный ученый вспоминал случай, который надолго врезался ему в память. Однажды он, прогуливаясь с женой по лесу, увидел лежащего в кустах птенца. Возле него тревожно металась какая-то большая птица с ярким оперением. Люди увидели дупло в старой сосне и положили туда птенца. После этого в течение нескольких лет благодарная птица, встречая в лесу спасителей своего птенца, радостно кружила над их головами. Читая эту трогательную историю, задумываешься о том, всегда ли мы проявляем столь искреннюю признательность тем, кто помог нам в трудную минуту.
5) В русских народных сказках часто прославляется бескорыстие человека. Емеля не собирался ловить щуку - она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего птенца - положит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь - этому учит народная мудрость.
6) Разразившиеся над американским континентом смерчи принесли людям бесчисленные бедствия. Что же вызвало эти природные катаклизмы? Ученые все больше склоняются к тому, что это результат необдуманной деятельности человека, который зачастую игнорирует законы природы, считает, что она призвана обслуживать его интересы. Но за такое потребительское отношение человека ждет жестокая расплата.
7) Вмешательство человека в сложную жизнь природы может привести к непредсказуемым последствиям. Один известный ученый решил привести в свой регион оленей. Однако животные не смогли приспособиться к новым условиям и скоро погибли. Зато клещи, которые жили в шкуре оленей, освоились, наводнили леса и луга и стали настоящим бедствием для остальных обитателей.
8) Глобальное потепление, о котором все настойчивее говорят в последнее время, чревато катастрофическими последствиями. Но не все задумываются о том, что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности человека, который в погоне за наживой нарушает устойчивое равновесие природных циклов. Не случайно ученые все больше говорят о разум ном самоограничении потребностей, о том, что не прибыль, а сохранение жизни должно стать главной целью деятельности человека.
9) Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предупреждение всему человечеству, которое хищнически грабит при роду.
10) Один за другим исчезают на земле целые виды животных, птиц, растений. Испорчены реки, озера, степи, луга, даже моря.
В обращении с природой человек похож на дикаря, который, чтобы добыть кружку молока, убивает корову и взрезает ей вымя вместо того, чтобы кормить, холить и получать того же молока ведро каждый день.
11) Недавно некоторые западные специалисты предложили сбрасывать радиоактивные отходы в глубины океана, полагая, что там они окажутся навеки законсервированными. Но своевременно проведенные океанологами работы показали, что активное вертикальное перемешивание воды oxвaтывает всю толщу океана. Значит, радиоактивные отходы непременно распространятся по всему Мировому океану и, следовательно, заразят атмосферу. К каким неисчислимым вредным по следствиям это привело бы, ясно и без всяких дополнительных примеров.
12) В Индийском океане есть маленький остров Рождества, на котором иностранные компании добывают фосфаты. Люди вырубают тропические леса, экскаваторами срезают верхний слой почвы и вывозят ценное сырье. Остров, некогда покрытый пышной зеленью, превратился в мертвую пустыню с торчащими, словно гнилые зубы, голыми скалами. Когда тракторы соскоблят последний килограмм почвы, насыщенной удобрением. Людям на этом острове делать будет нечего. Может быть, печальная судьба этого клочка суши среди океана отражает судьбу Земли, окруженный безбрежным океаном космоса? Может быть, и людям, варварски разграбившим родную планету, придется искать себе новое пристанище?
13) Обильно рыбой устье Дуная. Но рыбу добывают не только люди - ее промышляют и бакланы. Уже поэтому бакланы, конечно, птицы «вредные», И было принято решение уничтожить их в устье Дуная, чтобы увеличить уловы. Уничтожили ... А потом пришлось искусственно восстанавливать поголовье «вредных» птиц - хищников в Скандинавии и «вредных» бакланов в устье Дуная, потому что в этих районах начались массовые эпизоотии (инфекционные болезни животных, превышающие уровень обычной заболеваемости), погубившие огромное количество и птицы, и рыбы.
После этого с немалым опозданием, было установлено, что «вредители» питаются преимущественно больными животными и тем самым предупреждают массовые инфекционные заболевания ...
Этот пример лишний раз свидетельствует, насколько все сложно переплетено в окружающем нас мире и как осторожно нужно подходить к решению природных проблем.
14) Увидев червя, вымытого дождем на тротуар, доктор Швейцер клал его обратно в траву, а насекомого, барахтающегося в луже, вынимал из воды. «Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, я пытаюсь тем самым искупить часть вины человечества за совершенные им против животных преступления». По тем же причинам Швейцер выступал в защиту животных. В своем эссе, написанном в 1935 г. он призывал «быть добрыми по отношению к животным по тем же самым причинам, в силу которых мы добры к людям».