Рубрика №5. Возвысить человека

. Проблемы 1. Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни общества 2. Воздействие искусства на духовное становление человека 3. Воспитательная функция искусства   11. Утверждающие тезисы 1. Подлинное искусство облагораживает человека. 2. Искусство учит человека любить жизнь. 3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства. 4. Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека. III. Цитаты 1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский. русский писатель). 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А. Герцен, русский писатель). 3. Совестливость - вот чувство, которое обязана будоражить литература (Н. Евдокимова, русская писательница). 4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель). 5. Мир книги - это мир настоящего чуда (Л. Леонов, русский писатель). 6. Хорошая книга - просто праздник (М. Горький, русский писатель). 7. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор). 8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, анг­лийский писатель). 9. Искусство - это тень божественного совершенства (Мике­ланджело, итальянский скульптор и художник). 10. Цель искусства - сгущено передать растворенную в мире красоту (французский философ). 11. Нет карьеры поэта, есть судьба поэта (С. Маршак, русский писатель). 12. Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В. Розанов, русский философ). 13. Дело художника - рождать радость (К Паустовский, рус­ский писатель). IV. Аргументы 1) Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на то­нус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повы­шают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка. 2) Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она полу­чила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит ... Я выздоровела, за что огромное вам спасибо». 3) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты ме­няли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публи­ковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи. 4) Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, расска­зывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинс­кая мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему каза­лось, что эта картина рождена в минуту чуда. 5) Известный детский писатель Н. Носов рассказывал слу­чай, который произошел с ним в детстве. Однажды он опоздал на поезд и остался ночевать на привокзальной площади с бес­призорниками. Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов согласился, и ребята, лишенные родитель­ского тепла, затаив дыхание, стали слушать историю про оди­нокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприют­ную жизнь со своей судьбой. 6) Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста­ковича. которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом. 7) В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Мит­рофанушки, пережили подлинное перерождение: стали при­лежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны. 8) В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожден­ные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни. 9) Художник служит вечности. Сегодня мы представляем себе то или иное историческое лицо именно таким, каким оно изображено в художественном произведении. Перед этой по­истине царственной властью художника трепетали даже тира­ны. Вот пример из эпохи Возрождения. Молодой Микеланд­жело выполняет заказ Медичи и достаточно дерзко себя ведет. Когда один из Медичи выразил неудовольствие по поводу не­ достаточного сходства его с портретом, Микеланджело сказал: «Не беспокойтесь, ваше святейшество, через сто лет будет похоже на вас». 10) В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, д' Артаньян - эти ге­рои казались нам воплощением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, - олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на ре­альную историческую личность. Ведь именно Ришелье ввел почти забытые во время религиозных войн слова «францyз», «родина». Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины должны проливать кровь не из-за мелких ссор, а ради своей отчизны. Но под пером романиста Ришелье обрел со­ всем другой облик, и выдумка Дюма на читателя воздействует гораздо сильнее и ярче исторической истины. 11) В. Солоухин рассказал такой случай. Два интеллигента спорили, какой бывает снег. Один говорит, что бывает и си­ний, другой доказывает, что синий снег - это чепуха, выдумка импрессионистов, декадентов, что снег и есть снег, белый, как ...снег. В этом же доме жил Peпин. Пошли к нему разрешить спор. Репин: не любил, когда его отрывали от работы. Он сердито он крикнул: - Ну, чего вам? - Какой бывает снег? - Только не белый! - и захлопнул дверь. 12) Люди верили в поистине магическую силу искусства. Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою силь­нейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» или «Мадонну с младенцем и святой Анной», великого Леонардо да Винчи перед осаждаю­щими - и немцы не осмелятся стрелять!, - утверждали они.   Рубрика N 6. «Не потеряйте человека!» 1. Проблемы 1.Образование и культура 2. Воспитание человека 3. Роль науки в современной жизни 4. Человек и научный прогресс 5. Духовные последствия научных открытий 6. Борьба нового и старого как источник развития 11. Утверждающие тезисы 1. Познание мира ничем нельзя остановить. 2. Научный прогресс не должен опережать нравственные воз­можности человека. 3. Цель науки - делать человека счастливым.   111. Цитаты 1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древ­ негреческий философ).
  1. Не всякое изменение есть развитие (древние философы).
7. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить ма­шину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый). 8. Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский).   IV. Аргументы Научный прогресс и нравственные качества человека 1) Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза ... Не напоминает ли эта картина современного человека? Не ус­ пев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал об­ладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на Земле. 2) Человечество в своем развитии достигло огромных успе­хов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом ... Но стран­ное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожи­дание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного водителя, который с бе­шеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могу­чий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезап­но шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество похоже на этого молоденького водите­ля, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.   3) В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры. Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опас­ность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостере­жение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу. 4) В повести М. Булгакова доктор Преображенский превра­щает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стрем­ление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства. б) «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - ­ писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный харак­тер. 8) В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, на­ против, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бес­смертие? 9) До сих пор не угасают споры о том, насколько правомер­ны с моральной точки зрения эксперименты, связанные с кло­нированием человека. Кто появится на свет в результате этого клонирования? Что это будет за существо? Человек? Киборг? Средство производства? 10) Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить научно-технический прогресс. Так, на­пример, в Англии в период бурного развития техники началось движение луддитов, которые в отчаянии ломали машины. Лю­дей можно было понять: многие из них лишились работы, после того как на фабриках стали использоваться станки. Но исполь­зование технических достижений обеспечило рост производи­тельности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той пене, которую приходится платить за движение вперед. 11) В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, оказавшись в доме известного ученого, увидел сосуд, в котором был заспиртован его двойник - генетическая копия. Гость поразился безнравственности этого поступка: «Как же вы могли создать подобное себе существо, а потом его убить?» И услышали в ответ: «Почему вы думаете, что это я его сотво­рил? Это он меня сотворил!» 12) Николай Коперник после длительных долгих исследова­ний пришел к выводу, что центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Но ученый долго не решался опублико­вать данные о своем открытии, потому что понимал, что такое известие перевернет представления людей о м:ироустройстве. а это может привести к непредсказуемым последствиям. 13) Сегодня мы еще не научились лечить многие смертель­ные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако технически человек способен уже уничто­жить все живое на планете. В свое время Землю населяли ди­нозавры - огромные чудовища, настоящие машины для убий­ства. В ходе эволюции эти гигантские рептилии исчезли. Не повторит ли человечество судьбу динозавров? 14) Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 1903 году русского профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио на дальнее расстоя­ние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборато­рии. После этого, по приказу Николая П, все документы были изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, ру­ководствовался ли царь интересами собственной безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы атомного или водородного взрыва были бы действительно ги­бельными для населения земного шара. 15) Недавно газеты сообщили о том, что в Батуми снесли строящуюся церковь. А через неделю рухнуло здание районной администрации. Под развалинами погибло семь человек. Мно­гие жители восприняли эти события не как простое совпаде­ние, а как грозное предупреждение о том, что общество выбра­ло неверный путь. 16) В одном из уральских городов решили взорвать брошен­ную церковь, чтобы на этом месте было легче добывать мра­мор. Когда взрыв прогремел, оказалось, что мраморная плита треснула во многих местах и стала непригодной для использо­вания. Этот пример наглядно показывает, что жажда сиюми­нутной выгоды ведет человека к бессмысленному разрушению. Законы общественного развития. Человек и власть 1) История знает много неудачных попыток насильно сде­лать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра 1 генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселе­ния, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказы­вать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими. их заставляли любить, работать, учиться ... И ли­шенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: под­нялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты. 2) Одному африканскому племени, которое жило в эквато­риальной зоне, решили помочь. Молодых африканцев научи­ ли выпрашивать рис, им привезли трактора, сеялки. Прошел год - приехали посмотреть, как живет племя, одаренное новы­ми знаниями. Каково же было разочарование, когда увидели, что племя как жило, так и живет первобытнообщинным стро­ем: трактора они продали фермерам, а на вырученные деньги устроили всенародный праздник. Этот пример - красноречивое свидетельство того, что чело­ век должен созреть до понимания своих потребностей, нельзя никого сделать богатым, умным и счастливым насильно. 3) В одном царстве наступила сильная засуха, люди стали умирать от голода и жажды. Царь обратился к прорицателю, который пришел к ним из далеких стран. Тот предсказал, что засуха кончится, как только в жертву принесут чужеземца. Тогда царь приказал убить прорицателя и бросить его в колодец. Засуха кончилась, но с тех пор началась постоянная охота на иноземных странников. 4) Историк Е. Тарле в одной из своих книг рассказывает о посещении Николаем I Московского университета. Когда рек­ тор представил ему лучших студентов, Николай 1 сказал: «Не нужны мне умники, а нужны мне послушники». Отношение к умникам и послушникам в различных областях знания и ис­кусства красноречиво свидетельствует о характере общества. 6) В 1848 году мещанина Никифора Никитина сослали в дальнее поселение Байконур «за крамольные речи о полёте на Луну». Конечно, никто не мог знать, что спустя столетие на этом самом месте, в казахстанской степи построят космодром и космические корабли полетят туда, куда смотре­ ли пророческие глаза восторженного мечтателя.   Человек и познание 1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глини­стой земли. Император, испугавшись, что новый металл обес­ценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову. 2) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благода­ря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода. 3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, кото­рые прежде умирали от заражения крови. 4) Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия». 5) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, ко­торые и привели к гениальному открытию. 6) Раннее Средневековье принято называть «темными ве­ками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкс­кого государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Вели­кий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель­ но выводил буквы. 7) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо зна­чимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привыч­ный факт и открыть универсальный закон движения. 8) Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям при­несло их невежество. В Средние века всякое несчастье: бо­лезнь ребенка, смерть домашней скотины, дождь, засуха, не­ урожай, пропажа какой-либо вещи - все объяснялось проис­ками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершен­ствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу. 9) Трудно переоценить роль наставника в становлении че­ловека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко ответил: «На ры­нок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродете­лью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» - пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика. 10) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчи­ком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным со­оружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни. 11) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал студентам лекции по физике, называл тео­рию относительности Эйнштейна «досадным научным недо­разумением» - 12) В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена элект­родвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество исполь­зуется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно про­гнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, кото­рые откроются перед человеком. 13) В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На суд­ не были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмерен­ными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, последние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточ­ку ... Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли ост­ров Мартиника. Эта история иносказательно отражает нелегкий путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росто­чек пока еще неведомого открытия, поливает его влагой на­дежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния ... И вот он - спасительный берег окончательного оза­рения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые план­тации теорий, монографий, научных лабораторий, техничес­ких новинок покроют материки познания.           Рубрика N 7. «Помни имя свое!» « Пред. - След. »
1. Проблемы 1. Историческая память 2. Отношение к культурному наследию 3. Роль культурных традиций в нравственном становлении человека 4. Отцы и дети   п. Утверждающие тезисы 1. Без прошлого нет будущего. 2. Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени. 3. Копеечные кумиры не должны подменять настоящих героев, которые жертвовали собою ради своего народа. 111. Цитаты 1. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло (У Фолкнер, аме­риканский писатель). 2. Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его сно­ва (Д. Сантаяна. американский философ). 3. Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был (В. Тальников, русский писатель). 4. Народа умирает, когда становится населением. А населени­ем он становится тогда, когда забывает свою историю (Ф. Аб­рамов, русский писатель).   IV. Аргументы 1) Давайте представим себе людей, которые утром начинают строить дом, а на следующий день, не закончив начатого, при­нимаются за строительство нового дома. Ничего, кроме недо­умения, такая картина вызвать не может. Но ведь именно так поступают люди, которые отвергают опыт своих пред­ков и как бы заново начинают строить свой «дом». 2) Человек, который смотрит вдаль с горы, может увидеть больше. Так и человек, который опирается на опыт своих пред­шественников, видит гораздо дальше, а его путь к истине ста­новится короче. 3) Когда народ глумится над своими предками, над их ми­ровоззрением, их философией, обычаями, он к той же участи готовит и себя. Подрастут потомки, и они будут смеяться над своими отцами. Но прогресс заключается не в отрицании ста­рого, а в созидании нового. 4) Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Па­риж. Он - живое воплощение беспамятства. 5) Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказы­вает легенду о манкуртах. Maнкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!,> 6) Базаров, который пренебрежительно относится к «ста­ричкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустя­ковой царапины. И этот драматический финал показывает без­жизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое­ го народа. 7) В одном научно-фантастическом рассказе повествуется о судьбе людей, которые летят на огромном космическом кораб­ле. Они летят много лет, и новое поколение не знает, куда летит корабль, где находится конечный пункт их многовеково­го путешествия. Люди охвачены мучительной тоской, их жизнь лишена пели. Этот рассказ - тревожное напоминание всем нам о том, как опасен разрыв между поколениями, как опасна утрата памяти. 8) Завоеватели древности сжигали книги и разрушали па­ мятники, чтобы лишить народ исторической памяти. 9) Древние персы запрещали порабощенным народам учить своих детей грамоте и музыке. Это было самое страшное нака­зание, потому что разрывались живые нити с прошлым,, разру­шалась национальная культура. 10) В свое время футуристы выдвинули лозунг «Сбросить Пушкина с корабля современности». Но в пустоте творить не­ возможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии. 11) В годы Великой Отечественной войны сняли фильм «Александр Невский», чтобы у советского народа появились духовные сыны, чувство единства с «богатырями» прошлого. 12) Выдающийся физик М. Кюри отказалась патентовать свое открытие, объявила, что оно принадлежит всему человечеству. Она говорила, что не смогла бы открыть радиоактив­ность без великих предшественников. 13) Царь Петр 1 умел заглядывать далеко вперед, зная, что плоды его усилий пожнут будущие поколения. Как-то Петр, сажая желуди. заметил. как один из присутствовавших при этом вельмож скептически улыбнулся. Разгневанный царь сказал: «Понимаю! ТЫ мнишь, что не доживу я до матерых дубов. Правда! Но ты - дурак; я оставляю пример прочим, чтоб делали то же, а потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь». 14) Когда родители не понимают стремлений своих детей, не понимают их жизненных целей, то часто это приводит к неразрешимому конфликту. Анна Корвин-Круковская, сестра известного математика С. Ковалевской, в молодости успешно занималась литературным творчеством. Однажды она получи­ла благожелательный отзыв от Ф. М. Достоевского, который предлагал ей сотрудничество в его журнале. Когда отец Анны узнал о том, что его незамужняя дочь переписывается с муж­чиной, то пришел в ярость. «Сегодня ты продаешь свои повести, а потом начнешь про­давать себя!» - накинулся он на девушку. 15) Великая Отечественная война кровоточащей раной бу­дет вечно тревожить сердце каждого человека. Блокада Ленин­ града, в которой от голода и холода умерли сотни тысяч людей, стала одной из самых драматичных страниц нашей истории. Пожилая жительница Германии, чувствуя вину своего народа перед погибшими, оставила завещание о пере­ воде своего денежного наследства на нужды Пискаревского мемориального кладбища в Санкт-Петербурге. 16) Очень часто дети стыдятся своих родителей, которые кажутся им нелепыми, несовременными, отсталыми. Однажды бродячий шут на глазах веселящейся толпы стал высмеивать молодого правителя одного маленького итальянского городка за то, что у того мать была простой прачкой. И что же сделал разгневанный сеньор? Он приказал убить свою мать! Конечно, такой поступок молодого изверга у каждого нормального чело­ века вызовет закономерное возмущение. Но давайте посмот­рим внутрь себя: как часто мы испытывали чувство неловкос­ти, досады и раздражения, когда наши родители позволяли себе высказывать свое мнение при наших сверстниках? 17) Недаром время я называют лучшим судьей. Афиняне, не поняв величия истин, открытых Сократом, осудили его на смерть. Но прошло совсем немного времени, и люди поняли, что убили человека, который стоял выше их в духовном разви­тии. Судей, которые вынесли смертный приговор, из города изгнали, а философу поставили бронзовый памятник. И те­перь имя Сократа стало воплощением беспокойного стремле­ния человека к правде, к познанию. 18) В одной из газет написали статью про одинокую жен­щину, которая, отчаявшись найти достойную работу, стала кормить своего грудного сына специальными лекарствами. что­ бы вызвать у него эпилепсию. Тогда бы ей назначили пенсию по уходу за больным ребенком. 19) Однажды одного моряка, допекающего весь экипаж сво­ими шутливыми проделками, смыло волной в море. Он ока­зался в окружении стаи акул. Корабль быстро уходил в сторону, помощи ждать было неоткуда. Тогда моряк, убежденный атеист, вспомнил картину из детства: у иконы молится его ба­бушка. Он стал повторять ее слова, взывая к Богу. Чудо про­изошло: акулы его не тронули, а через четыре часа, заметив пропажу матроса, судно вернулось за ним. После плавания моряк попросил прощения у старушки за то, что в детстве под­смеивался над ее верой. 20) Старший сын царя Александра П был прикован к посте­ ли и уже умирал. Императрица ежедневно навещала великого князя после обязательной прогулки в коляске. Но однажды Николай Александрович почувствовал себя хуже и решил от­дохнуть в часы обычного визита к нему матери. В результате они не виделись несколько дней, и Мария Александровна по­делилась с одной и фрейлин своей досадой на это обстоятель­ство. «Да отчего ж Вы не поедете в другой час?» - удивилась та. «Нет. Это мне неудобно», - ответила императрица, будучи не в силах нарушить заведенный порядок даже тогда, когда речь шла о жизни ее любимого сына. 21) Когда в 1712 году царевич Алексей возвратился из-за границы, где провел около трех лет, отец Петр 1 спросил его, не забыл ли он то, чему учился, и тут же велел принести черте­жи. Алексей, опасаясь, что отец заставит сделать чертеж в сво­ем присутствии, решил уклониться от экзамена самым трусливым образом. Он «умыслил испортить себе правую руку» выстрелом в ладонь. Решимости всерьез выполнить намерение у него не хватило, и дело ограничилось ожогом руки. Симуля­ция все же избавила царевича от экзамена. 22) В персидской легенде рассказывается о надменном сул­тане, который во время охоты отлучился от своих слуг и, заб­лудившись, набрел на шалаш пастуха. Измученный жаждой, он попросил напиться. Пастух налил воду в кувшин и подал его владыке. Но султан, увидев невзрачный сосуд, вышиб его из рук пастуха и гневно воскликнул: - Я никогда не пил из таких мерзких кувшинов- Разбившийся сосуд произнес: - Ах, султан! Напрасно ты мною гнушаешься! Я твой пра­дед, и я некогда был, как и ты, султаном. Когда я умер, меня похоронили в великолепной гробнице, но время превратило меня в прах, который смешался с глиной. Горшечник, выкопав ту глину, наделал из нее множество горшков и сосудов. Поэтому, владыка, не презирай простую землю, из которой ты произошел и в которую ты когда-нибудь превратишься. 23) В Тихом океане есть крошечный клочок суши - остров Пасхи. На этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы ученых всего мира. Для чего люди соорудили эти огрoмныe статуи? Как острови­тянам удавалось поднимать многотонные каменные глыбы? Но местные жители (а их осталось чуть более 2 тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы: нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только без­молвные каменные колоссы напоминают о великих свершени­ях прошлого.   Рубрика N 8. «Всегда оставайся человеком!» 1. Проблемы 1. Нравственные качества человека 2. Честь и достоинство как высшие ценности человека 3. Конфликт человека и общества 4. Человек и социальная среда 5. Межличностные отношения 6. Страх в жизни человека П. Утверждающие тезисы 1. Человек всегда должен оставаться человеком. 2. Человека можно убить, но у него нельзя отнять честь. 3. Нужно верить в себя и оставаться самим собой. 4. Характер раба определяет социальная среда, а сильная личность сама влияет на окружающий мир. ПI. Цитаты 1. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (английский писатель). 2. Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек (Х. Р. Хименес, испанский писатель). 3. Нет судьбы, которую бы не превозмогло презрение (А. Камю, французский писатель и философ). 4. Идти вперед и никогда не умирать (У. Теннисон, английский поэт). 5. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (д. Ору­элл, английский писатель). 6. Человека создает его сопротивление среде (М. Горький, рус­ский писатель). IV. Аргументы Честь - бесчестие. Верность - предательство 1) Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Ека­терины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спа­сая свою честь, покончил жизнь самоубийством. 2) Проплавленный деятель Великой французской револю­ции Жан-Поль Марат, которого называли «Другом народа», с детства отличался обостренным чувством собственного досто­инства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указ­кой. Марат, которому тогда было 11 лет, отказался принимать пишу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, за­перли его в комнату. Тогда мальчик разбил окно и выпрыгнул на улицу, взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за человеческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывается им в противостоянии с тиранией, мракобеси­ем. 2) Во время второй мировой войны немцы уговорили од­ного уголовника за большое денежное вознаграждение сыграть роль известного героя Сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все не­ обходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнако­мых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жал­кой роли доносчика, не стал выдавать услышанные от под­польщиков сведения и был расстрелян. 3) Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм усту­пил свое место в шлюпке женщине с м и ребенком, а сам тщатель­но побрился и с достоинством принял смерть. 4) Во время Крымской войны некий командир бригады обещал дать в прида­ное за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на геро­изм солдат, страна потерпела позорное поражение. 5) Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заста­вили заключенных делать приседания. Запутанные побоями и голодом люди стали послушно выполнять этот нелепый при­каз. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отка­зался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять. 6) Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая II от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончили жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому. 7) Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в самые трудные дни обороны Севастополя прислали известие о высокой награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно ска­зал: «Лучше бы мне прислали ядра и порох для пушек!» 8) Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдать­ ся. Положение осажденных было отчаянным: не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни сил драться. Но люди, собравши­еся на площади, решили стоять до конца. К счастью, вскоре подошла русская армия, и шведам пришлось снять осаду. 9) Б. Житков в одном из своих рассказов изображает чело­века, который очень боялся кладбищ. Однажды маленькая де­вочка потерялась и попросила отвести ее домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку: «А разве ты не боишься покойников?» «С вами мне ничего не страшно!» ­- ответила девочка, и эти слова заставили мужчину собраться с духом и преодолеть чувство страха. 10) О майоре Дмитрии Островерхове писали многие газеты. В руках молодого солдата чуть не разорвалась бракованная бо­евая граната. Увидев, что через несколько секунд произойдет непоправимое, Дмитрий выбил ногой из рук солдата гранату, накрыл его собой. Рисковал - не то слово. Граната разорва­лась совсем рядом. А у офицера - жена и годовалая дочка. 11) Во время покушения на царя Александра 11 взрывом бомбы повредило карету. Кучер умолял государя не выходить из нее и скорее ехать во дворец. Но император не мог бросить истекающих кровью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Александр -2 получил смертельное ранение. 12) Предательство во все времена считалось гнусным по­ступком, позорящим честь человека. Так, например, провока­тору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевс­кий), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты по­лиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя. 13) Английский спортсмен Кроухерст решил принять учас­тие в кругосветной гонке яхт-одиночек. У него не было ни опыта, ни мастерства, необходимого для такого состязания, но срочно нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами. Спортсмен решил перехитрить всех, он решил переждать основное время гонок, а потом в нужный момент появиться на трассе, чтобы финишировать раньше остальных. Когда, каза­лось, замысел удался, яхтсмен понял, что не сможет жить, на­ рушив законы чести, и он покончил жизнь самоубийством. 14) Существует вид птиц, у которых самцы имеют короткий и твердый клюв, а самки - длинный и изогнутый. Оказывает­ ся, эти птицы живут в паре и всегда помогают друг другу: са­мец пробивает кору, а самка с помощью своего клюва выиски­вaeт личинок. Этот пример показывает, что даже в дикой при­ роде многие существа образуют гармоничное единство. Тем более у людей такие высокие понятия, как верность, любовь, дружба - это не просто абстракции, придуманные наивными романтиками, а реально существующие чувства, обусловлен­ныe самой жизнью. 15) Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы подарили ему большую связку сушеной рыбы. Торопясь на суд­но, он забыл ее в чуме. Вернувшись через полгода, он нашел эту связку на прежнем месте. Путешественник узнал, что пле­мя пережило тяжелую зиму, люди сильно голодали, но никто не посмел тронуть чужое, боясь навлечь на себя бесчестным поступком гнев высших сил. 16) Когда алеуты делят добычу, то они внимательно следят за тем, чтобы всем досталось поровну. Но если кто-то из охот­ников проявляет жадность и требует себе больше, то с ним не спорят, не ругаются: все отдают ему свою долю и молча уходят. Спорщику достается все, но, получив кучу мяса, он понимает, что потерял уважением своих соплеменников. и спешит вымо­лить у них прощение. 17) Древние вавилоняне, желая наказать провинившегося человека, стегали кнутом его одежду. Но от этого преступнику не было легче: тело-то он сохранял, зато обесчещенная душа истекала кровью. 18) Английский мореплаватель, ученый и поэт Уолтер Рэли всю жизнь яростно боролся с Испанией. Враги этого не забы­ли. Когда воюющие страны начались долгие переговоры о мире, то испанцы потребовали, чтобы им отдали Рэли. Английский король решил пожертвовать отважным мореплавателем, оправ­дывая свое предательство заботой о благе государства. 19) Парижане во время Второй мировой войны нашли очень действенный способ борьбы с фашистами. Когда вражеский офицер входил в трамвай или в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест, понимали, что им противостоит не жалкая кучка несогласных, а целый народ, спаянный ненавистью к захватчикам. 20) Чешскому хоккеисту М. Новы, как лучшему игроку ко­манды, подарили «Тойоту» последней модели. Он попросил выплатить ему стоимость автомобиля и разделил деньги между всеми членами команды. 21) Известного революционера Г. Котовского за разбои при­ говорили к смертной казни через повешение. Судьба этого не­ заурядного человека взволновала писателя А. Федорова, который стал хлопотать о помиловании разбойника. Он добился освобождения Котовского, и тот торжественно пообещал писателю отплатить ему добром. Спустя несколько лет, когда Котовский стал красным командиром, к нему пришел этот писатель и попросил спасти его сына, которого схватили чеки­сты. Котовский, рискуя жизнью, вызволи юношу из плена.   Роль примера. Воспитание человека 1) Важную воспитательную роль играет пример и в жизни животных. Оказывается, не все кошки ловят мышей, хотя эта реакция считается инстинктивной. Ученые выяснили, что ко­тята, прежде чем начать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кошки. Котята, выращенные вместе с мышами, редко потом становятся их убийцами. 2) Всемирно известный богач Рокфеллер уже в детстве про­являл качества предпринимателя. Купленные мамой конфеты он делил на три части и с наценкой продавал их своим малень­ким сестрам-сладкоежкам. 3) Многие люди склонны во всем винить неблагоприятные условия: семью, друзей, жизненный уклад, правителей. Но ведь именно борьба, преодоление трудностей есть важнейшее усло­вие полноценного духовного формирования. Не случайно в народных сказках подлинная биография героя начинается толь­ко тогда, когда он проходит испытание (сражается с чудови­щем, спасает украденную невесту, добывает волшебный предмет). 4) И. Ньютон учился в школе посредственно. Однажды его обидел одноклассник, который носил звание первого ученика. И Ньютон решил отомстить ему. Он стал учиться так, что звание лучшего досталось ему. Привычка добиваться поставлен­ной цели стала главной чертой великого ученого. 5) Царь Николай 1 нанял для образования своего сына Алек­сандра II выдающегося русского поэта В. Жуковского. Когда будущий наставник царевича представил план образования, отец приказал выбросить из этого плана занятия латынью и древне­греческим языком, которые его самого измучили в детстве. Он не хотел, чтобы и его сын тратил время на бессмысленную зубрежку. 6) Генерал Деникин вспоминал, как, будучи ротным ко­мандиром, он попытался внедрить в отношения с солдатами, основанные не на «слепом» подчинении команди­ру, а на сознательности, понимании приказа, старался при этом избегать суровых наказаний. Однако, увы, рота вскоре оказа­лась в числе худших. Тогда, по воспоминаниям Деникина, вме­шался фельдфебель Спепура. Он построил роту, поднял свой огромный кулак и, обходя строй, стал повторять: «Вот это вам не капитан Деникин!» 7) Голубая акула вынашивает более пятидесяти детенышей. Но уже в чреве матери между ними начинается безжалостная борьба за выживание, потому что пищи на всех не хватает. На свет рождаются только двое - это самые сильные, самые без­ жалостные хищники, вырвавшие свое право на существова­ние в кровавом поединке. Мир, в котором нет любви, в котором выживает сильней­ший, - это мир безжалостных хищников, мир безмолвных, хо­лодных акул. 8) Учительница, которая учила будущего ученого Флеминга, часто водила своих учеников к реке, Где дети находили что-то интересное, с увлечением обсуждали очередную находку. Ког­да приезжал инспектор, чтобы проверить, насколько хорошо учат детей, ученики и учительница торопливо залезали в класс через окно и делали вид, что увлеченно занимаются наукой. Экзамен сдавали всегда хорошо, и никто не знал. что дети учатся не только по книжкам, но и в ходе живого общения с природой. 9) На формирование выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александ­рам, хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником. 10) Представьте, что вы плывете на корабле, который настигла страшная буря. Ревущие волны вздымаются до самых небес. Ветер с воем срывает клочья пены. Молнии рассекают свинцово-черные тучи и тонут в морской бездне. Экипаж не­счастного корабля уже устал бороться с бурей, в кромешной тьме не видно родного берега, никто не знает, что делать, куда плыть. Но вдруг сквозь непроглядную ночь вспыхивает яркий луч маяка, который указывает путь. Надежда радостным све­том озаряет глаза моряков, они поверили в свое спасение. Великие деятели стали для человечества чем-то вроде мая­ков: их имена, словно путеводные звезды, указывали путь людям. Михаил Ломоносов, Жанна д' Арк, Александр Суворов, Николай Вавилов, Лев Толстой - все они стали живым при­мерам беззаветной преданности своему делу и подарили людям веру в свои силы. 11) Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прора­стать. Биография человеческой души, человеческого сердца ­ это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие расте­ния. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, неко­торые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом. 12) Говорят, что к Шекспиру пришел молодой человек и спросил: _ Я хочу стать таким же, как вы. Что мне нужно делать, чтобы стать Шекспиром? _ Я хотел стать богом, а стал только Шекспиром. Кем же будешь ты, если хочешь стать всего лишь мной? - ответил ему великий драматург. 13) Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался: в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в человеческое общество. Во всех этих случаях человек, выросший среди животных, становился зверем, утрачивал почти все человеческие признаки. Дети не могли усвоить человеческую речь, ходили на четвереньках, что у них исчезала способность к прямохождению, они едва выучивались держаться на двух ногах, жили дети примерно столько же лет, сколько в среднем живут воспитавшие их звери ... О чем это говорит этот пример? О том, что ребенка нужно ежедневно, ежечасно воспитывать, целенаправленно управлять его развитием. О том, что вне общества человеческий ребенок превращается в животное. 14) Ученые давно уже говорят о так называемой <<пирамиде способностей». В раннем возрасте почти нет неталантливых детей, в школе их уже значительно меньше, еще меньше - в вузах, хотя туда проходят по конкурсу; во взрослом же возрасте остается совсем ничтожный процент по-настоящему талантливых людей. Подсчитано, в частности, что реально двигает науку вперед лишь три процента занятых научной работой. В социально-биологическом плане утрата талантли­вости с возрастом объясняется тем, что наибольшие способ­ности нужны человеку в период освоения азов жизни и са­моутверждения в ней, то есть в ранние годы; затем в мышле­нии и поведении начинают преобладать приобретенные навыки, стереотипы, усвоенные, прочно отложившиеся в мозгу знания и т. п. В этом плане гений - «взрослый, оставшийся ребенком», то есть человек, сохраняющий обостренное чув­ство новизны по отношению к вещам, к людям, вообще - к миру.   « Пред. - След.
« Пред.   След. »

Вернуться

« Пред.   След. »

Вернуться

Наши рекомендации