Царь динанатха и мудрец вишвамитра

Во времена двапара юги жил могуществен­ный царь по имени Динанатха. К несчастью, у него не было сына, и он решил обратиться к мудрецу Га-лаве, чтобы узнать, как может он его обрести.

«Соверши жертвоприношение, – посоветовал Галава, – и предложи человеческую жертву. Если это жертвоприношение человека будет выполнено, ты, несомненно, обретешь сына.

Тогда царь отправил посланников, чтобы найти подходящего человека, который должен был быть молод, красив и честен. Посланники искали тако­го человека везде и всюду, и однажды они пришли в деревню Дашапуру, жители которой отличались особенной красотой. В этой деревне жил брахман по имени Кришнадева вместе со своей женой Суши-лой. У Кришнадевы и Сушилы было трое сыновей.

Посланники попросили брахмана и его жену от­дать им одного из сыновей, и взамен предложили че­тыреста тысяч золотых монет. Когда же супружеская пара отказала им, они попытались забрать их сына силой. Видя собственную беспомощность, супруги попросили пощадить младшего и старшего сыновей. Оставшийся средний сын был схвачен посланниками царя. Они оставили золото и удалились.

Кришнадева и Сушила так горевали по поте­рянному сыну, что ослепли.

Когда посланники царя стали возвращаться до­мой, их путь должен был пролегать мимо обители мудреца Вишвамитры.

«Куда вы направляетесь? – спросил мудрец. – И кто этот брахманский юноша?»

Посланники рассказали Вишвамитре всю историю.

«Пощадите его, – сказал Вишвамитра, выслушав их, – ведь он еще совсем молод. У него есть жизнь, и он должен жить и наслаждаться жизнью, поэтому возьмите меня вместо него. Я стану необ­ходимой жертвой».

Посланники царя отказали мудрецу, подумав, что тот слишком стар для того, чтобы быть хоро­шей жертвой. Тогда Вишвамитра направился вместе с ними к царю Динанатхе. Он убедил царя провести церемонию без человеческого жертвоприношения, лично обещав царю, что у того будет сын.

И действительно, через некоторое время у царя родился сын. Что же до сына брахмана, Вишвамит-ра взял его обратно к родителям, Кришнадеве и Су­шиле. Их радость от возвращения сына была столь велика, что зрение снова вернулось к ним.

Вишвамитра был поистине великим мудрецом.

ЦАРЬ ЧИТРАСЕНА

Кришнапакша – это половина лунного ме­сяца, в течение которой луна убывает. Ашта-ми титхи – это восьмой лунный день. Кришна родился в месяце Бхадра, во время кришнапак-ши на аштами титхи. Обряд, совершаемый в этот день, известен как кришнаштами врата или джанмаштами врата и приносит великие духовные заслуги.

Некогда жил царь по имени Читрасена, кото­рый в своей жизни совершил множество злодеяний. Он был столь порочен, что избегал образованных людей и общался только с теми, кто был вне всяких каст.

Однажды Читрасена отправился в лес на охоту. Преследуя тигра, он оказался на берегу священной реки Ямуны. Тот день был как раз днем рождения Кришны, и множество апсар проводили кришна-штами врату на берегах Ямуны. Будучи свиде­телем этого, царь почувствовал, будто бы и он сам участвует в этом обряде.

Таким образом царем была приобретена заслу­га, и после смерти он отправился прямо в обитель Вишну, а все его грехи были прощены.

Таково величие кришнаштами враты.

ИСТОРИЯ БХИМЫ

Много лет назад, во времена двапара юги, жил шудра по имени Бхима. Он совершил так много грехов, что бесполезно было пытаться даже сосчитать их.

Однажды он направился в дом брахмана, так как решил, что сможет украсть его имущест­во. Для того чтобы получше разведать это место, он прикинулся нищим и встал рядом с домом.

«Я очень голоден, пожалуйста, дайте мне не­много пищи», – стал говорить Бхима.

«Я живу один, – ответил брахман, – и у меня нет ни родителей, ни жены, ни детей. Поэтому здесь никто не сможет приготовить тебе пищу, почему бы тебе самому не взять немного риса и не пригото­вить себе?»

«У меня тоже никого нет, – сказал Бхима. – Я останусь здесь, и буду служить тебе».

Конечно, Бхима просто искал случая, чтобы проникнуть в дом брахмана и что-нибудь украсть, но когда он начал жить в доме, то решил, что торопиться некуда. Жить вместе с брахманом было очень удобно и спокойно, и не было причины спе­шить с кражей его имущества. Было бы очень лег­ко осуществить кражу, когда бы ни захотел Бхима. Но, живя у брахмана, Бхима начал оказывать ему

служение, поначалу в очень небольших вещах. Он готовил пищу и омывал стопы брахмана. Все это принесло ему множество заслуг.

Однажды ночью в дом проник вор. Бхима ста­рался помешать вору украсть что-либо, между ними завязался поединок, и вор отсек голову Бхимы своим мечом.

Когда Бхима умер, посланники Вишну доста­вили его на Вишнулоку. Все его грехи были про­щены.

Такие великие плоды приносит служение брахманам.

ИСТОРИЯ ХЕМАПРАБХИ

Экадаши – это одиннадцатый день половины лунного месяца. Соблюдение поста на экадаши титхи и совершение религиозных обрядов в это время известно как экадаши врата. Она обладает особой благоприятностью и является священной.

Давным-давно в городе Канчане жил человек по имени Валлабха. Жену Валлабхи звали Хемап-рабха. Валлабха был богатым и процветал, но все же не был счастлив, и причиной этому была его жена. Хемапрабха не слушалась своего мужа и постоян­но ссорилась с ним. Однажды Валлабха устал тер­петь это и отругал свою жену. Это так разгневало ее, что она удалилась в свою спальню и отказалась принимать пищу и воду. Она провела без еды весь день, и случилось так, что ночью она умерла.

Тот день выпал на экадаши, и тем самым полу­чилось, что Хемапрабха постилась в течение эка-даши титхи. Это принесло ей обильную пунью (заслугу).

Когда Хемапрабха умерла, к ней подступили слуги бога смерти, чтобы доставить ее в обитель Ямы. Но также прибыли и спутники Вишну, и они не позволили им поступать так с Хемапрабхой. Ее заслуга была такова, что ей следовало жить вместе с Вишну на Вишнулоке.

Таковы славные награды за соблюдение экадаши враты.

«Падма Пурана» приводит еще несколько ис­торий, которые, более или менее, повторяют приве­денные выше. Не останавливаясь на подробностях, приведем их здесь вкратце.

Во времена трета юги жил брахман по имени Сударшана. Он постоянно критиковал Веды, никог­да не следовал вратам и думал только о себе са­мом. Когда он умер, то провел несколько лет в аду, а в следующем рождении принял тело свиньи. За­тем он родился как ворона. Образ Вишну был омыт водой, и случилось так, что ворона выпила немного той воды. Результатом этого стало то, что грехи Сударшаны были прощены, и он смог достичь небес.

Также в трета югу жил человек по имени Шанкара. Он был жителем царства Саураштры. Жену Шанкары звали Калиприйя. Калиприйя не любила своего мужа и постоянно ссорилась с ним. Она ни­когда не готовила мужу хорошей пищи и ждала того дня, когда бы ее муж умер. Не видя никаких при­знаков приближения этого события, она сама убила Шанкару, чтобы быть свободной. Когда ее муж умер, Калиприйя отправилась в странствие. Волей судьбы случилось так, что она начала общаться с теми, кто был преданными Господа Вишну. Она соблюдала некоторые враты, и это принесло ей множество заслуг. Сила этих заслуг была такова, что когда Калиприйя умерла, все ее грехи были прощены, и она была взята прямо на Вишнулоку.

В эпоху двапара юги жил брахман по имени Адитья. Туласи является священным деревом Виш­ну, и однажды Адитья полил дерево туласи, после чего отправился домой. Также в этом месте жил один человек, который был внекастовым (чандала). Этот чандала испытывал сильную жажду. Не най­дя другой воды для питья, он отпил немного воды с корня туласи. Это было действием, которое при­несло ему великую заслугу. Спустя какое-то время чандала был убит охотником по имени Асимардана. Чандала совершил великий акт благочестия, отпив священной воды, и все его грехи были прощены. Среди этих грехов был и грех похищения женщи­ны, совершенный в предыдущей жизни, и ставший причиной рождения в теле чандалы. Этот грех был также прощен, и чандала был взят на Вишнулоку в число спутников Вишну.

В период трета юги жил шудра по имени Дандакара. Он критиковал Веды, ел мясо, пил вино, постоянно лгал и совершал множества дру­гих грехов. Он был таким злым, что все его друзья и родственники избегали его. Дандакара поселился в лесу и стал грабить и убивать проходящих там людей. Однажды он повстречал группу брахманов, которые были преданными Вишну. Эти преданные убедили Дандакару следовать врате, и все грехи Дандакары были прощены как следствие проведе­ния этой враты.

Наши рекомендации