Тематика письменных работ по дисциплине

1. Пародирование литературных приемов в рассказах А.П. Чехова.

2. Литературоведение как наука и творчество.

3. История жанра диалога от античности до наших дней.

4. Особенности «монологического» и «полифонического романа».

5. Актуальность социальной функции литературы.

6. Воспитательное значение литературы – исторический взгляд.

7. Типология литературных жанров.

8. Жанровый ряд лирических произведений.

9. Жанры эпоса.

10. Драма и ее жанры.

11. Роман XIX в. и его типы.

12. Поэтика лирического цикла (по выбору студента)

13. Специфика фантастической литературы.

14. Метасловесный уровень литературного произведения.

15. Персонаж как характер и как образ.

16. Характер и тип.

17. Сравнительно-исторические и историко-типологические исследования в свете современных представлений о литературном процессе.

18. Литература и мифология как проблема литературоведения.

19. Интертекстуальность и мотивный анализ в современном литературоведении.

20. Интегративные процессы в литературе и литературной критике.

Требования к выполнению письменных работ

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого пункта;

3) введение;

4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы (составляется по алфавиту; образцы оформления: для монографий:Поспелов Г.Н. Стадиальное развитие европейских литератур. М., 1988; для статей:Захаров В.Н.Русская литература и христианство// Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв. Петрозаводск, 1994.

7) оформление работы: объем – 10 000 знаков с проб., в Wordе, шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал полуторный, абзац – 1 см; текст должен быть сохранен в формате doc (не docx или rtf); ссылки на литературу внутритекстовые, в квадратных скобках (пример: [Сидоров 2001: 47], где 2001 – год, 47 – номер страницы). Смысловые примечания (пояснения и дополнения к основному тексту) должны быть в сносках внизу страницы. Нумерация сносок сплошная. При оформлении цитат учитывать внешние кавычки («…») и внутренние (“…”).

Письменная работа оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки.

Критерии и показатели, используемые при оценивании письменного задания

Критерии   Показатели
Аргументированность (от 1 до 5 баллов) – аргументированность и доказательность проблематики, вынесенной в заглавие работы; – наличие авторской позиции, самостоятельность суждений
Степень раскрытия сущности проблемы (от 1 до 5 баллов) – соответствие содержания теме работы; – полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; – умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; – умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы
Обоснованность выбора источников (от 1 до 5 баллов) – круг, полнота использования литературных источников по проблеме
Соблюдение требований к оформлению (от 1 до 5 баллов) – правильное оформление ссылок на используемую литературу; – грамотность и культура изложения; – соблюдение требований к оформлению и объему работы
Грамотность (от 1 до 5 баллов) – отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; – литературный стиль
Итого: мин. мак. 5 баллов 10 баллов

Критерии, используемые при оценивании контрольного тестирования

Критерии   Показатели
От 5 до 20 баллов В тестах по 20 вопросов. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл. Итого: максимальное количество баллов – 20; минимальное – 5.

Образец вопросов к зачету

1. Понятия «автор», «повествователь», «рассказчик».

2. Автор и авторская субъективность в произведении.

3. Исторические судьбы авторства.

4. Непреднамеренное в искусстве. Выражение творческой энергии

автора. Вдохновение.

5. Концепция смерти автора.

6. Неавторское слово. Разноречие. Стилизация. Пародия. Сказ.

7. Реминисценции. Интертекстуальность.

8. Теория литературного процесса: предмет изучения, цели и задачи.

9. Понятия художественной системы, эпистемы (М. Фуко), литературного течения, направления, школы.

10. Динамика становления и развития художественных систем (от архаического искусства до классицизма).

11. Динамика становления и развития художественных систем (от классицизма до постмодернизма).

12. Мир произведения: к определению термина.

13.Персонаж, изображение его внешности, форм поведения.

14. Характер. Тип в литературе.

15. Вещный мир. Роль детали.

16. Организация времени и пространства в литературном произведении.

17. Генезис литературного творчества.

18. Стадиальность литературного развития.

19. Культурная традиция, ее значимость.

20. Динамика и стабильность в литературном процессе.

21. Проблема единства мировой культуры и особенности русского

национального варианта литературного процесса.

22. Постмодернизм: опыт осмысления в отечественной науке.

23. Закономерности развития литературы. Первичные и вторичные

стили (по Д. С. Лихачеву).

24. Концепция стиля в историческом развитии. Основные этапы.

25. Стиль художественной литературы.

26. Литературные роды и их основные особенности.

27. Теория жанров: история и современное состояние.

28. Лирика и ее жанры.

29. Вопрос о взаимопроникновении различных родовых начал в литературно-художественном произведении.

№ п/п Количество баллов Оценка
1. 81-100 «Отлично»
2. 66-80 «Хорошо»
3. 51-65 «Удовлетворительно
4. <50 «Неудовлетворительно»

Наши рекомендации