Тематика письменных работ по дисциплине
1. Пародирование литературных приемов в рассказах А.П. Чехова.
2. Литературоведение как наука и творчество.
3. История жанра диалога от античности до наших дней.
4. Особенности «монологического» и «полифонического романа».
5. Актуальность социальной функции литературы.
6. Воспитательное значение литературы – исторический взгляд.
7. Типология литературных жанров.
8. Жанровый ряд лирических произведений.
9. Жанры эпоса.
10. Драма и ее жанры.
11. Роман XIX в. и его типы.
12. Поэтика лирического цикла (по выбору студента)
13. Специфика фантастической литературы.
14. Метасловесный уровень литературного произведения.
15. Персонаж как характер и как образ.
16. Характер и тип.
17. Сравнительно-исторические и историко-типологические исследования в свете современных представлений о литературном процессе.
18. Литература и мифология как проблема литературоведения.
19. Интертекстуальность и мотивный анализ в современном литературоведении.
20. Интегративные процессы в литературе и литературной критике.
Требования к выполнению письменных работ
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого пункта;
3) введение;
4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы (составляется по алфавиту; образцы оформления: для монографий:Поспелов Г.Н. Стадиальное развитие европейских литератур. М., 1988; для статей:Захаров В.Н.Русская литература и христианство// Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв. Петрозаводск, 1994.
7) оформление работы: объем – 10 000 знаков с проб., в Wordе, шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал полуторный, абзац – 1 см; текст должен быть сохранен в формате doc (не docx или rtf); ссылки на литературу внутритекстовые, в квадратных скобках (пример: [Сидоров 2001: 47], где 2001 – год, 47 – номер страницы). Смысловые примечания (пояснения и дополнения к основному тексту) должны быть в сносках внизу страницы. Нумерация сносок сплошная. При оформлении цитат учитывать внешние кавычки («…») и внутренние (“…”).
Письменная работа оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки.
Критерии и показатели, используемые при оценивании письменного задания
Критерии | Показатели |
Аргументированность (от 1 до 5 баллов) | – аргументированность и доказательность проблематики, вынесенной в заглавие работы; – наличие авторской позиции, самостоятельность суждений |
Степень раскрытия сущности проблемы (от 1 до 5 баллов) | – соответствие содержания теме работы; – полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; – умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; – умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы |
Обоснованность выбора источников (от 1 до 5 баллов) | – круг, полнота использования литературных источников по проблеме |
Соблюдение требований к оформлению (от 1 до 5 баллов) | – правильное оформление ссылок на используемую литературу; – грамотность и культура изложения; – соблюдение требований к оформлению и объему работы |
Грамотность (от 1 до 5 баллов) | – отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; – литературный стиль |
Итого: мин. мак. | 5 баллов 10 баллов |
Критерии, используемые при оценивании контрольного тестирования
Критерии | Показатели |
От 5 до 20 баллов | В тестах по 20 вопросов. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл. Итого: максимальное количество баллов – 20; минимальное – 5. |
Образец вопросов к зачету
1. Понятия «автор», «повествователь», «рассказчик».
2. Автор и авторская субъективность в произведении.
3. Исторические судьбы авторства.
4. Непреднамеренное в искусстве. Выражение творческой энергии
автора. Вдохновение.
5. Концепция смерти автора.
6. Неавторское слово. Разноречие. Стилизация. Пародия. Сказ.
7. Реминисценции. Интертекстуальность.
8. Теория литературного процесса: предмет изучения, цели и задачи.
9. Понятия художественной системы, эпистемы (М. Фуко), литературного течения, направления, школы.
10. Динамика становления и развития художественных систем (от архаического искусства до классицизма).
11. Динамика становления и развития художественных систем (от классицизма до постмодернизма).
12. Мир произведения: к определению термина.
13.Персонаж, изображение его внешности, форм поведения.
14. Характер. Тип в литературе.
15. Вещный мир. Роль детали.
16. Организация времени и пространства в литературном произведении.
17. Генезис литературного творчества.
18. Стадиальность литературного развития.
19. Культурная традиция, ее значимость.
20. Динамика и стабильность в литературном процессе.
21. Проблема единства мировой культуры и особенности русского
национального варианта литературного процесса.
22. Постмодернизм: опыт осмысления в отечественной науке.
23. Закономерности развития литературы. Первичные и вторичные
стили (по Д. С. Лихачеву).
24. Концепция стиля в историческом развитии. Основные этапы.
25. Стиль художественной литературы.
26. Литературные роды и их основные особенности.
27. Теория жанров: история и современное состояние.
28. Лирика и ее жанры.
29. Вопрос о взаимопроникновении различных родовых начал в литературно-художественном произведении.
№ п/п | Количество баллов | Оценка |
1. | 81-100 | «Отлично» |
2. | 66-80 | «Хорошо» |
3. | 51-65 | «Удовлетворительно |
4. | <50 | «Неудовлетворительно» |