Елизаветинская община п.Шаховская
ПОЛОЖЕНИЕ
О III межрегиональной православной конференции
Школьников и студентов
«ВОСКРЕСЕНИЕ»
Общие положения
1.1. Учредителями межрегиональной православной конференции школьников и студентов «Воскресение» (далее – конференции) являются администрация Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шаховская средняя общеобразовательная школа №1» и общественное православное движение «АНЕСТИ» при поддержке Управления образования администрации городского округа Шаховская, МУ ДПО Учебно-методический центр, Шаховского благочиния Московской Епархии Русской Православной Церкви, Образовательного частного учреждения высшего образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет».
1.2. Конференция посвящена главному христианскому празднику Воскресения Христова.
1.3. Целью проведения конференции является развитие знаний о русской православной культуре и воспитание у участников конференции милосердия, патриотизма, трудолюбия, добросовестности, аккуратности, скромности, воздержания, терпения и других духовно-нравственных качеств православного христианина.
1.4. В конференции могут принять участие обучающиеся средних общеобразовательных учреждений, воскресных школ, православных гимназий, высших учебных заведений следующих возрастных категорий:
- 1-4 классы,
- 5-7 классы,
- 8-11 классы,
- студенты вузов.
Участие в конференции бесплатное.
1.5. Выбор темы проекта или научно-исследовательской работы производится самими учащимися с учетом их интересов, рекомендаций учителей и родителей по следующим примерным направлениям:
- духовность и нравственность в современном мире;
- православная литература;
- православное искусство;
- духовное краеведение;
- история Русской Православной Церкви;
- православная семья;
- православные праздники и традиции России;
- православные святые;
- православное образование и др.
Организация конференции
2.1. Конференция проводится в два этапа: заочный и очный. На заочный этап конференции участник должен выслать свой доклад (см. приложение) и презентацию на электронную почту [email protected] до 7 апреля 2017 года с темой «Воскресение».
2.2. Доклад (тезисы) – краткое содержание проведенной научно-исследовательской или проектной работы на 2-3 страницах (12 шрифт Times New Roman, 1 интервал) в формате doc или docx. Рисунки, фотографии, таблицы и диаграммы включаются в объем доклада.
2.3. Работы (доклад и презентация) проходят экспертную оценку на качество выполнения и рецензируются на соответствие целям и тематике конференции. При положительной рецензии участнику направляется приглашение на очный этап конференции, который состоится 18 апреля 2017 года в МБОУ «Шаховская СОШ №1» городского округа Шаховская Московской области. Приглашение, регламент конференции и программа будут высланы участникам за 5 дней до конференции.
2.4. Выступающий несёт ответственность за содержание и качество своего сообщения на очном этапе конференции.
2.5. Критерии оценивания выступлений учащихся 1-11 классов:
- значимость работы для самого участника, Церкви и просвещения слушателей;
- наличие достаточного количества источников и собственных взглядов, формулировка выводов;
- грамотность речи и чёткость изложения материала, культура выступления, соблюдение регламента;
- качество и наглядность презентации;
- владение материалом, уверенность в ответах на вопросы.
2.6. Выступления студентов не оцениваются.
2.7. Все выступления на конференции являются регламентированными: регламент - до 10 минут на выступление. Если докладчик нарушает регламент, то выступление будет остановлено жюри.
2.8. Выступления школьников на конференции оценивает жюри, задает вопросы по теме работы. В соответствии с решением жюри учащиеся награждаются дипломами победителей, призеров, участников конференции.
2.9. В состав жюри входят учителя, преподаватели, студенты, аспиранты, представители общественности, священники.
2.10. Всем участникам заочного и очного этапа конференции на электронную почту высылается приказ по её итогам.
Структура и содержание научно-исследовательской работы
3.1. Научно-исследовательская работа включает в себя следующие основные элементы: титульный лист с фамилией автора, руководителя, темой, названием образовательной организации; введение; основное содержание (разбивается на главы и/или параграфы); заключение (выводы и рекомендации); список использованной литературы; приложения.
3.2. Научно-исследовательская работа должна быть объёмом, соответствующим возрасту и особенностям темы, включая титульный лист, рисунки, таблицы, фотографии и приложения. Используется шрифт 14 Times New Roman, интервал полуторный. Сброшюрованная или скрепленная в папке работа предоставляется членам жюри на очной конференции.
3.3. Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы, знакомит с сущностью излагаемого вопроса или его историей, с современным состоянием разработки проблемы. Во введении ставятся цели и задачи работы.
3.4. Раздел «Основное содержание» должен иметь заглавие, выражающее суть работы. В данном разделе должна быть доказана достоверность результатов. Она подтверждается, как правило, конкретными данными, ссылками на литературные источники, подтверждающими правильность полученных результатов, таблицами, рисунками, графиками и т.д.
3.5. Заключение - это неотъемлемая часть научно-исследовательской работы. В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы.
3.6. Работа завершается списком литературы, который оформляется по алфавиту. Допускается использовать Интернет-источники. Общее количество использованных источников должно соответствовать исследуемой проблеме, показывать широту проведенного исследования.
3.7. Приложения включают в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки, результаты эксперимента), которые необходимы автору работы для иллюстрации (доказательства) своих научных исследований.
3.8. Для наглядности рекомендуется демонстрировать результаты исследования в форме презентации.
3.9. Для публикации в сборнике научно-исследовательских работ используется краткое содержание проведенной работы.
3.10. Работа может предоставляться в форме творческого проекта (проект храма, поделка и прочее), без соблюдения вышеперечисленных требований к структуре научно-исследовательской работы. Творческий проект должен иметь цели, задачи и описание его выполнения по этапам.
Приложение
Образец доклада
Анастасия Смирнова
7 класс МБОУ «Шаховская СОШ №1» г.о.Шаховская Московской области
Руководитель: учитель ОПК Дмитрий Александрович Бежевец
e-mail: [email protected]
Тел.: 89296204524
Елизаветинская община п.Шаховская
Сейчас есть лишь несколько православных монастырей, названных именем Елисаветы, однако названы они в основном в честь княгини Елизаветы Федоровны Романовой, прославленной в лике преподобномучениц в 1992 году за свое милосердие и неотречение от Христа в период жестких гонений на веру.
Но раньше Елизаветинские монастыри обычно называли в честь Елисаветы, матери Иоанна Предтечи. Оказывается, в нашем поселке тоже был монастырь, названный, скорее всего, в честь этой святой. Поэтому мне стало интересно, где он находился, как выглядел и почему был уничтожен. Таким образом, цель моей работы: узнать историю Елизаветинской общины п.Шаховская. Для достижения этой цели я поставила следующие задачи исследования:
- изучить жизнь святых, названных именем Елисавета;
- найти сведения о Елизаветинской общине п.Шаховская в литературе и Интернете, узнать ее местоположение;
- провести опрос среди школьников, чтобы проверить их знания о ней.
Гипотеза исследования: Елизаветинская община в Шаховской не дошла до наших дней из-за гонений на христианство.
На занятиях кружка православной культуры я узнала, что у Девы Марии была родственница – Елисавета, жена священника Захарии. У них долго не было детей, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды Захария увидел в храме архангела Гавриила, который сказал ему: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн" (Лк.9-13). Захария засомневался и архангел Гавриил поразил его немотой. Лишь когда рожденному младенцу дали имя Иоанн, Захария начал снова говорить.
А еще когда Елисавета увидела Деву Марию, младенец у нее под сердцем тотчас начал толкаться. Тогда матерь пророка поняла, что перед ней не просто юная родственница, а будущая Матерь Божия. Она громко воскликнула и сказала: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»
Другая святая Елисавета – это Елисавета Федоровна Романова. Она не была русской по происхождению, но так полюбила Россию и весь наш народ, что по духу стала чисто русской, выйдя замуж за Великого князя Сергея Александровича. Я думаю, что именно православие оказало на нее самое сильное влияние, и, наверное, вера и любовь ко Христу помогли пережить ей страшные страдания.
В 1905 году муж Елизаветы был убит террористом, бросившим в него бомбу. В час тяжелого испытания Елизавета Федоровна поехала в тюрьму к убийце и простила его. После четырехлетнего траура княгиня основала Марфо-Мариинскую обитель труда, молитвы и милосердия. В обители Великая княгиня Елизавета Федоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного.
Но большевики арестовали её и отправили в Сибирь, а там, избив, вместе с другими мучениками бросили в шахту. Она крестилась и молилась словами распятого Христа: "Господи, прости им, не знают, что делают!"
В районном краеведческом музее мне удалось узнать, что в 1914 г. поблизости от станции Шаховская был открыта Елизаветинская женская община. В 1915 г. там был построен небольшой деревянный храм. Есть мнение, что это было подворье Елизаветинской общины д.Старые горки Зубцовского района, которое к 1917 году стало самостоятельным монастырем.
По инициативе шаховских купцов для общины был заказан проект храма академику Владимиру Александровичу Покровскому, который в то время был одним из ведущих мастеров.
Пока готовился проект, в 1915 году была освящена небольшая деревянная церковь. Фотографии храма не сохранилось, лишь купол можно увидеть на одной из фото того времени. И не удивительно. Прихожан храма и сестер монастыря после революции стали арестовывать. И к 1920 году общину ликвидировали. Храм был закрыт в 1930-х, колокольня разрушена, а здание церкви перестроено в амбулаторию. В войну здание было повреждено и позже разобрано. До недавнего времени можно было видеть остатки фундамента церкви и до сих пор сохранились берёзы, посаженные монахинями рядом с храмом. Я побывала на этом месте и нашла кирпичи от фундамента храма, полюбовалась вековыми березами.
Интересно было узнать, а знают ли современники что-то о Елизаветинской общине в нашем поселке. Для этого я составила анкету и провела по ней опрос, в котором участвовали одноклассники, знакомые, учителя. Результаты опроса отражены в таблице и диаграммах моей работы.
Проанализировав их, я сделала вывод о том, что опрошенные мной школьники практические ничего не знают о Елизаветинской общине. Большинство правильно ответило только на один вопрос – «Остались ли сейчас постройки этого монастыря». Поэтому я решила рассказать ребятам об этом монастыре на уроке географии, выступить с исследовательской работой на конференции.
Таким образом, проведенное исследование позволило установить, что Елизаветинскую общину, действительно, закрыли в период гонений на христианство после революции 1917 года. Кроме этого, я узнала о жизни двух святых Елизавет, матери Иоанна Предтечи и Елизаветы Федоровны Романовой. Мое исследование позволило мне самой и моим одноклассникам расширить знания о духовном краеведении нашего округа. Остается лишь мечтать, что когда-нибудь Елизаветинский монастырь в поселке будет восстановлен.