Особенности русского европеизированного дома
XVIII век - яркая историческая веха в судьбе всего русского дома и каждого отдельного в нем. До сих пор нет единого мнения по вопросу о том, что собой представляла петровская европеизация России.
Точки зрения разделились на две противоположные:
1. она была благом для России,
2. она несла с собой беду для России.
Вся последующая русская общественная мысль, так или иначе, участвовала в этом вечном российском споре. Наступали времена, когда спор немного утихал, но только для того, чтобы потом разгореться с еще большей силой. На сегодняшний день эта проблема стоит остро, она напрямую связана с моделью русского дома.
Проблемы сегодняшнего дня очень тревожны для русского дома: как моделировать свой дом, например, в контексте Европейского содружества. В силу исторической ситуации российский дом открыт для «всех ветров».
Чтобы попытаться решить проблему, надо обратиться к истории и посмотреть, были ли подобные ситуации, если да, то что из этого получилось.
Уже в XVII веке русский дом понемногу, как бы незаметно начинает меняться. Изменения касаются богатого дома, имеющего основательный материальный достаток (мебель, посуда, гравюры с изображением библейских сюжетов, зеркала). В XVIII веке русский дом подвергся мощной интервенции. Начался этот процесс с городов, и в первую очередь со столичных - Москвы, а затем Петербурга.
Постепенно он охватил и провинцию, губернские и уездные города, дворянские усадьбы. Делалось это быстро, в приказном порядке. Существенным ударом по модели русского дома был обязательный выход всей семьей на петровскую ассамблею. Русский боярин знатной фамилии обязан был явиться на ассамблею непременно в сопровождении жены и взрослых детей. Вся семья должна была обязательно быть в новом европейском платье и активно участвовать в развлечениях.
Как и в русском доме, на ассамблее существовало разделение на мужской и женский миры, но предпочтение отдавалось мужскому. Мужчина на ассамблее мог играть в шашки, шахматы, курить трубку, пить пиво. Замужние женщины и взрослые девушки преимущественно находились в танцевальном зале и должны были танцевать новые европейские танцы. Мужчины (в основном молодые люди) должны были принимать участие в этих танцах, т. к. новые европейские танцы были парными. Идея Петра I заключалась в приобщении русского человека к новому европейскому стилю жизни. В этой идее имелись позитивные начала. Акцент был сделан на умение русского человека естественно и непринужденно вести себя в обществе и не пугаться большого количества людей. Некая историческая правда присутствовала в идее петровской европеизации. По отношению к женскому миру петровские преобразования проявили как «медвежью услугу» (падение нравов), так и ряд позитивных возможностей (откорректировали имидж русского дворянства, способствовали расцвету любовной поэзии). Мужской мир русского дома был подвержен не меньшей опасности. Только малую часть своего времени мужчина мог теперь уделять дому, всего себя он посвящает государственной службе. Это существенно повлияло на модель русского дома. В начале XVIII века идет активный процесс «отстранения» русского человека от самого главного в его жизни - от его дома.
Стиль жизни, одежда, поведение, быт, характер занятости русского человека на государственной службе, посещение ассамблей, активное участие в «государственной соборности» - все, решительно все отторгало его от выработанной на Руси модели дома и семьи. И конечно, это не могло не отразиться на нравственном состоянии общества.
Здесь важна идея потери дома и семьи, и тех нравственных ценностей, которые составляли идеал хозяйки русского дома. Эта потеря национальных устоев приводила не только к разрушению браков, самовольному уходу жен, разделу детей и так далее, но и к выработке системы новых нравственных, а вернее, безнравственных ценностей, когда супружеская чета, не явившая доказательств своей неверности, считалась неприличной, была презираема в свете, и в высшем обществе не принимаема. Разумеется, речь здесь идет о модели элитарного, дворянского дома. Таким образом, реформы Петра I перевернули не только государственную жизнь, но и домашний семейный уклад. Однако процесс европеизации не разрушил глубинных нравственных устоев русского дома, хотя внешне решительно видоизменил их.
К 70-м годам XVIII века над Европой пронеслось дыхание нового времени. Если первая половина XVIII века требовала искусственности, ненатуральности, то вторая половина связана с тенденцией к естественности, природе, а стало быть, возвращению «к родному пепелищу». Это стремление к естественности определило возвращение к русской модели дома и семьи. Дом, семья, семейные устои стали определяющими в русском обществе. Доказательством этому служит и набиравший силу в русских кругах спор о ценностном превосходстве патриархальности над европейской цивилизованностью. С одной стороны - петербургская квартира, дача, в которой человек предоставлен сам себе, ни от кого не зависит, ни за кого не отвечает. А с другой стороны - дом, где живут общей жизнью родители, дети, слуги, нянюшки, родня, приживалки, где человеку невозможно уединиться, да и не принято это было. Такой дом призван был раньше спасать укрывшихся в нем людей от враждебных (природных) сил, а сейчас - от общественных, смуты, способствующей нестабильности. В этом жилище зачастую неудобно, тесно, комфорту не придается особого значения.
Таким образом, в XVIII веке особенный акцент сделан на национальную модель дома, представлявшую, прежде всего, всю семью, круг людей, считающих себя родными не только по крови, но и по духу, обычаю. Главное в такой семье - истинная человеческая любовь, при которой человек становится для другого дороже самого себя. И дом сравнивается с семейным гнездом, которое спасало человека в житейском море. Эту метафору «гнездо» можно перенести на всю Россию, которая, по представлению многих, являла собой большую семью с отцом - государем во главе. Таким образом, претерпев влияние европеизма к началу XIX века русский дом, с одной стороны, существенно изменился, а с другой - сохранил нравственные семейные устои, характерные для русского менталитета.
Изменения, произошедшие в XVIII веке, в различной степени затронули разные сословные уровни. Так, жизнь и уклад крестьянской семьи почти не подверглись изменениям, дворянский же дом явил как бы две ипостаси - городскую и усадебную. В то время как городской дом нес на себе печать европеизации, русская дворянская усадьба находилась как бы на границе двух культур, сохраняя традиционные русские устои и приобретая «чудинку» западничества. При всех изменениях, произошедших в моделях дома и семьи, при сплаве своего и чужого идея русского дома как крова осталась в сознании русского человека. Она воплощала в себе такие традиционные для русского сознания понятия, как соборность, родственное и духовное единение людей, любовь к ближнему, честь, человеческое достоинство
Одежда
Одежда, костюм - важное выразительное средство, деталь, при помощи которой можно многое узнать о времени, человеке. Костюм изначально является не только средством защиты, но и определяющим знаком. Он указывает на национальность, сословную принадлежность, имущественное положение, возраст. В XVIII веке знаковая символика костюма не исчезла; появились новые формы выражения очень многих понятий. Еще в XVII веке проходили определенные изменения в костюме. Так, в гардеробе таких бояр, как Голицын, Романов, Матвеев, были немецкие рубашки, кафтаны иноземного покроя.
В 1681 году был издан указ, по которому всем дворянам и приказным людям при дворе и Кремле повелевалось одеваться не иначе, как в польские одежды. Из Европы ввозились разнообразные ткани, шляпы, ленты, кружева, отделочные шнурки. Но это была лишь частичная европеизация, которая затрагивала придворные сферы, не сказываясь на внешнем облике остальной части общества.
Радикальные изменения связаны с реформами Петра I. Он запретил носить бороды, ввел налог на бороду.
Кроме того, всему населению, за исключением духовенства и крестьян, как в столице, так и в провинции, повелевалось носить иноземные платья на манер сначала венгерского, которое по покрою было близко старым русским одеждам, а затем немецкие и французские. В русской одежде запрещено было появляться в обществе, мастеровым людям «не заниматься своей работой и купцам не торговать».
Особенно трудно привыкали к новой одежде старые члены семьи, которые видели в ней нарушение традиций и своего достоинства. Молодые дворяне легче и спокойнее относились к ней, особенно те, которых Петр I посылал учиться в Европу.
Большое значение при переходе к новому костюму имел материальный фактор, потому что было непросто сменить весь гардероб. Вторая трудность - искусство портных. Доморощенные отечественные портные либо не знали кроя новой одежды, либо не хотели учиться.
В городах одежда нового покроя постепенно, но верно становится принадлежностью в основном дворян, чиновников, полицейских и отдельных групп городского населения, а также домашних слуг. Постепенно все-таки новая мода стала оказывать влияние на одежду разных слоев русского общества. И хотя крестьянский костюм сохранил особенности традиционной русской одежды, но и он подвергся определенным изменениям.
Мужская одежда того времени соответствовала французской моде и состояла из рубашки, камзола, кафтана, коротких штанов, чулок и башмаков. Общий облик дополняли пудреные парики различной формы, как у женщин, так и у мужчин. Завершала мужской костюм шляпа, шерстяная или пуховая. Она имела округлую форму. С трех сторон как бы пригибались поля (треуголка), обшитые галуном или шнурком. Затем постепенно в конце века эту шляпу вытесняет шляпа с широкими полями.
Существовали и другие виды одежды. Это, прежде всего, сюртуки и фраки. Сюртук (фр. - «поверх всего») - деталь мужского костюма. Первоначально это была одежда, предназначенная для улицы. Сюртук имел полы и довольно высокую застежку. Длина сюртука, место талии (выше, ниже) определялись модой. От нее же зависела и форма рукава.
Близок к покрою сюртука был фрак. Он появился в первой половине XVIII века в Англии и распространился по всей Европе. Изначально он предназначался для верховой езды, поэтому полы верхней приталенной одежды поначалу отгибались назад и закреплялись сзади. Позже сложилась форма фрака, когда полы были заменены фалдами сзади.
Таким образом, мужской костюм, с одной стороны, демонстрирует принципиальный отход от традиционного русского костюма. Это проявляется, прежде всего, в крое, в изменении формы. А с другой стороны, какие-то атрибуты традиционного костюма в одежде русского человека XVIII века остаются как проявление самобытности и прочности модели дома. Это проявляется, прежде всего, в страсти к украшениям и в необходимости социальной субординации жизни (шапка и парик). Из традиционной одежды, сохранившейся от древнерусской, были епанча и шуба.
В XVIII веке вводится гражданское форменное платье, вначале мундирное платье для чиновников отдельных государственных ведомств, учащихся некоторых училищ, где в основном обучались дворянские дети.
Обшлага, воротник, лацканы, как правило, отличались цветом, иногда и тканью. Именно эти детали выполняли роль знаков отличия форменной одежды. В 1782 году был издан указ, который регламентировал цвет дворянской одежды по губерниям. При каждом мундире обязательно были шпага и шляпа. Мундир наглядно демонстрировал занимаемое человеком положение в обществе, подчеркивал его сословную принадлежность, говорил о роли службы и ранге.
Для женщин были обязательными корсаж, пышные юбки, распашные платья. Юбки первоначально были круглыми, но уже к 30-40-м годам XVIII века они расширились по бокам, приобрели изогнутые очертания. Для того чтобы юбка хорошо была видна, под нее надевали специальный каркас, получивший название фижмы, бачки. Фижмы - каркас из ивовых прутьев или китового уса для придания пышности платью.
Распашные платья были нескольких видов. Одним из первых платьев, появившихся в России, был кунтуш (кунтыш). Его носили поверх курточки и юбки. Другим видом была роба (фр. - «одежда»). Этот термин имел два значения: распашное платье; платье определенного покроя. Отличительная особенность этого платья - приталенный перед, спинка могла быть прилегающей или свободной, с заложенной вглубь складкой. Робу шили из парчи, бархата, шелка (узорчатого).
Наиболее нарядны были круглые платья - роброны. В отличие от всех остальных распашных платьев, полы у них расходились только от талии, юбку и платье шили из одной и той же ткани и украшали одинаковой отделкой. Позже появится новый тип платья - полонез - платье с драпированными полами, из-под которых видна была нарядная юбка.
В женской моде появляются различные типы одежд: парадная, повседневная, платья для визитов, домашние, утренние и вечерние туалеты. Если в первой половине XVIII века женская одежда была предельно насыщенной цветовой гаммы, где практически не было полутонов, где господствовала цветовая однотональность (насыщенные цвета), то вторая половина века резко меняет цветовую ориентацию в одежде. В моду входят белые утренние платья. В домашней одежде не было фижм и не надо было так туго стягивать корсаж.
Шарфы, платки, косынки, накидки, мантильи - атрибуты женской одежды на протяжении XVIII-XIX веков. Непременная деталь женского костюма XVIII века - веер. Это орудие кокетства, потому что разные приемы складывания обозначали определенные чувства.
Женщины носили шелковые, шерстяные чулки. В первой половине XVIII века они были цветными, с золотой и серебряной вышивкой. Во второй половине XVIII века предпочтение было отдано белому цвету, обязательно с ажурным орнаментом или вышитой стрелкой.
С введением одежды нового типа появляются туфли на высоких каблуках. Это целая революция в женском мире. Туфли шили из кожи, парчи, бархата, атласа. На протяжении века они были остроносой формы. Постепенно идет понижение каблука. В XIX веке туфли практически без каблука. Носок настолько заострился, что такие туфли стали называть «стерлядки». Были туфли без задников с высоким каблуком - «муль».На протяжении XVIII века силуэт мужских и женских костюмов несколько раз менялся под влиянием смены различных художественных стилей.
Изменения затронули и обувь. Старый русский способ обработки кожи делал ее водопроницаемой. Поэтому указ 1715 года рекомендовал новый способ обработки кожи.
Такой подробный анализ одежды не случаен, потому что одежда - составляющая и весьма значительная часть русского дома, это своеобразный почерк эпохи. Эволюция и принципиальные изменения русской одежды позволяют увидеть, как шел процесс европеизации.
Важно подчеркнуть, что изменения дома в плане его резкой европеизации были не повсеместными и, прежде всего, касались дворянской культуры. Все остальные сословия России - купцы, мещане, ремесленники, горожане мало были подвержены изменениям. Крестьянский мир почти не подвергался чужому влиянию. Это привело к тому, что русская культура не только сохранилась, не погибла под мощными ударами интервенции «чужого», но и приобрела совершенно неповторимые, свойственные только русской ментальности черты.
Далее процесс европеизации выравнивается, другие составляющие стилистики русского дома (интерьер, жилище, пища, тип жизни и так далее) постепенно делаются более естественными, спокойными.
Все это, в конечном счете, приведет к состоянию, когда человек в конце ХVIII-начале XIX веков на уровне дворянской культуры вернется к некоторым своим истокам, не потеряв и не забыв ни в чем и нигде трудных, порой трагических усвоений «чужого».