Блок 5. Путешествуя по Москве
Автономная некоммерческая организация
«Центр инновационных ресурсов»
Autonomous non-profit organization «Innovative Resources Centre»
Всероссийская дистанционная
Мультиолимпиада-марафон
«Муравейник-2017»
2 (весенний) тур
ЗАДАНИЯ
для учащихся 3-4-х классов
Здравствуйте, мальчики, девочки и уважаемые взрослые!
Я, Муравьишка, рад новой встрече! Мне очень понравились работы, которые вы прислали мне в первом туре. Много интересного и познавательного мы вместе с вами узнали об организме человека. С самыми интересными ответами участников можно познакомиться в итоговых презентациях, которые размещены на сайте Олимпиады www.irc43.ru в разделе «Итоги».
Дорогой друг! Сегодня я приглашаю тебя познакомиться с крупным городом Европы и сердцем России. Это столица нашей Родины – город Москва.
Москва сейчас – это современный город, а история его уходит в прошлое на века. В этом году прекрасный город будет праздновать круглую дату – 870 лет со дня его основания!
Москва дорога каждому, даже самому маленькому россиянину. Многие наши соотечественники посвятили свои произведения любимому городу.
Замечательные стихи написала Ирина Токмакова:
Красная площадь | |
Мы с детства запомнили эти слова, И нету прекрасней и проще Для города имени — город Москва, Для площади — Красная площадь. На свете немало других площадей, Героев на свете немало, Но сколько здесь было отважных людей — Пожалуй, нигде не бывало! | Кто в море уходит, кто в космос летит, Маршрут пролагая опасный. Но каждый считает началом пути Прогулку по площади Красной. Тут встретишь гостей из столицы любой: Парижа, Софии, Каира! Давай же сегодня пройдёмся с тобой По стартовой площади мира. |
Дорогой друг! Если ты учишься в 3 или 4 классе и готов узнать много нового, поделиться своими знаниями со мной и со всеми остальными участниками Олимпиады, тогда – вперед!
При поиске правильных ответов ты по-прежнему можешь использовать самые разные источники информации: учебники, словари, справочники, художественную литературу, журналы, газеты, Интернет-ресурсы и др. При необходимости ты можешь попросить помощи у родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, друзей. Вполне возможно, что ответы на некоторые вопросы тебе уже известны.
За правильно выполненное задание каждый из вас получит мою маленькую персональную наклейку «муравьишка» для домика-муравейника. Чем больше у тебя будет правильных ответов, тем больше шансов заполнить весь муравейник жителями-муравьишками!
Итак, я приглашаю тебя в путешествие по Москве и желаю успехов тебе и твоим друзьям!
Блок 1. История Москвы
Задание 1
Какое из упоминаний, связанных с Москвой, в истории появилось раньше других? | ||
1. Город Москва 2. Москва-река 3. Московский кремль 4. Порт пяти морей | ||
Используя ключ, дорисуй недостающие элементы и узнаешь дату. Какое историческое событие связано с этим годом? | ||
Имя какого князя связывают с первым упоминанием о Москве? | ||
Заполни таблицу №1 бланка ответов.
Задание 2
В настоящее время Москва – столица нашей Родины. А всегда ли она носила почетное звание столицы? | |||
Выбери из предложенных изображений только то, которое является картой города Москвы. | |||
Верны ли утверждения? (да/нет) 1. Москва – областной центр Московской области, в состав которой она не входит. 2. Москва является вторым по величине городом России после Ростова-на-Дону. 3. Москва – город федерального значения, город-герой, субъект Российской Федерации. | |||
Заполни таблицу №2 бланка ответов.
Задание 3
Названия городских улиц часто связывают с местностью, где позднее были созданы постройки. Так случилось, например, с Болотной площадью, которая была основана на заболоченной земле.
С чем связывают название Большой Бронной улицы в Москве? | |
При раскопках на территории одной из древних московских слобод была найдена различная посуда, изготовленная из глины: горшки, корчаги, миски. Также обнаружили детские глиняные игрушки в виде лошадок и медведей и терракотовые плитки со штампованным орнаментом. Определи название этой слободы. | |
Заполни таблицу №3 бланка ответов.
Блок 2. Сердце Москвы
Задание 4
Узнай название исторического центра Москвы, пользуясь шифром. | |
Какое описание не подходит для получившегося понятия? 1) Самая большая средневековая крепость, сохранившаяся до наших дней. 2) Церковь на берегу Москвы-реки. 3) Самая древняя часть Российской столицы, резиденция лидера страны. | |
История Москвы, как и любого другого древнерусского города, начинается со строительства крепости. Какие материалы использовали для строительства первых оборонительных укреплений города? Выбери ответы из предложенных вариантов. 1) Белый камень 2) Древесина 3) Бамбук 4) Ил 5) Пенобетон 6) Красный кирпич |
Заполни таблицу №4 бланка ответов.
Задание 5
Площадь с восточной стороны Кремля - главная площадь страны. Этот значимый статус она приобрела в далеком прошлом. Здесь зачитывались царские указы, чествовались важные гости столицы, проводились парады.
Установи хронологический порядок названий этой площади. Напиши их в порядке от самого старинного до современного. 1) Красная площадь 2) Пожар 3) Торг | ||
Здание, изображенное на фотографии, находится на Красной площади. Как оно называется? | ||
Какую мелодию можно слышать каждый день в 6 часов вечера, находясь на Красной площади рядом с курантами? | ||
Заполни таблицу №5 бланка ответов.
Задание 6
Этот памятник русскому артиллеристскому искусству установлен в стенах Московского кремля. Он был отлит в 1586 году русским мастером литейщиком Андреем Чоховым. Масса этого орудия составляет более 39 тонн! Как называется это орудие? | ||
Царь-колокол – «молчаливый гигант», находящийся в Московском кремле, известен всему миру и занесен в книгу рекордов. Чудо было отлито в 1733-1735 годах Иваном Моториным и его сыном Михаилом. В его сплав добавили более полутонны серебра и 72 кг золота. К сожалению, этот уникальный предмет так и не был использован по назначению. А сейчас он привлекает туристов и вызывает восхищение искусством мастеров, отливших его. Масса этого гиганта 200 тонн, а масса бегемота примерно 1600 кг. Сколько бегемотов понадобится, чтобы уровнять на весах Царь-колокол? | ||
Заполни таблицу №6 бланка ответов.
Блок 3. Герои Москвы
Во время войн враги всегда хотели разрушить и уничтожить столицу - поразить страну в самое сердце. Чтобы не допустить этого, люди самоотверженно защищали город. Множество жителей нашей страны показали себя настоящими героями, заставляя отступать захватчиков даже ценой собственной жизни.
Задание 7
В ночь на 23 июня 1812 года многочисленная армия Наполеона Бонапарта без объявления войны вторглась на территорию России. Это событие послужило началом Отечественной войны.
Почему война с Наполеоном в 1812 году названа Отечественной? | |
26 августа 1812 года произошло Бородинское сражение, поднявшее боевой дух российской армии. А уже 1 сентября, после совета в Филях, было принято судьбоносное решение, которое сыграло важнейшую роль в победе над войсками Наполеона. Какое тяжелое и нежеланное решение для жителей Москвы было принято? | |
Используя компьютерную клавиатуру, узнай, под командованием какого полководца русская армия смогла одержать победу в Отечественной войне. |
Заполни таблицу №7 бланка ответов.
Задание 8
Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, — Идет война народная, Священная война! Это строки из известной песни, слова к которой написал Василий Иванович Лебедев-Кумач в 1941 году. Какому событию посвящена эта песня? | ||
Когда в июне 1941 г. фашистская Германия совершила нападение на нашу страну, на ее пути стеной встали все советские города. В них шла героическая борьба буквально за каждую улицу, за каждый метр земли, что морально и физически изматывало противника. Особо отличившимся городам за массово проявленное мужество и героизм их защитников впоследствии было присвоено высокое звание «Город-герой». Присвоено ли Москве звание Города-героя? | ||
Во время Великой Отечественной войны центр Москвы был неузнаваем: перекрашены в черный цвет купола соборов, зачехлены звезды на башнях Московского кремля, над мавзолеем возведено двухэтажное здание, изменен облик Большого театра, от Спасских до Боровицких ворот протянута песчаная дорога. Для чего были нужны такие изменения? | ||
Заполни таблицу №8 бланка ответов.
Задание 9
Дорогой друг, героем можно стать не только во времена кровопролитных войн, но и в мирное время. Почти каждый человек может проявить свой героизм, если в этом будет необходимость. Стать героем – значит не остаться равнодушным, помочь в трудной ситуации. Например, оказать первую медицинскую помощь нуждающемуся.
Прочитай сам «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака и ответь на вопросы: | |
В какой части стиха ты переживал за героя? | |
Какой подвиг совершил парень? | |
За что вручается знак ГТО? |
Заполни таблицу №9 бланка ответов.
Блок 4. Калейдоскоп столицы.
Продолжая знакомство с Москвой, нельзя пройти мимо ее любопытных и порой загадочных достопримечательностей, которые привлекают туристов, историков и всегда были интересны жителям и гостям столицы.
Задание 10
Александровский сад расположен у стен Кремля. Парк был создан после пожаров 1812 года по указу Александра I. Позднее это место назвали его именем. В саду расположено множество исторических объектов и памятников. Найди информацию об этом месте и сообщи наиболее интересный для тебя факт. | |||||
12 февраля 1864 года был открыт Московский зоопарк, старейший и один из самых больших в России. В зоопарке находится более 8 тысяч животных, многие из которых очень редки и занесены в Красную книгу. Ежегодно это место посещает 2 миллиона человек. Выбери животное, которое является символом Московского зоопарка. | |||||
Этот парк располагается на территории Москвы и Московской области. Он является крупнейшим лесным массивом в черте города на территории Европы. Это первый в Российской Федерации Национальный парк - заповедник. Как называется этот уникальный парк? | |||||
Заполни таблицу №10 бланка ответов.
Задание 11
«Триумф Победы» - это один из первых памятников Великой Отечественной войны в Москве, т.к. его строительство началось еще в 1943 году. Именно в этом месте, на окраине Москвы, в 1941 году шли жестокие бои. Поэтому идея битвы за Москву легла в основу скульптурной композиции. Чем является эта композиция? Выбери ответ из предложенных вариантов. а) Обелиск б) Мост в) Монумент г) Улица в городе | ||||
На Красной площади рядом с храмом Василия Блаженного установлен памятник Дмитрию Пожарскому и Кузьме Минину – руководителям народного ополчения. Они смогли объединить людей для борьбы с коварными польскими захватчиками и освободить Москву в 1612 году. Как называется праздник, посвященный этому событию, который отмечается в нашей стране 4 ноября? | ||||
Дорогой друг, продолжая знакомство с достопримечательностями Москвы, нельзя оставить без внимания этих чудесных великанов. На сегодняшний день сохранилось семь высотных зданий, которые были построены в 1940-1950 годах – «Сталинские высотки». Одним из этих зданий является главный корпус Московского Государственного Университета. Он известен не только в России, но и за рубежом. В этом «дворце науки» обучалось немало выдающихся людей. Найди изображение главного корпуса МГУ на представленных ниже фотографиях. | ||||
Заполни таблицу №11 бланка ответов.
Задание 12
Вставь в текст пропущенное слово. В Москве находятся два очень крупных музея изобразительных искусств. В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина представлены работы зарубежных авторов, а в Третьяковской галерее хранятся шедевры ___________ художников. | |||
Почти всем детям известна картина Федора Павловича Решетникова «Опять двойка», находящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Но немногие знают, что она является частью художественной трилогии. | |||
Как ты думаешь, как учится мальчик, изображённый на картине «Прибыл на каникулы»? Чему тебя научила эта трилогия картин? | |||
Как называется единственный в мире московский театр, где главными артистами являются кошки? | |||
Заполни таблицу №12 бланка ответов.
Блок 5. Путешествуя по Москве
Задание 13
Москва еще 200 лет назад нуждалась в общественном транспорте, потому что город быстро рос. Добраться до нужного места становилось все сложнее. Один из старейших видов общественного транспорта появился в столице в 1870 году. Им стала линия конно-трамвайной железной дороги. | ||
Трамвай – вид общественного транспорта, который используется очень давно. Дорогой друг, а ты знаешь, что поездка в трамвае не всегда была такой комфортной, как сейчас: сиденья были деревянными, трясло, зимой холодно как на улице, а летом очень жарко. Со временем трамвай стал более удобным. А в наше время он широко используется не только в Москве, но и в других городах России. | ||
Что означает буква или число, которые есть на каждом трамвае? Выбери ответ из предложенных вариантов. 1) Направление маршрута 2) Обозначение времени движения 3) Обозначает очередность движения | ||
Какой вид тяги используется для современного трамвая? | ||
Заполни таблицу №13 бланка ответов.
Задание 14
Без этого популярного общественного транспорта сложно представить себе облик столицы. Он перевозит миллионы человек ежедневно и является достопримечательностью мирового уровня. Логотип какого вида общественного транспорта представлен на картинке? | |
Это одна из двух станций московского метрополитена, которая используется как выставочный зал. Также она является первой станцией в мире, расположенной на мосту над рекой. Расшифруй ребус и узнай название этой станции. | |
Заполни таблицу №14 бланка ответов.
Задание 15
Развитие авиационного транспорта в Москве началось в 1910 году, т.к. в это время был открыт физический закон подъемной силы крыла. Первый взлет был совершен с грунтовой взлетно-посадочной полосы. Несколько лет спустя был открыт Центральный аэродром. А первые пассажирские перевозки начались в 1922 году. | ||
Дорогой друг, а ты уже летал на самолете? | ||
Вставь слова, подходящие по смыслу. Автомобилем управляет шофер. Локомотивом управляет ____________. Самолетом управляет ___________. Упряжкой лошадей управляет ______. | ||
Заполни таблицу №15 бланка ответов.
Блок 6. Московские сказки
Задание 16
В Большом театре Москвы показывают прекрасный балет «Щелкунчик». Для зрителей он создает атмосферу новогоднего праздника и волшебства. Кто является автором музыки для постановки балета «Щелкунчик» в Большом театре? | |
С каким героем сказки боролся и одержал победу Щелкунчик? |
Заполни таблицу №16 бланка ответов.
Задание 17
На Манежной площади, в бывшем русле реки Неглинки, представлена большая скульптурная композиция героев русских сказок. Перечисли не менее трех персонажей, представленных в этой композиции. | |
Вставь пропущенное слово в русскую пословицу. Кто в Москве не бывал, тот _____________ не видал. |
Заполни таблицу №17 бланка ответов.
Задание 18
В Москве существует музей, названный именем этих двух героев сказок. Из набора слогов выдели имя одного из героев, который является озорной деревянной куклой, нашедшей Золотой ключик. Как зовут второго героя? Кто из этих героев младше? | |
Кого из этих героев нет в сказке «Золотой ключик, или приключения Буратино»? Выбери ответ из предложенных вариантов. | |
1) Фея с голубыми волосами | 2) Сверчок |
Заполни таблицу №18 бланка ответов.
Блок 7. Хочу спросить…
Я надеюсь, что ты вместе со мной узнал много интересного о столице нашей Родины.
А теперь я предлагаю тебе самому придумать вопросы о Москве.
Задание 19
Запиши вопрос, ответ на него и источник информации в таблицу №19 бланка ответов.
Задание 20
Запиши вопрос, ответ на него и источник информации в таблицу №20 бланка ответов.