Тема 1. Понятие истории, формы и способы ее существования в обществе.
УТВЕРЖДАЮ
директор Института истории, гуманитарного и социального образования
_________ _____________
(О. Н. Катионов)
__ _________ 2016 г.
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКУЮ НАУКУ
Направление подготовки:
44.03.01 Педагогическое образование
Профиль:
«История»
Уровень высшего образования:
Бакалавриат
Форма обучения:
|
Программа подготовки:
Академический бакалавриат
|
СОСТАВИТЕЛЬ: д-р ист. наук, профессор, профессор кафедры отечественной и всеобщей истории В. А. Зверев _______________
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
на заседании кафедры отечественной и всеобщей истории
(протокол № 7 от 27 января 2016 г.)
Заведующий кафедрой _______________ Хлытина О. М.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Минобрнауки России от 04 декабря 2015 г. № 1426, профессиональным стандартом «Педагог», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
Дисциплина является обязательной дисциплиной вариативной части блока 1 «Дисциплины»учебного плана образовательной программы, изучается при очной форме обучения в 1 семестре, при заочной на 2 курсе (5 сессия).
Трудоемкость дисциплины:
– очная форма обучения: 3 ЗЕ / 108 часов, в том числе 44 часа – контактная работа с преподавателем, 64 часа – самостоятельная работа;
– заочная форма обучения: 3 ЗЕ / 108 часов, в том числе 14 часов – контактная работа с преподавателем, 94 часа – самостоятельная работа.
Цели освоения дисциплины:ознакомление студентов с особенностями истории как вида научного гуманитарного познания, что поможет им в перспективе овладеть логикой и основными методами научного исторического исследования, а также преподавания истории в общеобразовательной школе.
Планируемые результаты обучения
Дисциплина направлена на формирование компетенции и планируемых результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Перечень планируемых результатов обучения
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы) |
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции | Знать: основные этапы и закономерности исторического развития; источники исторического знания и приемы работы с ними; место и роль России во всемирной истории |
Уметь: использовать полученные знания и умения для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни; формулировать свои мировоззренческие взгляды, действовать в различных жизненных ситуациях, исходя из понимания их исторической обусловленности | |
Владеть: навыками определения степени влияния различных факторов на исторические процессы, и активно использовать знания об этих факторах в обосновании собственной гражданской позиции |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Понятие истории, формы и способы ее существования в обществе.
Обыденное понимание истории: что было или есть – происшествие, приключение, случай; бытописание, описание происшествий, повествование о событиях. Научное понимание истории: 1) история как совокупность событий, происходящих с участием людей во времени; 2) история как образ этих событий в сознании их участников и потомков; 3) история как ремесло людей, которые создают такие образы. Историческое сознание, его свойства. Что такое наука? История как наука. История в других культурных ипостасях – как искусство, как аспект религиозных, идеологических, морально-нравственных, философских систем. Историки и общественная жизнь. Творческая профессия – историк. В чем ценность истории, зачем ее нужно изучать? Назначение исторической науки: роль познавательная, воспитательная, политико-идеологическая, социально-психологическая. Двойственная социальная функция: 1) формирование нации и гражданственности; 2) сохранение социальной памяти, идентичности общества. История мобилизует, борется, врачует (клиотерапия). Исходит ли от истории опасность? Турбулентность истории в средней и высшей школе в эпоху модернизации образования.