Не могу, медведь не пускает
Задание.
Расставь паузы в тексте. Соблюдай правила чтения при диалоге.
Постарайся передать голосом настроение героев.
Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры. Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате и кричали:
- Нам не страшен серый волк!
Потом мама ушла в магазин. А Валя сказала:
- Давай, Петя, сделаем себе домик, как у поросят в сказке.
Мы стащили одеяло и завесили им стол. Получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно! Валя говорит:
- Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого не пустим. А если серый волк придёт, мы его прогоним.
Я говорю:
- Только жаль, что у нас домик без окон. Очень темно.
Валя спрашивает:
- А ты меня видишь?
- Нет! А ты меня? - спросил Петя.
- И я – нет. Я даже себя не вижу, - говорит Валя.
Вдруг меня кто-то как схватит за ногу. Я как закричу. Выскочил из-под стола, а Валя за мной.
- Меня, - говорю, - кто-то за ногу схватил. Может серый волк?
Валя испугалась и бегом из комнаты. Я за ней. Выбежали в коридор. Дверь захлопнули.
- Давай, - говорю - дверь держать, чтобы он не открыл.
Держали мы дверь, держали. Валя и говорит:
-А может быть, там нет никого?
Я говорю:
- А кто же тогда меня за ногу трогал?
- Это я, - говорит Валя. Я хотела узнать, где ты.
- Чего же ты раньше не сказала?
- Я, - говорит - испугалась. Ты меня испугал.
Открыли мы дверь. В комнате никого нет. А к столу подойти боимся: вдруг из-под него серый волк выскочит. Я говорю:
- Пойди, сними одеяло.
А Валя говорит:
- Нет. Ты пойди.
Я говорю:
- Там же нет никого.
- А может есть.
Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул одеяло за край и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. Мы обрадовались. Хотели починить домик, только Валя говорит: «Вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит».
Так и не стали играть в «Три поросёнка»
ü Учимся распределять внимание.
Задание. Расставь буквы соответственно символам.
! | * | J | á | ( | " |
О | А | Т | С | Р | З |
! | " | J | ( | ! | á | ! | J | " | * | ! | ( | * | á | ! | * | ( | " |
J | * | ! | á | ( | J | ( | ! | ( | ( | á | J | * | ! | ! | á | * | J |
( | ! | J | á | ! | " | á | ( | * | J | ! | * | á | " | J | á | ! |
* | ! | ( | ! | ! | * | á | ( | J | á | J | " | á | J | * | " | á | * |
" | ! | á | J | ! | * | " | ( | J | * | á | ! | " | ( | * | J | á |
дата | |||||||||
затраченное время | |||||||||
количество проверенных строк |
Читай, заменяя «его» на «ево» «что» на «што» | Замени каждое слово на противоположное по смыслу. Вместо «го» читай «во» или «ва» | Если ты любишь это делать, поставь плюсик, если нет – минус. «Ться» заменяй на «ца» |
его у него для кого? для чего? кое-что это что? ничего потому что чтобы что-то | у доброго друга у белого дня у старого дедушки из Чёрного моря из тёмного вечера у жадного труса у аккуратного малыша у весёлого гнома с чистого потолка около глубокого озера | смеяться купаться улыбаться подраться помириться влюбляться учиться заработаться проиграться помыться |
Задание. Обведи в овал все сочетания «что», «его» и «ться».
При чтении текста произноси эти сочетания правильно.
«Чепуха».
Лето было в разгаре, июль. Жара стояла невыносимая. Люся с Наташей и Костя с Вадиком вышли во двор. Сели ребята и стали думать, чем бы им заняться.
- Что делать будем? - спросил Вадик.
-Не знаю, - вздохнув, сказала Люся,
- Может, поиграем во что-нибудь? - предложила Наташа.
- Да что-то не хочется. Всё надоело. Скучно как...- тоскливым
голосом еле проговорил Костя.
Солнце печёт, время течёт, а настроение - хуже некуда. Вдруг Наташа оживилась:
- Ребята, я такую игру знаю. Давайте поиграем, «Чепуха» называется.
Она сбегала домой и принесла всем ребятам по листочку бумаги с
карандашом.
-Правила такие, - с азартом стала объяснять Наташа.
-У нас есть пять вопросов. Записываете первый ответ и сворачиваете
его, чтоб никто не видел. А потом листок передаёте соседу. Сосед
пишет ответ на второй вопрос и снова передаёт листок. И так до
конца, а потом получится смешная история.
Вот увидите, вам понравится.
Вопросы были такие: «Кто это или что это?», «Какой он?», «Что делает или сделал?», «Кого встретил?», «Что из этого вышло?» Все отвернулись, и каждый стал писать на своём листке. Наташа написала: «Русалочка», Люся: «Красная шапочка», Вадик: «Кощей Бессмертный», а Костя торопливо вывел: «Гарри Поттер». Когда все ответы были записаны, ребята развернули бумажки и прочитали свои историй. Вот что у них получилось:
|
|
|
|
Они долго смеялись. И в таком прекрасном настроении решили сделать что-нибудь хорошее. Вытащили шланг из окна первого этажа, где жила Люся, и полили все цветы, а заодно и двор, и себя и кота Барсика, одуревшего от жары, и толстого французского бульдога с высунутым языком.
ü Учимся переключать внимание.
Задание. Зачеркни фигурки, как показано на образце. Выбери другие 2-4 элемента и зачеркни их по-другому. Задание выполняй на время.
+ | . | ) | , | ) | - | * | . | ) | . | + | , | ) | |||
) | ) | . | + | , | ) | , | ) | + | . | ) | * | * | . | ||
+ | , | + | * | + | + | , | . | * | . | . | ) | * | . | ||
) | ) | + | * | ) | . | , | ) | + | , | , | |||||
, | , | ) | . | + | . | * | . | . | + | . | * | ||||
* | , | . | * | , | , | ) | , | , | . | , | * | ) | + | , | , |
) | * | + | , | + | * | , | , | ) | + | , | , | ||||
- | - | ) | * | . | * | * | . | - | + | * | * | * | |||
* | ) | , | , | ) | . | + | * | ) | ) | + | ) | + | * | + | |
* | ) | * | , | * | ) | . | . | , | ) | * | . | ||||
. | ) | ) | . | . | ) | + | . | + | * | , | ) | ||||
, | , | , | * | , | , | * | , | , | ) | ) | . | ||||
, | ) | * | - | , | , | + | ) | - | * | , | + | * | ) | , | |
+ | - | - | * | . | * | - | , | * | - | - | * | - | |||
* | * | ) | * | * | ) | . | + | * | ) | . | + | . | , | ||
+ | + | - | ) | * | , | . | * | + | + | + | - | + | |||
* | + | * | ) | - | * | - | * | + | ) | , | . | * | * | * | |
. | + | ) | * | . | - | ) | . | . | ) | * | . | , | , | ||
* | . | ) | + | + | ) | ) | + | ) | , | . | * | , | + | + | |
. | - | , | . | , | + | , | . | ) | ) | ) | * | - | ) | ||
) | + | . | ) | , | * | + | + | , | . | + | ) | . | |||
. | + | * | + | ) | ) | . | + | + | + | . | * | ||||
+ | . | * | + | - | + | . | * | . | , | * | ) | . | * | , | * |
+ | + | - | * | , | * | + | * | . | + | * | . | ) |
Номер попытки | дата | |||
1 попытка | ||||
2 попытка | ||||
3 попытка |
ü Учимся переключать внимание.
Задание.
· 1 этап – назови по порядку все числа белого цвета.
· 2 этап – назови по порядку все числа серого цвета.
· 3 этап – поочерёдно называй числа серого цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа белого цвета в обратном порядке от 12 до 1. Считай так: 1-12,2-11,3-10, 4-9, 5-8 и т.д.
Ударение – звук в слове, который мы произносим с наибольшей силой голоса. Ударение помогает понять смысл слова.
Незнайка научился читать и стал делать ударение на каждом слоге. Вот что у него получилось.
Гвоз-ди-ки сто-я-ли в ва-зе.Никто не мог его понять.
картофель | въехал | карусель |
малиновка | объявление | касатка |
мандаринчик | раскрашивать | костёр |
массировать | раскидывать | краска |
мастерская | расстраиваться | маслёнка |
многосложный | открытие | местечко |
закопаться | рекламировать | монитор |
нарядиться | разыскивать | муравей |
настраивать | подстёжка | находка |
обтачивание | пожар | уборка |
отважный | покой | орден |
магнитофоны | покупка | пальма |
перебрасывать | полка | пауза |
перебрызгивать | помада | панамка |
перекатывать | прививка | паркет |
перекувыркиваться | приз | песня |
понимание | разъяснил | перекус |
подставлять | разъярился | перелом |
правильный | победа | переправа |
прекрасный | повесть | пломбир |
пристегнуть | размотать | пломба |
развешивать | побег | плёнка |
ü Учимся осмысливать прочитанное.
Чтение текста со смысловыми искажениями ставит ребёнка перед необходимо-стью осмысливать текст. Игровой подход наполняет процесс чтения радостью и хорошим настроением.
Задание. Дорогой друг! Прочитай эту историю. Не смотри, что название тебе хорошо знакомо. Тебя ждут самые неожиданные повороты событий. Возьми в руки карандаш и подчеркни все «неправильные» места в тексте. НЕ забывай читать предлоги слитно со следующим словом. Помни про ударение!
Волк и семеро козлят.
Жила-была коза, и было у неё семеро котят. Шестеро белых, а седьмой щенок – красный. Жили они дружно и очень любили друг друга. Вот собралась однажды коза на танцы и говорит:
- Ждите меня дома, козлята, а дверь всем открывайте. Бродит в нашем лесу белый волк. Лапы у него маленькие, когти тупые, а голос грубый и злой. Если откроете, он с вами поиграет. Только она вышла из дома, а волк тут как тут. Тихо-тихо подкрался к двери и завыл своим нежным как у слона голосом:
- Эй, козлятушки – ребятушки! Это я, ваша бабушка пришла, «Сникерс» принесла, отворите, отоприте!
Читай продолжение сказки. Старайся понять смысл слов, в которых пропущены буквы.
- Ты волк – вот ты кто! Ступ_й прочь! Мы т_бе никогд_ не откро_м дверь!
Тогд_ вол_ побеж_л к кондитеру и сказ_л:
- Кондитер, кондит_р! Дай мне самый сладк_й пирог с мёд_м, а не то я теб_ съем!
Кондит_р испугался и отд_л волку сл_дкий пирог с мёдом.
Догадайся, какие слова пропущены.
Волк проглотил пирог, вернулся к домику ****** и запел сладким, как мёд *******.
- Эй, козлятушки - *********! Это я, ваша ****, пришла! Отворите – отоприте!
И белые ******* ему поверили. Но чёрный ******** не поверил и сказал волку:
- А покажи нам, мама, свою ножку!
Тут волк, не долго думая, поднёс к окошку свою страшную лапу с *******. А козлята как ******* её, закричали хором:
- Ступай прочь, хитрый ****! У нашей мамы ножка *****, а у тебя – чёрная.
ü Развиваем внимание.
Задание. Выбери два вида часов. Одни часы - зачеркни, другие – подчеркни. По команде «Начали» выполняешь задание. Как только услышишь сигнал «Внимание», поставь вертикальную линию и выполняй задание наоборот. Ту фигурку, которую только что зачёркивал, теперь надо подчёркивать, а ту, которую подчёркивал, теперь надо зачёркивать. По сигналу «Внимание» возвращаешься к первому варианту выполнения задания.
| | | | ¹ | ¿ | ||||||||
| ¹ | | | ¹ | | ¿ | | | | | ¹ | ¿ | ¿ |
¿ | | | ¿ | | | ¹ | | ¿ | | | | ¹ | |
| | ¿ | | ¹ | | | ¿ | | | ¹ | | | |
¿ | | | ¹ | | | | ¹ | | | | | | |
| | | | | | ¹ | | ¿ | | | | ¿ | |
¿ | | | | ¿ | ¹ | | | ¿ | | | ¹ | | ¿ |
| | | ¿ | ¹ | | | | | ¿ | ¹ | | ¿ | |
¹ | ¿ | | | | | ¿ | | ¿ | | | | ¹ | ¿ |
| | | | ¹ | | | | ¿ | | ¿ | | | |
¿ | ¹ | | | | ¿ | | | ¹ | | ¿ | | | ¿ |
| | | | ¿ | ¿ | | ¿ | | | | ¹ | ¹ | ¿ |
¿ | | ¹ | | ¿ | | | | ¿ | | | ¿ | | |
| | | ¿ | | ¹ | | | | | ¹ | | ¿ | ¿ |
| | | | | ¿ | | ¿ | | ¹ | ¿ | ¿ | | |
¿ | | | ¿ | ¹ | | | | ¿ | | | | ¹ | ¿ |
¿ | ¹ | ¹ | | ¿ | ¹ | ¿ | | | ¿ | | | ¹ | ¿ |
| ¿ | ¹ | | | | | ¿ | | ¹ | ¿ | | ¿ | ¿ |
¿ | | ¿ | | | ¿ | | | | ¿ | | | | ¿ |
¹ | | | ¿ | ¹ | | | ¿ | | | | | ¹ | ¿ |
Номер попытки | дата | |||
1 попытка | ||||
2 попытка | ||||
3 попытка |
Опытный читатель не затрачивает на чтение повторов слова много времени. Развивайте у себя читательскую догадку, читательское чутьё.
Задание 1. На одной строке тебе встретятся два одинаковых слова, стоящих рядом, найди их и подчеркни.
Коньки кони окно кинь конь конь пони окуни откусил откос
Продукты пробка пробка пробить битва бритва пробоина проворно
Плавать плавунец плавник плотно поплавок прилавок прилавок плот
Стирка стайка стелька стелька стулик столик стакан стачка стенка
Коробка коровка кров коробок короб корова корова каравай каркать
Сварить сорить сорить солить снабдить скормить скормить варить
Палка лапка лапша шапка штанга штатив штраф штраф шарф шафран
Будка будто будет буду будить бурка буркнуть кобура кобура
Полёт пилот пуля пулемёт пулька пулька полетел пролёт летать
Волк вот воск визг мозг мозговать мостовая мосты мосты
Песня песок пенал песенка пел пел петушок пеструшка
Холодно холодок холодильник холод хохолок хохолок холл
Радость рады рады радостная обрадоваться радуйся рад
Задание 2. Здесь ты найдёшь слова, наиболее часто встречающиеся в текстах. Читай их до тех пор, пока не научишься узнавать с первого взгляда.
жил-был | сейчас | надо же | чтобы |
увидел | однажды | неужели | наконец |
сказал | сегодня | иначе | который |
говорил | словно | к сожалению | вдруг |
пошёл | потом | обычно | только |
идёт | зачем | что-то | сразу |
отвечает | даже | что это? | очень |
затем | теперь | вот что | здравствуй |
ü Задание. Перед чтением этой сказки, найди все повторы слов «ВОЛК» и «КОНЬ». Во время чтения старайся узнавать повторяющиеся слова. Обращай внимание на окончания таких слов, они постоянно изменяются.
Конь и Волк.
Жил-был - Добрый день, а не заставил Конь
конь. уважаемый конь! работать. насторожился
Пасся он Вы жуёте Вам необходимо Уж кому,кому,
на лугу, с таким аппетитом. набраться сил. а доверять волку
где росла Этим летом - Набраться сил? -последнее дело.
сочная трава Но я Волк
зелёная трава. и вправду хороша. совершенно тем временем
Выбежал Только почему здоров! заходил
на луг вы так бледны? Волк то справа,
голодный волк. Уж обошёл коня, то слева
Увидел не заболели делая вид, и уж был готов
коня ли вы? что наброситься
и облизнулся: - Бледен? осматривает его. на коня,
«Отличный конь. Нет.Нет. А на самом но тут конь
Славный Это я деле воскликнул:
у меня по природе такой, он -Как же я
будет обед. серый в яблоках, присматривался мог забыть.
Жаль, ответил конь. с какой Я
что он Но волк стороны и в самом деле
очень большой. не унимался: лучше напасть плохо себя
Уж - Я всё понимаю. на него. чувствую.
и не знаю, Но вид - Да, дело У меня болит
справлюсь ли я у вас плохо… нога.
с ним? не самый но я врач. Взгляните,
Надо попытаться здоровый. И смогу вас пожалуйста.
перехитрить его». Ваш хозяин вылечить. - Вот
Подошёл волк правильно Доверьтесь теперь - то
к коню поступил, мне. я на него
и вежливо что отпустил и нападу,
так говорит: вас прогуляться, -подумал волк
Конь поднял заднюю ногу и ударил волка копытом в лоб так, что у него искры из глаз посыпались.
- Извините, - сказал конь. Может, продолжим лечение?
- Нет. Нет, - заскулил волк. На сегодня достаточно. У меня ещё много больных. Я, пожалуй, побегу. И помчался без оглядки в лес.
Волк был хитрым, а конь – умным.
ü Расширяем поле зрения.
Упражнение «Столбики»
Задание. Посмотри все фигуры в столбике. Вычеркни те из них, которые не повторяются.
В | А | П | Р | О | Л | Д | З | Ш | Н | К | Ц | В | ||||||||||
И | Е | К | Е | Г | П | К | Р | Е | У | Е | Ф | О | П | З | А | |||||||
П | П | А | Н | Т | В | Е | Р | В | К | Т | А | Ж | Л | |||||||||
1 | Р | К | Н | Б | А | А | П | О | Р | Л | Н | Л | Е | З | Л | |||||||
А | О | Д | П | Е | Р | О | В | У | Н | Р | Л | У | Ж | И | ||||||||
И | У | Н | П | А | Д | Р | П | Р | А | Л | Э | Щ | Н | К | К | У | Т | Р | А | |||
Р | К | Н | Б | А | А | П | О | Р | Л | Н | Л | Е | З | М |
ü Учимся быстро осмысливать прочитанное.
Задание. Подчеркни слова, близкие по смыслу к выделенному слову.
Буря ветер погода ураган вихрь дождик шторм осадки земля небо
Бросать положить кидать идти швырять надолго взять метнуть
Волшебник лжец врун маг чародей баба-яга колдун кудесник
Крестьянин землепашец лапти дяденька пахарь крест хлебороб
Секрет совет сплетня разговор тайна клад
ü Развиваем восприятие.
Задание. Прочитай слово и найди его в таблице. Слово может быть записано только слева направо, горизонтально или вертикально. Найденное слово обведи в овал. Задание выполняется на время. Проверь себя, сколько слов ты сумеешь найти за 1 минуту.
Т | И | Р | Н | П | Н | Д | С |
О | Б | Л | О | Д | К | А | Л |
К | Р | А | С | К | А | Ш | О |
А | К | С | Т | А | К | А | Н |
Р | О | К | Е | Р | О | З | А |
М | С | А | Н | И | Т | А | Р |
А | Т | Ф | А | Л | М | А | З |
Н | Ь | М | А | Л | И | Н | А |
Краска, стена, нос, слон, стакан, ласка, санитар, лодка, карман, кость, алмаз, рокер, роза, малина, Даша, ток, тир.
Если читатель ставит перед собой цель – читать на время и быстро осмысливать содержание, то через некоторое время это входит в привычку, и любое произведение не только быстро читается, но быстро воспринимается.
Когда корабль выходит в море, то капитан точно знает, куда нужно приплыть. Команда запасает нужное количество воды, пищи и горючего. Если корабль выйдет в море без цели, то очень скоро все запасы иссякнут, и команда гибнет. Так и читатель, который не знает, для чего читает, постоянно отвлекается и не может пересказать содержание прочитанного.
Игра «Да – Нет».
Задание. Прочти и пойми за 90 секунд.
Прочитай текст. Накрой содержание листком бумаги, и, не подсматривая в него, ответь на четыре вопроса на понимание текста, подчёркивая «да» или «нет».
Помни, на всё задание отводится всего полторы минуты и ни секундой больше!
Ананас.
В переводе с английского слово ананас означает «сосновое яблоко». Плоды его и вправду похожи на большие шишки. Но растут ананасы не на дереве. Это многолетняя трава по пояс шестилетнему ребёнку.
Вопросы на понимание.
Ø 1. Правда, что ананасы – это шишки? (да, нет)
Ø 2. Правда, что ананасы растут на кустах? (да, нет)
Ø 3. Правда, что ананасы - высокая трава? (да, нет)
Банан.
Банан – это многолетняя трава, размером с трёхэтажный дом. Растут бананы очень быстро. За один год растение успевает вырасти и дать плоды. С каждого растения урожай собирают только один раз. Потом его срубают. А на следующий год из этого корня вырастает новое растение. В тропических странах бананы заменяют людям хлеб.
Вопросы на понимание.
Ø 1. Бананы – это многолетняя трава. (да, нет)
Ø 2. Растёт банан два года. (да, нет)
Ø 3. Плоды срезают два раза в год: летом и зимой. (да, нет)
Ø 4. После сбора урожая дерево спиливают. (да, нет)
ü Учимся находить все повторы слова.
Задание. Внимательно прочитай первое слово. Зрительно запомни его и, не читая, найди на строке ещё несколько его повторов. За одну минуту надо успеть проверить
7-8 строк.
Сом слон сок сом сам сом сын сон скот скотч сом срок стол сбой
Мартмарш марка карта март парта фанта март мак март март
Фишкашишка фикус финиш фишка фишка мишка фирма финка
Кроткровь крот крокус кроты крокет кроль крот кровать кроме
Веритьвера величие верить вертеть верить вертишь ветер верить
Гнатьгнать гонять гнуть гном грабли гнать гонка огонь глубина
Заметказамечание заметить замести заметка заметать заметочка
Пломбаплов пломбир плот пломба плотник пломба плотик пломба
Радостьрадиус радость радуга радио родина родители радость редкость
Светлыйсветлость светлый световой сетевой светлеть светлый светик
Сложитьсторожить сложение сложить служить сложить сложный
Сорокасрок сорняк сорок сорока сорока сорт солодка сорока солод
Толкатьтолк толпа толкать втолковать толковать толкать толковать
Формафорт форма формочка фирма форма формула фото форма
Хранитьхоронить хранить храм храпит хранит хранитель хром
Циклонциклоп цирк циклон циклон цилиндр цинк циклон цикл цинга
Часточасть частное часто часовой чаща часто частить часто часики
Чертачёрт чертить чертовка черта чертог черта черчение черта
Влагавласть влево влага фляга властный влей влага влип враг влага
Данное учебное пособие позволяет в течение 2-3 месяцев устранить причины низкого темпа чтения. Снабжено богатым тренировочным и тестовым материалом.
Учебник предназначен для дошкольников и школьников, имеющих темп чтения 20 – 50 слов в минуту.